Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа
Важнейшая задача Республики Казахстан состоит в обеспечении экономической безопасности, одной из основных составляющих которой является продовольственная безопасность. Следовательно, обеспечение продовольственной безопасности Республики Казахстан является одной из важнейших функций органов государственной власти. Она реализуется путем государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами. Современная особенность регулирования внешней торговли Казахстана продовольственными товарами состоит в том, что оно должно осуществляться с учетом ограничений, накладываемых вступлением в Таможенный союз, во Всемирную торговую организацию
и формированием Единого экономического пространства.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретико-экономические основы обеспечения продовольственной безопасности……………………………………….4-13
Анализ и тенденция развития аграрных секторов стран Таможенного союза……………………………………………………..13-20
Последствия вступления в ВТО для аграрных секторов государств Таможенного союза с учетом обеспечения национальной продовольственной безопасности……………………………………...20-23
4 Расширение зоны интеграционного взаимодействия аграрных секторов государств Таможенного союза…………………………………..23-26
Заключение…………………………………………………………………...27
Литература…………………………………………………………………...28
В Республике Казахстан для
создания условий сохранения высоких
темпов роста экономики, обеспечения
стабильности цен и повышения
конкурентоспособности
Доля сельского хозяйства,
охоты и лесного хозяйства
в валовой добавленной
Рисунок 4 - Удельный вес сельского хозяйства
в валовой добавленной стоимости в основных ценах, %
Объем инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве (без лесного хозяйства) в России, начиная с 2010 г. стал сокращаться, а в 2011 г. он составил лишь 74% к уровню предыдущего года.
В то же время в Беларуси
в течение последних лет
В Республике Казахстан до
2010 года наблюдалась тенденция
В результате удельный вес инвестиций в сельское хозяйство в общем их объеме в России уменьшился до 3,3%, в Беларуси – до 17,1, в то время как в Казахстане он поднялся до 1,8% (рис. 3).
Рисунок 5 - Удельный вес инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в общем объеме инвестиций в основной капитал, %
Сравнивая показатели производства
основных видов продукции
Таблица 2 - Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий, млн т
Показатель |
Годы | ||||||
2002 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Зерно (в весе после доработки) | |||||||
Беларусь |
4,9 |
6,4 |
5,9 |
7,2 |
9,0 |
8,5 |
6,9 |
Казахстан |
11,5 |
13,7 |
16,0 |
20,1 |
15,6 |
20,8 |
12,2 |
Россия |
65,4 |
77,8 |
78,2 |
81,5 |
108,2 |
97,1 |
61,0 |
Сахарная свекла | |||||||
Беларусь |
1,5 |
3,1 |
4,0 |
3,6 |
4,0 |
4,0 |
3,7 |
Казахстан |
0,27 |
0,31 |
0,34 |
0,3 |
0,13 |
0,18 |
0,15 |
Россия |
14,1 |
21,3 |
30,7 |
28,8 |
29,0 |
24,9 |
22,3 |
Картофель | |||||||
Беларусь |
8,7 |
8,2 |
8,3 |
8,7 |
8,7 |
7,1 |
7,8 |
Казахстан |
1,7 |
2,5 |
2,3 |
2,4 |
2,3 |
2,7 |
2,5 |
Россия |
29,5 |
28,1 |
28,3 |
27,2 |
28,8 |
31,1 |
21,1 |
Овощи | |||||||
Беларусь |
1,4 |
2,0 |
2,2 |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
Казахстан |
1,5 |
2,1 |
2,0 |
2,2 |
2,2 |
2,5 |
2,6 |
Россия |
10,8 |
11,3 |
11,4 |
11,5 |
13,0 |
13,4 |
12,1 |
Таблица 3 - Урожайность сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, ц/га
Показатель |
Годы | ||||||
2002 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Зерновые культуры (в весе после доработки) | |||||||
Беларусь |
19,4 |
28,1 |
24,9 |
28,5 |
35,2 |
33,3 |
27,7 |
Казахстан |
9,4 |
10,0 |
11,7 |
13,3 |
10,1 |
12,6 |
8,0 |
Россия |
15,6 |
18,5 |
18,9 |
19,8 |
23,8 |
22,7 |
18,3 |
Сахарная свекла | |||||||
Беларусь |
292 |
316 |
376 |
387 |
439 |
450 |
395 |
Казахстан |
154 |
209,2 |
240,8 |
248,9 |
204,3 |
182,9 |
174,3 |
Россия |
188 |
282 |
325 |
292 |
362 |
323 |
241 |
Картофель | |||||||
Беларусь |
134 |
177 |
192 |
212 |
221 |
186 |
214 |
Казахстан |
106 |
150 |
153,6 |
155,8 |
143,7 |
160 |
143 |
Россия |
105 |
124 |
133 |
132 |
138 |
143 |
100 |
Овощи | |||||||
Беларусь |
134 |
208 |
212 |
220 |
234 |
242 |
247 |
Казахстан |
153 |
196,0 |
201,0 |
211,0 |
204,0 |
218,7 |
214,4 |
Россия |
143 |
170 |
173 |
179 |
196 |
199 |
180 |
Если сравнивать страны по уровню производства продукции животноводства на душу населения, то следует отметить, что оно по мясу в Беларуси больше, чем в России и Казахстане примерно в 1,5-2 раза, молоку – в 2 - 2,5 раза, яиц – в 1,3-1,7 раза (табл. 4).
