Продовольственная безопасность Республики Казахстан в условиях таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая задача Республики Казахстан состоит в обеспечении экономической безопасности, одной из основных составляющих которой является продовольственная безопасность. Следовательно, обеспечение продовольственной безопасности Республики Казахстан является одной из важнейших функций органов государственной власти. Она реализуется путем государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами. Современная особенность регулирования внешней торговли Казахстана продовольственными товарами состоит в том, что оно должно осуществляться с учетом ограничений, накладываемых вступлением в Таможенный союз, во Всемирную торговую организацию
и формированием Единого экономического пространства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3

Теоретико-экономические основы обеспечения продовольственной безопасности……………………………………….4-13

Анализ и тенденция развития аграрных секторов стран Таможенного союза……………………………………………………..13-20

Последствия вступления в ВТО для аграрных секторов государств Таможенного союза с учетом обеспечения национальной продовольственной безопасности……………………………………...20-23

4 Расширение зоны интеграционного взаимодействия аграрных секторов государств Таможенного союза…………………………………..23-26

Заключение…………………………………………………………………...27

Литература…………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

проект.docx

— 129.18 Кб (Скачать файл)

Ряд преимуществ формирования Таможенного союза и Единого  экономического пространства, на первый взгляд, менее очевидны, но от этого  не менее значимы – это преимущества, обусловленные самим форматом интеграции[6].

Во-первых, в большинстве  случаев при разработке нормативной  правовой базы Таможенного союза  и Единого экономического пространства использовалась и используется передовая  практика стран Таможенного союза, в результате чего наднациональное  регулирование основывается на более  совершенных принципах, нормах и  правилах, чем содержащиеся в национальном законодательстве.

Во-вторых, процесс принятия решений в рамках Таможенного  союза предполагает их тщательную предварительную  проработку на национальном уровне и  согласование между участниками  Таможенного союза, обсуждение в  Комиссии Таможенного союза, а потому повышаются требования к обоснованности, взвешенности предлагаемых решений.

В-третьих, к разряду преимуществ  создания Таможенного союза, безусловно, можно отнести возникающую насущную потребность в налаживании эффективного информационного обмена с использованием современных информационных технологий, прежде всего, между налоговыми и  таможенными органами стран-участниц.

Следующая группа преимуществ  создания Таможенного союза - это проявляющиеся на более длительном отрезке времени преимущества углубления интеграции, связанные с созданием общего рынка стран-участниц, обеспечивающего экономию на масштабах производства, рационализацию импорта и повышение степени самодостаточности в ряде важных рыночных сегментов, улучшение конкурентной среды, совершенствование специализации стран и отдельных регионов в рамках единого экономического пространства.

Потенциальные выгоды интегрирования для каждого государства-члена  Таможенного союза следующие.

1. Для России потенциальные  выгоды от формирования таможенного  союза сконцентрированы в развитии  товарных потоков, снижении издержек  на прохождение процедур таможенного  администрирования. Ключевым здесь  является ожидаемый рост российского  экспорта в Беларусь и Казахстан  в связи с повышением единого  таможенного тарифа (ЕТТ) по ряду  товаров для стран партнеров,  в первую очередь, для Казахстана.

2. Для Республики Беларусь  дополнительные доходы бюджета  в рамках Таможенного союза  могут составить до 28,3% объема  полученных в 2008 г. ввозных пошлин и других платежей по импорту. Введение Единого таможенного тарифа несколько усилило тарифную защиту внутреннего рынка Республики Беларусь. До его вступления в силу в 2006–2009 гг. белорусский средневзвешенный тариф составлял 8,04%, в то время как в РФ — 12,34%. Использование в качестве основы ЕТТ российских ставок «подтянуло» Беларусь до российского уровня.

3. Для Казахстана участие в Таможенном союзе станет дополнительным фактором, обеспечивающим его экономическую и политическую стабильность, позволит существенно расширить потенциальные рынки сбыта как для дальнейшего развития более или менее благополучных в настоящее время отраслей экономики, таких как топливно-энергетическая, цветная и черная металлургия, зерновое хозяйство, так и для возрождения пришедших в упадок, к примеру, виноделие, производство фруктов, овощей и т.д.; будут созданы более благоприятные условия для межстрановых переливов капитала и рабочей силы, что будет мощным фактором экономического и социального развития; существенно расширится сфера конкуренции[7].

Однако, признавая очевидные  преимущества, нельзя отрицать и наличие  негативных эффектов для экономик стран  Таможенного союза. К числу ограничений для интеграции можно отнести и различия экономик стран-участниц как по методам управления, так и по структуре собственности. Это предопределяет их разные приоритеты на пути дальнейшей интеграции и внешнеэкономической политики в целом. В частности, Беларусь, где большая часть собственности сконцентрирована в руках государства, по этому критерию значительно отличается от Казахстана и России, где преобладает частная форма собственности. Это порождает не только проблемы во взаимоотношениях государств-членов в сфере перелива капиталов, но и является причиной различных позиций стран на переговорах по присоединению к ВТО.

