Продовольственная безопасность Республики Казахстан в условиях таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая задача Республики Казахстан состоит в обеспечении экономической безопасности, одной из основных составляющих которой является продовольственная безопасность. Следовательно, обеспечение продовольственной безопасности Республики Казахстан является одной из важнейших функций органов государственной власти. Она реализуется путем государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами. Современная особенность регулирования внешней торговли Казахстана продовольственными товарами состоит в том, что оно должно осуществляться с учетом ограничений, накладываемых вступлением в Таможенный союз, во Всемирную торговую организацию
и формированием Единого экономического пространства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3

Теоретико-экономические основы обеспечения продовольственной безопасности……………………………………….4-13

Анализ и тенденция развития аграрных секторов стран Таможенного союза……………………………………………………..13-20

Последствия вступления в ВТО для аграрных секторов государств Таможенного союза с учетом обеспечения национальной продовольственной безопасности……………………………………...20-23

4 Расширение зоны интеграционного взаимодействия аграрных секторов государств Таможенного союза…………………………………..23-26

Заключение…………………………………………………………………...27

Литература…………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

проект.docx

— 129.18 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АУЕЗОВА

 

Факультет «Экономика и финансы»

Кафедра «Экономика»

 

 

 

 

ПРОЕКТ:

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ                           

 РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН                                                                                    В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: магистр  экономики

Досмуратова Э.Е.

 

 

 

Шымкент 2013 

 

 

Содержание 

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

  1. Теоретико-экономические основы обеспечения продовольственной безопасности……………………………………….4-13

 

  1. Анализ и тенденция развития аграрных секторов стран Таможенного союза……………………………………………………..13-20

 

  1. Последствия вступления в ВТО для аграрных секторов государств Таможенного союза с учетом обеспечения национальной   продовольственной безопасности……………………………………...20-23

 

       4  Расширение зоны интеграционного взаимодействия аграрных  секторов государств Таможенного союза…………………………………..23-26

 

Заключение…………………………………………………………………...27

 

Литература…………………………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшая задача Республики Казахстан состоит в обеспечении  экономической безопасности, одной  из основных составляющих которой является продовольственная безопасность. Следовательно, обеспечение продовольственной  безопасности Республики Казахстан  является одной из важнейших функций  органов государственной власти. Она реализуется путем государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами. Современная  особенность регулирования внешней  торговли Казахстана продовольственными товарами состоит в том, что оно  должно осуществляться с учетом ограничений, накладываемых вступлением в  Таможенный союз, во Всемирную торговую организацию  
и формированием Единого экономического пространства. Необходимость учета указанных ограничений обусловила актуальность проведенных исследований, определила их объект и прагматическую цель. В качестве объекта исследований принято государственное регулирование в области обеспечения продовольственной безопасности Казахстана в условиях Таможенного союза. Цель проекта заключается в повышении эффективности этого регулирования.

Как показал проведенный  в проекте анализ, регулирование  в области обеспечения продовольственной  безопасности должно быть, прежде всего, направлено на снижение зависимости  государства от импорта продуктов  питания.

Одним из действенных инструментов снижения импортозависимости Республики Казахстан является таможенное регулирование перемещения продовольственных товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Совершенствование таможенного  регулирования перемещения продовольственных  товаров предполагает наличие соответствующего научно-методического аппарата, учитывающего специфику продовольственных товаров  и современную экономическую  ситуацию.

Единый рынок странам  Таможенного союза, с учетом их планов дальнейшей экономической интеграции сегодня необходим. Начиная от продовольственных  балансов: страны ТС вполне могли бы перекрывать потребности друг друга. Белоруссия будет поставлять в Россию достаточные объемы молока, Россия будет экспортировать зерно, и в  ближайшее время планирует начать экспорт больших объемов мяса птицы. В свою очередь, Казахстан  также может  поставлять молочную продукцию в соседние страны и зерно.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретико-экономические основы обеспечения продовольственной безопасности

 

 

Английский термин «food security» можно перевести как «продовольственная безопасность» и как «продовольственная обеспеченность». Второй вариант перевода точнее отражает смысл понятия, определяющего обеспечение гарантированной физической и экономической доступности продуктов питания для населения.

