Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 16:09, курсовая работа
Объектом исследования трудовые ресурсы Республике Беларусь и их распределение на рынке труда.
Предметом исследования являются особенности трудовых ресурсов и их динамика на рынке труда Республики Беларусь, государственная политика в сфере занятости.
В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты трудовых ресурсов и рынка труда;
выявить особенности трудовых ресурсов Республики Беларусь;
проанализировать рынок труда Республики Беларусь;
определить основные направления государственного регулирования в сфере занятости.
Введение 3
1. Теоретические аспекты трудовых ресурсов и рынка труда 5
1.1. Понятие, состав и структура трудовых ресурсов 5
1.2. Рынок труда. Безработица и ее формы 6
1.3. Особенности трудовых ресурсов РБ 12
2. Анализ рынка труда РБ 18
3. Проблемы занятости населения и пути их решения 26
Заключение 35
Список литературы 37
На основе Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» принципами государственной политики в области занятости в Республике Беларусь признаны:
Политика занятости – система принципов и мер государства, направленных на обеспечение рациональной, свободно избираемой занятости населения. При этом занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей и приносит субъекту заработок (доход).
Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми в документах МОТ, являются следующие:
Государство может использовать два типа регулирующего воздействия на сферу занятости: пассивный; активный.
При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах:
Активный тип регулирования занятости и воздействия на безработицу означает активное воздействие на состояние рынка труда. Государство использует при этом два основных метода воздействия: метод повышения спроса на рабочую силу; метод сокращения предложения рабочей силы.
Повышение спроса на рабочую силу осуществляется как через меры общеэкономического характера, так и через меры по созданию нетипичной занятости.
Общеэкономическими мерами повышения спроса рабочей силы выступают:
Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются: общественные работы; надомные работы; разделение рабочего места; занятость по вызову и др.
Меры по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда проводятся по следующим направлениям:
С 1991 года правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения определял Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с Законом о занятости с 1992 года в Республике Беларусь ежегодно разрабатываются Государственная и региональные программы занятости населения, что позволило поддержать стабильную и управляемую ситуацию на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решаются, исходя из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.
В соответствии с законом "О занятости населения" в РБ создана Государственная служба занятости. Основными ее задачами являются:
1) обеспечение реализации права граждан на труд;
2)оказание государственной помощи в трудоустройстве и профессиональной переподготовке.
Кроме того, из фонда службы занятости выплачиваются пособия по безработице. В зависимости от длительности оплачиваемой работы, предшествующей началу безработицы, размер пособия колеблется от 50 до 70% средней заработной платы по последнему месту работы. Для ищущих работу впервые пособие выплачивается в размере 75 – 100% минимальной зарплаты.
В РБ право на пособие имеет человек в трудоспособном возрасте, который по состоянию здоровья может работать и которому в течение двухнедельного срока не предоставлена работа из-за отсутствия вакансий. Он должен быть зарегистрирован в службе занятости, готовым пройти обучение. Продолжительность выплаты пособий не более 26 календарных недель.
Основным источником Государственного фонда содействия занятости в республике являются отчисления предприятий, учреждений и организаций, которые расположены на территории республики независимо от форм собственности и хозяйствования (кроме предприятий инвалидов). Норматив ежемесячных отчислений 1% от фонда оплаты труда.
Таблица 4 Реализация активных мер политики занятости
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Обратилось в органы по труду, занятости и социальной защите (тыс.чел.) |
328 |
322 |
335 |
329 |
Из них зарегистрировано безработными (тыс.чел.) |
201 |
200 |
213 |
206 |
Трудоустроено всего (тыс.чел.) |
201 |
199 |
196 |
204 |
В т.ч. трудоустроено безработных (тыс.чел.) |
130 |
131 |
130 |
136 |
Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации (тыс.руб.) |
23,8 |
22,9 |
25,0 |
25,0 |
Оказано содействие безработным |
2837 |
2685 |
2736 |
3050 |
В рамках реализации Плана
мероприятий на 2010 год по выполнению
Государственной программы
оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 204 тыс. человек, из них 136 тыс. - безработных;
направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 25,0 тыс. безработных;
обеспечено трудоустройство на новые рабочие места, созданные республиканскими и местными органами государственного управления, 181,8 тыс. человек;
трудоустроено 1,7 тыс. безработных
из числа выпускников высших учебных
заведений, учреждений, обеспечивающих
получение профессионально-
организована адаптация к трудовой деятельности 533 инвалидов;
профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 207 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;
оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 3,1 тыс. безработным;
на новое место жительства и работы переселено 386 семей безработных;
в оплачиваемых общественных работах приняли участие 96,1 тыс. человек, в том числе 49,9 тыс. безработных;
в свободное от учебы время организована трудовая занятость для 36,1 тысяч человек из числа студенческой и учащейся молодежи.
В сельской местности обеспечено создание рабочих мест для трудоустройства 21,5 тыс. человек.
В целях обеспечения занятости населения в малых городах органами по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы: оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 54,2 тыс. чел, в том числе 34,9 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 5,0 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 829 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 28,8 тыс. человек, в том числе 13,1 тыс. безработных.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011, основной целью которой является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.
В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:
содействие нанимателям
в структурной перестройке
вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;
интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
содействие безработным
в организации
повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;
обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2-1,5 процента от численности экономически активного населения.
Одним из важнейших приоритетов Государственной программы является оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.
В целях содействия в
трудоустройстве незанятого населения
республиканским органам
Более 3,0 тыс. безработных
смогут получить финансовую поддержку
в виде субсидии из средств Фонда
для организации
Для трудоустройства
инвалидов нанимателям
В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку будет направлено 24,7 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов – по конкретным заказам предприятий.
Информация о работе Проблемы занятости населения и пути их решения