Производственное планирование и бизнес-план предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить понятие и виды планирования;
2.Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;
3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана;
4. Рассмотреть цели и задачи бизнес планирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Методы планирования 6
1.2 Классификация видов планирования 8
1.3 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 10
1.3.1 Понятие и структура бизнес-плана 10
1.3.2 Цели и задачи бизнес плана. 15
2 РАСЧЁТ И АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1 Исчисление роста производительности труда 17
2.2 Расчет показателей использования основных производственных фондов 18
2.3 Расчет показателей использования оборотных средств 20
2.4 Исчисление себестоимости производства продукции 21
2.5 Расчет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия 24
2.6 Исчисление уровня рентабельности производства и капитала 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая экономика предпр..docx

— 443.81 Кб (Скачать файл)

Програмно целевой метод включает в себя:

  • оценку и выбор проблем, для решения которых будут разрабатываться программы;
  • формирование и оптимизацию программ;
  • определение требуемых ресурсов и распределение их между эле-ментами программ;
  • организацию системы управления программой и обеспечения организационного воздействия;
  • координацию и контроль работ по программам. 

1.2 Классификация видов планирования

 

Вследствие того, что план - центральное звено хозяйственного управления, с целью упорядочения руководства каждый цех, отдел, лаборатория  разрабатывают свой план, который  увязывается с общим планом предприятия.

Планирование  можно классифицировать по различным направлениям [16]:

По  срокам планирования: 

  • оперативное (до года) - определение конкретных действий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.;
  • краткосрочное (один год) - формирование производственных, коммерческих, административно-хозяйственных планов, бюджет предприятия;
  • среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприятий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план;
  • долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические планы. 

По  функциям назначения: 

  • производственные - план производства;
  • коммерческие - сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия;
  • инвестиционные - план техперевооружения, организационно-техническое развитие предприятия;
  • социальные планы - содержание объектов социальной сферы, социальная поддержка персонала;
  • планы по труду и заработной плате;
  • другие планы по функциям и сферам деятельности. 

По  уровням управления предприятием: 

  • общефирменные планы
  • планы структурных подразделений (филиал, производство, цех)
  • планы работ функциональных отделов;
  • планы работ участков и бригад. 

По  объектам функционирования выделяют:

  • планирование производства;
  • планирование сбыта;
  • планирование финансов;
  • планирование кадров.

Также различают следующие виды: 

  • последовательное планирование - новый план составляется по истечении срока действия предыдущего;
  • скользящее планирование - по истечении части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических данных;
  • гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возникновения неоднозначных условий, гибкое планирование для накладных расходов. 

Таким образом, сущность планирования проявляется: в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Разрабатывая комплекс мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования  ресурсов, как правило, организация  сталкивается со следующими факторами, оказывающими негативное влияние на формирование планов предприятия: 

  • особенности исходного состояния - информация плохо структурирована, показатели тяжело определить и измерить;
  • особенности конечного состояния - множественность целей, значительное влияние внешних факторов, условия нестабильности;
  • неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств;
  • проблемы инструментария формирования плана предприятия;
  • большое число лиц, участвующих в планировании;
  • ответственность за выполнение плановых показателей несут одни должностные лица, а планы составляют другие;
  • проблема контроля как на этапе составления, утверждения плана, так и в ходе выполнения и корректировки. 

Поэтому только последовательное и систематическое составление  формализованных планов, а также  контроль их исполнения позволяет компаниям  организовать эффективную систему  планирования и обеспечить взаимоувязку плановых показателей между отдельными подразделениями

 

1.3 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.3.1 Понятие и структура бизнес-плана

 

 

 Бизнес-план– это план предприятия на будущее. Он отражает цели и перспективы предприятия. В нем содержатся оценка, анализ и прогноз рынка сбыта, слабых и сильных сторон производства. 
      Бизнес-план может составляться как отдельно по инвестиционным проектам, так и по деятельности предприятия в целом. Составлять его рекомендуется на 3—5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее — в годовом разрезе [11,c.14]. 

Совсем недавно для  получения кредита предприятиям достаточно было представить лишь пару страниц технико-экономического обоснования, которые фактически не являлись решающими  при принятии решений о предоставлении кредита, сейчас же все больше российских банков требуют бизнес-план, на который  и опираются при рассмотрении организаций в качестве кредитозаемщика. 
      Бизнес-план выступает главным инструментом планирования, ведь на основании его формируются все остальные виды планов. Он дает представление о состоянии дел на сегодняшний день и о том, чего может достичь предприятие или отдельный проект в будущем.

Разработка бизнес-плана  позволяет получить ответы на следующие  вопросы:

• как начать дело;

• как эффективно организовать производство;

• когда будут получены первые доходы;

• в какие сроки можно  будет расплатиться с кредиторами;

• как уменьшить возможный  риск?

В теории и практике нет  жестко регламентированной структуры  бизнес-плана. Она может быть различной  в зависимости от выполняемой  функции: одна — для начинающего  предпринимателя и другая — для  действующего предприятия.

Бизнес-план может состоять из следующих разделов [10,11]:

• резюме,

• описание продукта (услуги),

• анализ рынка сбыта,

• оценка конкурентов,

• стратегия маркетинга,

• план производства,

• организационный и финансовый планы.

В рекомендациях зарубежных и отечественных разработчиков  бизнес-плана приводятся и другие разделы, в частности, инвестиционный план.

Резюме. Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, т.е. резюме, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими проектами. По содержанию резюме инвестор часто- судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: "Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?" и "Каков риск потери ими денег?". Для ответа на поставленные вопросы в этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает цели, к которым она стремится. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины

или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста

чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение  качества

продукции, а также снижение срока освоения новых видов продукции,

проникновение на рынки и  вытеснение старых товаров.

В конце резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем. Необходимо отметить, что резюме составляется после составления бизнес-плана.

Описание  продукта (услуги). Первый раздел любого бизнес-плана - это описание того продукта (услуги), который организация собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

• Какие потребности призван  удовлетворять ваш продукт (услуга)?

• Какой полезный эффект можно получить от вашего товара (услуги)?

• Чем отличается ваш  продукт (услуга) от товара конкурента?

Полезный эффект - это  то, ради чего приобретается товар. Отличительные особенности товара - это то, что делает возможным получить полезный эффект. Однако не стоит уповать на исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка. Покупателю совершенно безразличны такие важные с точки зрения производителя свойства товара, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость их изготовления, технологичность изделий в производстве, многие важные особенности их конструкции.

Два элемента- потребительные свойства товара и цена являются определяющими для покупателя при совершении покупки и главными составляющими конкурентоспособности товара, отражающей его отличие от

товара-конкурента.

В этом же разделе следует  охарактеризовать основные качества товара

(услуги), его внешний вид,  если необходимо и упаковку, и  сервисное

обслуживание. На этом этапе  целесообразно прикинуть цену товара и те затраты, которые необходимо будет осуществить при его изготовлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и шансы на успех или неудачу.

Анализ  рынка сбыта. Второй раздел бизнес-плана - изучение рынка товара или услуги. Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. - одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем поставить дело на "широкую ногу" и заняться им всерьез, следует тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и. следовательно, объемы их производства и реализации, необходимые для этого ресурсы.

Если трудно провести достоверные  исследования рынка, либо они стоят достаточно дорого, можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию о рынке.

Оценка  конкурентов. Третий раздел бизнес-плана посвящается анализу конкурентов. Не следует думать, что в условиях нашего ненасыщенного рынка такой анализ является напрасной тратой времени, сил и средств. Ведь ситуация может измениться в любой момент. Так что стоит позаботиться и об этом разделе

бизнес-плана.

     В нем необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Кто является вашим конкурентом сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад?
  2. Каковы отличия вашего товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) ваших конкурентов?
  3. Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов?
  4. В чем вы рассчитываете их превзойти?

Цель данного раздела - облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь фирму от чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противостоять своим соперникам. Причем такой анализ необходимо вести постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении, и чей-то успешный дебют привлекает новых конкурентов.

"Воевать на два фронта" трудно. Поэтому нужно делать  акцент на те стороны деятельности, где у организации наблюдается определенное преимущество перед конкурентами (высокое качество продукции и обслуживания, опытный персонал).

Информация о работе Производственное планирование и бизнес-план предприятия