Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа
Важнейшая задача Республики Казахстан состоит в обеспечении экономической безопасности, одной из основных составляющих которой является продовольственная безопасность. Следовательно, обеспечение продовольственной безопасности Республики Казахстан является одной из важнейших функций органов государственной власти. Она реализуется путем государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами. Современная особенность регулирования внешней торговли Казахстана продовольственными товарами состоит в том, что оно должно осуществляться с учетом ограничений, накладываемых вступлением в Таможенный союз, во Всемирную торговую организацию
и формированием Единого экономического пространства.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретико-экономические основы обеспечения продовольственной безопасности……………………………………….4-13
Анализ и тенденция развития аграрных секторов стран Таможенного союза……………………………………………………..13-20
Последствия вступления в ВТО для аграрных секторов государств Таможенного союза с учетом обеспечения национальной продовольственной безопасности……………………………………...20-23
4 Расширение зоны интеграционного взаимодействия аграрных секторов государств Таможенного союза…………………………………..23-26
Заключение…………………………………………………………………...27
Литература…………………………………………………………………...28
Проблема продовольственной безопасности, считают Е. Серова и Л. Леутский, прежде всего, связана с макроэкономическим развитием страны, а не с ее самообеспеченностью продовольствием. Решение вопроса увеличения продовольственного потребления в большинстве стран с переходной экономикой не зависит ни от дальнейшего перераспределения земель, ни от роста государственных инвестиций в агропродовольственный сектор. Рост потребления возможен только при макроэкономической стабилизации и неуклонном росте реальных доходов населения, в результате чего возрастает спрос на продукты питания, определяющий устойчивый рост агропродовольственного сектора экономики страны.
Механизм обеспечения продовольственной безопасности – это совокупность организационных форм и экономических методов, взаимно увязанных на международном, национальном и региональном уровнях в единый регулируемый правовыми нормами механизм, позволяющий государству стабилизировать уровень продовольственной безопасности.
Структура механизма обеспечения национальной продовольственной безопасности представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура механизма обеспечения
продовольственной безопасности
Анализируя существующие
методы оценки продовольственной
- производство 75–80% общего объема продуктов питания отечественными товаропроизводителями;
- потребление населением продуктов питания с оптимальным уровнем калорийности (3000 ккал в сутки);
- обеспечение рациональной структуры питания и полное удовлетворение потребностей населения в соответствии с физиологически обоснованными нормами;
- создание восполняемого страхового запаса продовольствия на уровне 17% от годового объема потребления продуктов питания;
- наличие реальной возможности удовлетворения потребности в продуктах питания, не выпускаемых внутри страны или выпускаемых в недостаточных количествах, за счет импорта;
- производство на душу населения не менее 1 тонны зерна[4].
В результате либерализации внешней торговли и цен продовольственный рынок Казахстана наполнился товарами. Однако потребительский спрос на многие виды продуктов питания у части населения не увеличился. Это в первую очередь касается населения, проживающего в сельской местности и в депрессивных регионах страны, где произошло резкое снижение покупательской способности.
В связи с поляризацией доходов в Казахстане образовалось два потребительских рынка, существенно различающихся, как по уровню цен, так и по наборам потребительских благ. На долю наиболее обеспеченных граждан приходится 26 % денежных доходов, а на долю наименее обеспеченных – 2,3 %. Разумеется, при переходе к рыночной экономике дифференциация доходов неизбежна, однако за определенной гранью она является источником социальной напряженности и нестабильности, отказа от поддержки реформ со стороны определенной части населения.
Основой продовольственной
безопасности страны является
ее экономическая и
В этой связи существуют
две группы проблем, связанных с
продовольственной
1) сокращение потенциальной
емкости рынка вследствие
2) само обеспечение страны
продуктами первой
Формирование рыночных отношений в производстве и в реализации продовольствия предполагает:
- многообразие форм
- атмосферу свободного
предпринимательства в части
выбора вида производимой
Для успешного функционирования экономической системы в целом и продовольственного рынка в частности, соблюдения интересов всех его субъектов и придания ему цивилизованной современной формы и содержания созданы ряд условий, присущих тем экономически развитым странам, в которых рыночная система прошла этап становления и достигла близких к оптимальным параметрам функционирования, а именно:
- приняты эффективные
меры государственного
- разработана система
законодательства, обеспечивающая
четкое функционирование рынка,
- сформирована действенная налоговая, кредитная, ценовая политика, отвечающая интересам отечественных товаропроизводителей;
- создана развитая
Эффективность функционирования продовольственного рынка находится в зависимости от уровня развития агропромышленного комплекса и его инфраструктуры. Сложившаяся в прошлом система специализации и размещения отраслей агропромышленного производства и сформировавшиеся межрегиональные продовольственные связи учитывали, прежде всего, общегосударственные интересы. Эта система функционировала, хотя и была далека от совершенства. Период реформирования аграрной сферы экономики характеризуется искажением отработанных ранее пропорций, разрывом традиционных продовольственных и сырьевых связей, региональным сепаратизмом в области продовольственной политики.
В современных условиях Беларусь,
Казахстан и Россия в совокупности
занимают доминирующее положение в
СНГ, где в силу объективного разнообразия
природно-климатических и
Государства Таможенного союза обладают большим производственным и экспортным потенциалом, имеют удобное географическое положение, глубокие интеграционные связи, территориальную специализацию, разветвленную кооперацию на уровне предприятий и отраслей, сохранившуюся единую транспортную инфраструктуру.
Исследование отечественной
и зарубежной теории и практики формирования
и развития интеграционных структур
позволяет сделать вывод о
том, что ученые определяют экономическую
интеграцию и как процесс, то есть
стирание различий между экономическими
субъектами, и как совокупность отношений
- отсутствие той или иной формы
дискриминации иностранных
Экономическая интеграция не только возможна, но и неизбежна между различными национальными экономиками, однако далеко не в одинаковой степени. К примеру, высокоразвитые страны располагают наибольшими возможностями для объединения, так как они способны интенсивно обмениваться между собой товарами и услугами в максимальном ассортименте, благоприятно дополняя друг друга. Неизбежно возникающая при этом конкуренция производителей носит созидательный и стимулирующий характер и способствует росту производственно-экономического потенциала этих стран, повышению уровня жизни населения.
Содержание и направленность международных интеграционных процессов обосновывается на базе классической теории интеграции, конкурентных и сравнительных преимуществ по М.Портеру, согласно которой конкурентное преимущество стран является результатом четырех взаимосвязанных расширенных факторов (схема 1):
СТРАТЕГИЯ, СТРУКТУРА И КОНКУРЕНЦИЯ ФИРМ
ФАКТОРНЫЕ
УСЛОВИЯ
УСЛОВИЯ
СПРОСА
СМЕЖНЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ОТРАСЛИ
Рисунок 2 - Взаимосвязанные факторы конкурентного преимущества стран
А также на базе обобщающей концепции региональной интеграции, разработанной американским экономистом Б. Балашем, в основе которой лежит различие между интеграцией как процессом и как конечным состоянием. С этой точки зрения отдельные рассмотренные выше представления об интеграции могут быть охарактеризованы как ступени восхождения от ее простейших, начальных форм - к более высоким и сложным:
Таблица 1 - Ступени региональной экономической интеграции
Формы интеграции |
Меры по устранению дискриминации | ||||
Устранение тарифов и квот |
Общий внешний тариф |
Свободное движение факторов производства |
Гармонизация экономической политики |
Унификация политики, создание политических институтов | |
Зона свободной торговли |
X |
||||
Таможенный союз |
X |
X |
|||
Общий рынок |
X |
X |
X |
||
Экономический союз |
X |
X |
X |
X |
|
Полная экономическая интеграция |
X |
X |
X |
X |
X |
Проведенный анализ мирового опыта показывает, что к интеграции на рыночной основе готовы лишь те страны, которые достигли определенной ступени экономической зрелости, когда основой экономического развития являются высокотехнологические отрасли обрабатывающей промышленности, развита транспортная и телекоммуникационная инфраструктура. Такие страны не только конкурируют, но и взаимодополняют друг друга, и тем самым создавая предпосылки для интеграции.
Продовольственная безопасность страны характеризуется широким спектром показателей, поэтому при проведении сравнительного анализа уровня продовольственной безопасности нескольких стран необходимо использовать комплексный подход, а не делать какие-либо заключения по одному–двум критериям. В связи с этим автором предлагается проведение межстранового анализа продовольственной безопасности на основе многомерного сравнительного анализа, позволяющего сравнивать несколько объектов по нескольким критериям, степень значимости которых определяется соответствующим весовым коэффициентом. Результаты многомерного сравнительного анализа продовольственной безопасности стран СНГ, проведенного на основе сравнения темпов роста ВВП, индексов потребительских цен, денежных доходов населения, объемов сельскохозяйственной продукции, объемов импорта и экспорта продовольственной продукции, представлены на рисунке 2.
Рисунок 3 – Результаты сравнительной оценки продовольственной
безопасности стран в 2011 году
При необходимости данный метод может быть использован при оценивании продовольственной безопасности регионов в рамках одного государства.
Исследованный зарубежный опыт формирования механизма обеспечения продовольственной безопасности основан на проведении эффективной агропродовольственной политики государства: организации программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в агропромышленном секторе, государственного регулирования процессов кредитования сельского хозяйства и ценообразования на основные виды продовольственной продукции, реализации бюджетной политики, направленной на стимулирование устойчивого и стабильного развития отечественного агропромышленного комплекса.
В результате социально-экономических преобразований в России сформировалась система функционирования агропромышленного комплекса, основанная на приоритете рыночных отношений и многоукладного хозяйства.
После значительного спада
в 90-х годах в последнее
Этому способствовали реализация
приоритетного национального
В Республике Беларусь в
целях повышения уровня продовольственного
обеспечения населения, увеличения
объемов производства конкурентной
сельскохозяйственной продукции была
реализована Государственная
Информация о работе Продовольственная безопасность Республики Казахстан в условиях таможенного союза