Продовольственная безопасность Республики Казахстан в условиях таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая задача Республики Казахстан состоит в обеспечении экономической безопасности, одной из основных составляющих которой является продовольственная безопасность. Следовательно, обеспечение продовольственной безопасности Республики Казахстан является одной из важнейших функций органов государственной власти. Она реализуется путем государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами. Современная особенность регулирования внешней торговли Казахстана продовольственными товарами состоит в том, что оно должно осуществляться с учетом ограничений, накладываемых вступлением в Таможенный союз, во Всемирную торговую организацию
и формированием Единого экономического пространства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3

Теоретико-экономические основы обеспечения продовольственной безопасности……………………………………….4-13

Анализ и тенденция развития аграрных секторов стран Таможенного союза……………………………………………………..13-20

Последствия вступления в ВТО для аграрных секторов государств Таможенного союза с учетом обеспечения национальной продовольственной безопасности……………………………………...20-23

4 Расширение зоны интеграционного взаимодействия аграрных секторов государств Таможенного союза…………………………………..23-26

Заключение…………………………………………………………………...27

Литература…………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

проект.docx

— 129.18 Кб (Скачать файл)

Проблема продовольственной  безопасности, считают Е. Серова и  Л. Леутский, прежде всего, связана с макроэкономическим развитием страны, а не с ее самообеспеченностью продовольствием. Решение вопроса увеличения продовольственного потребления в большинстве стран с переходной экономикой не зависит ни от дальнейшего перераспределения земель, ни от роста государственных инвестиций в агропродовольственный сектор. Рост потребления возможен только при макроэкономической стабилизации и неуклонном росте реальных доходов населения, в результате чего возрастает спрос на продукты питания, определяющий устойчивый рост агропродовольственного сектора экономики страны.

Механизм обеспечения  продовольственной безопасности –  это совокупность организационных  форм и экономических методов, взаимно увязанных на международном, национальном и региональном уровнях в единый регулируемый правовыми нормами механизм, позволяющий государству стабилизировать уровень продовольственной безопасности.

Структура механизма обеспечения  национальной продовольственной безопасности представлена на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Структура  механизма обеспечения

продовольственной безопасности

 

Анализируя существующие методы оценки продовольственной безопасности, можно выделить следующие основные критерии:

- производство 75–80% общего объема продуктов питания отечественными товаропроизводителями;

- потребление населением продуктов питания с оптимальным уровнем калорийности (3000 ккал в сутки);

- обеспечение рациональной структуры питания и полное удовлетворение потребностей населения в соответствии с физиологически обоснованными нормами;

- создание восполняемого страхового запаса продовольствия на уровне 17% от годового объема потребления продуктов питания;

- наличие реальной возможности удовлетворения потребности в продуктах питания, не выпускаемых внутри страны или выпускаемых в недостаточных количествах, за счет импорта;

- производство на душу населения не менее 1 тонны зерна[4].

В результате либерализации  внешней торговли и цен продовольственный  рынок Казахстана наполнился товарами. Однако потребительский спрос на многие виды продуктов питания у  части населения не увеличился. Это  в первую очередь касается населения, проживающего в сельской местности  и в депрессивных регионах страны, где произошло резкое снижение покупательской способности.

В связи с поляризацией доходов в Казахстане образовалось два потребительских рынка, существенно  различающихся, как по уровню цен, так  и по наборам потребительских  благ. На долю наиболее обеспеченных граждан  приходится 26 % денежных доходов, а на долю наименее обеспеченных – 2,3 %. Разумеется, при переходе к рыночной экономике  дифференциация доходов неизбежна, однако за определенной гранью она  является источником социальной напряженности  и нестабильности, отказа от поддержки  реформ со стороны определенной части  населения.

 Основой продовольственной  безопасности страны является  ее экономическая и политическая  стабильность. В Казахстане принят  ряд законодательных актов, гарантирующих  минимальный уровень доходов  и социальную защиту малообеспеченных  граждан. Однако, как свидетельствуют  результаты обследований бюджетов  домохозяйств республики, на продовольствие  тратится почти половина всех  расходов населения. По мировым  меркам, – это пороговое значение  для определения бедной семьи. 

