Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:04, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение путей повышения конкурентоспособности российской экономики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и факторы конкурентоспособности;
2. Раскрыть конкурентную стратегию страны;
3. Дать характеристику конкурентоспособности российской экономики;
4. Рассмотреть пути развития конкурентоспособности экономики современной России.
Введение 2
1. Понятие и факторы конкурентоспособности 3
2. Конкурентная стратегия страны 5
3. Конкурентоспособность российской экономики 8
4. Пути развития конкурентоспособности экономики современной России 14
Заключение 21
Список литературы 23
Содержание
Проблема конкурентоспособности российских товаров и услуг и в целом экономики России выходит на первый план. Президент РФ В.В. Путин выразил мнение, что в достижении конкурентоспособности и состоит так называемая национальная идея.
Все последние годы в формировании экономической политики постоянно сталкивались две альтернативные модели, одна — либеральная, делавшая упор на свободную игру рыночных сил и на минимизацию участия государства в экономике. Она естественным образом доминировала весь переходный период от плановой экономики к рыночной, которая состояла в либерализации, приватизации, финансовой стабилизации и в выстраивании институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночных механизмов.
Вторая — государственная, настаивавшая на активном участии государства в экономике, причем не только в качестве реформатора, но и действующего субъекта, государственного предпринимателя и инвестора. Сторонники второй модели объясняли болезненность реформ в России прежде всего уходом государства из экономики, причем слишком быстрым. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Целью анной работы является рассмотрение путей повышения конкурентоспособности российской экономики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и факторы конкурентоспособности;
2. Раскрыть конкурентную стратегию страны;
3. Дать характеристику
конкурентоспособности
4. Рассмотреть пути развития конкурентоспособности экономики современной России.
Конкуренция — одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.[4, с. 75]
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами. Конкурентоспособность — многоплановая экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: конкурентоспособность страны; конкурентоспособность отрасли; конкурентоспособность товаропроизводителя; конкурентоспособность товара.
Конкурентоспособность
- это сложная экономическая
Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.
Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.
Синтетическим
показателем, который объединяет конкурентоспособность
товара, товаропроизводителя, отраслевую
конкурентоспособность и
В самом общем виде конкурентоспособность страны можно определить как ее способность в условиях свободной добросовестной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных, ее граждан.
Факторы, влияющие на формирование национальной конкурентоспособности, анализируются на протяжении уже значительного времени. В настоящее время наиболее комплексно теория конкурентоспособности развита в работах профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера.
Теория Портера основывается на так называемых детерминантах (или факторах), формирующих национальную конкурентоспособность. Она нашла практическое применение при разработке экономической политики ведущих экономически развитых государств. Свидетельством ее международного признания является также ее использование (и дальнейшее развитие) в ежегодных докладах такой влиятельной международной организации, как Всемирный экономический форум (ВЭФ). Используемый в рамках деятельности этой организации рейтинг конкурентоспособности, базирующийся на целом наборе показателей, в настоящее время считается наиболее репрезентативным, несмотря на ряд присущих ему недостатков. [9, с. 38]
При анализе наиболее конкурентоспособных, по методике ВЭФ, государств, обращает на себя внимание тот факт, что лидеры по этому показателю являются одновременно и лидерами в технологической области. Такое положение не случайно. С 2000 г. при составлении рассчитываемого ВЭФ индекса перспективной конкурентоспособности, отражающего потенциал устойчивого развития страны в среднесрочной перспективе, в расчет принимались три величины:
а) технологический (инновационный) индекс;
б) индекс государственных учреждений;
в) индекс макроэкономической среды. [8, с. 91]
Для анализа по технологическому (инновационному) индексу эксперты ВЭФ разделили все государства на основные инновационные страны (core innovators) и неосновные инновационные страны (non-core innovators). В странах первой группы за счет технологий обеспечивается 50% показателя конкурентоспособности и по 25% приходится на индекс государственных учреждений и индекс макроэкономической среды. В странах второй группы все индексы обеспечивают по 1/3 этого показателя.
Когда вместо отраслевых рынков изучается международная конкуренция, очевидным осложнением становится иерархия субъектов конкуренции: между собой конкурируют не только отдельные компании, но и группы компаний из разных стран и сами страны. Государственные и этнокультурные границы играют большую роль в межфирменной конкуренции:
- во-первых,
облегчая создание "экспортных
картелей" (по американской терминологии)
- во-вторых, обостряя конкуренцию между представителями разных корпоративных культур и замедляя процесс создания международных картелей;
- в-третьих,
привнося элемент
Международная конкуренция охватывает гораздо более длительные, чем при отраслевом межфирменном соперничестве, промежутки времени, даже если горизонт планирования политического руководства государства не превышает 4-7 лет. В отличие от фирмы, оперирующей капиталовложениями, как правило, в одной отрасли или отраслевом комплексе, национальная экономика зависит от межотраслевых перетоков капитала. Кроме того, государство располагает ресурсами для проведения в той или иной мере национальной научно-технической политики.
Определяя международную конкурентную стратегию, необходимо учесть названные выше факторы: относительное единство национальных компаний в борьбе с иностранными конкурентами, широкие временные рамки, межотраслевые пропорции как один из индикаторов реализации стратегии и, наконец, наличие научно-технической компоненты.
Итак, международная конкурентная стратегия государства в силу большой протяженности временных отрезков и инерционности процессов на международном и межотраслевых уровнях на самом деле не является стратегией в привычном смысле - комплексом собранных воедино инструктивно-доктринальных принципов, принятых единоличным или коллегиальным органом и сравнительно редко изменяемых. Под международной конкурентной стратегией здесь и далее понимаются общие черты устойчивых элементов стратегий национальных компаний на мировом рынке, образующиеся в силу сходства внешних условий и находящие свое выражение во внешнеэкономической, промышленной и научно-технической политике государства лишь постольку, поскольку эти стратегии приносят прибыль. Последнее условие позволяет связать воедино источники конечного спроса на продукцию национальных компаний (то есть модели экономического роста) и политэкономические причины объективной устойчивости международной конкурентной стратегии на протяжении нескольких поколений. [11, с. 85]
Если для отраслевой конкуренции было достаточно деления отраслей по фазам жизненного цикла, то на национальном уровне требуются новые абстракции, отвечающие трем условиям:
- укорененные в теориях
- объясняющие сдвиги в
- включающие в качестве
Научно-технический прогресс, даже если исходить из его прикладного значения для товарных рынков, в принципе весьма трудно втиснуть в "прокрустово ложе" какой-либо заданной жесткой схемы. Как правило, отсутствуют надежные метрики, по которым можно было бы упорядочить и сравнить разнородные по сложности товары: что сложнее - боевой истребитель или микропроцессор, синтезированное лекарство или орбитальная станция? Даже если удастся посчитать число деталей в изделии или рабочее время, непосредственно необходимое для того, чтобы изобрести его, никогда не следует забывать, что достижения науки и техники в буквальном смысле "стоят на плечах гигантов" - базируются на опыте, накопленном предыдущими поколениями исследователей и инженеров. В этом смысле прогресс напоминает крайне запутанную сеть со множеством узлов.
Вместе с тем одной из наиболее
выразительных и емких
Потенциальная конкуренция еще не означает, что решение выпускать один товар вместо или в дополнение к другому будет принято. Нежелание рисковать, наличие агрессивных по отношению к аутсайдерам олигополистов, недостаток внутреннего финансирования и высокая норма временного предпочтения могут стать непреодолимыми препятствиями.
Один из вариантов современного состояния "лестницы развития" включает следующие отрасли и отраслевые комплексы (в порядке убывания сложности): микроэлектронно-информационный комплекс; авиационная промышленность (производство реактивных самолетов); автомобилестроение; тяжелая промышленность и базовая металлургия; добывающая промышленность; легкая промышленность.
Очевидно, что в первую очередь понятие "лестницы развития" применимо на уровне государств: фирмы со сложившейся специализацией менее склонны к диверсификации в другие отрасли, тем более в те, для которых у них нет необходимых знаний. В национальной экономике межотраслевой переток капитала дополнительно обеспечивается мощным процессом рождения новых компаний, что особенно характерно для рынков, появившихся в результате научно-технических прорывов, то есть рынков новых ступеней развития.
По отношению к научно-техническому прогрессу субъект конкуренции может занимать три позиции:
- во-первых,
активно участвовать в
- во-вторых,
активно заимствовать и
- в-третьих,
воспринимать технологические
Активными самостоятельными фундаментальными исследованиями на переднем рубеже науки, как правило, занимаются не фирмы, а финансируемые государством научные учреждения. Эти исследования время от времени приводят к переходу количества в качество и выходу на новую ступень развития. Из-за ограниченной мобильности научных кадров и локального распространения информации компании той страны, где произошел научно-технический прорыв, первыми получают шанс на прикладную эксплуатацию возникших рынков. Как обычно, преимущество более раннего выхода на рынок транслируется в резко возрастающую вероятность завоевания и удержания монополии, что обеспечивает высокую прибыль компаниям и высокую добавленную стоимость стране их происхождения.
Налоги являются основным источником государственных доходов. Автор убежден, что взимание налогов и налоговая политика государства должны иметь стимулирующий характер. Автором излагается собственное видение налоговой политики государства на ближайшую перспективу, основанные на принципах, основных началах налогов и сборов.
Ключевые слова: налоги, сборы, инвестиции, налоговая политика, принципы, стимулирование, экономика, налоговые правоотношения, правовое регулирование.
Taxes are a fundamental source of state revenues. The author believes that collection of taxes and tax policy of the state must be of stimulating character. The author presents his own understanding of tax policy of the state for the nearest future based on the principles of taxes and charges.
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности российской экономики