Пути повышения конкурентоспособности российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение путей повышения конкурентоспособности российской экономики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и факторы конкурентоспособности;
2. Раскрыть конкурентную стратегию страны;
3. Дать характеристику конкурентоспособности российской экономики;
4. Рассмотреть пути развития конкурентоспособности экономики современной России.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие и факторы конкурентоспособности 3
2. Конкурентная стратегия страны 5
3. Конкурентоспособность российской экономики 8
4. Пути развития конкурентоспособности экономики современной России 14
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Пути повышения конкурентоспособности росийской экономики.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

 

Предложенный  перечень, на наш взгляд, является весьма дискуссионным. Весьма жаль, что М.В. Беспалов не раскрывает сути каждого  из приведенных в перечне принципов. Представляется, что некоторые из них не являются принципами как таковыми вообще, например, "организационно-правового построения налоговой системы" и "оптимального количества элементов в составе налоговой системы". Другие требуют пояснения.

В нашем  представлении всю систему принципов, которые необходимо положить в основу налоговой политики на ближайшую перспективу, необходимо разбить на три группы:

- 1-я  группа - общие принципы, относящиеся  к общим основам государственного устройства (федерализм, законность, всеобщность налогообложения, равенство и др.);

- 2-я  группа - специальные принципы, относящиеся к специфическим особенностям налоговой системы (сбалансированность, системность, обоснованность, справедливость, унификация, недискриминация и др.);

- 3-я  группа - иные принципы, свойственные  не только налоговым, но и  иным правовым отношениям (неотвратимость ответственности, презумпции невиновности и др.).

Правовое  происхождение первой группы принципов (классические принципы) - Конституция  Российской Федерации. По своей правовой природе эти принципы являются основными  отправными началами развитого федеративного демократического правового государства, основными правовыми гарантиями государства. Эти принципы свойственны как для налоговой системы в целом, так и для развития ее отдельных институтов.

Вторая  группа принципов - специальные принципы - является отражением специфических черт налоговой системы в целом и ее институтов. Отдельные из них непосредственно не названы ни в Конституции РФ, ни в НК РФ, однако по своему смыслу и общим свойствам вытекают из конституционных, классических принципов и способствуют их развитию и детализации в конкретной области правового регулирования <25>.

--------------------------------

<25> Общие принципы налогообложения  закреплены в ст. 3 НК РФ "Основные  начала законодательства о налогах  и сборах". При этом категория "общие принципы налогообложения" используется законодателем в широком и узком смысле. Общими принципами налогообложения законодатель именует совокупность всех основных институтов налоговой системы, закрепленных в части первой НК РФ. Общие принципы налогообложения законодателем фактически отождествляются с общей частью налогового права. А ст. 3 НК РФ сформулирована таким образом, что включает в общие принципы налогообложения не только нормы-принципы как таковые, но и регулятивные, и охранительные, и специализированные нормы. С точки зрения правовых конструкций это неверно. См., напр.: Крохина Ю.А. Налоговое право России. М.: НОРМА, 2008. С. 61.

 

Третья  группа - иные - свойственны не только налоговой системе, но и иным правовым областям и образованиям. Они также вытекают из классических принципов и детализируют демократические основы общества.

Хотелось  бы остановиться на второй группе принципов: сбалансированности, обоснованности, системности, стабильности, справедливости, унификации, недискриминации.

В первую очередь хотелось бы сказать, что, устанавливая именно такую систему принципов, которая в нашем понимании  должна лечь в основу дальнейшей налоговой  политики государства, нельзя говорить о том, что нужно в корне  менять существующую налоговую систему, но стремиться к ее сбалансированности, обоснованности, унификации налогового законодательства необходимо.

Принцип сбалансированности. Достичь баланса  между частным и публичным  интересом - наиболее сложная задача. Налогоплательщики стараются минимизировать налоги, государство стремится увеличить налоговые поступления. В периоды резкого обострения различных кризисных проявлений отмечается резкое снижение собираемости налогов из-за массового неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей. В условиях кризиса бездействие государственных органов власти становится одной из детерминант налоговой деликтности <26>.