Таблица 4 - Производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий
Показатель |
Годы | ||||||
2002 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Скот и птица на убой в живом весе, всего, млн т | |||||||
Беларусь |
0,85 |
1,02 |
1,12 |
1,18 |
1,21 |
1,33 |
1,4 |
Казахстан |
0,6 |
0,76 |
0,81 |
0,84 |
0,87 |
0,89 |
0,93 |
Россия |
7,0 |
7,7 |
8,1 |
8,7 |
9,3 |
9,9 |
7,2 |
Молоко, всего, млн т | |||||||
Беларусь |
4,5 |
5,7 |
5,9 |
5,9 |
6,2 |
6,6 |
6,6 |
Казахстан |
3,7 |
4,7 |
4,9 |
5,07 |
5,2 |
5,3 |
5,3 |
Россия |
32,3 |
31,1 |
31,3 |
32,0 |
32,4 |
32,6 |
31,8 |
Яйца, всего, млрд шт. | |||||||
Беларусь |
3,3 |
3,1 |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
3,4 |
3,5 |
Казахстан |
1,7 |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
2,9 |
3,3 |
3,7 |
Россия |
34,1 |
37,1 |
38,2 |
38,2 |
38,1 |
39,4 |
40,5 |
По таким видам продукции
как мясо и мясопродукты, цельномолочная
продукция, сыры жирные, масло растительное
в странах Таможенного союза
сохраняется положительная
Таблица 5 - Потребление основных видов продовольствия на душу населения в год, кг
Виды продовольствия |
Годы | ||||||
1992 |
2002 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Рекомендуемые размеры потребления в среднем на душу населения | |
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) | |||||||
Беларусь |
76 |
59 |
70 |
75 |
77 |
84 |
80 |
Казахстан |
49 |
49 |
51 |
53 |
|||
Россия |
75 |
45 |
62 |
66 |
67 |
69 |
70-75 |
Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) | |||||||
Беларусь |
428 |
295 |
250 |
233 |
224 |
247 |
393 |
Казахстан |
208 |
204 |
210 |
204 |
|||
Россия |
387 |
215 |
241 |
243 |
246 |
247 |
320-340 |
Яйца, штук | |||||||
Беларусь |
325 |
224 |
275 |
279 |
284 |
292 |
294 |
Казахстан |
121 |
120 |
129 |
130 |
|||
Россия |
297 |
229 |
256 |
254 |
262 |
269 |
260 |
Картофель | |||||||
Беларусь |
171 |
174 |
188 |
189 |
181 |
183 |
170 |
Казахстан |
45 |
45 |
43 |
42 |
|||
Россия |
106 |
118 |
132 |
111 |
113 |
104 |
95-100 |
Овощи и бахчевые | |||||||
Беларусь |
78 |
93 |
138 |
143 |
146 |
149 |
124 |
Казахстан |
73 |
73 |
76 |
71 |
|||
Россия |
89 |
86 |
110 |
100 |
103 |
101 |
120-140 |
Хлеб и хлебопродукты | |||||||
Беларусь |
127 |
110 |
92 |
89 |
86 |
86 |
105 |
Казахстан |
122 |
122 |
121 |
123 |
|||
Россия |
120 |
117 |
121 |
120 |
119 |
119 |
95-105 |
В целом можно отметить
достаточно высокий уровень совпадения
тенденций в сфере
В процессе длительного совместного развития республик в составе бывшего СССР между ними сложилось глубокое общественное разделение труда. Многолетний выпуск продукции друг для друга обусловил высокую степень их взаимосвязи.
В настоящее время, несмотря
на рост удельного веса во внешней
торговле дальнего зарубежья, сохраняется
высокая степень
Поэтому ключевым вопросом
дальнейшего интеграционного
Очевидное преимущество интеграции
состоит в значительном сокращении
трансакционных издержек ведения предпринимательской
деятельности на единой таможенной территории
Таможенного союза, где отсутствуют внутренние
таможенные границы и к минимуму сведены
административные формальности, в том
числе предполагается обеспечить свободное
обращение продукции, подлежащей обязательной
оценке соответствия, путем упрощения
процедуры подтверждения соответствия
товаров обязательным требованиям, а также
ускорения разработки и принятия технических
регламентов Евразийского экономического
сообщества путем передачи Комиссии Таможенного
союза полномочий по их принятию. Режим
свободного обращения товаров внутри
Таможенного союза будет способствовать
расширению внутриотраслевой торговли
и производственно-
Фактором, генерирующим существенные преимущества для бизнеса, является последовательное совершенствование внешнеторгового, прежде всего таможенного, регулирования в рамках Таможенного союза.
Информация о работе Продовольственная безопасность Республики Казахстан в условиях таможенного союза