Термин «продовольственная безопасность» был официально введен в международную практику после  зернового кризиса 1972-1973 годов.

В 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила разработанные на основе рекомендаций ФАО «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире», в тексте которых приводится следующее определение: «Продовольственная безопасность – это система мер, обеспечивающих производство и удовлетворение количественно-качественных потребностей населения страны в высококонкурентоспособных отечественных продуктах питания широкого ассортимента»[1].

Согласно нормативам ФАО, продовольственная безопасность страны обеспечивается в том случае, если в ней производится порядка 80 % потребляемого продовольствия. В случае, когда определенные виды продовольствия не выпускаются в стране или их производство ограничено, продовольственную безопасность в них обеспечивают закупкой в других странах. При этом важно не допустить возникновения продовольственной, политической или иной зависимости от стран-экспортеров в части недостающего продовольствия.

Понятие продовольственной  безопасности имеет два аспекта: социально-экономический (способность государства обеспечивать потребности населения в продуктах питания) и политико-экономический (способность мобилизовать внутренние ресурсы и агропромышленный потенциал страны для обеспечения этих потребностей).

В экономической литературе чаще всего встречаются три подхода к определению продовольственной безопасности. Представители первого подхода в качестве критерия продовольственной безопасности используют уровень потребления продовольствия без учета того, за счет каких источников – собственных или привлеченных – он формируется.

Второй подход базируется на устранении зависимости страны от массового бесконтрольного импорта продовольствия.

В основе третьего подхода лежит само обеспечение страны продовольствием и защита отечественного производителя путем создания необходимых условий для производства широкого ассортимента  конкурентоспособной продукции.

Необходимым условием обеспечения  продовольственной безопасности является физическая и экономическая доступность  продуктов питания для населения.

Под физической доступностью продовольствия следует понимать наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте.

Под экономической доступностью понимают уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления[2].

Проблема национальной продовольственной  безопасности является в первую очередь  проблемой продовольственной независимости  страны. Она неразрывно связана с:

1) глобальной продовольственной  проблемой;

2)функционированием и  развитием национального агропродовольственного  комплекса; 

3) социально справедливым  распределением продуктов питания.

На основе критического  анализа определений различных  авторов нами разработано следующее  определение продовольственной  безопасности:

Продовольственная безопасность - это такое состояние экономики, при котором становится возможным стабильное обеспечение за счет собственного производства основными видами продовольствия всего населения при обязательном приоритете наиболее уязвимых, малоимущих его слоев и при условии физической и экономической доступности продуктов питания в таком количестве и качестве, которые необходимы для сохранения и поддержания жизни и дееспособности людей, полной или максимально возможной независимости государства от внешних источников продовольствия.

Критерии состояния национальной продовольственной безопасности должны характеризовать уровень удовлетворения потребностей населения в продуктах  питания, а также степень устойчивости продовольственного обеспечения страны. Мы считаем, что для оценки уровня обеспеченности населения страны продовольствием  целесообразно использовать следующие  критерии:

1) производство 75-80 % общего  объема продуктов питания отечественными  товаропроизводителями; 

2) потребление населением  продуктов питания с оптимальным  уровнем калорийности (3000 ккал в  сутки);

3) обеспечение рациональной  структуры питания и полное  удовлетворение потребностей населения  в соответствии с физиологически  обоснованными нормами; 

4) создание восполняемого  страхового запаса продовольствия на уровне 17 % от годового объема потребления продуктов питания;

5) наличие реальной возможности  удовлетворения потребности в  продуктах питания, не выпускаемых  внутри страны или выпускаемых  в недостаточных количествах,  за счет импорта; 

6) производство на душу  населения не менее 1 тонны  зерна.

