Прогнозирование жилищного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Среди важнейших направлений современных социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы прогнозирования жилищного комплекса
1.1. Жилищный комплекс как объект социального прогнозирования. Роль жилищного комплекса в повышении уровня и качества жизни населения
1.2. Состав и структура жилищного комплекса
1.3. Особенности развития жилищного хозяйства РФ
2. Современное состояние жилищного комплекса Самарской области
2.1. Система показателей прогноза жилищного хозяйства. Методы прогнозирования отраслей жилищного комплекса
2.2. Анализ современного состояния жилищного комплекса Самарской области
3. Приоритетные направления развития отраслей жилищного комплекса Самарской области
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования развития жилищного хозяйства Самарской области
3.2. Прогнозирование показателей отраслей жилищного комплекса Самарской области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

прогнозирование жилищного комплекса.docx

— 789.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы  прогнозирования жилищного комплекса

1.1. Жилищный комплекс  как объект социального прогнозирования.  Роль жилищного комплекса в  повышении уровня и качества  жизни населения

1.2. Состав и структура  жилищного комплекса

1.3. Особенности развития  жилищного хозяйства РФ

2. Современное состояние  жилищного комплекса Самарской  области

2.1. Система показателей  прогноза жилищного хозяйства.  Методы прогнозирования отраслей  жилищного комплекса

2.2. Анализ современного  состояния жилищного комплекса  Самарской области

3. Приоритетные направления  развития отраслей жилищного  комплекса Самарской области

3.1. Основные проблемы  и направления совершенствования  развития жилищного хозяйства  Самарской области

3.2. Прогнозирование показателей  отраслей жилищного комплекса  Самарской области

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Среди важнейших направлений  современных социально-экономических  преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия  для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе  данной сферы являются жилищное строительство  и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного  фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

В России уровень развития жилищной сферы не соответствует  предъявляемым требованиям: возложенные  на нее задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с  этим жилищная проблема остается одной  из самых острых социальных проблем  в стране.

Жилищная сфера испытывает значительные трудности, связанные  с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной  квалификацией кадров, отсутствием  продуманной жилищной политики и  недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций  в части их взаимоотношений с  органами власти и потребителями.

1 мая 2011 г. вступило  в действие Постановление Правительства  РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 о  проведении открытых конкурсов  по отбору управляющих организаций  для управления многоквартирными  домами. Если учесть, что подавляющее большинство (75%) определившихся в этом выборе москвичей избрало в качестве управляющих компаний государственные предприятия (все те же сменившие вывески и слегка реструктуризированные ЖЭКи), наверное, можно сказать, что никаких кардинальных изменений по части предложения коммунальных услуг в целом по стране за последние 5 лет реформ не произошло. Вряд ли российская периферия является более смелой по сравнению с Москвой, да и выбор частных управляющих организаций в провинции невелик, если вообще присутствует.

Неудовлетворительное положение  дел в жилищной сфере большинства  крупных городов страны определяют необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований жилищной системы. Достижение этих целей требует  тщательной проработки основных направлений  и мероприятий реформы, обоснование  экономико-организационного и нормативно-правового  механизмов ее практической реализации.

Цели и задачи курсовой работы:1

  1. Усвоение материала по теме курсовой работы.
  2. Развитие навыков:

- самостоятельной творческой работы в подборе и анализе литературных источников, обработке статистических материалов, составлении таблиц, графиков, схем;

- обобщения материалов и самостоятельного исследования рассматриваемых вопросов;

- логического, грамотного изложения результатов исследования, правильного оформления работы.

  1. Формирование умения:

- сопоставления и анализа различных точек зрения по исследуемым вопросам;

- работы со статистическими материалами и сопоставления на их основе таблиц и графиков с последующим анализом;

- решения расчетных задач, использования формализованных методов прогнозирования при изучении вопросов темы.

4. Углубление и закрепление знаний по курсу и умение использовать их при выполнении работы. 

Курсовая работа состоит  из трех частей: первая часть посвящена  анализу значения жилищно-коммунального  хозяйства в социально-экономическом развитии общества, вторая часть – особенностям жилищно-коммунальной сферы Липецкой области, в третьей части приведен практический пример прогнозирования показателей ЖКХ при помощи математических методов.

 

1. Теоретические основы прогнозирования  жилищного комплекса

1.1. Жилищный комплекс  как объект социального прогнозирования.  Роль жилищного комплекса в  повышении уровня и качества  жизни населения

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – сфера деятельности, направленная на обслуживание городских многоквартирных домов и предоставление жителям услуг для комфортного проживания в них. Важная часть городского хозяйства.

Для жилищно-коммунальных услуг  характерны: принадлежность к группе жизнеобеспечивания; социальная значимость; низкая заменяемость другими услугами. Как видно из вышеперечисленных особенностей, основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальных услуг является их необходимость для функционирования и жизнеобеспечения городов и населенных пунктов.

Услуги, предоставляемые  предприятиями отрасли, могут быть в виде доведенных до потребителей материальных носителей с определенными  качественными показателями (теплоснабжение, вода и др.), а также в виде непосредственно  работ на объекте (обслуживание жилых  домов, санитарная очистка и т. д.).

ЖКХ подразумевает следующие  услуги: водопровод, канализацию, капитальный  и текущий ремонт зданий, теплоснабжение, сбор и вывоз мусора, содержание придомовых территорий, электроснабжение. Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов  и т.д.), жилые служебные помещения  в других строениях, пригодные для  проживания.

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:2

  • частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
  • государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
  • муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
  • общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
  • коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

В течение длительного  времени жилищная сфера городов  находилась в составе государственного сектора экономики, получив в  советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке  очереди, а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.

В самом начале 90-х годов  наступил переходный период в развитии жилищной сферы. Его характерные  черты:

  • разрушение государственной системы распределения жилья, которая существовала в СССР в течение многих десятилетий;
  • существенное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для предприятий, организаций и населения;
  • частичная приватизация государственного (муниципального) жилищного фонда и появления рынка жилья;
  • усиление ведомственного монополизма и ослабление функций государственного (городского) контроля в данной сфере;
  • изменение организационно-правовых норм предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы.

Но проводимые преобразования носили в основном внешний характер и практически не затронули существа хозяйственных отношений и не устранили административный характер действующего хозяйственного механизма. В результате жилищные условия значительной части населения и уровень содержания жилищного фонда стали заметно ухудшаться.

Таким образом, положение  к концу ХХ в. в жилищной сфере  можно оценить как неудовлетворительное, с явными негативными тенденциями  к ухудшению. Сократились объемы жилищного строительства. Существенно возросла стоимость жилищно-коммунальных услуг, а доля оплаты населения в затратах предприятий жилищно-коммунальной сферы оставалось недостаточной. На поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходовало 4% ВВП, т. е. больше, чем на социальную сферу и многие другие сферы жизнедеятельности, но этих средств все равно не хватает по причине их неэффективного использования.3

Даже неполный перечень рассмотренных  проблем свидетельствует о наличии  глубинных причин неудовлетворительного  положения в жилищной сфере, а  также о необходимости поиска путей решения жилищной проблемы. Не вдаваясь глубоко в анализ их появления и обострения в последние  годы, отметим, что целесообразно  все причины разбить на две  группы: объективные и субъективные. К первой группе можно отнести  остаточное ресурсообеспечение и недостаточное развитие жилищной сферы в советский период от командно-административной системы к рыночному хозяйству. Из числа субъективных причин отметим сохранившийся административный механизм хозяйствования в муниципальном секторе городов страны, отсутствие реальных механизмов инвестирования в жилищное строительство и реальной реформы жилищной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Состав и  структура жилищного комплекса

Проблема управления ЖКХ  во все времена была и остается актуальной. В условиях перехода всей экономике на рыночную основу реформа  ЖКХ назрела давно. Смысл реформы  состоит в том, чтобы ввести в  систему ЖКХ конкурентную среду, преодолеть монополию государства, активно привлекать малые предприятия. Большая часть этих мер реализуется, но пока недостаточно эффективно. Реформы  необходимы, но необходимо и обеспечить ее безболезненное прохождение.

Поиск путей обновления жилищного  фонда, обеспечение соответствующего объема ремонта, повышение эффективности  использование этого фонда. Одновременно должны решаться ставшие особенно актуальными  в последнее время проблемы производственных фондов, обеспечивающий жилищный фонд нормальными условиями жизни. Это  водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, благоустройство и т. д. Износ  инженерного оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%. В год в среднем приходится 200 аварий на 100км теплоснабжения и 70%- на сети водоснабжения. ЖКХ остается самым  убыточным сектором.

Эффективность деятельности практически всех отраслей жилищно-коммунального  хозяйства чрезвычайно низка. Это  вызвано как техническими, так  и организационно-экономическими причинами.

Большая энергоемкость отрасли  вместе с расточительными техническими средствами переработкой и практикой  зачетной оплаты энергоресурсов, реально  повышающей их стоимость, делают долю затрат на энергоресурсы неоправданно большой.

Управление жилищно-коммунальным комплексом на федеральном уровне осуществляется единым органом – Федеральным  агентством по строительству и жилищно-коммунальному  хозяйству. Федеральное агентство  по строительству и жилищно-коммунальному  хозяйству находится в ведении  Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и выполняет в основном функции координации и регулирования подведомственной деятельности, а другие вопросы управления в сфере строительства решают почти все федеральные органы отраслевой и межотраслевой компетенции. Управление жилищно-коммунальной сферой находится преимущественно в компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Основное внимание федеральных  органов исполнительной власти в  современных условиях сосредоточено  на реформировании жилищно-коммунальной сферы и на реализации государственной  политики в промышленном и жилищном строительстве.

Отметим, как справедливо, на наш взгляд, отмечает г-жа Ягодина  Л.П., анализ полномочий органов местного самоуправления «показывает, что в реальной действительности такие полномочия значительно шире, чем это предусмотрено в ст. 17 Закона «Об организации местного самоуправления».4 И далее: «право субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на расширение перечня вопросов местного значения и полномочий … может осуществляться по собственной инициативе»5.

«… Низкое качество правовой основы, регулирующей публично-правовые отношения в сфере ЖКХ, является одной из основных причин кризиса  ЖКХ. … Без усиления мер административного  принуждения, совершенствования их правовой регламентации в законах  Российской Федерации невозможно сдержать рост числа правонарушений в области  жизнеобеспечения населения»6

Важнейшими нормативными правовыми актами в рассматриваемой  сфере являются: федеральные законы «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14 июля 1992 г. с изменениями от 19 июля 1995 г., Закон  РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г., Градостроительный  кодекс РФ, Положение о государственном  учете жилого фонда в Российской Федерации, утвержденное Правительством 13 октября 1997 г., и постановление Правительства от 29 марта 1999 г.6 «Вопросы реализации президентской Программы «Государственные жилищные сертификаты», Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 27 мая 1997 г.), Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 августа 2003 г.), Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Информация о работе Прогнозирование жилищного комплекса