Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:04, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение путей повышения конкурентоспособности российской экономики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и факторы конкурентоспособности;
2. Раскрыть конкурентную стратегию страны;
3. Дать характеристику конкурентоспособности российской экономики;
4. Рассмотреть пути развития конкурентоспособности экономики современной России.
Введение 2
1. Понятие и факторы конкурентоспособности 3
2. Конкурентная стратегия страны 5
3. Конкурентоспособность российской экономики 8
4. Пути развития конкурентоспособности экономики современной России 14
Заключение 21
Список литературы 23
Key words: taxes, charges, investments, tax policy, principles, stimulation, economy, tax-law relations, legal regulation.
Мировой
финансовый кризис 2008 г. выявил и еще
больше подчеркнул те обстоятельства,
что в России до сих пор не созданы
условия для устойчивого
С удовлетворением
можно отметить четко занятую
позицию Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации,
направленную на стимулирующую роль
налогов в инвестициях и
------------------------------
<1> Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
<2> См.: О стратегии развития России до 2020 г. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета (8 февраля 2008 г., Москва, Кремль) (извлечения) // Налоги и налогообложение. 2008. N 2. С. 23 - 24.
Правительством РФ одобрены разработанные Минфином России Основные направления налоговой политики РФ на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. (далее - Основные направления) <3>. Основные направления не являются нормативным правовым актом, но, по мнению Минфина России, "позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации". "...Этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями" <4>.
------------------------------
<3> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
<4>
Последним нарушена
Однако налоговая политика страны на долгосрочный период еще не представляет собой сформированный законченный план действий <5>. Успех налоговой политики государства в целом определяет оптимальный выбор налогового бремени. Важное значение имеет то, что "при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога" <6>.
------------------------------
<5>
С позицией автора соглашается,
<6> См. п. 1 ст. 3 НК РФ.
Анализ
последствий финансового
------------------------------
<7>
Химичева Н.И. Актуальность
Один из принципов налоговой политики Российской Федерации - принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ). Небезынтересно, что позиции ученых-теоретиков при комментировании данного принципа диаметрально противоположны. Так, одни полагают, что экономическое основание соответствует экономической обоснованности налога и предполагает "прежде всего эффективность, самоокупаемость налогов, то есть суммы, взимаемые государством по каждому отдельному налогу, должны превышать затраты на его сбор, обслуживание и контроль" <8>.
------------------------------
<8> Бойцов Г.В., Долгова М.Н., Бойцова Г.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2006. С. 5 // СПС "КонсультантПлюс".
Д.В. Винницкий утверждает, что принцип экономической обоснованности характеризуется соразмерностью ограничения экономических интересов частных субъектов. При установлении, введении и взимании сборов проявляет себя также требование соразмерности сбора оказываемым плательщику услугам, правам или преимуществам, получаемым в связи со взиманием данного сбора <9>.
------------------------------
<9>
Винницкий Д.В. Основные
Трудно согласиться с позицией указанных авторов. Нам представляется верным другое мнение, согласно которому экономическое основание тесным образом связано с понятием налогового суверенитета. "Требование при установлении любого налога исходить из его экономического основания должно поставить барьеры так называемому налоговому произволу государства, когда оно устанавливает налоги исключительно из фискальных соображений, желая во что бы то ни стало пополнить доходную часть бюджета. Одной лишь потребности государства в финансовых ресурсах недостаточно для установления налога или сбора. Понятие экономического основания налога напрямую связано с понятием объекта налогообложения" <10>.
------------------------------
<10> Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть 1) (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбулганова. С. 11 // СПС "КонсультантПлюс".
Не любой юридически значимый факт может порождать "обязанность платить налог, а лишь тот, который свидетельствует о возникновении дохода" <11>, говорил С.И. Айвазян. В этой связи представляет интерес позиция Верховного Суда РФ, выраженная в Определении от 17 ноября 2004 г. по делу N 9-Г04-24: в соответствии с п. 3 ст. 3 Кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание, а не обоснование <12>.
------------------------------
<11> Налоговый кодекс РФ: Постатейный комментарий. Часть первая / Под общ. ред. В.И. Слома. М.: Издательство "Статут", 1999. С. 18.
<12> СПС "КонсультантПлюс".
Как отмечает А.А. Свистунов, "налоговая политика в России никогда не основывалась на принципах экономической теории. Никогда за всю историю налогообложения величина обобществляемых средств через налоги не соизмерялась с экономико-финансовыми возможностями непосредственных производителей. Установление и сбор налогов всегда носили характер ярко выраженного императивного абсолютизма". В России "в отличие от западных стран рыночной демократии, авторитарная государственно-властная система всегда определяла структуру и ход экономико-финансовых процессов" <13>.
------------------------------
<13> Свистунов
А.А. Проблемы построения
Ю.А. Крохина, на наш взгляд, абсолютно обоснованно соотносит принципы установления налогов с понятием механизма правового регулирования налоговых отношений: "Закрепленные в НК РФ нормы-принципы имеют важное практическое значение - ...являясь предписаниями основополагающего характера, нормы - принципы определяют цели и функциональную направленность всех иных налоговых норм. Несмотря на декларативную направленность, нормы-принципы задают ориентиры развития для всего комплекса налоговых правоотношений и лежат в основе деятельности субъектов налогового права" <14>.
------------------------------
<14> Крохина Ю.А. Налоговое право России. М.: НОРМА, 2008. С. 190 - 191.
Исследователи в
области финансового и
------------------------------
<15> Кучерявенко
Н.П. Теоретические проблемы
<16> Козырин
А.Н. Налоговое право
<17> Кучеров
И.И. Состав принципов
Точки зрения ученых о составе принципов, лежащих в основе налогообложения на перспективу в целом совпадают. Преимущественно среди них выделяют: стабильность налоговой системы, справедливость, эффективность, законность. Однако отдельные исследователи выделяют, например, принцип определенности. Глобальная неопределенность, по мнению А.А. Свистунова, "воспитывает недоверие к государству и является серьезным препятствием развития производства и повышения благосостояния граждан" <18>.
------------------------------
<18> Свистунов А.А. Там же.
А.А. Тедеев, В.А. Парыгина выделяют следующую группу принципов: законности; всеобщности и равенства; справедливости; взимания налогов в публичных целях; установления налогов и сборов в должной правовой процедуре; экономического основания; презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех неустранимых сомнений; определенности налоговой обязанности; единства экономического пространства и единства налоговой политики; единства системы налогов и сборов <19>.
------------------------------
<19> См.: Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право: Учебник. М.: Эксмо, 2004. С. 134.
Направления
налоговой политики на долгосрочную
перспективу должны быть основаны на
необходимости обеспечения
------------------------------
<20> Беспалов М.В. Указ. соч.
И.Ф. Харисов полагает, что принципы налогообложения должны "стимулировать экономическую деятельность, с одной стороны, и обеспечивать необходимый объем средств для покрытия общегосударственных нужд - с другой" <21>. В нашем представлении это есть принцип сбалансированности частного и публичного интереса. О необходимости сбалансирования налоговой политики с точки зрения макроэкономического развития страны пишет С.А. Владимиров: "Достижение равновесия в системе является труднейшей финансово-политической задачей" <22>. С.А. Владимиров выявил зависимость между возможными вариантами налоговой политики и теоретически возможными значениями средней налоговой нагрузки - налогового бремени. Он установил, что отрицательное сальдо (снижение платежеспособности налогоплательщиков) напрямую отражается на качестве налоговой политики <23>.
------------------------------
<21>
Харисов И.Ф. Налоговая
<22> Владимиров С.А. О некоторых причинах несбалансированности экономических систем и направлениях налоговой политики // Налоги. 2010. N 2. С. 34 - 42.
<23> Там же.
Экономисты в качестве наиболее приоритетного выделяют принцип эффективности налоговой политики государства, эффективности налоговой системы, стимулирующей развитие предпринимательства. А также оптимальность и стимулирование развития бизнеса. Например, М.В. Беспалов выделяет следующие принципы, которые должны лечь в основу построения налоговой системы: единства законодательной и нормативно-правовой базы; стабильности налогового законодательства; рациональности и оптимальности налоговой системы; организационно-правового построения налоговой системы; единоначалия и централизации управления налоговой системой; целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований; налоговая система должна иметь оптимальное количество элементов в своем составе, при которых обеспечивается необходимая собираемость налогов в бюджет соответствующего территориального образования <24>.
------------------------------
<24>
Беспалов М.В. Анализ основных
приоритетов российской
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности российской экономики