Проблемы занятости населения и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования трудовые ресурсы Республике Беларусь и их распределение на рынке труда.
Предметом исследования являются особенности трудовых ресурсов и их динамика на рынке труда Республики Беларусь, государственная политика в сфере занятости.
В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты трудовых ресурсов и рынка труда;
выявить особенности трудовых ресурсов Республики Беларусь;
проанализировать рынок труда Республики Беларусь;
определить основные направления государственного регулирования в сфере занятости.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты трудовых ресурсов и рынка труда 5
1.1. Понятие, состав и структура трудовых ресурсов 5
1.2. Рынок труда. Безработица и ее формы 6
1.3. Особенности трудовых ресурсов РБ 12
2. Анализ рынка труда РБ 18
3. Проблемы занятости населения и пути их решения 26
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Gotovenko_kursovaya.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

На основе Закона Республики Беларусь «О занятости населения  Республики Беларусь» принципами государственной политики в области занятости в Республике Беларусь признаны:

              1. обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
              2. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
              3. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
              4. содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
              5. принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
              6. участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
              7. международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Политика занятости – система принципов и мер государства, направленных на обеспечение рациональной, свободно избираемой занятости населения. При этом занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей и приносит субъекту заработок (доход).

 

Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми в документах МОТ, являются следующие:

              • добровольность занятости;
              • равные возможности занятости для всех граждан;
              • содействие трудовой мобильности;
              • социальное партнерство как осуществление государственной политики при взаимодействии с профсоюзами и союзом работодателей;
              • обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

Государство может использовать два типа регулирующего воздействия на сферу занятости: пассивный; активный.

При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах:

              • социальное страхование по случаю потери работы; оно предусматривает пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют более чем в 70% развитых стран и являются основными источниками помощи при потере работы;
              • воспомоществование – применяется чаще по отношению к длительно безработным в виде материальной помощи.

Активный тип регулирования занятости и воздействия на безработицу означает активное воздействие на состояние рынка труда. Государство использует при этом два основных метода воздействия: метод повышения спроса на рабочую силу; метод сокращения предложения рабочей силы.

Повышение спроса на рабочую  силу осуществляется как через меры общеэкономического характера, так и через меры по созданию нетипичной занятости.

Общеэкономическими  мерами повышения спроса рабочей  силы выступают:

              • установление большей свободы и самостоятельности работодателей в решении вопросов занятости (условия приема – увольнения, графики работ и т. п.);
              • становление льготного налогообложения там, где необходимо увеличение спроса рабочей силы;
              • кредитные льготы для тех предприятий, которые повышают спрос на рабочую силу;
              • государственные выплаты предприятию за новые рабочие места;
              • установление дотаций при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежь, инвалиды);
              • обучение и переобучение.

Мерами по созданию нетрадиционной занятости  являются: общественные работы; надомные работы; разделение рабочего места; занятость по вызову и др.

Меры по сокращению предложения  рабочей силы на рынке труда проводятся по следующим направлениям:

  • Расширение программ по подготовке кадров, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку. Квалифицированные кадры – один из главных источников роста эффективности экономики. Известно, что вложения средств в кадровые ресурсы способны приносить экономический эффект, сравнимый с инвестициями в новые технологии. Но последние дают действительно высокий результат только при условии, что они сопряжены с соответствующими вложениями в подготовку кадров, в человеческий капитал.
  • Повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми, что должно способствовать некоторому оттоку рабочей силы с рынка труда.
  • Введение учебных и творческих отпусков. Эта мера, способствуя сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечивает ее большую продуктивность завтра.
  • Увеличение пенсий. Повышение материального благосостояния людей пенсионного возраста оттягивает с рынка труда определенную долю рабочей силы старшего возраста.
  • Введение частичных и досрочных пенсий при сокращенном режиме работы или при досрочном оставлении ее. Такие меры также способны снизить давление предложения рабочей силы на рынке труда.

С 1991 года правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения определял Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с Законом о занятости с 1992 года в Республике Беларусь ежегодно разрабатываются Государственная и региональные программы занятости населения, что позволило поддержать стабильную и управляемую ситуацию на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решаются, исходя из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.

В соответствии с законом "О занятости населения" в  РБ создана Государственная служба занятости. Основными ее задачами являются:

1) обеспечение реализации  права граждан на труд;

2)оказание государственной  помощи в трудоустройстве и профессиональной переподготовке.

