Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:56, курсовая работа
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт вед
Введение……………………………………………………………………….………...3
Глава 1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России
1.1. Исторические аспекты развития малого бизнеса……………………….………..5
1.2. Виды малых предприятий, их особенности и функции………………..………...7
1.3. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью………………………………………..……………………………..9
1.4. Социальная значимость малого предпринимательства…………..……………..13
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения
2.1. Особенности развития малого предпринимательства на современном этапе…………………………………………………………………………...………….17
2.2. Кредитование малого бизнеса………………………………………..…...............23
2.3. Влияние кризисных явлений в экономике РФ на малый бизнес…….
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса………………….………………..30
Заключение……………………
- во-вторых, при кредитовании малого бизнеса банк может сформировать устойчивый диверсифицированный портфель кредитов. Следует также учесть ограниченные возможности малого бизнеса по источникам привлечения финансовых ресурсов. Действительно, такие механизмы привлечения денег, как облигационные займы или первичное размещение для малых предприятий, просто невозможны по известным причинам.
Между тем данный сегмент рынка растет крайне неравномерно. По отраслевой структуре львиную долю в клиентском портфеле для малого бизнеса занимают предприятия торговли, обрабатывающей промышленности и строительства. Лидерами по объемам кредитования остаются Центральный и Приволжский федеральные округа. К негативным моментам развития сегмента КМБ М.Воронько относит пока еще недостаточную развитость сектора, растущего в основном за счет индивидуальных предпринимателей, отсутствие возможностей по финансированию механизмов государственной поддержки малого предпринимательства.
Большинство аналитиков рынка также считают, что решение проблем КМБ зависит во многом от государственной политики. Лишь государство с его финансовыми ресурсами способно создать здравую систему рефинансирования кредитов малого бизнеса, наладить информационное обеспечение банковской деятельности, то есть объяснить предпринимателям выгоды сотрудничества с банками.
При условии активной стратегии государства к 2010 г. портфель кредитов малому бизнесу может составить порядка 280 млрд. долл., в противном случае – лишь 168 млрд. долл.
Но так как наш государственный механизм не отличался ранее завидной скоростью в принятии решений относительно судьбы малого бизнеса, поэтому ждать, что государство в этот раз займет активную позицию по этой проблеме, представляется сегодня маловероятным.
2.3. Влияние кризисных явлений в экономике РФ на малый бизнес
Кризисные явления в экономике России обусловливают повышение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий, поэтому необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства. Об этом недавно заявили эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).
По данным Федеральной службы государственной статистики число малых предприятий на 1 января 2008 г. превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. человек. В 2007 г. продолжали расти объемы оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 г. можно рассматривать как положительные. Тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006 - 2008 гг. была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.
Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть снижены воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированными в III квартале 2008 г. К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность. Существуют также и специфические факторы:
- резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам.
Как правило, субъекты малого предпринимательства в меньшей степени, чем крупные и средние предприятия, пользуются кредитами для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Они используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящее время испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять им кредиты.
Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам. Это приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства смогут рассчитывать на получение кредита.
- высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса.
Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на их товары и услуги окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к уменьшению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятие снизить издержки за счет сокращения объема выпуска продукции и штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
- нецелесообразность использования при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции", поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.
- увеличение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий.
В случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые из этих организаций могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.
- вынужденный уход в теневой сектор малых предприятий.
В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск - на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление в целях сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.
В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике субъекты малого предпринимательства будут:
1. Замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение деятельности (покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);
2. Прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
3. Пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию);
4. Наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков и перестанут пользоваться услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.
Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К ним прежде всего относятся:
- предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
- предприятия, производящие товары (услуги) с неэластичным спросом;
- предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
- предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
- предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному (муниципальному) заказу.
Кризис может привести к значительному количественному сужению малого бизнеса, т.е. к уходу с рынка (прежде всего "в тень") части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, а также к сокращению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Анализ специфики кризисных явлений и малого бизнеса позволил определить основные проблемы субъектов малого предпринимательства (таблица 2).
Таблица 2
Основные проблемы субъектов малого предпринимательства
Категория субъектов малого | Проблемы |
Субъекты МП, которые активно | Отсутствие доступа к банковскому |
Субъекты МП, производящие | Снижение спроса на продукцию, риск |
Субъекты МП, оказывающие | Снижение спроса на услуги, риск |
Субъекты МП, действующие в сфере | Снижение спроса на продукцию и услуги, |
Субъекты МП, действующие в | Повышение стоимости импортной продукции, |
Субъекты МП, действующие в сфере | Снижение спроса на продукцию и услуги, |
Субъекты МП, оказывающие услуги | Снижение спроса на продукцию и услуги, |
Субъекты МП, работающие по | Снижение объемов заказов в 2009 г., |
Субъекты МП, реализующие | Отсутствие финансовых средств для |
Все субъекты МП | Административное давление на бизнес, |
Следует отметить, что основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:
- отсутствие оборотных средств;
- отсутствие доступа к банковским кредитным услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
- отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;
- снижение спроса на продукцию - при неизменном уровне издержек ухудшение показателей оборачиваемости капитала, уменьшение нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
- риск неплатежей от контрагентов - отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков "затоваривания".
Для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек.
Прежде всего необходимо увеличить финансовую поддержку малого предпринимательства. Так, можно повысить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.
Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемого по результатам конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2008 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, выполняемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации. При этом дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально разделить между субъектами Российской Федерации - победителями данного конкурса, а основное внимание уделить увеличению объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых предприятий, в том числе субсидированию их расходов, выделению грантов начинающим предпринимателям, созданию и развитию микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.
Другой действенной мерой в области финансовой поддержки выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) - специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлены на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО и других субъектах Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета в 2006 - 2007 гг. поддержано создание 23 региональных гарантийных фондов с общей капитализацией 3,3 млрд. руб. Обеспечены гарантиями кредиты предпринимателей на сумму свыше 5 млрд. руб. Необходимо и дальше создавать гарантийные фонды, а также условия для развития действующих фондов.
Информация о работе Проблемы развития малого бизнса в России