Значительную проблему в  среднесрочной перспективе представляет и тот факт, что внешнеэкономическая  политика стран-членов Таможенного  союза в большинстве своем  формируется в отношении России, при этом сотрудничество непосредственно  Казахстана и Беларуси очень ограничено. Это наглядно демонстрируется тем, что более половины товарооборота  между двумя странами приходится всего на 4 товарные группы. При этом импорт из Республики Беларусь составляет около 1% от общего импорта Казахстана.

Необходимо также учитывать  «эффект отвлечения торговли», выраженный в том, что в связи с более  благоприятными условиями страны Таможенного  союза будут закупать менее конкурентоспособные  товары друг у друга вместо более  конкурентоспособных из третьих  стран.

При этом необходимо понимать, что создание Таможенного союза  в нынешнем составе в среднесрочной  перспективе не будет оказывать  существенного влияния на развитие национальных экономик. Однако, если принять во внимание политические и стратегические факторы, то формирование Таможенного союза, даже несмотря на некоторые потери в эффективности, имеет смысл.

 

  1. Последствия вступления в ВТО для аграрных секторов государств Таможенного союза с учетом обеспечения национальной   продовольственной безопасности.

 

Создание Таможенного  союза напрямую затрагивает проблематику присоединения и последующей  работы стран-участниц в ВТО. Совместная позиция членов Таможенного союза  заключается в том, что должны быть унифицированы условия присоединения  трех стран в части, входящей в  сферу ведения Таможенного союза.

Россия, Белоруссия и Казахстан  продолжают присоединение де-юре  в качестве суверенных стран, так  как иной подход мог быть связан с серьезными юридическими и процедурными проблемами и существенно задержать  окончание переговоров. Однако, после  присоединения, когда будет завершен процесс формирования единой таможенной территории Таможенного союза, основная работа по представлению интересов стран - участниц в ВТО должна перейти к органам Таможенного союза, поскольку членами ВТО являются не страны, а таможенные территории.

Обязательства России в области  субсидирования сельского хозяйства, в процессе вступления в ВТО, предусматривают  среднегодовой объем государственной  поддержки для сельского хозяйства  в размере 9 млрд долл. при фактически имеющемся в настоящее время объеме в 4,4 млрд долл. и объем экспортного субсидирования в размере 156,9 млн. долл.

Информация о том, на каких  условиях Казахстан будет присоединяться к ВТО по запрашиваемым объемам  субсидирования сельского хозяйства, недоступна для широкой общественности.

Многосторонние переговоры по вступлению Беларуси в ВТО были заморожены по «политическим причинам»  и с 2005 года не велись, согласованы  временные параметры базового периода (1997–1999 гг.) для расчета максимального  уровня государственной поддержки  сельского хозяйства.

Присоединение к ВТО имеет  как свои плюсы, так и минусы. Расчет экономических последствий присоединения  объективно сложен. Более или менее  достоверные оценки последствий  могут быть сделаны только после  завершения переговоров и опыта  первых лет применения соглашений ВТО, когда можно будет оценить  влияние участия в ВТО с  точки зрения роста торговли, снижения или роста числа торговых конфликтов, влияния адаптированного к нормам ВТО законодательства на развитие национальной экономики.

Определенным преимуществом  присоединения к ВТО является приведение национального законодательства в соответствие с международными требованиями, направленными на обеспечение  всем экспортерам и импортерам, в  том числе продукции АПК, относительно стабильных и предсказуемых условий  деятельности. Принятие единых для  всего мирового сообщества правил игры способствует ускорению перехода отраслей АПК на цивилизованные рыночные отношения, окажет позитивный эффект на инвестиционный климат, улучшит условия для доступа  отечественной продукции АПК  на внешний рынок, создаст дополнительные условия для повышения ее качества и конкурентоспособности. Благодаря  либерализации внешней торговли потребители получат доступ к  разнообразным импортным товарам  и услугам.

Одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции  на мировом продовольственном рынке, отечественные товаропроизводители  получат возможность реализовать  его путем использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров, непосредственно участвовать  в формировании правил международной  торговли сырьем и продовольствием, руководствуясь национальными интересами.

К позитивным факторам развития отечественного АПК стран, после присоединения к ВТО, следует отнести также развитие экспортного потенциала отрасли, а также увеличение иностранных инвестиций.

Позитивный эффект от присоединения  стран к ВТО и открытия внутреннего  рынка сельхозпродукции следует  ожидать лишь в долгосрочной перспективе, когда повышение конкурентоспособности  производства и обусловленный им экспорт обработанной продукции  АПК позволят компенсировать негативные последствия в результате открытия рынка и экспансии импорта  сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем присоединение  стран Таможенного союза к  ВТО и выполнение связанных с  этим международных обязательств могут  создать не только дополнительные социально-экономические  сложности, но и иметь негативные последствия для развития АПК.

Членство в ВТО ограничит  возможности государств в регулировании  внешнеэкономической деятельности, в частности, связывание уровней  импортных таможенных пошлин ограничивает маневренность и гибкость государственного регулирования таможенно-тарифных мер[8]. Ухудшится экономическое положение большинства отраслей животноводства и растениеводства из-за низкой конкурентоспособности продукции, в основе которой лежит низкий уровень обеспеченности качественными факторами производства, а также слабое взаимодействие сельскохозяйственного производства с отраслями промышленности и сферами услуг. Кроме того, усложнится и затруднится защита государствами отечественных производителей, так как из-за снижения уровней импортных таможенных тарифов облегчится доступ иностранного продовольствия на внутренний рынок, что может привести к сокращению производства собственной продукции.

К числу основных угроз  для конкурентоспособности АПК стран, связанных с внешнеторговой либерализацией, можно отнести возможность обострения проблемы продовольственной безопасности, которая характеризуется двумя основными аспектами – масштабами проникновения импортного продовольствия и зачастую низким качеством данной продукции. Предельно допустимым уровнем доли импорта во внутреннем потреблении продовольствия является уровень, равный 20%. К примеру, в Казахстане доля импорта мяса домашней птицы составляет свыше 70%, в России доля импортной продукции на внутреннем рынке также превышает 30%.

Другой, не менее важной проблемой  в области сельского хозяйства, в рамках ВТО является регулирование  торговли генно-модифицированной продукцией. Белоруссия, Казахстан и Россия уже  столкнулись с проблемой регулирования  ввоза генно-модифицированной продукции. Законодательные нормы на практике не выполняются, так как правоприменительная  практика в этой области не работает.

К негативным факторам внешнеэкономической  либерализации относится и снижение доли отечественных производителей продовольствия на внутреннем рынке, что  в свою очередь, скажется на занятости  в смежных отраслях. Наиболее уязвимыми  являются отрасли пищевой промышленности, в особенности мясомолочная. Продолжающийся износ материально-технической базы сельского хозяйства, падение естественного плодородия и снижение устойчивости сельскохозяйственного производства могут внести весьма существенные коррективы в оптимистические прогнозы.

Вне зависимости от условий  и сроков вступления в ВТО, странам  Таможенного союза необходимо осуществлять меры, обеспечивающее системную модернизацию и конкурентоспособность продукции  аграрно-продовольственного сектора, развитие социальной, рыночной инфраструктуры села.

 

 

  1. Расширение зоны интеграционного взаимодействия аграрных  секторов государств Таможенного союза.

 

В 2009 году Киргизия обратилась к председателю Межгосударственного  Совета ЕврАзЭС с просьбой о создании Рабочей группы с целью анализа всех возможных вариантов участия Киргизской Республики в Таможенном союзе. Рабочей группой уже разработан План мероприятий по вопросу участия республики в Таможенном союзе[9].

Киргизия в экономическом  смысле для России имеет малую  ценность. Прежде всего, необходимо отметить, что страны-члены Таможенного  союза по своему экономическому развитию далеко опережают Кыргызстан - размеры  экономик стран Таможенного союза  по отдельности превышают экономику  Кыргызстана в несколько десятков раз (табл. 6).

 

Таблица 6 - Основные социально-экономические показатели стран Таможенного союза и  Кыргызской Республики, 2011 г.

Показатель

Кыргызстан

Беларусь

Казахстан

Россия

ВВП, млрд. долл.

5,05

60,3

135,6

1676,6

Сельское хозяйство, %

0,26

8,54

6,20

6,12

Промышленность, %

0,17

38,62

41,94

39,2

Услуги

0,57

52,84

51,86

54,31

Динамика ВВП, %

107,6

110

103,3

105,6

ВВП на душу населения,

тыс. долл.

0,95

6,23

8,72

11,81

Экспорт, % ВВП

61,13

54,01

60,71

28,1

Импорт, % ВВП

95,41

65,31

40,66

17,4

Почтовые переводы и компенсации, млрд. долл.

1,23

0,45

0,19

6,03

Инфляция, дефлятор ВВП, %

126,4

116,4

121,4

118,04

Население,

млн. чел.

5,31

9,67

15,55

142,0

Рост населения, %

101,1

99,81

100,1

99,86

Информация о работе Продовольственная безопасность Республики Казахстан в условиях таможенного союза