Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 11:22, контрольная работа
Описание работы
Цель исследования – выявить особенности и основные направления приграничного экономического сотрудничества между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян, а также показать перспективы его развития. Задачи исследования: - рассмотреть теоретические подходы к приграничному сотрудничеству (эволюцию приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке, факторы, определяющие приграничное сотрудничество приграничных регионов, зарубежную и российскую практику по приграничному сотрудничеству); - проанализировать развитие приграничного сотрудничества в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае по его формам и значимости для региональной экономики, выявить проблемы приграничного сотрудничества в Хабаровском крае;
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 7 1 Теоретические подходы к сущности приграничного сотрудничества 10 1.1 Эволюция приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке 10 1.2 Факторы, определяющие сотрудничество приграничных районов 18 1.3 Зарубежная и российская практика по приграничному сотрудничеству 28 2 Анализ развития приграничного сотрудничества в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае по его формам, значимости для региональной экономики 34 2.1 Оценка развития внешнеторговой деятельности в Дальневосточном Федеральном округе 34 2.2 Формы и современное состояние приграничного сотрудничества Хабаровского края с провинцией Хэйлунцзян 45 2.3 Проблемы развития приграничного сотрудничества в Хабаровском крае 55 3 Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края 61 3.1 Привлечение китайских инвесторов для организации переработки отходов лесозаготовительного производства 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Современный этап развития
международных торгово-экономических
связей характеризуется диверсификацией
их видов, активным взаимодействием и
взаимопереплетением внешней торговли
с различными формами производственного
и научно-технического сотрудничества.
В результате традиционные товарообменные
операции превращаются в важное средство
решения актуальных экономических проблем
регионов-участников внешнеэкономической
деятельности. В настоящее время в экономических
отношениях между Россией и Китаем приграничное
сотрудничество является одним из определяющих
направлений.
В последние годы обе стороны
как на государственном, так и региональном
уровнях активизируют работу по укреплению
приграничного и межрегионального сотрудничества,
предпринимают совместные усилия по дальнейшему
упорядочению приграничной торговли,
совершенствованию ее товарной структуры
и условий осуществления торговых операций,
по инфраструктурному обустройству пограничных
переходов, создают условия для функционирования
приграничных зон экономического сотрудничества.
Различные формы приграничного
сотрудничества являются объектами исследований
у российских ученых. Среди причин актуальности
этих исследований в России можно отметить
следующие факторы: социально-экономические
и геополитические особенности приграничных
субъектов РФ, высокие темпы мировых интеграционных
процессов, формирование отлаженной нормативно-правой
базы регулирования приграничных отношений,
возможность превращения потенциального
«ресурса границы» в один из основных
реально действующих факторов социально-экономического
развития периферийных территорий. Кроме
того, развитие приграничного сотрудничества,
приграничных территорий и превращение
их в опорные при сотрудничестве с сопредельными
государствами являются приоритетными
задачами внешней политики РФ.
Обширная линия границы стала
природной основой приграничного экономического
сотрудничества. При поддержке правительств
двух стран, региональных властей в этих
зонах быстро развиваются приграничная
торговля товарами и услугами, инвестиционное
и банковское сотрудничество, миграционный
обмен и т.д.
Объект исследования – приграничное
экономическое сотрудничество между Хабаровским
краем и китайской провинцией Хэйлунцзян.
Предмет исследования – основные
направления развития экономического
сотрудничества приграничных территорий
Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян.
Цель исследования – выявить
особенности и основные направления приграничного
экономического сотрудничества между
Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян,
а также показать перспективы его развития.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические
подходы к приграничному сотрудничеству
(эволюцию приграничного сотрудничества
на Дальнем Востоке, факторы, определяющие
приграничное сотрудничество приграничных
регионов, зарубежную и российскую
практику по приграничному сотрудничеству);
- проанализировать развитие
приграничного сотрудничества в целом
на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае
по его формам и значимости для региональной
экономики, выявить проблемы приграничного
сотрудничества в Хабаровском крае;
- обосновать пути решения выявленных
проблем приграничного сотрудничества.
Теоретическую и методологическую
базу исследования составили работы российских
экономистов, посвященные проблемам экономического
сотрудничества России и Китая, законодательные
и нормативные документы по вопросам регулирования
приграничного сотрудничества России
и Китая на региональном, государственном
и межгосударственном уровнях. Данное
исследование основывается на научных
трудах ведущих российских ученых: Александрова
М.В., Быстрицкого Л.П., Божко Л.Л., Минакира
П.А., Рыжовой Н.П., Черной И.П. и др., а также
работы китайских экономистов Цзянпин
Инь, Вэнцзе М.
Источниками информации служили
данные Федеральной и региональной службы
государственной статистики РФ; Федеральной
таможенной службы России, зарубежной
информации.
В работе применены: статистический
метод, опирающийся на сравнительный анализ
данных российской статистики, и аналитический
метод, использовались программные продукты
– MS Word, MS Excel.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что отдельные положения
работы могут быть использованы в работе
органов управления внешнеэкономической
деятельностью Хабаровского края, а также
в учебном процессе.