--------------------------------

<26> Известный американский экономист  А. Лэффер, построив кривую зависимости  между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, получил параболу, на основе которой сделал вывод, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность частного сектора. Чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них. Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений, затем этот рост немного замедляется и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Если налоговая ставка достигает предельного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы и, как следствие, часть налогоплательщиков переходит из легального, в "теневой" сектор экономики. Снижение налогов, по мнению А. Лэффера, стимулирует развитие экономики. См., напр.: Кравченко И.А. Налоговые реформы 80-х годов в США: Социально-экономический аспект. М.: НИФИ, 1989. С. 9; Бабленкова И.И. Основы теории государственных финансов и теории налогообложения. М.: ВГНА, 2009. С. 217 - 221; Кобзарь-Фролова М.Н. Концептуальные основы теории налоговой деликтологии: Монография. М.: ВГНА, 2010. С. 151 - 180.

 

Тем не менее, пока экономисты спорят, где  тот "баланс интересов", с точки  зрения правовой науки следует отметить, что сбалансированность интересов неизменно повысит собираемость налогов, сократит количество конфликтных ситуаций, приведет к снижению налоговой деликтности.

Принцип обоснованности логически вытекает из принципа сбалансированности и является отражением бюджетной (налоговой) политики государства. То, что относится к  эффективности налоговой политики, представляется, все-таки не принцип, а  скорее один из элементов, составляющих принцип обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Принцип системности. Нам представляется, что налоговая  политика только в том случае достигнет  действенных результатов, если отношения в области налогов и сборов будут развиваться в системе. Развитие отдельных институтов и областей не даст действенного результата. Нельзя только снизить налоги, прекратить "кошмарить бизнес" и ожидать повышения налоговых поступлений. Необходимо развивать все элементы налогового администрирования, все процедуры от введения, установления, взимания налогов до привлечения к налоговой ответственности и разрешения налоговых споров.

Принцип стабильности. Представляется, что именно этот принцип  является наиболее важным для налогоплательщика в условиях кризиса. Одним из требований к российскому налоговому законодательству должна стать его стабильность в течение продолжительного периода времени. Уверенность налогоплательщика в завтрашнем дне позволит ему не строить схемы ухода от налога, а планировать свой бизнес и количество затрат на налоги. Нельзя допускать повсеместного внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. Налоговая политика должна быть рассчитана на перспективу.

Принцип унификации налогового законодательства. Унификация в налоговых правоотношениях - процесс "состыковки" юрисдикций различных государств, направленный на гармонизацию и оптимизацию налоговых правоотношений, повышение инвестиционной привлекательности России.

Принцип справедливости не находится в составе основных начал законодательства о налогах и сборах - изъят законодателем из основных начал (ст. 3 НК РФ). И это имеет свое объяснение. Налоговые правоотношения исходят от государства и носят властный характер. Однако справедливость должна присутствовать при установлении льгот, применении мер ответственности и др. Поэтому справедливость в налоговых правоотношениях, в нашем представлении, есть одна из сторон принципа законности.

Принцип недискриминации <27> закреплен в большинстве международных соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения, нашел свое отражение в Постановлении Правительства от 16 февраля 2010 г. N 84 и должен лежать в основе налоговой политики государства на ближайшую перспективу.

--------------------------------

<27> Согласно  п. 2 ст. 3 НК РФ "налоги и сборы  не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев. Не допускается  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала".

 

Многогранность  и специфика налоговых правоотношений позволяют ориентировать налоговую  политику государства на выбор методов и методологии налогообложения. Представляется, что такой подход тесным образом связан с рассмотренными выше принципами. Традиционно выделяют четыре метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное <28>. Какой метод следует использовать в сложившейся экономической ситуации - задача отдельного исследования.

--------------------------------

<28> Харисов  И.Ф. Указ. соч.; Агапова А.А. Развитие  налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2007. С. 18; и др.

 

Основными направлениями  налоговой политики государства  на ближайшую перспективу в представлении автора должны быть:

- укрепление налогово-правовых  основ;

- построение стабильной, сбалансированной, экономически обоснованной налоговой системы <29>;

--------------------------------

<29> В.В. Путин  отметил, что только отмена  дифференцированных ставок с  налога на доходы граждан позволила  повысить за восемь лет приход  доходов в государственную казну в 12 раз и снизить уровень налоговой деликтности в вопросах исчисления и уплаты налога на доходы граждан. См.: Выступление В.В. Путина в ГД РФ с отчетом Правительства. 06.04.2009 // kp.ru/daily/24272.5/468995/.

 

- полноценное  использование налогов как инструментов  регулирования и экономического развития;

- снижение налогового  бремени <30>;

--------------------------------

<30> И.И. Бабленкова говорит не  только о снижении налогового  бремени, но и об отмене низкоэффективных  налогов. См.: Бабленкова И.И. Указ. соч. С. 246.

 

- освобождение  от уплаты налога на прибыль  организаций любой формы собственности, предоставляющих услуги в области образования и здравоохранения, науки, культуры <31>;

--------------------------------

<31> Аналогичная позиция была высказана  В. Путиным. См.: Обзор актуальных новостей // Налоги. 2010. N 12. С. 3 - 9.

 

- продолжение  унификации национального законодательства и международных договоров;

- снижение  инвестиционных рисков, политическая  стабилизация;

- создание  условий для развития российского  малого и среднего бизнеса;

- систематизация  законодательства о налогах и  сборах, выработка системного подхода к процедурам налогового администрирования. Цель налогового администрирования не фискальные сборы, а контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выявление и предупреждение правонарушений;

- дифференциация  санкций за налоговые правонарушения.

В связи  с вышеизложенным, в целях совершенствования  законодательства о налогах и  сборах, улучшения общеэкономической  ситуации целесообразно реализовать  следующие предложения и рекомендации <32> (по твердому убеждению автора, все нижеперечисленные мероприятия будут способствовать стимулированию предпринимательства в стране, привлечению в экономику страны инвестиций):

--------------------------------

<32> Предложения по использованию  опыта ЕС, а также применению  судебной практики и, в частности, опыта Суда ЕС по правопониманию, правоприменению, см.: Кобзарь-Фролова М.Н. Налогово-правовые отношения и налоговые деликты с участием иностранных юридических лиц. М.: ВГНА, 2008. С. 140 - 160.

 

Разработать проект Федерального закона "Об общих  принципах установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации", целью которого является реализация стимулирующей налоговой политики.

Выработать  пути налогового стимулирования, для  налогоплательщиков, инвестирующих  собственные средства в развитие новых технологий, в проекты государственной значимости, в образование, медицину <33>, аграрный сектор и др.

--------------------------------

<33> "...Для развития социальной  сферы необходимо привлекать  частные инвестиции в системы  здравоохранения и образования. Предлагаю в этих целях освободить от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 г.) работающие в данных отраслях организации независимо от формы собственности", - высказал свою позицию Д. Медведев. См.: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2010 г.

 

Разработать Положение о поощрительной системе  взимания налогов с доходов от деятельности малых предприятий, инвестирующих  в развитие производства и создание новых производств.

Разработать Программу последовательного внесения дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ (рассчитанную на долгосрочный период) по ограничению численности и видов налогов, размеру налоговых изъятий, предоставлению налоговых льгот, налоговому стимулированию.

Разработать Положение о порядке стимулирования и предоставления финансовой помощи предприятиям любой формы собственности, инвестирующим собственные средства в развитие медицины, образования, культуры, аграрного сектора.

Дополнить ст. 3 НК РФ следующими словами: "в  основе законодательства о налогах и сборах лежат общие принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации".

 

Начало 2012 года заставляет не только строить прогнозы на будущее, но и подводить результаты. При этом результаты не только прошедшего года, но и всего десятилетия, которое, по преобладающим оценкам, было особым периодом в мировой экономике – периодом быстрого роста благосостояния, денежных рынков и пузырей, и одновременно периодом тяжелейшего глобального кризиса.

Эта противоречивость отчетливо проявляется и в отношении Российской Федерации, которая, с одной стороны, за 2000–2010 гг. почти удвоила подушевой ВВП в валютном выражении и уменьшила разрыв с уровнем производительности труда в США (с 75% до 60%1) , но, с другой, одновременно отстала и от пелетона стран-лидеров по уровню накопления инновационного потенциала, что прекрасно видно при анализе межстрановых рейтингов. А в них прекрасно прослеживается, что положение Российской Федерации не соответствует ее базовому потенциалу, высокий уровень которого устанавливается большим внутренним рынком, а также тем, что она наделена не только природными ресурсами (они есть и у Бразилии, и у Китая, и у Южной Африки), но и очень качественной рабочей силой. Если же увидеть на рейтинги, которые, по идее их создателей, рассказывают не о прошлом и настоящем, а о будущем, то перспективы экономического выживания Российской Федерации в новом мире в статусе «перспективного гиганта» –под большим вопросом. [13, с. 28]

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности российской экономики