В этой связи существуют две группы проблем, связанных с  продовольственной безопасностью:

1) сокращение потенциальной  емкости рынка вследствие падения  уровня жизни и платежеспособного  спроса населения; 

2) само обеспечение страны  продуктами первой необходимости  и сокращение импорта продуктов  питания.

Формирование рыночных отношений  в производстве и в реализации продовольствия предполагает:

- многообразие форм собственности  и хозяйствования многочисленных производителей и потребителей продукции на всех этапах ее производства, высокий уровень внутренней и внешней конкуренции;

- атмосферу свободного  предпринимательства в части  выбора вида производимой продукции  и каналов ее реализации, установления  уровня цен и возможности самостоятельного  распоряжения своими доходами.

Для успешного функционирования экономической системы в целом  и продовольственного рынка в  частности, соблюдения интересов всех его субъектов и придания ему  цивилизованной современной формы и содержания созданы ряд условий, присущих тем экономически развитым странам, в которых рыночная система прошла этап становления и достигла близких к оптимальным параметрам функционирования, а именно:

- приняты эффективные  меры государственного регулирования  экономики на макроуровне;

- разработана система  законодательства, обеспечивающая  четкое функционирование рынка,  исключающая разночтения между  законно-дательными актами различного  уровня;

- сформирована действенная  налоговая, кредитная, ценовая  политика, отвечающая интересам отечественных товаропроизводителей;

- создана развитая производственная  и особенно рыночная инфраструктура.

Эффективность функционирования продовольственного рынка находится в зависимости от уровня развития агропромышленного комплекса и его инфраструктуры. Сложившаяся в прошлом система специализации и размещения отраслей агропромышленного производства и сформировавшиеся межрегиональные продовольственные связи учитывали, прежде всего, общегосударственные интересы. Эта система функционировала, хотя и была далека от совершенства. Период реформирования аграрной сферы экономики характеризуется искажением отработанных ранее пропорций, разрывом традиционных продовольственных и сырьевых связей, региональным сепаратизмом в области продовольственной политики.

В современных условиях Беларусь, Казахстан и Россия в совокупности занимают доминирующее положение в  СНГ, где в силу объективного разнообразия природно-климатических и производственно-экономических  условий, взаимовыгодно дополнять  друг друга, образуя в совокупности, с одной стороны мощную региональную группировку, конкурентоспособную  на мировом рынке, с другой – уникальный транспортный коридор, связывающий  европейскую и азиатскую части  глобальной евразийской экономической  системы.

Государства Таможенного  союза обладают большим производственным и экспортным потенциалом, имеют  удобное географическое положение, глубокие интеграционные связи, территориальную  специализацию, разветвленную кооперацию на уровне предприятий и отраслей, сохранившуюся единую транспортную инфраструктуру.

Исследование отечественной  и зарубежной теории и практики формирования и развития интеграционных структур позволяет сделать вывод о  том, что ученые определяют экономическую  интеграцию и как процесс, то есть стирание различий между экономическими субъектами, и как совокупность отношений - отсутствие той или иной формы  дискриминации иностранных партнеров  в каждой из национальных экономик.

Экономическая интеграция не только возможна, но и неизбежна  между различными национальными  экономиками, однако далеко не в одинаковой степени. К примеру, высокоразвитые страны располагают наибольшими  возможностями для объединения, так как они способны интенсивно обмениваться между собой товарами и услугами в максимальном ассортименте, благоприятно дополняя друг друга. Неизбежно возникающая при этом конкуренция производителей носит созидательный и стимулирующий характер и способствует росту производственно-экономического потенциала этих стран, повышению уровня жизни населения.