При оценке состояния продовольственной  безопасности целесообразно использовать нормы, которые регламентируют два  нормативных уровня питания населения: достаточный, используемый для социально-экономических расчетов в обычных условиях и минимально необходимый, используемый для гарантированного обеспечения населения в чрезвычайных продовольственных ситуациях. В случае превышения пороговых значений приведенных выше критериев будет обеспечено достаточное продовольственное обеспечение населения страны. Минимально необходимому уровню обеспеченности населения продуктами питания, с нашей точки зрения, соответствует продовольственный компонент «потребительской корзины», т.е. набор из 19 основных продуктов питания, определяемый исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста.

В набор входят (в кг):

- хлеб ржано-пшеничный  (92) и пшеничный (86,7);

- пшено (18,1);

- вермишель (7,3);

- сахар (24,8);

- масло растительное (10) и  животное (3,6);

- говядина (42);

- колбаса вареная (2,2) и  полу копчёная (1,1);

- молоко (184,3);

- сметана (4,2);

- сыр твердый (2);

- картофель (146);

- капуста свежая (29,8);

- лук репчатый (10,2);

- яблоки (11);

- яйца (183 шт.);

- сигареты (96 пачек).

В случае возникновения чрезвычайной продовольственной ситуации государство  будет вынуждено отказаться от мер  рыночного регулирования агропродовольственной  сферы и перейти к нормативному распределению продовольствия.

Не следует смешивать  понятия «продовольственная безопасность» и «продовольственная независимость».

Продовольственная зависимость страны, пишет Алимбаева Г.У., возникает тогда, когда общество не способно самостоятельно решать задачи обеспечения собственной продовольственной безопасности, то есть когда система производства, хранения, переработки и распределения пищевых продуктов находится в состоянии необратимых экономических, демографических, экологических и военных ущербов, которые, в свою очередь, неминуемо приводят к потере политической независимости и диктату со стороны иностранных государств, межгосударственных и транснациональных структур, изменению в их интересах стратегических и тактических целей государственного развития[3].

Вопрос продовольственной зависимости страны связан с продовольственной безопасностью следующим образом: рост импорта продовольствия ведет к увеличению зависимости от импортеров, которые могут ввести эмбарго на экспорт продуктов питания, уменьшить объемы поставок или повысить цены. Следовательно, зависимость страны от импорта создает угрозу ее продовольственной безопасности.

В связи с тем, что любая  страна обеспечивается продовольствием  не только за счет собственного производства, но и за счет импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, возникает вопрос о допустимых параметрах импорта продовольствия, которые  характеризуются удельным весом  импортных продовольственных товаров  в общем объеме их потребления. По мнению казахстанских и российских ученых, страна сохраняет продовольственную  независимость в том случае, когда  доля импорта во внутреннем потреблении  не превышает 20 %. По оценкам западных специалистов, пороговый уровень  продовольственной независимости  составляет 20-30 %.

Рассматривая проблему продовольственной  зависимости страны, следует учитывать, что практически все страны мира в той или иной мере зависят  от импорта продовольствия. Самообеспеченность продовольствием на 100% достигнута в 7 странах, на 70-80% - в 75 странах, на 50-60% - в 50 странах с населением более 1 млрд. человек. Самообеспеченность ЕС по зерну составляет 122 %, сахару – 127 %, сливочному маслу – 127 %, мясу – 107 %.

В настоящее время по целому ряду продуктов питания Казахстан  испытывает сильную зависимость  от их импорта. Так, доля импорта во внутреннем потреблении составляет по колбасным изделиям – 37,7 %, мясным консервам – 52,5 %, растительному маслу – 54,5 %, по овощным консервам и фруктам – более 80 %, по сухому молоку 67,6 %, сливочному маслу – 41,4 %, сгущенному молоку – 90,0 %. Для сравнения можно указать на то, что в США и Франции уровень продовольственного самообеспечения составляет 100 %, в Германии – 93, в Италии –78 %.

Информация о работе Продовольственная безопасность Республики Казахстан в условиях таможенного союза