Пути повышения конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в современных условиях на мировом рынке происходит усиление конкуренции, вследствие чего, руководители российских предприятий находятся в постоянных поисках адекватных условиям конкуренции, инструментов управления предприятием и рычагов повышения конкурентоспособности.
Цель данной курсовой работы – провести оценку уровня конкурентоспособности российских предприятий, выходящих на мировой рынок и рассмотреть возможные пути ее повышения.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность: сущность и основные понятия 5
1.2 Обеспечение конкурентоспособности предприятий на мировом рынке 7
1.3 Обеспечение конкурентоспособности товара 9
1.4 Основы формирования конкурентных преимуществ предприятия 10
2 Анализ конкурентоспособности российских предприятий на глобальных рынках 13
2.1 История проблемы конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке 13
2.2 Влияние вступления России в ВТО на конкурентоспособность российских предприятий 17
2.3 Инвестиционные планы российского бизнеса 19
2.4 Анализ конкурентоспособности зарубежных стран 21
3 Пути повышения конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке 22
3.1 Факторы, способствующие повышению конкурентоспособности российских предприятий 22
3.2 Повышение конкурентоспособности российских предприятий на основе их экологизации 26
Заключение 31
Список используемых источников 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ВЭД.docx

— 105.62 Кб (Скачать файл)

Среди положительных факторов можно так же выделить повышение престижа РФ и рейтингов надежности, а значит и прилив иностранного капитала, стимулирующего национальную экономику и, теоретически, российских товаропроизводителей. [7]

Итак, о возможностях же встраивания российских предприятий в транснациональные технологические цепочки вообще ничего определенного не известно. Не вдаваясь в дискуссию о том, выгодно ли это России (с одной стороны, производства будут загружены, с другой - в стране будут оставаться средства только на зарплату), отметим: современные ТНК достаточно мощны, чтобы обеспечить свои интересы в нужных регионах и сферах без чьих-либо услуг. Те сотни российских предприятий, технологический уровень и профиль которых соответствуют потребностям транснациональных корпораций, так или иначе уже включены в их состав.

 

2.3 Инвестиционные планы российского бизнеса

В ближайшей и среднесрочной перспективе не ожидается появления новых высокотехнологичных компаний. Взглянем на долгосрочные (до 2020) инвестиционные планы ведущих российских корпораций (рис.1).

Из рисунка 1 видно, что в планы крупного бизнеса инвестирование в высокотехнологичные отрасли экономики не входит: на долю машиностроения и химии приходится 9% всех планируемых инвестиций, а 70% – на долю топлива, транспорта, энергетики.

Рисунок 1 – Объем инвестиций по отраслям экономики на основе анализа планов крупного бизнеса (проекты свыше 50 млн долл.) [20]


 

Подобное развитие событий подтверждается и региональной структурой перспективных инвестиций крупного бизнеса до 2020 г. Лидерами здесь являются Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. Трудно представить на этих территориях интенсивное развитие наукоемких отраслей. Скорее речь идет о дальнейших вложениях в добычу и эксплуатацию природных ресурсов и связанных с ними производств. Наконец, крупнейшие перспективные инвесторы (до 2020 г.) – также из нефтегазового сектора: на долю компаний «Газпром», «Роснефть», «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «Транснефть» придется до 75% всего объема инвестиций корпоративного сектора. В Концепции развития российской экономики до 2020 г., представленной Минэкономразвития (раздел «Взаимодействие государства и бизнеса») указывается, что «роль государства должна сводиться к созданию условий для бизнеса, снижению административных барьеров». [6]

Подводя итог, можно сказать, что предлагаемое прекращение избыточного государственного регулирования и поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью снижает его роль до позиции «зрителя».

 

2.4 Анализ конкурентоспособности  зарубежных стран

В то же время в странах Западной Европы в последние годы снова растет интерес к проблемам выращивания «национальных чемпионов», прежде всего в сфере наукоемкого бизнеса. Дебаты о «национальных чемпионах» возникли в ЕЭС после 2006 г. в контексте дискуссий о «деиндустриализации». Франция, например, создает Агентство по инвестициям для распределения 1 млрд евро среди ограниченного числа крупных инвестиционных проектов. Главные бенефициары – крупные промышленные группы.

Дело в том, что Западная Европа имеет конкурентоспособные компании в старых традиционных отраслях и не обладает критической массой быстрорастущих наукоемких компаний. Так, она является лидером в металлургии (компания «ArcelorMitta»), тяжелом машиностроении («Тиссен Круп»), строительстве («Boygues»), производстве строительных материалов («Saint Gobain», «Lafarg»), химии (БАСФ). США же являются лидером в фармацевтике («Пфайцер»), компьютерах и компьютерных услугах («Майкрософт»), производстве полупроводников («Интел»). В США преобладают крупные фирмы-лидеры, созданные после 1950 и 1980 г. Примерно 80% новых крупных компаний США появились в быстрорастущих секторах (телекоммуникации, деловые услуги, электроника). В Европе переориентация государственной политики на формирование конкурентной среды в 1980-е годы произошла уже после того, как были созданы крупные конкурентоспособные компании, причем этап их выращивания длился около 30 лет. В настоящее время политика ЕС в отношении бизнеса включает в себя два основных элемента: создание стимулирующей институциональной среды для твердо стоящих на ногах компаний и формирование новых фирм в растущих (наукоемких) секторах экономики. [16]

3 Пути повышения  конкурентоспособности российских  предприятий на мировом рынке

3.1 Факторы, способствующие  повышению конкурентоспособности  российских предприятий

 

С момента создания и в процессе функционирования каждая промышленная и коммерческая компания поставлена перед проблемой обеспечения конкурентоспособности, в том числе международной. Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из ряда преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов. [8]

Статистические исследования показывают, что среди российских компаний международной конкурентоспособностью обладают лишь занятые в экспортоориентированном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружений, выпуске уникального современного технологического оборудования, разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как у ведущих транснациональных корпораций.

В борьбе на мировых товарных рынках российские компании могут использовать лишь ценовые факторы. Нередко, чтобы закрепиться на зарубежном рынке, они прибегают к продаже товаров по демпинговым ценам. Однако в долгосрочной перспективе такая политика может иметь и обратный эффект, то есть привести не к расширению рынка сбыта и сохранению конкурентоспособности, а, наоборот – к сужению доли на рынке или полному вытеснению с него. Поэтому недостаточно использовать лишь ценовой фактор в современной борьбе за мировые рынки. Необходимо активно реализовать преимущества научно-технической революции и международного разделения труда, которые на деле доступны лишь крупным транснациональным компаниям.

Официально пока ни одна российская компания не сырьевых отраслей не входит в списки ТНК. Однако по таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они ведут производственную деятельность за рубежом) отнести к разряду транснациональных.

К транснациональным компаниям, относятся в основном компании топливно-энергетического комплекса такие как: РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть», и др. [15]

В настоящее время, наиболее разумный путь к процветанию и повышению конкурентоспособности на внешнем рынке – это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности, поэтому, основываясь на научную литературу, следует выделить шесть основных факторов, по которым предприятия должны строить свою конкурентоспособность.

1. Структурные факторы:

в производственной структуре необходимо проектировать предприятия на основе гибких производственных систем, из автоматизированных модулей и систем;

миссией организации должна быть оригинальная идея, эксклюзивная сфера деятельности, конкурентоспособный продукт или популярная товарная марка и пр.;

организационная структура должна строиться на основе дерева целей предприятия, с координацией всех работ менеджера по конкретному товару;

специализацию и концентрацию производства необходимо осуществлять на основе анализа рациональности структур и процессов, применяя методы моделирования;

выполнять комплекс работ по унификации и стандартизации выпускаемой продукции с целью их упорядочения по типоразмерам, видам, методам и т.д.;

в учет и регулирование производственных процессов необходимо включить средства автоматизации мониторинга, принципы пропорциональности, непрерывности, точности, параллельности, ритмичности отдельных процессов и др.;

среди персонала необходимо осуществлять отбор, выбирая более квалифицированных рабочих, чтобы создать условия для продвижения, мотивируя качественный и эффективный труд с целью обеспечения его конкурентоспособности;

при проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы;

при выборе сферы деятельности и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров и т.д. анализировать силу конкуренции и выбирать конкурентных поставщиков.

2. Ресурсные факторы:

постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших;

следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможность получить качественное и дешевое сырьё;

стимулировать проведение подробного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей товаров будет приоритетным направлением деятельности предприятия, т.е. вести учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов предприятия;

стимулировать проведение функционально-стоимостного анализа выпускаемой продукции и элементов производства.

3. Технические факторы:

проводить работу по увеличению количества изобретений и патентов, включая патентованные технологии;

увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст;

следить за качеством изготовления товаров, применяя современные методы контроля.

4. Управленческие факторы:

повышать статус высококвалифицированных менеджеров;

по результатам анализа законов предприятия, разрабатывать и реализовать мероприятия по совершенствованию процессов;

соблюдать высокую дисциплину организации поставок сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу («точно в срок»);

укреплять дисциплину поставок при удорожании производственных площадей (одно из эффективнейших направлений конкурентной борьбы);

применять научные методы управления;

проводить внутреннюю и внешнюю сертификацию продукции и систем, т.е. систему управления качеством, которая должна соответствовать международным стандартам (удержание его возможно при достижении высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции).

5. Рыночные факторы:

необходимо изучать параметры рынков и проводить мониторинг рыночной инфраструктуры;

обеспечить доступ к рынку новых технологий;

принимать меры по стабилизации всех конкурентных преимуществ (добиться или продолжать удерживать лидирующее положение на рынке товаров);

обеспечить высокую патентоспособность товаров, чтобы быть более конкурентоспособным, по сравнению с товарами-заменителями;

повышать уровень логистики и уровень квалификации маркетологов и работников сбыта;

выбирать высококвалифицированных работников рекламы и обладать достаточным количеством средств на неё;

повышать эффективность системы стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания;

обладать достоверным прогнозированием политики ценообразования и рыночной инфраструктуры.

6. Фактор эффективности функционирования организации:

повышать научный уровень управления;

прослеживать интенсивность капитала (по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала);

прослеживать финансовую устойчивость функционирования организации;

повышать эффективность использования всех ресурсов, чтобы в основном преобладала доля экспорта наукоёмких товаров. [14]

Подводя итог, можно сказать, если предприятие будет выполнять все требования, из предложенного перечня, или хотя бы большую часть, то его вполне можно будет считать конкурентоспособным. И чем больше оно будет иметь конкурентных преимуществ перед конкурентами, тем выше её конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность.

 

3.2 Повышение конкурентоспособности  российских предприятий на основе  их экологизации

  Реализация программ устойчивого развития предприятий связана с возрастанием эколого-экономических рисков. С одной стороны, это риски глобализационных процессов, с другой, возрастания количества угроз чрезвычайных ситуаций техногенного характера и террористических воздействий, в том числе увеличения тяжести и  масштабов их последствий.

Известно, что в настоящее время в мире происходят процессы гармонизации международных и национальных стандартов качества, безопасности, финансовой отчетности предприятий. В целях обеспечения адаптации российской экономики к мировой экономической системе и повышения конкурентоспособности российских товаров на внешнем и внутреннем рынках в 2002 г. был принят и с 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О  техническом регулировании».

Не менее ответственным является процесс принятия своевременных и адекватных управленческих решений в части управления рисками и обеспечением безопасности. Основными среди них сегодня выступают принципы управления эколого-экономическими рисками, которые реализуются через общественную, социальную и экономическую целесообразность управленческой деятельности. [18]

В последнее время ввиду изменения динамики и характера рисков возникновения критических и чрезвычайных ситуаций, а также постоянных изменений в законодательстве и социальной среде, становится актуальной потребность разумного пропорционирования между стратегическими и оперативными решениями в этой области.

Особое внимание необходимо уделять направлениям, связанным с созданием интеллектуальной собственности (ИС) предприятий, которая в своей стоимостной оценке трансформируется в их нематериальные активы (НМА). Сегодня предприятие может не иметь производственных мощностей в классическом понимании. В цене – нематериальные активы (знания, торговые марки, патенты, технологические секреты, ноу-хау), партнерские отношения с потребителями и поставщиками и другими предприятиями.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке