Прогнозирование уровня жизни населения в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Уровень жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматриваются как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья. Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ, это и определяет актуальность темы исследования.

Содержание работы

Введе-ние………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни насе-ления………………………………………………………………………………4
1.1. Сущность понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Основные показатели уровня жизни населения…………………………………………………4
1.2. Нормативно-правовая база формирования социальной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………8
Глава 2. Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ………………………………………………………………………………...11
2.1. Методы прогнозирования основных показателей уровня и качества жизни населения……………………………………………………………………..11
2.2. Современное состояние уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ)……………………………………………………………………………..13
Глава 3. Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ……………………………………………………………………………...20
Заключе-ние…………………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 574.00 Кб (Скачать файл)

   Различие  между максимальным (Ненецкий автономный округ) и минимальным (Республика Калмыкия) размерами среднедушевых денежных доходов населения составило 8,6 раза.

    В среднем по России на одного человека приходилось 15 тыс. 105,6 руб.

    Во  всех субъектах Российской Федерации  увеличился реальный размер начисленной заработной платы (кроме Чечни).[11, c.10]

    Первую  пятерку регионов по качеству жизни  в первом квартале 2006-2010 гг. составили  Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Тюменская область и Югра. Таковы данные исследования, проведенного Лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова по заказу и при содействии Института региональной информации. Пятерку регионов с наиболее низким показателем качества жизни за этот период составили Амурская область, Республика Алтай, Калмыкия, Ингушетия и Тува.

    Индекс  качества жизни отражает, с одной  стороны, необходимый уровень благосостояния, а с другой – наличие необходимой  инфраструктуры и прочих условий  для удовлетворения материальных и  духовных потребностей человека. Индекс рассчитывается как среднее арифметическое следующих показателей (курсивом выделены точные названия показателей, принятые в материалах Росстата, послуживших основой для расчета индекса):

    • Миграционная привлекательность региона. Показатель представляет собой фиксируемый Росстатом коэффициент миграционного прироста: разность между числом прибывших и убывших на 10 000 человек населения территории. В случае, когда отток населения превышает приток, значение показателя становится отрицательным. Более высокие показатели прироста свидетельствуют о большей привлекательности территории и, соответственно, о более высоком качестве жизни.

    • Уровень выживаемости детей в  возрасте до одного года. Этот показатель является обратным по отношению к младенческой смертности: числу детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся. Это один из важнейших и общепризнанных в мире показателей качества жизни, учитывающий сразу две составляющие: качество медицинских услуг и здоровье родителей.

    • Безопасность личности. Данный показатель обратно пропорционален уровню преступности – числу зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения (по данным МВД РФ). Несмотря на некоторые проблемы его применимости в России (где “регистрируемость” преступлений может варьироваться от региона к региону), оценка безопасности личности представляется авторам необходимой.

    • Развитость рынков услуг. Индикатор  представляет собой объем платных услуг на душу населения (общий объем денежных средств, уплаченных самим потребителем или организацией, в которой он работает, за оказанную ему или членам его семьи услугу, разделенный на численность населения региона). Данный показатель корректируется с учетом индекса физического объема платных услуг населению: этот индекс показывает, во сколько раз увеличился объем платных услуг населению в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен. Таким образом, удается избежать искусственного завышения показателей качества жизни за счет инфляции.

    • Доступность рабочих мест. Данный показатель является обратным по отношению к уровню безработицы, показывающему процентное отношение числа безработных к общей численности трудоспособного населения региона. Данный показатель рассчитывается Росстатом на основании опросных исследований, а не на основании данных государственной службы занятости.

    • Размер индивидуальных доходов. Индикатор  представляет собой отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, установленному в регионе. Последний устанавливается в субъектах федерации решениями органов государственной власти.

    Эти показатели приводятся к единообразному виду с помощью линейного масштабирования.

    Помимо  абсолютных лидеров и аутсайдеров  по качеству жизни, рейтинг позволяет выделить регионы, где в I квартале 2010 года, согласно описанным выше расчетам, произошло наиболее заметное изменение качества жизни по сравнению с I кварталом 2006 года. За этот период на 10 и более позиций улучшили свои места в рейтинге следующие субъекты РФ: Камчатский край – поднялся на 56 мест выше, Магаданская область – на 45, Сахалинская область – на 32, Тамбовская область – на 28, Пензенская область – на 21, Курская область – на 16, Ростовская область – на 12, Хакасия – на 12, Хабаровский край – на 11, Кабардино-Балкария – на 10.

    Наоборот, опустились на 10 и более мест следующие  регионы: Вологодская область –  на 42 места, Брянская область – на 26, Карелия – на 25, Карачаево-Черкесия – на 23, Кемеровская область –  на 22, Тверская область – на 18, Ставропольской край – на 16, Волгоградская область – на 15, Дагестан – на 14, Рязанская область – на 14, Республика Алтай – на 12, Новосибирская область – на 12, Калининградская область – на 11, Северная Осетия – на 11, Челябинская область – на 11, Калмыкия – на 10, Псковская область – на 10.

Глава 3. Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ

     В 1990-е годы в России возникли беспрецедентные  по сравнению с советской эпохой различия как в текущих доходах и потреблении населения, так и в его обеспеченности недвижимостью, предметами длительного пользования. Как следствие, в стране усилилось социальное расслоение, которое выражается не только в количественных параметрах. Образовавшиеся новые группы населения (богатые, средние классы, средне- и малообеспеченные) сформировали собственные уклады жизни. При этом в годы подъема, несмотря на благоприятные усредненные экономические показатели, различия между данными укладами продолжали углубляться. Видимо, происходит их «капсулирование» (закрепление) из-за фактического прекращения процесса диффузии социальных групп. После начального бурного социального перемешивания общественных слоев в 1990-е годы произошло резкое (полагаем, даже слишком резкое) уменьшение вертикальной мобильности и сформировалась ориентация на извлечение ренты из достигнутого положения.

