Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать выявление основ развития продовольственной безопасности как предмета изучения, определение основных направление развития системы продовольственной безопасности РФ и проанализировать перспективы вступления РФ в ВТО.
ВВЕДЕНИЕ 3
Проблема обеспечения продовольственной безопасности в России
1. Актуальные проблемы развития сельского хозяйства в РФ 6
1.1 Понятие продовольственной безопасности. 6
1.2 Продовольственная безопасность РФ как обязательное условие
обеспечения ее независимости. 8
2.Современное состояние продовольственной безопасности 9
2.1 Анализ продовольственной безопасности 9
2.2 Проблемные аспекты продовольственной безопасности 16
3. Решение продовольственной проблемы в РФ 24
3.1 Ограничение импорта 24
3.2 Установление взаимовыгодного сотрудничества между
государством и бизнесом 27
3.3 Проблемы интеграции российской экономики в ВТО 33
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение
Национальная политика питания базируется на формировании спроса на продовольствие в соответствии с рациональными нормами потребления, но для регионов России характерно несбалансированное питание населения. Обеспечение предложения на продукцию АПК и воздействие на спрос являются основной функцией государства и регионов в области продовольственной безопасности и формировании культуры потребления населения. Стратегия продовольственного обеспечения должна опираться на концепцию сбалансированного питания, большую роль в разработке которой сыграл академик АМН СССР А.А. Покровский, показав среднесуточную оптимальную потребность взрослого человека в пищевых веществах и энергии18.
Весьма показательными являются данные по уровню потребления основных продуктов питания в отдельных регионах страны по сравнению с общероссийскими показателями. Данное исследование необходимо для выяснения продовольственной ситуации в регионах не только по вопросам, касающимся недостатка продовольствия, но и в сфере маркетинговых исследований, необходимых для наполнения рынка недостающими в данный момент продуктами питания.
Оценку продовольственного потребления регионов можно провести при помощи показателей минимального физиологического набора, подразумевающего минимальную среднероссийскую норму потребления. Данная норма используется для расчета прожиточного минимума и реального порога безопасности, подразумевающего рекомендуемую норму потребления.
Реальный порог безопасности разработан на основе медицинских норм питания, а также в сравнении с нормами развитых, развивающихся стран и стран бывшего СССР. Реальный порог безопасности отражает также специфику питания Российской Федерации, этот показатель рассчитывался как среднероссийский.
Пороговые индикаторы потребления основных
продуктов питания, кг/год
Продукты |
Реальный порог |
Минимальный |
Мясо и мясопродукты |
70 |
26,7 |
Хлеб и хлебопродукты |
105 |
151,1 |
Молоко и молокопродукты |
360 |
143,3 |
Масло растительное |
13,2 |
6,4 |
Яйцо, шт/год |
265 |
151,4 |
Картофель |
105 |
124,2 |
Сахар |
35,3 |
20,7 |
Овощи и бахчевые |
140 |
94 |
Фрукты и ягоды |
75 |
19,4 |
Рыба и рыбопродукты |
18,2 |
11,7 |
Источник: "Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 20
Данные, показанные в таблице 1 свидетельствуют прежде всего о значительных отклонениях в уровне потребления основных видов продуктов. Реальный порог по потреблению хлеба достигнут, выше рекомендуемой нормы, что говорит о насыщении рациона данным видом продукта. Однако по минимальному набору, используемому для расчета прожиточного минимума, показатель имеет значение, превышающее реальный порог. Это можно объяснить тем, что соотношение углеводов к белкам в организме человека должно находиться в зависимости 4 : 1, но, вероятно, не учитывается то, что углеводы содержатся и в других продуктах питания. Углеводная структура питания поддерживается в некоторых регионах России увеличением потребления сахара.
Растительный жир является важным компонентом питания и техническим сырьем. В рационе растительные масла используются как в чистом виде, так и в составе многих продуктов, производимых с их применением (маргарина, майонеза, консервов). Показатели потребления растительных жиров в среднем по России имеют уровень ниже предусмотренного в наборе прожиточного минимума, хотя есть тенденция увеличения в рационе граждан этого вида продукта.
Картофель – это один из традиционных продуктов для населения Российской Федерации, поэтому минимальный физиологический набор имеет показатель, превышающий рекомендуемую норму, составляющую 105 кг на человека. Общеизвестно, что мясо - основной источник белка для организма человека, поэтому реальный порог безопасности имеет высокий показатель. Регионы, имеющие достаточные ресурсы и условия для ведения животноводства в состоянии удовлетворять потребность населения в мясных продуктах в количественной форме. Регионам, не имеющим таких условий, приходится ввозить эти продукты из соседних регионов или импортировать. К сожалению, не всегда продукцию, называемую мясопродуктами, можно отнести к таковой. Малообеспеченные слои населения, которым недоступно чистое мясо, стараются заменять его субпродуктами. При этом минимальный порог как бы соблюден, но ценой качества. Поэтому, оценивая потребление мяса и мясопродуктов, следует учитывать, что имеются слои населения, потребляющие чистое мясо, и слои, потребляющие мясные субпродукты.
Положение в аграрном секторе отражается на потреблении населением многих продуктов. Наблюдается заметный переход на более дешевые виды пищи, что свидетельствует об ухудшении качества питания. Наиболее критическое положение сложилось с потреблением качественных (мясо-молочных и рыбных) продуктов питания. В российских условиях норма потребления животного белка, минимально необходимая для нормальной трудовой деятельности (по набору продуктов минимальной потребительской корзины), составляет 29 г на человека в сутки, а уровень, за которым начинаются задержки физического и умственного развития и снижается сопротивляемость организма заболеваниям, - около 20 г. Еще в 1996 г. было отмечено повсеместное уменьшение потребления животного белка. У более чем половины населения оно упало ниже минимальной потребительской отметки, а у 15 млн чел. с наименьшими доходами оно достигло физиологического минимума.
Очередное резкое падение
сельскохозяйственного
3. Решение продовольственной
3.1 Ограничение импорта
Национальная безопасность Российской Федерации была закреплена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 20 (далее - Стратегия). В Стратегии под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Одной из основных в государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе является эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции. В стратегии обозначено, какое количество продовольствия должна производить страна, чтобы оставаться относительно независимой от импорта. По зерну и картофелю эта цифра должна составить 90%, по молоку и мясу - 85%. Рост импорта важнейших продовольственных товаров, завозимых на территорию Российской Федерации, за период 2008 г.- 2009 г. представлен в таблице 3 (приложение 4).
Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения, как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производятся или производятся в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны в годы первых пятилеток, реконструкция народного хозяйства в послевоенные годы, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большой степени с помощью импорта.
В структуре импорта
существенна доля продовольственных
товаров и
Право ВТО не запрещает тарифные квоты, когда импорт ниже определенного объема облагается льготной, небольшой пошлиной, а сверх этого уровня - крайне высокой, вплоть до запретительной. Так обстоят дела, например, в Евросоюзе, где доступ на его сельскохозяйственный рынок уже давно распределен между узким кругом стран.
Наша делегация, которая принимала участие в переговорах по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию, согласовала перечень продуктов, в отношении которых возможно применение специальных защитных мер. В случае резкого повышения импорта вводится дополнительная пошлина на объем импорта сверх квоты. В список таких товаров попали лишь мясо, сахар и зерно. При этом установлены обязательства по текущему доступу на рынок, равному среднестатистическому за последние три года. Не секрет, что в данный момент не только в Москве, но и даже в деревнях не всегда можно найти отечественное мясо, а только бразильское, венесуэльское и американское. Такой уровень импорта Россия обязалась сохранить21.
. Право ВТО не распространяется на исчерпаемые природные ресурсы (газ, нефть, уголь). Но это не мешает Евросоюзу требовать приведения Россией внутригосударственных цен на данные ресурсы в соответствие со среднемировыми. Повышение цен на энергоресурсы однозначно ухудшит конкурентное положение российских производителей на отечественном рынке. Сельское хозяйство - это один из крупнейших потребителей нефтепродуктов.
Разрешенный уровень государственной поддержки сельского хозяйства различается по каждой стране. Он рассчитывается исходя из уровня субсидирования в трехлетний базовый период, предшествовавший вступлению страны в ВТО. В то время, когда в Европе на такой период пришелся пик субсидирования сельского хозяйства, в России оно практически отсутствовало. А это значит, что России будет разрешена поддержка сельского хозяйства в десятки раз меньше, чем в других странах, что, безусловно, скажется на конкурентной ситуации.
Более того, в Европе (в рамках Всеобщей сельскохозяйственной политики) на агропромышленный сектор расходуется практически половина европейского бюджета, что вызывает недовольство многих стран, однако ЕС внешне оформляет подобные действия в качестве незапрещенных мер "зеленой" корзины.
Поэтому задача России – вступить в ВТО на как можно более достойных и справедливых условиях. Иначе вполне возможно, что отечественное сельское хозяйство, поставленное в жесткие условия правом ВТО, не выдержит конкуренции со стороны импортных товаров, которые дешевле в производстве за счет более благоприятного использования синтетических и модифицированных кормов, высокого уровня государственной поддержки. А если в стране не останется сельскохозяйственной отрасли, производящей основу жизни - продовольствие, Россия не сможет обеспечить продовольственную и экономическую безопасность, будучи зависимой от импорта иностранных товаров аграрного характера22. Россия должна максимально эффективно использовать свой аграрный потенциал, обеспечивая продовольствием не только себя, но и другие страны, и вновь стать одним из ведущих экспортеров продовольствия в мире.
3.2 Установление взаимовыгодного сотрудничества между государством
Сельскохозяйственное производство является одним из видов предпринимательской деятельности, которое направлено на получение дохода. Следовательно, государство должно создавать экономические условия, обеспечивающие этот доход и не только его, но и возможности вести само производство - платить заработанную плату, приобретать основные и оборотные производственные фонды, т.е. вести как простое, так и расширенное производство.
Мировой опыт свидетельствует, что в кризисных ситуациях роль государства возрастает. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить активизацию инвестиционной деятельности, оказать влияние на экономику страны, в том числе на ее продовольственное обеспечение за счет самообеспечения продуктами питания или их импорта в страну.
Одним из необходимых условий развития сельского хозяйства является научно-технический прогресс, в основе которого лежат инвестиционно-инновационные процессы, позволяющие осуществлять расширенное воспроизводство на основе освоения достижений науки и техники.
К сожалению, под влиянием кризисных явлений последних лет инновационный процесс в сельском хозяйстве замедлился. Между тем инновации на современном этапе развития сельского хозяйства находятся в тесной взаимосвязи с производством, распространением знаний и информации, приобретая значение важного фактора производства, от использования которого зависит экономический рост в каждом хозяйстве.
Инновационная деятельность в АПК получает дальнейшее развитие как закономерное явление современной жизни в первую очередь в передовых хозяйствах и агропромышленных объединениях, повышая их инвестиционную привлекательность. Для поддержания бесперебойной производственной деятельности в сельском хозяйстве, расширения масштабов производства основных видов продукции в этой отрасли, решения социальных проблем сельских жителей предприятия АПК приобретают новые виды техники, машин, оборудования, используют инновационные технологии, обучают персонал и т.п., т.е. осуществляют инновационно-инвестиционную деятельность23.
Информация о работе Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации