Прогнозирование жилищного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Среди важнейших направлений современных социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы прогнозирования жилищного комплекса
1.1. Жилищный комплекс как объект социального прогнозирования. Роль жилищного комплекса в повышении уровня и качества жизни населения
1.2. Состав и структура жилищного комплекса
1.3. Особенности развития жилищного хозяйства РФ
2. Современное состояние жилищного комплекса Самарской области
2.1. Система показателей прогноза жилищного хозяйства. Методы прогнозирования отраслей жилищного комплекса
2.2. Анализ современного состояния жилищного комплекса Самарской области
3. Приоритетные направления развития отраслей жилищного комплекса Самарской области
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования развития жилищного хозяйства Самарской области
3.2. Прогнозирование показателей отраслей жилищного комплекса Самарской области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

прогнозирование жилищного комплекса.docx

— 789.29 Кб (Скачать файл)

На рис. 1 приведена система  управления ЖКХ на первом этапе реформирования в условиях открытой экономики, показаны связи между государственными монополиями, органами власти различного уровня, государственными и частными предприятиями, инвестиционными источниками, жилищно-коммунальным хозяйством и населением.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности развития жилищного хозяйства РФ

Процесс развития жилищно-коммунального  хозяйства очень бурно шел  на рубеже XIX-XX веков, но революция и  последующая за ней гражданская  война прервала этот процесс. Многие города пришли в упадок, многие системы  городского хозяйства были разрушены. В это время происходило заселение  в квартиры бедных граждан, стали  преобладать коммунальные заселения. Квартплаты не было, так как практически  никакие услуги жителям не предоставлялись. Жилой фонд был оставлен без внимания.

В 20-е годы прошлого века был осуществлен переход к  новой рыночной экономике, произошло  восстановление твердой российской валюты. Это позволило произвести определенные реформы в сфере  жилищного хозяйства, частично восстановить жилищный фонд и коммунальные системы. Для решения хозяйственных вопросов было создано управление коммунального  хозяйства, которое восстановило квартплату за пользование различными жилищно-коммунальными  услугами. Населению допускалось  приобретать жилье в различные  формы собственности.

В конце 20-х годов управление жилищно-коммунального хозяйства  строилось на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и  местным Советам, которые представляли соответствующие исполкомы городов  и районов. Основные ресурсы находились у государства, которое в свою очередь распределяло их между ведомствами, находящимися под контролем Коммунистической партии. Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством представлена на рис.1

 

Рис. 1. Система управления ЖКХ на первом этапе реформирования в условиях открытой экономики7

 

Рис.2. Схема управления ЖКХ  в Советский период

На этой схеме четко  видно, что предприятие ЖКХ строго подчиняются вышестоящим управленческим звеньям.

К 1940 году численность городского населения выросла до 33% от всего  населения страны. В связи с  этим основное развитие жилищно-коммунального  хозяйства происходило в крупных  городах.

Также период 40-х годов  характеризовался сильными разрушениями, причиненными Великой Отечественной  войной. После ее окончания начался  длительный процесс восстановления разрушенного хозяйства. К 1950 году уровень  жилищно-коммунального обслуживания оставался низким и не отвечал  потребностям граждан.

Самый длительный этап развития жилищного хозяйства начался  в 50-е годы и завершился вместе с  функционированием советского государства. В это время возникали новые  города, возводились объекты городского хозяйства. О неблагополучном состоянии  жилищной сферы свидетельствовали  нехватка квалифицированных кадров, отсутствие взаимоотношений между  производителями и потребителями  в жилищной сфере.

В начале 90-х годов жилищная сфера вступила в переходный период.  

Его основными чертами  являлось:

- существенное повышение  тарифов на жилищно-коммунальные  услуги для населения, предприятия  и организации;

- изменение организационно-правовых  норм предприятий и организаций  жилищно-коммунальной сферы.

Таким образом, к концу XX в. положение жилищной сферы можно  оценить как неудовлетворительное, с тенденциями к ухудшению. Возросла стоимость жилищно-коммунальных услуг. На поддержание жилищно-коммунальных услуг. На поддержание жилищно-коммунальной сферы расходовалось около 4% ВВП, т.е. больше чем на многие другие сферы  жизнедеятельности. Несмотря на это, выделяемых средств не хватала по причине  их неэффективного использования.

 

 

2. Современное  состояние жилищного комплекса  в РФ

2.1. Система показателей  прогноза жилищного хозяйства.  Методы прогнозирования отраслей  жилищного комплекса.

Статистические показатели жилищного хозяйства. В качестве иллюстрации приведем некоторые показатели жилищной статистики (общее количество статистических показателей коммунального хозяйства достаточно велико, из-за ограниченности объема работы рассмотреть их все не представляется возможным):

Рис. 2. Система управления ЖКХ на первом этапе реформирования в условиях открытой экономики8

1. Общая площадь жилых  домов – сумма площадей жилых  и подсобных помещений квартир.  В общую площадь жилых домов не включается площадь лестничных клеток, лифтовых холлов, тамбуров, общих коридоров, вестибюлей, галерей, балконов, лоджий, террас, неотапливаемых мансард и мезонинов; нежилых помещений, занятых жилищно-эксплуатационными организациями, магазинами, отделениями связи, детскими учреждениями, предприятиями службы быта и т. д.

2. Обеспеченность населения  жильем – количество общей  и жилой площади, приходящейся  на одного жителя.

3. Число жителей. В числе  постоянно проживающих учитываются жильцы, зарегистрированные по месту жительства.

4. Семьи, состоящие на  учете в местных органах исполнительной  власти и на предприятиях для  получения жилья и улучшения  жилищных условий.

5. Приватизация жилья  – передача в собственность  граждан на добровольной основе  занимаемых ими жилых помещений  в государственном и муниципальном  жилищном фонде.

Статистические показатели коммунального хозяйства. Общее количество показателей коммунального хозяйства также достаточно велико, из-за ограниченности объема работы рассмотреть их все не представляется возможным. В связи с этим кратко охарактеризуем некоторые из показателей:

1. Производственная мощность  водопровода определяется максимальным  количеством воды, которое может  быть подано в сеть за сутки,  исходя из производительности  основных водопроводных сооружений.

2. Пропускная способность  очистных сооружений характеризуется  количеством сточной жидкости, которую  они могут пропустить за сутки  при полной загрузке всего  комплекса очистных сооружений  и соблюдения установленных требований  к очистке сточной жидкости.

3. Удельный вес пропуска  сточных вод через очистку  определяется отношением количества  очищенных сточных вод к пропуску  всех сточных вод.

4. Тепловая мощность отопительных  котельных установок определяется  по сумме номинальных паспортных  мощностей всех установленных  котлов.

5. Протяженность тепловых  сетей определяется по длине  трассы канала с уложенными  в ней двумя трубопроводами.

6. Обеспеченность населения  централизованным водоснабжением  – среднесуточный отпуск воды  на одного жителя.

7. Объем сетевого газа, отпущенного населению и другие.

Показатели оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. В качестве примера можно привести следующие показатели данной группы:

  1. Данные о стоимости оказанных населению жилищно-коммунальных услуг по видам, начисленных и фактически собранных с населения платежах за эти услуги, суммах компенсаций из бюджетов всех уровней на предоставление социальной поддержки и субсидий гражданам, возмещении населением затрат на предоставление услуг.
  2. Данные о начисленных (предъявленных) населению жилищно-коммунальных платежах за соответствующие виды услуг и данные о фактически оплаченных населением платежах за жилищно-коммунальные услуги.
  3. Данные о фактическом финансировании организаций ЖКХ из бюджетов всех уровней (включая финансирование за прошлые периоды) на предоставление гражданам социальной поддержки и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.
  4. Стоимость предоставленных населению услуг, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам, утвержденным органами регулирования, исходя из стопроцентной оплаты их населением.
  5. Возмещение населением затрат за предоставление ЖКХ с учетом стандарта уровня платежей граждан.
  6. Общая площадь жилых помещений обслуживаемого жилищного фонда, то есть фонда, по которому начисляются проживающим в нем гражданам платежи за соответствующие виды жилищно-коммунальных услуг.
  7. Число проживающих в обслуживаемом жилищном фонде, которым оказываются жилищно-коммунальные услуги.
  8. Установленный региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, приходящийся на 1 гражданина и другое.

Показатели доходов предприятий  ЖКХ:

  1. Общая сумма доходов от реализации услуг всем потребителям.
  2. Доходы, связанные с реализацией услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, состоящие из оплаты, начисленной по действующим тарифам, сумм (начисленных) за площадь, занятую под специализированным жилищным фондом, арендной платы за сданные помещения.
  3. Доходы в размере начисленных населению по установленным для него тарифам (в зависимости от принятого муниципальным образованием уровня платежей граждан от предельной стоимости предоставления этих услуг) сумм за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
  4. Доходы, начисленные за предоставленные жилищно-коммунальные услуги бюджетофинансируемым организациям и другое.9

Показатели расходов предприятий ЖКХ:

  1. Общая сумма расходов по реализации услуг. Отражаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
  2. Эксплуатационные расходы, включающие в свой состав в зависимости от видов деятельности материалы, топливо, электроэнергию, покупную воду, газ, теплоэнергию, сточные воды, принятые от других коммуникаций, затраты на оплату труда, включая единый социальный налог, прочие затраты.
  3. Ремонтный (резервный) фонд создается в организациях коммунального хозяйства для обеспечения равномерного включения в себестоимость услуг затрат на проведение ремонтных работ основных средств, относящихся к объектам инженерной инфраструктуры, имеющим длительный период использования, продолжительные межремонтные сроки и высокую стоимость ремонтов.
  4. Затраты на капитальный ремонт жилищного фонда, оплата которого осуществляется собственниками жилых помещений в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации по мере расходования данных средств на выполнение работ.

Объемы и направления  использования финансовых средств:

    1. Объемы финансирования, фактически выделенные из бюджета в отчетном периоде для компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, или на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги.
    2. Фактически выделенные в отчетном периоде из федерального бюджета средства на содержание принятых в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства, ранее находившихся в другой собственности.
    3. Сумма бюджетных ассигнований, направленных на замену изношенных основных фондов (в том числе сетей), модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства и их развитие. Отчисления из бюджета на капитальный ремонт по этой строке не отражаются, т.к. капитальный ремонт не является модернизацией объектов ЖКХ.
    4. Списочная численность работающих в организациях жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на конец года; численность работающих в организациях, оказывающих услуги по содержанию и ремонту жилья, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, электроснабжению, газоснабжению.
    5. Остаточная балансовая стоимость основных фондов организаций коммунального хозяйства (за вычетом износа), остаточной балансовой стоимости основных фондов в организациях, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения.
    6. Расход электроэнергии в натуральном выражении заполняется по данным производственно-технологических служб организаций ЖКХ на основании показаний приборов учета, отраженных в счетах, выставляемых энергоснабжающей организации.
    7. Расход топлива (фактический) на услуги теплоснабжения заполняется по данным производственно-технологических служб организаций теплоснабжения и другие.

Методы прогнозирования  ЖКХ

На сегодняшний момент существует целый ряд методов  прогнозирования, которые непосредственно  могут быть использованы для построения прогнозов развития различных показателей  жилищно-коммунального хозяйства  в будущем времени.

Все методы прогнозирования  делятся на три класса по признаку информационного основания: фактографические, экспертные, комбинированные. Фактографические методы базируются на фактически имеющемся информационном материале об объекте прогнозирования и его прошлом развитии. Экспертные методы базируются на информации, которую поставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения этого мнения. Комбинированные методы выделены в отдельный класс, чтобы можно было относить к нему методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации используются фактографическая и экспертная. Например, при проведении экспертного опроса участникам представляют цифровую информацию об объекте или фактографические прогнозы, либо, наоборот, при экстраполяции тенденции наряду с фактическими данными используют экспертные оценки.

Эти классы разделяются далее  на подклассы по принципам обработки  информации. Статистические методы объединяют совокупность методов обработки количественной статистической информации о ЖКХ по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязей характеристик с целью получения прогнозных моделей. Методы аналогий направлены на то, чтобы выявлять сходство в закономерностях развития различных процессов и на этом основании производить прогнозы. Опережающие методы прогнозирования строятся на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, реализующих в прогнозе ее свойство опережать развитие научно-технического прогресса.

Экспертные методы прогнозирования  ЖКХ разделяются на два подкласса. Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки  независимого обобщенного мнения коллектива экспертов (или одного из них) при  отсутствии воздействий на мнение каждого  эксперта мнения другого эксперта и  мнения коллектива. Экспертные оценки с обратной связью в том или  ином виде воплощают принцип обратной связи путем воздействия на оценку экспертной группы (одного эксперта) мнением, полученным ранее от этой группы или  от одного из ее экспертов.

Третий уровень классификации  разделяет методы прогнозирования  на виды по классификационному признаку «аппарат методов». Каждый вид объединяет в своем составе методы, имеющие  в качестве основы одинаковый аппарат  их реализации. Так, статистические методы по видам делятся на методы экстраполяции  и интерполяции; методы, использующие аппарат регрессионного и корреляционного  анализа; методы, использующие факторный  анализ.

Информация о работе Прогнозирование жилищного комплекса