     Можно утверждать, что в результате экономических, социальных и политических процессов последних 15-20 лет российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований.

     На  этом фоне проведение любых реформ сталкивается с практически неизбежным сопротивлением со стороны групп специальных интересов, поскольку рациональные действия «сверху» могут их непосредственно затрагивать. Власть вынуждена прибегать к авторитарным и манипулятивным методам управления обществом, что еще больше усугубляет ситуацию. Нынешнее его состояние характеризуют как стабильное прежде всего потому, что благодаря экономическому росту появилась возможность направить существенные средства на социальные цели, например на «монетизацию льгот», которая обошлась федеральному бюджету в сумму, в несколько раз превосходящую первоначально запланированную.

     Любое значительное снижение цен на российские энергоносители, несмотря на наличие Стабилизационного фонда, приведет к серьезным проблемам с финансированием накопленных социальных мандатов, если, конечно, экономика уже в ближайшие годы не переориентируется на новые приоритеты. Но, абстрагируясь от цен на нефть, важно понимать, что раздробленное общество не отвечает потребностям высокотехнологичной, интеллектуальной и наукоемкой экономики, поскольку требуемое качество человеческого капитала не сводится только к физическому здоровью населения и современному образованию. Нужны принципиально иная социальная однородность общества, интенсивная мобильность его слоев и жизненных укладов, что, конечно, не должно приводить к потере этнической и культурной идентификации.

     Основными принципами, способными объединить решающее большинство общества, могут стать:

  • обеспечение равных стартовых возможностей на индивидуальном уровне;
  • ясность положительных социальных перспектив для всех общественных слоев;
  • формирование на этой базе образа жизни, приемлемого для максимального числа ее укладов.

    Прогнозные  расчеты показателей  уровня и качества жизни населения:

    Определяющим  фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные индикаторы состояния экономики часто используются в качестве обобщающих показателей уровня жизни. К ним относятся объем валового внутреннего продукта, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. В статистической практике наиболее широко применяется показатель объема ВВП, являющегося конечным результатом производственной деятельности. Для анализа уровня жизни, его динамики и проведения сравнительной характеристики по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении (в постоянных ценах) на душу населения. При проведении международных сопоставлений данный показатель оценивается в долларах на основе паритета покупательной способности валюты.

    Метод расчета индекса реального объема ВВП в расчете на душу населения более сложен. Реальный объем ВВП рассчитывается в долларах на основе паритета покупательной способности валют, а затем корректируется с учетом того, что для достойного уровня жизни необязательно иметь слишком высокий доход. В качестве порогового значения, достаточного для разумно высокого уровня благосостояния, принимается среднедушевой объем ВВП по миру в целом в 1995 г., равный 5990 дол. ППС: х3= 5990. Если фактический доход в данной стране 3) превышает пороговый уровень, т. е. если х3 > x*3, то величина превышения дисконтируется исходя из предпосылки о том, что значимость более высокого дохода резко уменьшается. Дисконтированный доход (х'3) рассчитывается по следующим формулам:

    

    Методология исчисления индекса развития человеческого  потенциала постоянно совершенствуется. Вопросы отбора показателей, учитываемых при его построении, а также используемых весовых коэффициентов являются дискуссионными. 

     (2) 

    Если  х3 <= х'3, то при расчете индекса реального объема ВВП (/3) берется фактическое значение этого показателя. Минимальное значение реального объема ВВП в расчете на душу населения принимается равным 100 дол. ППС, а максимальное дисконтированное значение составляет 6311 дол. США (ППС в дол. США), образом:

    

(3)

    В результате ИРЧП = (I1 +I2 +I3) / 3.

    В 2008 г. среди 64 стран с высоким уровнем индекса развития человеческого потенциала (0,806 < ИРЧП < 0,960) рейтинг Венгрии был равен 47, а Россия занимала 72 место. При этом для России данный показатель был на 5 мест ниже, чем рейтинг по объему реального ВВП в расчете на душу населения (ППС в дол. США).

Таблица 2

Базовые значения сценарных управлений по сбору  доходов государством и их распределения

Год Уровень загрязнения Подоходный  налог Налог на грязь Налог на прибыль Расходы на защиту окружающей среды Инвестиции  в новые мощности Расходы на восстановление ресурсов Расходы на образование Расходы на науку Расходы на здравоохранение Расходы на новые технологии
1991 0,25 0,13 0,06 0,25 0,1 0,33 0,1 0,18 0,09 0,1 0,1
1992 0,25 0,13 0,06 0,25 0,1 0,33 0,1 0,18 0,09 0,1 0,1
1993 0,25 0,13 0,06 0,25 0,1 0,33 0,1 0,18 0,09 0,1 0,1
1994 0,25 0,13 0,06 0,25 0,1 0,33 0,1 0,18 0,09 0,1 0,1
1995 0,25 0,13 0,06 0,25 0,1 0,33 0,1 0,18 0,09 0,1 0,1
2015 0,25 0,13 0,06 0,25 0,1 0,33 0,1 0,18 0,09 0,1 0,1

Информация о работе Прогнозирование уровня жизни населения в регионе