Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:56, курсовая работа
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт вед
Введение……………………………………………………………………….………...3
Глава 1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России
1.1. Исторические аспекты развития малого бизнеса……………………….………..5
1.2. Виды малых предприятий, их особенности и функции………………..………...7
1.3. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью………………………………………..……………………………..9
1.4. Социальная значимость малого предпринимательства…………..……………..13
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения
2.1. Особенности развития малого предпринимательства на современном этапе…………………………………………………………………………...………….17
2.2. Кредитование малого бизнеса………………………………………..…...............23
2.3. Влияние кризисных явлений в экономике РФ на малый бизнес…….
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса………………….………………..30
Заключение……………………
Системы мер поддержки малого предпринимательства, сложившиеся к настоящему времени в различных странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их основе концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых средств, объема вовлеченных бюджетных ресурсов. В ЕС, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы здесь уделяется все больше внимания разработке и проведению единой межгосударственной политики в отношении сектора малого предпринимательства.
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их
решения
2.1. Особенности развития малого предпринимательства на современном этапе
В настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. Малый бизнес в ближайшей перспективе должен стать рычагом в создании новой модели организации российской промышленности.
Изучение и анализ состояния и развития малого бизнеса в современных условиях предполагают в первую очередь рассмотрение критериев отнесения предприятий к малым. В Европе, Северной Америке и РФ данные критерии достаточно различны, но их объединяет общая основа: форма собственности, объем оборота, число занятых работников, объем произведенной продукции, выручка от реализации произведенных товаров и оказанных услуг и др. На сегодняшний день в мире не выработано единого подхода, позволяющего относить предприятия к малым или средним. В одних государствах применяется весь спектр критериев в целом, в других только его составляющие.
Предприятия считаются наименьшими (микропредприятия), если численность занятых в них не превышает 25 человек, включая владельца. К малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 25 до 99 человек. Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малых, если их оборот находится в пределах 18 млн. долл. в год. В розничной торговле и сфере обслуживания, включая транспортные средства, этот предел равен 5 млн. долл.
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ˂22˃ лимитируются доля участия других лиц, численность работников и выручка организации. К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
- доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;
- доля участия других юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в капитале малого или среднего предприятия не должна превышать 25%;
- средняя численность занятых за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, а для "микропредприятий", выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать 15 человек;
- предельные выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия - 60 млн. руб.;
малые предприятия - 400 млн. руб.;
средние предприятия - 1000 млн. руб. <16>.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием - численности работников либо размера выручки от реализации произведенных товаров либо оказанных услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Многообразие критериев в разных странах связано с особенностями политического строя, структуры экономики, нормативно-правовой базы, а также отношением государства к роли малого предпринимательства в экономике и производстве того или иного государства, что отражается на удельном весе малых предприятий в общем хозяйственном комплексе государств (таблица 1).
Таблица 1
Показатели развития малого бизнеса в России
и за рубежом
| Количество | Количество | Занято | Доля малых | Доля малых |
Великобритания | 2 630 | 46 | 13,6 | 49 | 50 - 53 |
Германия | 2 290 | 37 | 18,5 | 46 | 50 - 52 |
Италия | 3 920 | 68 | 16,8 | 73 | 57 - 60 |
Франция | 1 980 | 35 | 15,2 | 54 | 55 - 62 |
Страны ЕС | 15 770 | 45 | 68 | 72 | 63 - 67 |
США | 19 300 | 74,2 | 70,2 | 54 | 50 - 52 |
Япония | 6 450 | 49,6 | 39,5 | 78 | 52 - 55 |
| 843, в том |
|
|
|
|
Применение различных критериев отнесения предприятий к малым в России обусловлено различными целями. Так, одни из них направлены на право применения упрощенной системы налогообложения, другие - на право применения единого налога на вмененный доход, третьи - на освобождение от уплаты НДС, четвертые - на получение субсидиарной помощи от государства. Современное правительство России отводит малому предпринимательству большую роль в экономической политике государства, что является основанием для применения единого подхода отнесения предприятий к малому бизнесу независимо от цели, будь то налогообложение, статистические наблюдения или определение роли малого бизнеса в общей массе ВВП.
Единый подход может соединить в себе элементы отечественного и европейского критериев. Такой подход должен отвечать трем основным критериям, один из которых количественный, а два других финансовые (качественные). Помимо этого необходимо соблюдение условий, указанных в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Количественным показателем может являться, как и сегодня, численность занятых на предприятии, а финансовыми - выручка от реализации, а также величина балансовой стоимости активов. Конечно, данные показатели должны формироваться в зависимости от вида экономической деятельности, ведь предприятия промышленности и рыбоводства не могут иметь одно число рабочих и одинаковую выручку, а тем более одинаковую балансовую стоимость активов. Наличие двух финансовых показателей позволит определить реальную значимость предприятия и его позицию среди конкурентов.
В таблице 1 отражены основные показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в экономически развитых странах. В современной экономике промышленно развитых стран от 50 до 60% валового внутреннего продукта приходится на малые предприятия. Например, в Великобритании этот показатель составляет от 50 до 53%, в странах ЕС - от 63 - 67%, в Японии данный показатель составляет 55% от общей доли всего ВВП; для сравнения, в России данный показатель составляет от 9 до 12,5%. Для сравнения рассмотрим такой показатель, как число занятых на малых предприятиях. В Российской Федерации число работающих на малых предприятиях составляет около 9 млн. человек, это 17,8% от общей доли работающего населения. В странах ЕС на малых предприятиях работают 68 млн. человек, что составляет 72% от числа занятых, в Японии - 39,5 млн. человек, это около 78% всех занятых в стране.
Приведенное сравнение деятельности малого предпринимательства в России и за рубежом свидетельствует о различном вкладе малого предпринимательства в экономику и в решение социальных проблем в нашей стране и промышленно развитых странах. Опережающее развитие малого предпринимательства за рубежом обусловлено более длительным становлением этой сферы хозяйствования, а также реализацией комплекса разнообразных мер по реализации государственной поддержки предпринимательства в общем. Считается, что малое предпринимательство должно служить основным механизмом обеспечения занятости населения, однако первоочередной задачей является не количественный показатель числа занятых на малых предприятиях, а уровень образования, профессионализма и квалификация работников.
Важную роль для развития малого предпринимательства сыграли принятые в 1986 г. Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" ˂4˃, в 1987 г. Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)" ˂5˃. Данный период принято считать началом возникновения российского малого бизнеса, на сегодняшний день малое предпринимательство находится на четвертом этапе своего развития, так называемом этапе расширения и укрепления.
Начиная с 2001 г. число малых предприятий растет. За пять лет число малых предприятий выросло на 200 тыс. Оборот малых предприятий увеличился на 3 млрд. руб., что составляет 26% от общего оборота всех предприятий. Показатель занятости на малых предприятиях увеличивается от года к году. Сегодня доля занятых на малых предприятиях достигло 18% от общего числа работающего населения, это доля без внешних совместителей. На конец 2006 г. число работающих в сфере малого бизнеса достигла 8,5 млн. человек, прирост численности за последние пять анализируемых лет составил 32%. Данные цифры подтверждают тот факт, что молодым специалистам проще устроится работать на предприятие с незначительными объемами производства продукции или оказанием услуг, нежели на крупное промышленное предприятие, где вознаграждение за труд чаще всего уступает заработной плате, получаемой на малом предприятии. В дальнейшем рост данного показателя не снизится. Другое дело, насколько люди, работающие в сфере малого бизнеса, профессиональны как менеджеры и управленцы. Ведь от этого зависит, по какому пути пойдет тот или иной субъект малого предпринимательства. Будет ли предприятие динамично развиваться, совершенствовать производственный процесс, вносить свой вклад в экономику государства или "застрянет" на этапе развития и становления.
Становление и развитие малых предприятий происходит в результате использования собственных средств учредителей. Сегодня с "легкой руки" государства кредитные организации позволяют сформировать капитал за счет заемных средств, которые выдаются на короткий срок, под значительный процент и при наличии значительного залогового имущества. Чаще всего на начальном этапе развития субъект малого предпринимательства не сможет позволить себе взять ссуду ввиду отсутствия имущества, невозможности краткосрочного налаживания производственного процесса, что позволило бы увеличить оборачиваемость заемных средств и ускорить возврат ссуды и уплату процентов.
Несмотря на предпринятые шаги помощи в развитии и поддержке малого предпринимательства со стороны государственных органов, значительного роста количественного показателя малых предприятий или укрепления экономики государства за счет малого бизнеса не произошло. Проанализировав несколько периодов развития и становления малого бизнеса, с уверенностью можно сказать, что сфера малого предпринимательства развивается "поступательно". Увеличится или уменьшится экономический вес малого предпринимательства - зависит от стабильности сегодняшней экономики и мер государства по укреплению данного сектора. Если субъект предпринимательства будет уверен в экономической стабильности и целенаправленной помощи государства в налогово-кредитной политике, направленной на повышение эффективности бизнеса, то и развитие бизнеса будет более поступательным и энергичным.
2.2. Кредитование малого бизнеса
Кредитование малого бизнеса (КМБ) в России в последнее время растет опережающими темпами. Большой объем кредиторов, выданных малому бизнесу, свидетельствует о серьезной диверсификации банковского портфеля и высокой деловой репутации самого банка. Однако дальнейшее развитие этого сектора, по мнению экспертов рынка, во многом зависит от государственной политики в этой сфере. По итогам 2008 года темпы роста портфеля кредиторов малому бизнесу в России обогнали и корпоративное, и розничное кредитование. Если портфель корпоративных кредитов вырос за 2007 г. на 49%, а портфель кредитов физическим лицам – на 57%, то кредиты малому бизнесу в активах банков увеличились на 62%, достигнув 54,1 млрд. долл. При этом кредиты непосредственно малому бизнесу выросли почти вдвое – до 21 млрд. долл.
Первый, экстенсивный, этап развития сегодня закончен – федеральные банки нарастили филиальные сети и столкнулись с системным ограничением, требующим дальнейшего расширения географического покрытия и создания новых привлекательных кредитных продуктов. Действительно, уже в прошлом 2008 году отчасти из-за насыщения рынка кредитования, отчасти из-за негативных тенденций на мировых площадках темпы прироста филиальной сети существенно снизились.
Наиболее приемлемым путем развития данного вида кредитования могли бы стать специализированные эксклюзивные продуктовые предложения, ориентированные на потребности малого бизнеса по срокам, целям и объемам. Банки сегодня зачастую скатываются в 2 крайности, такие как:
- вырождение кредита на развитие малого бизнеса в «квазиипотечный» с полным залоговым обеспечением;
- превращение КМБ в заурядный потребительский кредит, то есть быстрый, дорогостоящий и без всякого обеспечения.
В то же время именно объемы КМБ являются важнейшей качественной характеристикой современного банка. Некоторые эксперты финансового рынка указывают на то, что для большинства российских банков сектор КМБ является если не бесперспективным, то, по меньшей мере, малодоходным и поэтому неинтересным. Иного мнения придерживается начальник управления маркетинга банка «УРАЛСИБ» Михаил Воронько. Для банков, по его мнению, кредитование малого бизнеса выгодно по следующим причинам:
- во-первых, этот сектор в настоящее время по своим экономическим показателям развивается достаточно высокими темпами, опережающими общий рост экономики РФ. Одновременно растет спрос на финансовые ресурсы. Более того, по исследованиям экспертов «УРАЛСИБа», в 2008 г. объем кредитного портфеля малому бизнесу увеличился на 74,5%, до 44 млрд. долл.
Информация о работе Проблемы развития малого бизнса в России