Кроме того, из фонда службы занятости выплачиваются  пособия по безработице. В зависимости  от длительности оплачиваемой работы, предшествующей началу безработицы, размер пособия колеблется от 50 до 70% средней заработной платы по последнему месту работы. Для ищущих работу впервые пособие выплачивается в размере 75 – 100% минимальной зарплаты.

В РБ право на пособие  имеет человек в трудоспособном возрасте, который по состоянию здоровья может работать и которому в течение двухнедельного срока не предоставлена работа из-за отсутствия вакансий. Он должен быть зарегистрирован в службе занятости, готовым пройти обучение. Продолжительность выплаты пособий не более 26 календарных недель.

Основным источником Государственного фонда содействия занятости в республике являются отчисления предприятий, учреждений и организаций, которые расположены на территории республики независимо от форм собственности и хозяйствования (кроме предприятий инвалидов). Норматив ежемесячных отчислений 1% от фонда оплаты труда.

Таблица 4 Реализация активных мер политики занятости

 

2007

2008

2009

2010

Обратилось в органы по труду, занятости и социальной защите (тыс.чел.)

328

322

335

329

Из них зарегистрировано безработными (тыс.чел.)

201

200

213

206

Трудоустроено всего (тыс.чел.)

201

199

196

204

В т.ч. трудоустроено безработных (тыс.чел.)

130

131

130

136

Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение  квалификации (тыс.руб.)

23,8

22,9

25,0

25,0

Оказано содействие безработным

2837

2685

2736

3050


 

В рамках реализации Плана  мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы в 2010 г. достигнуты следующие результаты:

оказано содействие в  трудоустройстве на постоянную работу 204 тыс. человек, из них 136 тыс. - безработных;

направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации 25,0 тыс. безработных;

обеспечено трудоустройство  на новые рабочие места, созданные республиканскими и местными органами государственного управления, 181,8 тыс. человек;

трудоустроено 1,7 тыс. безработных  из числа выпускников высших учебных  заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»;

организована адаптация  к трудовой деятельности 533 инвалидов;

профинансированы и  компенсированы нанимателям затраты  на приобретение специализированного  оборудования для создания 207 рабочих  мест и трудоустройства инвалидов;

оказана финансовая поддержка  в организации собственного дела 3,1 тыс. безработным;

на новое место жительства и работы переселено 386 семей безработных;

в оплачиваемых общественных работах приняли участие 96,1 тыс. человек, в том числе 49,9 тыс. безработных;

в свободное от учебы  время организована трудовая занятость  для 36,1 тысяч человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

В сельской местности  обеспечено создание рабочих мест для  трудоустройства 21,5 тыс. человек.

В целях обеспечения  занятости населения в малых  городах органами по труду, занятости  и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы: оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 54,2 тыс. чел, в том числе 34,9 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 5,0 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 829 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 28,8 тыс. человек, в том числе 13,1 тыс. безработных.

Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная  программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011, основной целью которой  является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.

В рамках реализации Государственной  программы   предполагается решение  следующих задач:

содействие нанимателям  в структурной перестройке экономики  и повышение эффективности занятости  населения на основе модернизации и  обновления рабочих мест;

вовлечение в экономическую  деятельность незанятых граждан;

интеграция в трудовую сферу  целевых  групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

содействие безработным  в организации предпринимательской  деятельности, самозанятости;

повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;

обеспечение занятости  населения в малых городах  и районах с устойчиво высоким  уровнем безработицы, в сельской местности;

обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2-1,5 процента от численности экономически активного населения.

 Одним из важнейших приоритетов Государственной программы является оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства  в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.  

В целях содействия в  трудоустройстве незанятого населения  республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места.

Более 3,0 тыс. безработных  смогут получить финансовую поддержку  в виде субсидии из  средств Фонда  для организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.

Для трудоустройства  инвалидов нанимателям установлена  броня приема на работу 1,8 тыс. человек, предусмотрена адаптация к трудовой деятельности 471 инвалида.  В полном объеме обеспечено выделение по заявкам  общественных объединений инвалидов финансовых средств, направляемых на создание рабочих мест для инвалидов.

В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку будет направлено 24,7 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов – по конкретным заказам предприятий.

Информация о работе Проблемы занятости населения и пути их решения