Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:04, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение путей повышения конкурентоспособности российской экономики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и факторы конкурентоспособности;
2. Раскрыть конкурентную стратегию страны;
3. Дать характеристику конкурентоспособности российской экономики;
4. Рассмотреть пути развития конкурентоспособности экономики современной России.
Введение 2
1. Понятие и факторы конкурентоспособности 3
2. Конкурентная стратегия страны 5
3. Конкурентоспособность российской экономики 8
4. Пути развития конкурентоспособности экономики современной России 14
Заключение 21
Список литературы 23
Предложенный
перечень, на наш взгляд, является весьма
дискуссионным. Весьма жаль, что М.В.
Беспалов не раскрывает сути каждого
из приведенных в перечне
В нашем
представлении всю систему
- 1-я
группа - общие принципы, относящиеся
к общим основам государственно
- 2-я группа - специальные принципы, относящиеся к специфическим особенностям налоговой системы (сбалансированность, системность, обоснованность, справедливость, унификация, недискриминация и др.);
- 3-я группа - иные принципы, свойственные не только налоговым, но и иным правовым отношениям (неотвратимость ответственности, презумпции невиновности и др.).
Правовое происхождение первой группы принципов (классические принципы) - Конституция Российской Федерации. По своей правовой природе эти принципы являются основными отправными началами развитого федеративного демократического правового государства, основными правовыми гарантиями государства. Эти принципы свойственны как для налоговой системы в целом, так и для развития ее отдельных институтов.
Вторая группа принципов - специальные принципы - является отражением специфических черт налоговой системы в целом и ее институтов. Отдельные из них непосредственно не названы ни в Конституции РФ, ни в НК РФ, однако по своему смыслу и общим свойствам вытекают из конституционных, классических принципов и способствуют их развитию и детализации в конкретной области правового регулирования <25>.
------------------------------
<25>
Общие принципы
Третья группа - иные - свойственны не только налоговой системе, но и иным правовым областям и образованиям. Они также вытекают из классических принципов и детализируют демократические основы общества.
Хотелось бы остановиться на второй группе принципов: сбалансированности, обоснованности, системности, стабильности, справедливости, унификации, недискриминации.
В первую очередь хотелось бы сказать, что, устанавливая именно такую систему принципов, которая в нашем понимании должна лечь в основу дальнейшей налоговой политики государства, нельзя говорить о том, что нужно в корне менять существующую налоговую систему, но стремиться к ее сбалансированности, обоснованности, унификации налогового законодательства необходимо.
Принцип
сбалансированности. Достичь баланса
между частным и публичным
интересом - наиболее сложная задача.
Налогоплательщики стараются ми
------------------------------
<26>
Известный американский
Тем не менее, пока экономисты спорят, где тот "баланс интересов", с точки зрения правовой науки следует отметить, что сбалансированность интересов неизменно повысит собираемость налогов, сократит количество конфликтных ситуаций, приведет к снижению налоговой деликтности.
Принцип
обоснованности логически вытекает
из принципа сбалансированности и является
отражением бюджетной (налоговой) политики
государства. То, что относится к
эффективности налоговой
Принцип системности. Нам представляется, что налоговая политика только в том случае достигнет действенных результатов, если отношения в области налогов и сборов будут развиваться в системе. Развитие отдельных институтов и областей не даст действенного результата. Нельзя только снизить налоги, прекратить "кошмарить бизнес" и ожидать повышения налоговых поступлений. Необходимо развивать все элементы налогового администрирования, все процедуры от введения, установления, взимания налогов до привлечения к налоговой ответственности и разрешения налоговых споров.
Принцип стабильности. Представляется, что именно этот принцип является наиболее важным для налогоплательщика в условиях кризиса. Одним из требований к российскому налоговому законодательству должна стать его стабильность в течение продолжительного периода времени. Уверенность налогоплательщика в завтрашнем дне позволит ему не строить схемы ухода от налога, а планировать свой бизнес и количество затрат на налоги. Нельзя допускать повсеместного внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. Налоговая политика должна быть рассчитана на перспективу.
Принцип унификации налогового законодательства. Унификация в налоговых правоотношениях - процесс "состыковки" юрисдикций различных государств, направленный на гармонизацию и оптимизацию налоговых правоотношений, повышение инвестиционной привлекательности России.
Принцип справедливости не находится в составе основных начал законодательства о налогах и сборах - изъят законодателем из основных начал (ст. 3 НК РФ). И это имеет свое объяснение. Налоговые правоотношения исходят от государства и носят властный характер. Однако справедливость должна присутствовать при установлении льгот, применении мер ответственности и др. Поэтому справедливость в налоговых правоотношениях, в нашем представлении, есть одна из сторон принципа законности.
Принцип недискриминации <27> закреплен в большинстве международных соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения, нашел свое отражение в Постановлении Правительства от 16 февраля 2010 г. N 84 и должен лежать в основе налоговой политики государства на ближайшую перспективу.
------------------------------
<27> Согласно
п. 2 ст. 3 НК РФ "налоги и сборы
не могут иметь
Многогранность
и специфика налоговых
------------------------------
<28> Харисов И.Ф. Указ. соч.; Агапова А.А. Развитие налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2007. С. 18; и др.
Основными направлениями налоговой политики государства на ближайшую перспективу в представлении автора должны быть:
- укрепление налогово-правовых основ;
- построение стабильной, сбалансированной, экономически обоснованной налоговой системы <29>;
------------------------------
<29> В.В. Путин
отметил, что только отмена
дифференцированных ставок с
налога на доходы граждан
- полноценное
использование налогов как
- снижение налогового бремени <30>;
------------------------------
<30>
И.И. Бабленкова говорит не
только о снижении налогового
бремени, но и об отмене
- освобождение
от уплаты налога на прибыль
организаций любой формы собств
------------------------------
<31>
Аналогичная позиция была
- продолжение унификации национального законодательства и международных договоров;
- снижение инвестиционных рисков, политическая стабилизация;
- создание
условий для развития
- систематизация законодательства о налогах и сборах, выработка системного подхода к процедурам налогового администрирования. Цель налогового администрирования не фискальные сборы, а контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выявление и предупреждение правонарушений;
- дифференциация санкций за налоговые правонарушения.
В связи
с вышеизложенным, в целях совершенствования
законодательства о налогах и
сборах, улучшения общеэкономической
ситуации целесообразно реализовать
следующие предложения и
------------------------------
<32>
Предложения по использованию
опыта ЕС, а также применению
судебной практики и, в частнос
Разработать проект Федерального закона "Об общих принципах установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации", целью которого является реализация стимулирующей налоговой политики.
Выработать пути налогового стимулирования, для налогоплательщиков, инвестирующих собственные средства в развитие новых технологий, в проекты государственной значимости, в образование, медицину <33>, аграрный сектор и др.
------------------------------
<33> "...Для развития социальной сферы необходимо привлекать частные инвестиции в системы здравоохранения и образования. Предлагаю в этих целях освободить от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 г.) работающие в данных отраслях организации независимо от формы собственности", - высказал свою позицию Д. Медведев. См.: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2010 г.
Разработать
Положение о поощрительной
Разработать
Программу последовательного
Разработать
Положение о порядке стимулиров
Дополнить ст. 3 НК РФ следующими словами: "в основе законодательства о налогах и сборах лежат общие принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации".
Начало 2012 года заставляет не только строить прогнозы на будущее, но и подводить результаты. При этом результаты не только прошедшего года, но и всего десятилетия, которое, по преобладающим оценкам, было особым периодом в мировой экономике – периодом быстрого роста благосостояния, денежных рынков и пузырей, и одновременно периодом тяжелейшего глобального кризиса.
Эта противоречивость отчетливо проявляется и в отношении Российской Федерации, которая, с одной стороны, за 2000–2010 гг. почти удвоила подушевой ВВП в валютном выражении и уменьшила разрыв с уровнем производительности труда в США (с 75% до 60%1) , но, с другой, одновременно отстала и от пелетона стран-лидеров по уровню накопления инновационного потенциала, что прекрасно видно при анализе межстрановых рейтингов. А в них прекрасно прослеживается, что положение Российской Федерации не соответствует ее базовому потенциалу, высокий уровень которого устанавливается большим внутренним рынком, а также тем, что она наделена не только природными ресурсами (они есть и у Бразилии, и у Китая, и у Южной Африки), но и очень качественной рабочей силой. Если же увидеть на рейтинги, которые, по идее их создателей, рассказывают не о прошлом и настоящем, а о будущем, то перспективы экономического выживания Российской Федерации в новом мире в статусе «перспективного гиганта» –под большим вопросом. [13, с. 28]
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности российской экономики