Содержание и направленность международных интеграционных процессов  обосновывается на базе классической теории интеграции, конкурентных и  сравнительных преимуществ по М.Портеру, согласно которой конкурентное преимущество стран является результатом четырех взаимосвязанных расширенных факторов (схема 1):


СТРАТЕГИЯ, СТРУКТУРА  И КОНКУРЕНЦИЯ ФИРМ





ФАКТОРНЫЕ

УСЛОВИЯ


УСЛОВИЯ

СПРОСА




СМЕЖНЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ОТРАСЛИ



 

 

Рисунок 2 -  Взаимосвязанные факторы конкурентного преимущества стран

А также на базе обобщающей концепции региональной интеграции, разработанной американским экономистом  Б. Балашем, в основе которой лежит различие между интеграцией как процессом и как конечным состоянием. С этой точки зрения отдельные рассмотренные выше представления об интеграции могут быть охарактеризованы как ступени восхождения от ее простейших, начальных форм - к более высоким и сложным:

Таблица 1 - Ступени  региональной экономической интеграции

Формы интеграции

Меры по устранению дискриминации

Устранение

тарифов и квот

Общий

внешний

тариф

Свободное

движение

факторов

производства

Гармонизация  экономической

политики

Унификация

политики, создание

политических

институтов

Зона свободной

торговли

X

       

Таможенный

союз

X

X

     

Общий рынок

X

X

X

   

Экономический союз

X

X

X

X

 

Полная

экономическая интеграция

X

X

X

X

X


 

Проведенный анализ мирового опыта показывает, что к интеграции на рыночной основе готовы лишь те страны, которые достигли определенной ступени  экономической зрелости, когда основой  экономического развития являются высокотехнологические  отрасли обрабатывающей промышленности, развита транспортная и телекоммуникационная инфраструктура. Такие страны не только конкурируют, но и взаимодополняют друг друга, и тем самым создавая предпосылки для интеграции.

Продовольственная безопасность страны характеризуется широким  спектром показателей, поэтому при  проведении сравнительного анализа  уровня продовольственной безопасности нескольких стран необходимо использовать комплексный подход, а не делать какие-либо заключения по одному–двум  критериям. В связи с этим автором  предлагается проведение межстранового анализа продовольственной безопасности на основе многомерного сравнительного анализа, позволяющего сравнивать несколько объектов по нескольким критериям, степень значимости которых определяется соответствующим весовым коэффициентом. Результаты многомерного сравнительного анализа продовольственной безопасности стран СНГ, проведенного на основе сравнения темпов роста ВВП, индексов потребительских цен, денежных доходов населения, объемов сельскохозяйственной продукции, объемов импорта и экспорта продовольственной продукции, представлены на рисунке 2.

 

 

Рисунок 3 – Результаты сравнительной оценки продовольственной

безопасности стран в 2011 году

При необходимости данный метод может быть использован  при оценивании продовольственной  безопасности регионов в рамках одного государства.

Исследованный зарубежный опыт формирования механизма обеспечения продовольственной безопасности основан на проведении эффективной агропродовольственной политики государства: организации программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в агропромышленном секторе, государственного регулирования процессов кредитования сельского хозяйства и ценообразования на основные виды продовольственной продукции, реализации бюджетной политики, направленной на стимулирование устойчивого и стабильного развития отечественного агропромышленного комплекса.

 

 

 

  1. Анализ и тенденция развития аграрных секторов стран Таможенного союза.

 

В результате социально-экономических  преобразований в России сформировалась система функционирования агропромышленного  комплекса, основанная на приоритете рыночных отношений и многоукладного хозяйства.

После значительного спада  в 90-х годах в последнее десятилетие  отмечалась положительная динамика производства продукции сельского  хозяйства и продовольствия, укреплялась  экономика сельскохозяйственных товаропроизводителей, несколько улучшилось состояние  социальной сферы сельских территорий.

Этому способствовали реализация приоритетного национального проекта  «Развитие АПК», Государственной  программы развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, принятой в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства». В 2010 году Указом Президента утверждена Доктрина продовольственной  безопасности Российской Федерации  и План мероприятий по ее реализации.

В Республике Беларусь в  целях повышения уровня продовольственного обеспечения населения, увеличения объемов производства конкурентной сельскохозяйственной продукции была реализована Государственная программа  возрождения и развития села на 2005-2010 годы. В настоящее время реализуется  Государственная программа устойчивого  развития села на 2011–2015 годы, Государственная комплексная программа развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011–2015 годах, принята Концепция национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь[5].

Информация о работе Продовольственная безопасность Республики Казахстан в условиях таможенного союза