Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать выявление основ развития продовольственной безопасности как предмета изучения, определение основных направление развития системы продовольственной безопасности РФ и проанализировать перспективы вступления РФ в ВТО.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Проблема обеспечения продовольственной безопасности в России
1. Актуальные проблемы развития сельского хозяйства в РФ 6
1.1 Понятие продовольственной безопасности. 6
1.2 Продовольственная безопасность РФ как обязательное условие
обеспечения ее независимости. 8
2.Современное состояние продовольственной безопасности 9
2.1 Анализ продовольственной безопасности 9
2.2 Проблемные аспекты продовольственной безопасности 16
3. Решение продовольственной проблемы в РФ 24
3.1 Ограничение импорта 24
3.2 Установление взаимовыгодного сотрудничества между
государством и бизнесом 27
3.3 Проблемы интеграции российской экономики в ВТО 33
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение

Файлы: 1 файл

А КУРСОВАЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОД 02.05.2011.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

      Одним из основных направлений аграрной политики на современном этапе является государственная поддержка как метод государственного регулирования сельского хозяйства в России. Исходя из специфики сельскохозяйственного производства сельскохозяйственные товаропроизводители не обладают достаточным количеством свободных оборотных средств для приобретения сельскохозяйственной техники, оборудования, племенного скота. Данные статьи расходов являются наиболее затратными. Одним из средств обеспечения субъектов аграрного производства, а также методом государственной поддержки и финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей выступает договор лизинга, который в настоящее время приобретает большую популярность. Финансовая аренда представляет собой один из методов государственной поддержки развития сельского хозяйства в тех случаях, когда одной из сторон этого договора (в качестве арендодателя) выступает государство.

Развитие лизинга как  метода государственного регулирования  агропромышленного комплекса в целом, а также сельского хозяйства как отрасли АПК приобретает особую актуальность, что объясняется следующим: а) лизинг с экономической точки зрения выгоднее для сельскохозяйственных товаропроизводителей, чем кредитование или другие методы государственной поддержки (кредитная ставка, авансовые платежи ниже); б) упрощенная процедура приобретения необходимого оборудования или иного имущества по средством финансовой аренды, нежели иными способами; в) финансовая помощь субъектам сельскохозяйственного производства носит реальный характер, так как арендодатель покупает и передает в пользование необходимое арендатору (сельскохозяйственному товаропроизводителю) имущество (например, машиностроительную продукцию, племенной скот) за полную стоимость, а тот, в свою очередь, выплачивает определенные, оговоренные в договоре платежи, при этом пользуясь приобретенным имуществом; г) ввиду того, что арендатор указывает конкретное имущество (сельскохозяйственную технику или оборудование), которое арендодатель обязуется приобрести, сводится к минимуму нецелевое использование денежных средств.

Государство владеет  частью собственности в таких  топливно-энергетических комплексах  как РАО "ЕЭС", Газпром, Нефтекомплексы, а также транспорт, связь и может снижать тарифы на эти ресурсы и оказывать регулирующее влияние на уровень цен на энергоносители, транспортные услуги и связь, которые в настоящее время достигли неимоверного уровня и ежегодно выкачивают из сельского хозяйства по 40 - 50 млрд руб., лишая их возможности заниматься воспроизводством материально-технических ресурсов24.

Следующим механизмом регулирования  процесса воспроизводства материально-технических ресурсов в аграрном секторе АПК, способствующим улучшению финансового состояния сельскохозяйственных организаций как основного фактора воспроизводственных процессов, является государственное регулирование интервенционных цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию.

Часто случается так, что сельскохозяйственные товаропроизводители  испытывают затруднения в реализации произведенной продукции, чем немедленно пользуются перекупщики и забирают ее по мизерным ценам, не покрывающим затрат на ее производство. Таким путем они делают производство сельскохозяйственной продукции убыточным, нерентабельным, лишают сельских товаропроизводителей возможности заниматься воспроизводством израсходованных материально-технических ресурсов и пополнением оборотных средств.

В целях предотвращения подобного явления государство  должно совершенствовать свою интервенционную политику относительно сельских товаропроизводителей, и в случае переполнения рынка сельскохозяйственной продукцией и снижения цены на нее государство обязано закупить ее у сельскохозяйственных организаций по ценам, обеспечивающим им средний уровень доходности, сложившийся на момент применения политики интервенции. Это существенно улучшит финансовое состояние низкорентабельных и убыточных хозяйств, укрепит их воспроизводственную деятельность.

В современных условиях агролизинг, который предпочтительнее осуществлять посредством государственно-частного партнерства, поскольку устойчивое развитие отрасли зависит от рационального и эффективного взаимодействия государства и бизнеса. Термин "государственно-частное партнерство" (далее - ГЧП) представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий. Метод государственных и частных партнерств позволяет мобилизовать финансовые капиталы и технологии в тех областях, в которых государство не имеет возможности сделать это самостоятельно.

Каждый партнер вносит свой вклад в общий проект. Так, бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству. При этом обычно внедряются более эффективные методы работы, совершенствуются техника и технологии, возникают новые формы организации производства, создаются новые предприятия, в том числе с иностранным капиталом, налаживаются эффективные кооперационные связи с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников.

Со своей стороны  государство обеспечивает правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов. В ГЧП оно получает возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Национальный проект "Развитие АПК" в отличие от других имеет явно выраженную специфику - это ГЧП, где основные капиталовложения на создание современных крупных объектов животноводства и конкурентоспособного агробизнеса предусматриваются за счет средств частных предприятий. Государство же оказывает поддержку, играет роль некоего "пускового" механизма, в частности по таким направлениям бюджетной политики, как удешевление кредитов, развитие лизинга. Проект предусматривает выделение государственных средств в объеме в 8 - 10 раз меньше, чем прогнозируемые объемы частных капитальных вложений. Главная задача государства - обрести доверие бизнеса, готового вложить деньги. И выделение 45 млрд руб. в 2009 г. на увеличение уставного капитала ОАО "Россельхозбанк" позволит помимо всего прочего завершить реализацию проектов по строительству животноводческих комплексов в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК".

Для того чтобы перевооружить сельское хозяйство и выйти на нормальный уровень состояния основных фондов, в российский АПК надо привлечь приблизительно 1 трлн руб. Такого объема инвестиции возможны только при интенсивном развитии государственно-частного партнерства (ГЧП) в сельском хозяйстве.

В сложившейся ситуации, в условиях недостаточного бюджетного финансирования лизинговой деятельности привлечение негосударственных инвестиционных ресурсов в лице частных лизинговых компаний приобретает все большую актуальность.

Развитие государственно-частного партнерства в аграрном секторе и на рынке лизинговых услуг имеет большие перспективы, принесет выгоду обоим сторонам. Для государства это в первую очередь дает свои выгоды. Выгоды связаны с ускорением реализации поставленных целей в социально-экономической политике, эффективном использовании выделяемых средств, привлечении знаний и управленческого опыта частного сектора, более гибко реагирующего на изменение рыночных потребностей, обеспечивает снижение нагрузки на бюджеты всех уровней и высвобождение в связи с этим финансовых ресурсов, которые можно направить на решение других социальных задач.

Используя ресурсы крупных  лизинговых компаний частного сектора, создавая условия для их комфортного функционирования в соответствии с определенными целями и задачами политики государства в области развития АПК, можно добиться не только привлечения необходимого количества инвестиций, но и развития конкурентной среды на рынке лизинговых услуг сельского хозяйства, что в итоге положительно скажется на конечном потребителе.

Таким образом, конкретные и стабильные условия инвестиционной деятельности, определенные государством, масштабность проектов и их социально-экономическая направленность с одной стороны, и гибкость бизнес-процессов лизинговых компаний, адекватная масштабности проектов финансовая и интеллектуальная база, а также конкурентная среда с другой стороны, позволяют говорить о реальной возможности запуска механизма государственно-частного партнерства на базе финансовой аренды (лизинга)25.

 

 

3.3 Проблемы интеграции российской экономики во всемирную торговую

                                                      организацию

 

Для продвижения товаров  и услуг, поставляющихся в Российской Федерации на мировой рынок, Правительство РФ вступает в двусторонние и многосторонние переговоры с руководствами иных государств, которые участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеторговых экономических связей.

Уже несколько лет ведется подготовка к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Членство в ВТО даст ряд преимуществ России. К этим преимуществам можно отнести: режим наибольшего благоприятствования, снижение для российских товаров таможенных барьеров, неприменение дискриминационных мер. В свою очередь, государству придется принять встречные обязательства, исполнение которых будет контролироваться международным сообществом. Нарушение этих обязательств может привести к наступлению неблагоприятных последствий - наложению ряда санкций, предусмотренных Соглашением об учреждении ВТО 26.

Всемирная торговая организация  является преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам  и торговле (ГАТТ) и начала свою деятельность с 1 января 1995 года.

Главной задачей ВТО  является либерализация мировой  торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Россия представлена на мировом рынке в основном сырьевыми  товарами. Доля высокотехнологичных  производств крайне мала. Экспорт  сырьевых ресурсов составляет основную доходную часть государственного бюджета. Вместе с тем в ближайшем будущем готовые изделия, определяющие благосостояние человека, подорожают.

Таким образом, возможности  среднестатистического россиянина к покупке товаров сократятся. Такое развитие событий противоречит "Государственной стратегии экономической безопасности РФ", которая закрепляет, что "защита гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни" являются целями ее реализации .27

Значительный сырьевой вывоз в условиях спада производства может быть эффективен лишь при условии возврата экспортных доходов в страну и их использования для решения текущих (выплаты по внешним долгам, расширение объема на экспортных производствах) и перспективных (инвестиции в наукоемкие производства) задач. Однако ни одна из этих задач эффективно не решается.

Конституция России предусматривает  приоритет положений международных договоров перед отечественным правом, поэтому присоединение страны к ВТО связано со значительным объемом нормотворческой деятельности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 1054 был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации, в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти было поручено провести работу по подготовке законопроектов согласно указанному плану.

Действующее законодательство позволяет правительству путем  принятия защитных мер регулировать поступление на отечественный рынок товаров, уровень импорта которых имеет решающее значение для развития определенной отрасли экономики или способен повлиять на состояние экономической устойчивости в целом, провести инвестиционные мероприятия и т.д.

Правовое обеспечение  России в области внешней торговли товарами не дискриминирует интересы иностранных производителей. В настоящее время лицензирование экспорта в рамках квот сохраняется только по весьма ограниченному кругу товаров, по которым существуют международные обязательства России. Импорт товаров в Россию в настоящее время свободен от каких-либо количественных ограничений. Вместе с тем в законодательстве стран, являющихся членами ВТО, имеются дискриминационные ограничения в отношении России. В частности, в разделе 406 Закона о торговле 1974 года США, на основании которого к России как к "коммунистической стране" могут применяться селективные ограничительные меры. Подобная дискриминация показывает, что развитые страны видят в России исключительно экспортера сырья и импортера готовой продукции.

Количественное уменьшение мер нетарифного характера - одно из условий вступления в ВТО. Поэтому у государства остается меньше возможностей для защиты своей экономической безопасности при реальной возможности нанесения существенного ущерба экономике. Правила ВТО о применении защитных мер установлены в Соглашении по защитным мерам, заключенном на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров Генерального соглашения по тарифам и торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 года). Срок действия таких мер не может быть сколь угодно долгим и должен охватывать сравнительно короткие промежутки времени.

Информация о работе Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации