Пути повышения конкурентоспособности российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение путей повышения конкурентоспособности российской экономики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и факторы конкурентоспособности;
2. Раскрыть конкурентную стратегию страны;
3. Дать характеристику конкурентоспособности российской экономики;
4. Рассмотреть пути развития конкурентоспособности экономики современной России.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие и факторы конкурентоспособности 3
2. Конкурентная стратегия страны 5
3. Конкурентоспособность российской экономики 8
4. Пути развития конкурентоспособности экономики современной России 14
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Пути повышения конкурентоспособности росийской экономики.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Темпы роста российской экономики  в 2000–2010 гг. не были сверхвысокими по сравнению со странами-конкурентами, а в целом соответствовали уровню ее развития, а провал ВВП в 2009 г. на 8% убрал все «сливки». Рейтинг экономической свободы 12 января 2012г. исследовательским центром HeritageFoundation был опубликован ежегодный рейтинг стран с точки зрения экономической свободы. Как и в прошлом году, Россия набрала в нем 50,5 баллов из 100 при среднем в мире в 59,5 баллов. Заметим, что страны, получившие оценку ниже 50 баллов, рассматриваются центром уже как «несвободные». Наша страна располагается на 144-м месте, замыкая перечень «преимущественно несвободных» экономик и отставая не только от Китая (138-е место), но и от Бразилии и Индии, занимающих соответственно 99-е и 133-е места в рейтинге экономической свободы. Согласно резальтатам последнего десятилетия ситуация в Российской Федерации не показала сколь-либо значимого улучшения. Индекс экономической свободы в этот период колебался на уровне 50–51 баллов.

Рейтинг конкурентоспособности IMD Согласно исследованию IMD, в 2011 г. Россия занимала 49-е (из 59 стран) место в рейтинге конкурентоспособности3 стран мира. В 2001 г., согласно данным рейтинга IMD, наша страна занимала 43-е место – такое же, как и в 2011 г., без учета новых стран, вошедших в рейтинг позже. Индия и КНР за рассматриваемый период не только располагались выше, но и показывали лучшую динамику: так, Индия поднялась на 10 позиций (32-е место в 2011 г.), КНР – на 7 (19-е место). Лишь Бразилия оказывалась в рейтинге ниже Российской Федерации, и то лишь 2 раза за десятилетие – в 2004 и в 2007 гг. Впрочем, эта страна за 11 лет в целом опустилась на 4 позиции до 44-го места. Такие оценки социальной и институциональной среды (компонент результативности страны по IMD),как достаточность защиты личной безопасности и частной собственности, честность судебной системы, политическая стабильное положение, прозрачность государственной политики, отсутствие бюрократии и коррупции для Российской Федерации гораздо ниже, чем для Бразилии, Индии или Китая.

Что касается бизнес-среды, легкость ведения бизнеса в стране также крайне низка, а законодательная помощь возникновения фирм за 10 лет улучшилась несущественно. Утечка мозгов из Российской Федерации мешает конкурентоспособности экономики гораздо сильнее, чем в других государствах БРИК, а по способности привлекать иностранных экспертов страна опустилась с первой на последнюю позицию по сравнению с остальными быстроразвивающимися странами. При этом очень много данных и других показателей в стране за 10 лет скорее снизилось или осталось на прежнем, низком уровне. Рейтинг глобальной конкурентоспособности WEF Согласно рейтингу Всемирного экономического форума (WEF) за 2011–2012 гг. страна занимает 66-е (из 142) место. Россия оказалась позади не только развитых, но и многих развивающихся стран – к примеру, других членов БРИК.

За период с 2005 г., когда методология расчета индекса глобальной конкурентоспособности WEF сильно изменилась, Россия, находившаяся среди стран БРИК на 3-м месте после Индии и Китая, ухудшила свое положение по отношению к Бразилии и переместилась на последнюю позицию. За это время КНР, наоборот, вошел в 30-ку наиболее конкурентоспособных стран. С 2000 по 2004 гг. Россия занимала самые низкие места в четверке по индексам конкурентоспособности для роста и для бизнеса WEF – аналогам современного индекса глобальной конкурентоспособности. Само значение индекса глобальной конкурентоспособности для Российской Федерации последние 3 года располагается на неизменном уровне в 4,2 (из 7) балла – рост на 0,1 балла с 2005 г. [5, с. 142]

При этом, Россия по уровню среднедушевого ВВП заметно (от 1,5 до 5 раз) выше партнеров по БРИК, а значитих институты (правила игры) ей скорее всего не подходят.

По уровню почасовой производительности труда Россия тоже выше (в 2–5 раз), а вот эффективность зарплат («зарплатоотдача») в ней заметно (в 2 раза) ниже. Это значит, что для того, чтобы удержать уровень жизни от падения, Российской Федерации, согласно мнениям экспертов ВЭФ, нужны изменение в соответствии с современными требованиями и инновации. С данным нельзя не согласиться, но опираясь лишь на пенсионеров, силовиков и экспортеров сырья прорыва не осуществишь. Без нового креативного класса, который в последние 10 лет пришел на смену «гэлбрэйтовскойтехноструктуре», не обойтись.

Для определения конкурентоспособных отраслей российской экономики необходимо прежде всего определить "поле" отраслей, на котором предстоит делать выбор. Предлагается исходить из того, что выбор предстоит делать из базовых отраслей экономики России. К таковым на сегодняшний день относятся: промышленность; строительство; сельское хозяйство; транспорт; розничная торговля.

Россия обладает значительной частью ресурсного потенциала планеты и  в этом ее бесспорное преимущество. В расчете на душу населения Россия занимает первое место в мире по обеспеченности минерально-сырьевыми ресурсами. Богатство России полезными ископаемыми в значительной мере компенсирует ряд факторов, затрудняющих ее развитие, в том числе суровость климатических условий, приводящих к существенному удорожанию функционирования хозяйственной системы.

Трудовые, интеллектуальные ресурсы, которые также принято относить к базовым факторам национальной конкурентоспособности, в данном случае не учитываются. Причина: это не естественно-конкурентные преимущества. Необходимо также признать, что в настоящее время существует завышенная самооценка относительно российской уникальности с точки зрения наших трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Естественно-конкурентным преимуществом  ряда российских отраслей является их богатейшая сырьевая база. Именно по этой причине такие отрасли, как нефтедобывающая промышленность, газовая промышленность, лесозаготовительная, цветная металлургия могут и должны быть отнесены к конкурентоспособным. Уже в настоящее время подавляющая часть экспортной выручки страны поступает именно от реализации продукции данных отраслей. Россия по экспорту их продукции занимает 1-2 место в мире. В настоящее время в России экспортируется большая часть добываемой нефти - 54,1 %, значительная часть газа - 30,6 % и других сырьевых ресурсов.

Несмотря на удаленность основных нефтяных месторождений от экспортных терминалов, относительно низкая себестоимость добычи российской нефти обеспечивает ее высокую конкурентоспособность, особенно на европейском рынке. По данным Минпромэнерго России, в среднем по России себестоимость добычи нефти составляет около 4 долл. за баррель, что значительно ниже себестоимости добычи в США, Норвегии и Великобритании - 6-7 долл./баррель (по данным международных источников, затраты по добыче нефти Западной Сибири примерно равны затратам добычи в Северной Америке и Северном море).

Вопрос конкурентоспособности  российского газа на внешних рынках не столь однозначен. Это связано  с перспективой выхода газодобычи в  регионы с высокой себестоимостью топлива, освоения месторождений шельфовой зоны и в перспективе - газовых гидратов.

Алюминий как крупнейшая статья экспорта в этой отрасли держится на относительной дешевизне энергии, льготах по транспортным тарифам, оптимизации налогов. Высокая доля экспорта (до 80 % и более) почти избавляет отрасль от НДС.

Россия, являясь третьим после  США и Китая производителем алюминия, не располагает достаточными собственными ресурсами высококачественных бокситов и сегодня вынуждена импортировать значительные объемы глинозема. Несмотря на это, алюминиевая промышленность России имеет серьезные перспективы для своего развития и может стать тем самым "полюсом роста", который способен повлечь рост и других отраслей хозяйства.

Россия занимает первое место в  мире по производству и экспорту никеля. Ее доля в мировом экспорте никеля достигает 30-35 %. Прогнозируется рост мирового потребления цветных металлов: алюминия, благодаря росту спроса со стороны авиационной, автомобильной, электротехнической промышленности, строительного сектора; никеля - со стороны производителей нержавеющей стали.

По объему валютной выручки лесозаготовительная  промышленность стабильно занимает в России пятое-шестое место среди прочих экспортеров страны. Однако при сохранении высокого экспортного потенциала экспортируется в основном сырье и полуфабрикаты.

Приоритетным направлением работы лесопромышленного комплекса является экспорт древесины. Так, в 2000 году 83,9 % произведенной целлюлозы древесной направлялось на экспорт, бумаги газетной - 68,8 %, лесоматериалов необработанных - 39,3 %.

Между тем, обладая примерно пятой  частью мировых лесонасаждений, Россия еще недостаточно эффективно работает на мировом рынке. В настоящее время ее доля в мировом лесном экспорте не превышает 2-3 %. При этом Россия традиционно в основном экспортирует сырье и полуфабрикаты, а импортирует продукцию углубленной переработки древесины.

Рост объемов экспорта деловой  древесины при росте ее производства подтверждает конкурентоспособность этой продукции на мировом рынке. Наибольшим экспортным потенциалом по деловой древесине располагают Северо-Запад и Дальний Восток. Как следствие лесоматериалы круглые в основном поставляются на два рынка: Скандинавский и Азиатско-Тихоокеанский.

К признанию данных отраслей в качестве конкурентоспособных надо относиться не как к досадной необходимости, а как к естественному и обоснованному выбору. Если страна богата важнейшими видами сырьевых ресурсов, это необходимо учитывать в проведении промышленной политики. Диверсификация экономики, понимаемая как интенсивное развитие не только сырьевых, но и обрабатывающих отраслей промышленности, не должна приводить к искусственному ограничению развития одних отраслей в пользу других. [9, с. 175]

Второй критерий: наличие значительного  научно-технологического задела, являющегося основой для продвижения выпускаемой продукции на рынок - прежде всего опять-таки на внешний, где реализация экспортных возможностей впрямую зависит от ее конкурентоспособности.

Определение отраслей по данному критерию представляет значительно более  сложную задачу. Оценка степени значительности научно-технического задела - вещь достаточно субъективная. Практически каждая отрасль имеет соответствующие научно-технические заделы. Существуют исторические факторы, предопределившие подобное состояние дел. В советские времена страна была вынуждена самостоятельно и развивать все отрасли производства, и вести необходимые исследования. И хотя за время проведения рыночных преобразований по многим направлениям науки и технологии прежние позиции были утрачены, уверенность в том, что и в настоящее время имеются научно-технологические заделы, существует. Обоснованность этого предположения должна найти подтверждение в наличии экспортного потенциала.

К сожалению, приходится констатировать чрезвычайную ограниченность числа отраслей промышленности, отвечающих данному критерию. Фактически к таковым сегодня можно отнести следующие: атомную; военно-промышленный комплекс; авиакосмическую.

Необходимо оговориться, что в  настоящее время реальной конкурентоспособностью в авиакосмической промышленности обладает только та часть, которая связана с космической составляющей, а также военное авиастроение. То, что связано с гражданской авиацией, может быть отнесено к конкурентоспособному сегменту скорее авансом. Тем не менее, ввиду тесной сопряженности этих двух составляющих, авиакосмическую промышленность можно и нужно относить к числу конкурентоспособных.

4. Пути развития конкурентоспособности  экономики современной России

 

 

Налоги  являются основным источником государственных  доходов. Автор убежден, что взимание налогов и налоговая политика государства должны иметь стимулирующий характер. Автором излагается собственное видение налоговой политики государства на ближайшую перспективу, основанные на принципах, основных началах налогов и сборов.

 

Ключевые  слова: налоги, сборы, инвестиции, налоговая  политика, принципы, стимулирование, экономика, налоговые правоотношения, правовое регулирование.

 

Taxes are a fundamental source of state revenues. The author believes that collection of taxes and tax policy of the state must be of stimulating character. The author presents his own understanding of tax policy of the state for the nearest future based on the principles of taxes and charges.

 

Key words: taxes, charges, investments, tax policy, principles, stimulation, economy, tax-law relations, legal regulation.

 

Мировой финансовый кризис 2008 г. выявил и еще  больше подчеркнул те обстоятельства, что в России до сих пор не созданы  условия для устойчивого экономического роста, сохраняются неблагоприятный  деловой климат и высокие предпринимательские  риски. Россия испытывает серьезный недостаток в инвестициях.

С удовлетворением  можно отметить четко занятую  позицию Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации, направленную на стимулирующую роль налогов в инвестициях и инновациях. "Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики", - высказал свое мнение Президент Российской Федерации Д.А. Медведев <1>. На расширенном заседании Государственного Совета "О стратегии развития России до 2020 года" <2> В.В. Путин отметил: "...главная проблема современной российской экономики - это ее крайняя неэффективность...", "...необходимо активно задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций...", "...стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени".

--------------------------------

<1> Бюджетное послание Президента  РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике  в 2011 - 2013 годах" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

<2> См.: О стратегии развития России до 2020 г. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета (8 февраля 2008 г., Москва, Кремль) (извлечения) // Налоги и налогообложение. 2008. N 2. С. 23 - 24.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности российской экономики