Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать выявление основ развития продовольственной безопасности как предмета изучения, определение основных направление развития системы продовольственной безопасности РФ и проанализировать перспективы вступления РФ в ВТО.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Проблема обеспечения продовольственной безопасности в России
1. Актуальные проблемы развития сельского хозяйства в РФ 6
1.1 Понятие продовольственной безопасности. 6
1.2 Продовольственная безопасность РФ как обязательное условие
обеспечения ее независимости. 8
2.Современное состояние продовольственной безопасности 9
2.1 Анализ продовольственной безопасности 9
2.2 Проблемные аспекты продовольственной безопасности 16
3. Решение продовольственной проблемы в РФ 24
3.1 Ограничение импорта 24
3.2 Установление взаимовыгодного сотрудничества между
государством и бизнесом 27
3.3 Проблемы интеграции российской экономики в ВТО 33
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение

Файлы: 1 файл

А КУРСОВАЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОД 02.05.2011.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

Национальная политика питания базируется на формировании спроса на продовольствие в соответствии с рациональными нормами потребления, но для регионов России характерно несбалансированное питание населения. Обеспечение предложения на продукцию АПК и воздействие на спрос являются основной функцией государства и регионов в области продовольственной безопасности и формировании культуры потребления населения. Стратегия продовольственного обеспечения должна опираться на концепцию сбалансированного питания, большую роль в разработке которой сыграл академик АМН СССР А.А. Покровский, показав среднесуточную оптимальную потребность взрослого человека в пищевых веществах и энергии18.

Весьма показательными являются данные по уровню потребления  основных продуктов питания в отдельных регионах страны по сравнению с общероссийскими показателями. Данное исследование необходимо для выяснения продовольственной ситуации в регионах не только по вопросам, касающимся недостатка продовольствия, но и в сфере маркетинговых исследований, необходимых для наполнения рынка недостающими в данный момент продуктами питания.

Оценку продовольственного потребления регионов можно провести при помощи показателей минимального физиологического набора, подразумевающего минимальную среднероссийскую норму потребления. Данная норма используется для расчета прожиточного минимума и реального порога безопасности, подразумевающего рекомендуемую норму потребления.

Реальный порог безопасности разработан на основе медицинских норм питания, а также в сравнении с нормами развитых, развивающихся стран и стран бывшего СССР. Реальный порог безопасности отражает также специфику питания Российской Федерации, этот показатель рассчитывался как среднероссийский.

                                                                                              

 

 

                                                                                                              Таблица 1.

Пороговые индикаторы потребления  основных

продуктов питания, кг/год

 

Продукты           

Реальный порог   
безопасности  

Минимальный      
физиологический набор

Мясо и мясопродукты            

70        

26,7       

Хлеб и хлебопродукты           

105        

151,1       

Молоко и  молокопродукты        

360        

143,3       

Масло растительное             

13,2      

6,4       

Яйцо, шт/год                   

265        

151,4       

Картофель                      

105        

124,2       

Сахар                          

35,3      

20,7       

Овощи и бахчевые               

140        

94         

Фрукты и  ягоды                 

75        

19,4       

Рыба и рыбопродукты            

18,2      

11,7       


Источник: "Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 20

 

Данные, показанные в  таблице 1 свидетельствуют прежде всего о значительных отклонениях в уровне потребления основных видов продуктов. Реальный порог по потреблению хлеба достигнут, выше рекомендуемой нормы, что говорит о насыщении рациона данным видом продукта. Однако по минимальному набору, используемому для расчета прожиточного минимума, показатель имеет значение, превышающее реальный порог. Это можно объяснить тем, что соотношение углеводов к белкам в организме человека должно находиться в зависимости 4 : 1, но, вероятно, не учитывается то, что углеводы содержатся и в других продуктах питания. Углеводная структура питания поддерживается в некоторых регионах России увеличением потребления сахара.

       Растительный жир является важным компонентом питания и техническим сырьем. В рационе растительные масла используются как в чистом виде, так и в составе многих продуктов, производимых с их применением (маргарина, майонеза, консервов). Показатели потребления растительных жиров в среднем по России имеют уровень ниже предусмотренного в наборе прожиточного минимума, хотя есть тенденция увеличения в рационе граждан этого вида продукта.

Картофель – это один из традиционных продуктов для населения Российской Федерации, поэтому минимальный физиологический набор имеет показатель, превышающий рекомендуемую норму, составляющую 105 кг на человека. Общеизвестно, что мясо - основной источник белка для организма человека, поэтому реальный порог безопасности имеет высокий показатель. Регионы, имеющие достаточные ресурсы и условия для ведения животноводства в состоянии удовлетворять потребность населения в мясных продуктах в количественной форме. Регионам, не имеющим таких условий, приходится ввозить эти продукты из соседних регионов или импортировать. К сожалению, не всегда продукцию, называемую мясопродуктами, можно отнести к таковой. Малообеспеченные слои населения, которым недоступно чистое мясо, стараются заменять его субпродуктами. При этом минимальный порог как бы соблюден, но ценой качества. Поэтому, оценивая потребление мяса и мясопродуктов, следует учитывать, что имеются слои населения, потребляющие чистое мясо, и слои, потребляющие мясные субпродукты.

Положение в аграрном секторе отражается на потреблении  населением многих продуктов. Наблюдается  заметный переход на более дешевые  виды пищи, что свидетельствует об ухудшении качества питания. Наиболее критическое положение сложилось с потреблением качественных (мясо-молочных и рыбных) продуктов питания. В российских условиях норма потребления животного белка, минимально необходимая для нормальной трудовой деятельности (по набору продуктов минимальной потребительской корзины), составляет 29 г на человека в сутки, а уровень, за которым начинаются задержки физического и умственного развития и снижается сопротивляемость организма заболеваниям, - около 20 г. Еще в 1996 г. было отмечено повсеместное уменьшение потребления животного белка. У более чем половины населения оно упало ниже минимальной потребительской отметки, а у 15 млн чел. с наименьшими доходами оно достигло физиологического минимума.

Очередное резкое падение  сельскохозяйственного производства произошло за годы реформ 1992 - 1998 гг., что вызвало ухудшение продовольственного обеспечения страны. Среднесуточный рацион ее жителя сократился на одну тысячу калорий, опустившись до 2240 кал (средний показатель по России)19. Принимая во внимание рост населения Земли и проблемы голода в развивающихся странах, мы приходим к выводу, что продовольствие во все большей степени будет становиться фактором политического и экономического давления в международных отношениях. И поддержание продовольственной безопасности страны и ее регионов становится актуальной задачей поддержания стабильности и целостности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Решение продовольственной проблемы  в РФ

3.1 Ограничение импорта

Национальная безопасность Российской Федерации была закреплена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 20 (далее - Стратегия). В Стратегии под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

      Одной из основных в государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе является эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции. В стратегии обозначено, какое количество продовольствия должна производить страна, чтобы оставаться относительно независимой от импорта. По зерну и картофелю эта цифра должна составить 90%, по молоку и мясу - 85%. Рост импорта важнейших продовольственных товаров, завозимых на территорию Российской Федерации, за период 2008 г.- 2009 г. представлен в таблице 3 (приложение 4).

Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения, как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производятся или производятся в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны в годы первых пятилеток, реконструкция народного хозяйства в послевоенные годы, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большой степени с помощью импорта.

В структуре импорта  существенна доля продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырья для их производства, что  вызвано, кроме других причин, резким сокращением национального производства сельскохозяйственной продукции. На сегодняшний день продовольственная зависимость России от импортных поставок составляет от 40 до 50% по различным оценкам. Критическим уровнем в мировой практике считается 30%. В случае вступления в ВТО эта зависимость может возрасти еще больше, что является усилением угрозы продовольственной безопасности России.

Право ВТО не запрещает  тарифные квоты, когда импорт ниже определенного объема облагается льготной, небольшой пошлиной, а сверх этого уровня - крайне высокой, вплоть до запретительной. Так обстоят дела, например, в Евросоюзе, где доступ на его сельскохозяйственный рынок уже давно распределен между узким кругом стран.

Наша делегация, которая принимала участие в переговорах по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию, согласовала перечень продуктов, в отношении которых возможно применение специальных защитных мер. В случае резкого повышения импорта вводится дополнительная пошлина на объем импорта сверх квоты. В список таких товаров попали лишь мясо, сахар и зерно. При этом установлены обязательства по текущему доступу на рынок, равному среднестатистическому за последние три года. Не секрет, что в данный момент не только в Москве, но и даже в деревнях не всегда можно найти отечественное мясо, а только бразильское, венесуэльское и американское. Такой уровень импорта Россия обязалась сохранить21.

. Право ВТО не распространяется на исчерпаемые природные ресурсы (газ, нефть, уголь). Но это не мешает Евросоюзу требовать приведения Россией внутригосударственных цен на данные ресурсы в соответствие со среднемировыми. Повышение цен на энергоресурсы однозначно ухудшит конкурентное положение российских производителей на отечественном рынке. Сельское хозяйство - это один из крупнейших потребителей нефтепродуктов.

Разрешенный уровень  государственной поддержки сельского хозяйства различается по каждой стране. Он рассчитывается исходя из уровня субсидирования в трехлетний базовый период, предшествовавший вступлению страны в ВТО. В то время, когда в Европе на такой период пришелся пик субсидирования сельского хозяйства, в России оно практически отсутствовало. А это значит, что России будет разрешена поддержка сельского хозяйства в десятки раз меньше, чем в других странах, что, безусловно, скажется на конкурентной ситуации.

Более того, в Европе (в  рамках Всеобщей сельскохозяйственной политики) на агропромышленный сектор расходуется практически половина европейского бюджета, что вызывает недовольство многих стран, однако ЕС внешне оформляет подобные действия в качестве незапрещенных мер "зеленой" корзины.

Поэтому задача России – вступить в ВТО на как можно более достойных и справедливых условиях. Иначе вполне возможно, что отечественное сельское хозяйство, поставленное в жесткие условия правом ВТО, не выдержит конкуренции со стороны импортных товаров, которые дешевле в производстве за счет более благоприятного использования синтетических и модифицированных кормов, высокого уровня государственной поддержки. А если в стране не останется сельскохозяйственной отрасли, производящей основу жизни - продовольствие, Россия не сможет обеспечить продовольственную и экономическую безопасность, будучи зависимой от импорта иностранных товаров аграрного характера22. Россия должна максимально эффективно использовать свой аграрный потенциал, обеспечивая продовольствием не только себя, но и другие страны, и вновь стать одним из ведущих экспортеров продовольствия в мире.

 

 

    3.2 Установление взаимовыгодного сотрудничества между государством

                                         и бизнесом

Сельскохозяйственное  производство является одним из видов предпринимательской деятельности, которое направлено на получение дохода. Следовательно, государство должно создавать экономические условия, обеспечивающие этот доход и не только его, но и возможности вести само производство - платить заработанную плату, приобретать основные и оборотные производственные фонды, т.е. вести как простое, так и расширенное производство.

Мировой опыт свидетельствует, что в кризисных ситуациях  роль государства возрастает. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить активизацию инвестиционной деятельности, оказать влияние на экономику страны, в том числе на ее продовольственное обеспечение за счет самообеспечения продуктами питания или их импорта в страну.

Одним из необходимых  условий развития сельского хозяйства является научно-технический прогресс, в основе которого лежат инвестиционно-инновационные процессы, позволяющие осуществлять расширенное воспроизводство на основе освоения достижений науки и техники.

К сожалению, под влиянием кризисных явлений последних лет инновационный процесс в сельском хозяйстве замедлился. Между тем инновации на современном этапе развития сельского хозяйства находятся в тесной взаимосвязи с производством, распространением знаний и информации, приобретая значение важного фактора производства, от использования которого зависит экономический рост в каждом хозяйстве.

Инновационная деятельность в АПК получает дальнейшее развитие как закономерное явление современной жизни в первую очередь в передовых хозяйствах и агропромышленных объединениях, повышая их инвестиционную привлекательность. Для поддержания бесперебойной производственной деятельности в сельском хозяйстве, расширения масштабов производства основных видов продукции в этой отрасли, решения социальных проблем сельских жителей предприятия АПК приобретают новые виды техники, машин, оборудования, используют инновационные технологии, обучают персонал и т.п., т.е. осуществляют инновационно-инвестиционную деятельность23.

Информация о работе Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации