Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:56, курсовая работа
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт вед
Введение……………………………………………………………………….………...3
Глава 1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России
1.1. Исторические аспекты развития малого бизнеса……………………….………..5
1.2. Виды малых предприятий, их особенности и функции………………..………...7
1.3. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью………………………………………..……………………………..9
1.4. Социальная значимость малого предпринимательства…………..……………..13
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения
2.1. Особенности развития малого предпринимательства на современном этапе…………………………………………………………………………...………….17
2.2. Кредитование малого бизнеса………………………………………..…...............23
2.3. Влияние кризисных явлений в экономике РФ на малый бизнес…….
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса………………….………………..30
Заключение……………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
филиал в г. Бийске
кафедра «Экономика»
Курсовая работа
По дисциплине: «Микроэкономика»
На тему: «Проблемы развития малого бизнеса в России»
Выполнил:
студентка 1 курса ОЗО
группа 193
Фёдорова Ю.В.
Бийск 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России
1.1. Исторические аспекты развития малого бизнеса……………………….………..5
1.2. Виды малых предприятий, их особенности и функции………………..………...7
1.3. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью………………………………………
1.4. Социальная значимость малого предпринимательства…………..……………
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения
2.1. Особенности развития малого предпринимательства на современном этапе…………………………………………………………………
2.2. Кредитование малого бизнеса………………………………………..….....
2.3. Влияние кризисных явлений в экономике РФ на малый бизнес…….
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса………………….………………..30
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Целью данной курсовой работы является раскрытие основных проблем развития малого бизнеса в России. Для этого необходимо выделить методы исследования:
- изучение исторических аспектов развития малого бизнеса;
- изучение проблем развития малого бизнеса на современном этапе и пути их решения;
- рассмотрение государственной поддержки малого бизнеса.
Объект исследования данной курсовой работы – малый бизнес. Предмет исследования – проблемы его развития в современной России.
В первой главе курсовой работы отражаются характеристика развития малого бизнеса, исторические аспекты его развития, виды малых предприятий, а также социальная значимость малого предпринимательства.
Во второй главе описываются итоги развития малого бизнеса в России. Раскрываются основные проблемы малого бизнеса и его государственная поддержка.
В заключении содержаться выводы по проделанной работе.
Для написания данной курсовой работы, были использованы такие источники информации как статья Ровенского Ю.А. «Эволюция малого предпринимательства в России» в «Социально-политическом журнале», статья Шулуса А. «Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки» в Российском экономическом журнале, книга Бабаевой Л.Б. «Малый бизнес в России» и др. В этих источниках информации обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых предприятий.
Глава 1. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика
1.1. Исторические аспекты развития малого бизнеса
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов:
Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.
1.2. Виды малых предприятий, их особенности и функции
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.
В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Информация о работе Проблемы развития малого бизнса в России