1 Теоретические подходы к сущности приграничного
сотрудничества
1.1 Эволюция приграничного
сотрудничества на Дальнем Востоке
Природно-климатические условия
Дальнего Востока крайне осложняли жизнедеятельность
человека. К середине XIX в. на гигантских
просторах российского Дальнего Востока
обитало не более 50 тыс. человек коренного
населения с кочевым образом жизни. Исторически
длительное время природные условия были
непреодолимым барьером для хозяйственного
освоения.
Хозяйственное освоение Дальнего
Востока осуществлялось по аграрному
типу. Каждому сельскому обществу, т. е.
лицам крестьянского сословия, поселявшимся
на одном месте, царское правительство
отводило в вечное пользование неотчуждаемый
ни за частные, ни за казенные долги земельный
надел с расчетом не менее ста двадцати
десятин (120,1 гектара) на каждого хозяина
[22, с. 160-161].
Благосостояние переселенцев
было достаточно высоким, что определялось
постоянной поддержкой государства.
Заселение и хозяйственное
освоение региона при тяжелых природно-климатических
условиях обусловливали повышенные затраты
на воспроизводство местной рабочей силы,
что сказывалось на цене производимых
здесь товаров. Кроме того, дорогой транспорт
еще более увеличивал их стоимость. Проблема
осложнялась усилением конкуренции и
в сфере торговли, и в сфере предоставления
транспортных услуг со стороны китайского
населения. Таким образом, современные
проблемы имеют глубокие корни.
В целях укрепления политических
и экономических позиций России на Дальнем
Востоке в 1897 г. началось строительство
Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
Хотя она предназначалась, прежде всего,
для транзитных перевозок грузов из Владивостока
в центральные районы России, Западную
Европу и обратно, а также для увеличения
экспорта русских товаров в Китай, главное
место в ее грузообороте занял экспорт
сельскохозяйственной продукции Северо-Восточного
Китая на мировой рынок.
Русская железная дорога повысила
транспортную доступность Маньчжурии,
и дала толчок ее развитию во всех отношениях.
В советское время торговые
отношения с Китаем развивались с переменным
успехом, а приграничные отношения блокировались
принципом «граница на замке».
В 1950–1960-е гг. расширяются приграничные
связи по рекам Сунгари и Амуру. Китай
поставляет товары легкой и пищевой промышленности,
получая взамен сырье, материалы, машины
и оборудование.
С 1964 по 1982 гг. внешнеторговых
связей Советского Союза с Китайской Народной
республикой не было, что было связано
с пограничными конфликтами.
Внешнеэкономические связи
возобновились с 1983 года, но в общем внешнеторговом
обороте страны Китай занимал очень скромное
место. В 1985 г. на его долю приходилось
1,1 % в экспорте и 1,2 % в импорте [22, с. 163].
Восстановление полноценных
дипломатических отношений, визиты глав
государств способствовали росту внешнеэкономических
связей, и уже к 1990 г. внешнеторговый оборот
СССР с Китаем составил 3 млрд руб., или
2,3 % общего по стране. Восстанавливается
и приграничная торговля. Со стороны КНР
в нее включились провинция Хэйлунцзян
и Внутренняя Монголия, по другую сторону
границы – прилегающие советские территории.
С советской стороны партнерами
Китая являлись специальные функциональные
структуры в составе отделов прибрежной
торговли краевых и областных исполнительных
комитетов, всесоюзных объединений «Дальинторг»
и «Центросоюз». В условиях полной государственной
монополии внешней торговли номенклатура
приграничной торговли была очень узкой.
Экспортировались: стальной прокат, цемент,
лесоматериалы и другие товары хозяйственного
назначения. Закупались в основном продовольственные
товары, меховые, трикотажные изделия
и прочие товары народного потребления.
Со второй половины 1994 г. происходит
резкое падение приграничного сотрудничества
вследствие упразднения внешнеторговой
монополии. Простая схема обмена товара
на товар давала возможность скрывать
реальные цены и объемы торговли, занижать
налоговые и таможенные платежи. Появление
множества подставных фирм и фирм-«однодневок»
не позволяло вести контроль за этими
процессами.
Российским правительством
законодательно были повышены экспортно-импортные
пошлины, продовольственные товары были
включены в группу облагаемых импортными
пошлинами, введено лицензирование экспортно-импортных
предприятий, установлен визовый режим
пересечения границы, введены ограничения
на вывоз валюты туристами и ввоз ими товаров.
Одновременно предоставлялись таможенные
льготы крупным импортерам. Последнее
было политикой центра в пользу крупного
торгового капитала, что сразу же сказалось
на снижении удельного веса Дальнего Востока
в торговле России с Китаем: с 22,6 % в 1993
г. до 7,1 % в 1994 г. До 80 % предприятий Северо-Востока
Китая, ориентированных на приграничную
торговлю с Россией, в это время понесли
убытки. Треть из них свернула свою деятельность
вообще, в том числе многие представительства
компаний из южных провинций Китая.
На фоне сокращения объемов
приграничного оборота дальневосточных
регионов начался рост «челночной» торговли.
К 1996 г. «челночная» торговля достигла
оценочно 257,4 млн долл., превратившись
в крупный сектор дальневосточной экономики
[22, с. 164]. В июне 1996 г. главы правительств
двух стран договорились о полном переводе
взаимных сделок на свободно конвертируемую
валюту. В этом же году расчеты в валюте
покрыли почти 77 % китайского экспорта
и более 90% импорта России. Первой реакцией
внешней торговли на эти шаги было ее дальнейшее
сокращение. За 1997 г. товарооборот Хабаровского
края с Китаем сократился в 3,7 раза.
Вместе с тем дальневосточная
приграничная торговля по своей структуре
пришла в большее соответствие с собственным
региональным экономическим потенциалом.
С 1997 г. начинается новый период
межрегиональных и приграничных связей
с Китаем, продлившийся до настоящего
времени. Несмотря на общий спад в межгосударственной
торговле двух стран, товарооборот провинции
Хэйлунцзян с Россией вновь стал расти.
В конце 1997 г. в провинции была принята
стратегия «трех прорывов» в отношениях
с Россией: в увеличении масштабов торговых
сделок и повышении качества товаров,
в расширении сфер торгово-экономического
сотрудничества и в реализации крупных
проектов. Вплоть до начала 2000-х годов
большая часть товаров направлялась в
Россию по линии «челночной» торговли,
в основном это была продукция малых предприятий
с низкой добавленной стоимостью. Постепенно
масштабы челночной торговли уменьшились,
но до сих пор дальневосточные турфирмы
предлагают «эконом-туры» для поездки
шоп-туристов в китайские приграничные
города.
В 2008 г. рост приграничного сотрудничества
продолжался (в январе-июле 2008 г. прирост
товарооборота составил 29 %), но к концу
года темпы роста снизились. Связано это
как с мировым финансовым кризисом, так
и с определенным застоем, проблемами,
отсутствием новых форм взаимодействия
в российско-китайских торгово-экономических
связях. После спада объемов приграничной
торговли в 2009 г., наблюдается небольшой
рост, связанный с изменением интересов
российских туристов: в 2010 – 2011 гг. жители
приграничных районов чаще выезжают в
Китай на отдых и на лечение.
Таким образом, эволюция приграничных
отношений привела две соседние страны
к современному состоянию, характеризующемуся
ростом экономики приграничных районов.
Приграничный район - это целостная
территориальная система, имеющая свою
специализацию и прочные внутренние и
внешние экономические связи. Если до
1991 г. к ним можно было отнести около десятка
российских республик, то к 2011 году 45 из
88 субъектов Российской Федерации являются
приграничными; здесь проживают 47,4 миллиона
человек, или 32,5 % населения страны [20, с.
47]. В результате изменения геополитического
положения нашей страны приграничными
оказались не только многие области и
регионы, но и муниципальные образования,
у которых нет пока достаточного опыта
сотрудничества со своими внутригосударственными
и зарубежными соседями. Изменились приоритеты
и у старых приграничных территорий.
Европейская рамочная конвенция
определяет: «под приграничным сотрудничеством
понимаются любые согласованные действия,
направленные на укрепление и поощрение
добрососедских отношений между территориальными
сообществами или властями, находящимися
под юрисдикцией двух или более Договаривающихся
Сторон, и заключение любых соглашений
и договоренностей, необходимых для достижения
этих целей. Приграничное сотрудничество
осуществляется в рамках полномочий территориальных
сообществ или властей, определяемых внутренним
правом каждой из Сторон» [1].
В КНР понятие «приграничная
торговля» включает торговые операции
двух видов: торговые операции населения
на специальных рынках в 20-километровой
приграничной полосе и операции, осуществляемые
специально уполномоченными на ведение
приграничной торговли компаниями и предприятиями,
расположенными в приграничных районах
через определенные государством погранпереходы.
Указанным компаниям предоставлены льготы,
предусматривающие взимание таможенных
пошлин по ставкам, составляющим половину
от действующих [36, с. 32].
Опираясь на существующие подходы
и исследования приграничных взаимосвязей,
сформулируем некоторые методологические
подходы к исследованию приграничного
сотрудничества.
Рассмотрение приграничного
сотрудничества происходит в контексте
мировых процессов – глобализации и регионализации.
Для приграничного сотрудничества большое
значение имеет сопричастность и интенсивность
процессов регионализации соседствующих
стран в данном конкретном районе мира.
Глобализация выступает как общий контур
мирового развития, формирования национальных,
региональных, субрегиональных интересов.
Она дает аналитикам, хозяйственникам
и политикам понять, в каком состоянии
находится экономика страны, предлагает
ориентиры поведения с целью выработки
региональной стратегии, концепции развития.
Регионализация и глобализация определяют
специфику приграничного сотрудничества
[28, с.8].