Пути повышения рентабельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 09:44, реферат

Описание работы

Продукцию, выпускаемую на предприятии, можно разделить на три основные группы в соответствии с ее назначением и ролью в деятельности предприятия:
- специфическая продукция;
- продукция производственно - технического назначения;
- товары народного потребления.
Основными видами деятельности унитарного предприятия “Минский электромеханический завод” являются:
- производство и реализация продукции специального назначения;
- разработка, производство и реализация продукции производственно - технического назначения;

Файлы: 1 файл

Пути повышения рентабельности организации.rtf

— 4.46 Мб (Скачать файл)

 

Валовый доход в 2004 году возрос на 50 %, что связано в увеличением объемов выпуска продукции и ростом цен в целом, а в 2005 году упал до 21605 млн. р.

Налоги и отчисления из выручки выросли в 1,5 раза в связи с изменением налоговой политики.

Затраты на реализацию продукции изменялись пропорционально изменению валового дохода. Сначала наблюдалось повышение до 22 515 млн. р., а затем эти затраты снизились до 19 742 млн. р. Это колебание связано с изменением объема выпуска продукции и изменением доли различных групп продукции в общем объеме выпуска.

Прочие доходы на предприятии составляют значительную сумму. Фактически за счет этих доходов и формируется прибыль. Этот вид дохода формируется за счет прибыли от реализации неиспользуемых предприятием основных фондов и прочего имущества (сырья и материалов, топлива, запасных частей, нематериальных активов, иностранной валюты, ценных бумаг).

Прибыль от реализации также увеличится, хотя и будет отрицательной (- 1117 млн. р.). Прочие доходы сначала увеличились на 10 %, затем снизились в 1,5 раза.

Балансовая и налогооблагаемая прибыль снижается, затем возрастает до 625 млн. р.

Чистая прибыль = 0, что связано с большими затратами на производство. Есть небольшая тенденция к снижению убытков, но этого мало.

Поскольку одним из главных показателей, влияющих на рентабельность, является себестоимость, рассмотрим ее в табл. 2.6.

 

Таблица 2.6

Себестоимость товарной продукции

ПОКАЗАТЕЛИ

2003 год

2004 год

2005 год

Всего

Затр. на 1000 р. ТП

(р.)

Уд. вес с/cт

%

Всего

Затр. на 1000 р.ТП (р.)

Уд. вес с/ст %

Всего

Затр. на 1000 р. ТП (р.)

Уд. вес с/ст %

ОБЪЕМ ТОВАРНОЙ

ПРОДУКЦИИ

 

               

- В сопоставимых ценах

14 500

   

15266

   

16932

   

- В фактических ценах

15 850

   

16328

   

18625

   

СЕБЕСТОИМОСТЬ ТОВАР.ПРОД.

16 816

960

 

17784

1090

 

19742

1060

 

в том числе

                 

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ

 9223

590

55

 9429

570

53

 9666

 520

49

из них

                 

сырье и материалы

 1400

100

6

 1500

 90

8

 1550

 80

8

покупные и комплект.изделия

 4671

390

35

 5988

 370

34

 6130

 330

31

услуги промышленного характера

 210

 10

 1

 214

 10

1

 220

 10

 1

топливо

 270

 20

 2

 292

 20

2

 301

 20

 1

электроэнергия

 705

 30

 3

 716

 40

4

 735

 40

 4

теплоэнергия

--

--

--

--

--

--

--

--

--

прочие материальные затраты

 632

 20

 2

 719

 40

4

 730

 40

 4

ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА

 4077

 290

 30

 4490

280

25

 5552

 300

 28

ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦСТРАХ

 2630

 100

 10

 1613

100

9

 1998

 110

 10

АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛ.

 850

 30

 4

 744

 50

4

 826

 40

 4

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

 1600

 60

 7

 1508

 90

9

 1700

 90

 9

% НА НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

 980

   

 945

   

 920

   

 

Структура себестоимости товарной продукции по статьям затрат представлена в табл. 2.7.


 

Таблица 2.7

Структура себестоимости

Статья затрат

2004 год

2005 год

материальные затраты, %

49

49

фонд оплаты труда, %

28

30

отчисления на социальные нужды, %

10

10

амортизационные отчисления, %

4

4

прочие затраты, %

9

7


 

Материальные затраты в целом снизились до 9666 млн. р. Это связано с тем, что снизился объем выпуска специфической продукции, для производства которой необходимы дорогостоящие материалы. Отчисления в инновационные фонды также упали до 64 млн. р. по той же причине. ФЗП снизился до 5552 млн. р. в связи со снижением количества работников.

Анализ структуры затрат показывает, что в 2005 году самыми значительными из них являются уровень материалоёмкости на 1000 рублей товарной продукции - 520 р., оплата труда - 300 р. Общие затраты на 1000 р. товарной продукции ожидаются на уровне 1060 р.

Недостаточная загрузка предприятия и лимитирование финансирования работ, производимых по договорам с УП “НИИСА” в интересах Министерства Обороны Республики Беларусь, не позволяют предприятию получать прибыль и даже покрыть издержки производства.

 

2.3.5 Анализ рентабельности

Рассмотрим рентабельность отдельных групп товаров в табл. 2.8.

 

Таблица 2.8

Рентабельность отдельных групп товаров

Группа товаров

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Продукция промышленно-технического назначения, %

-19,9

-11,8

-7,7

Товары народного потребления, %

-7

+6,2

+8

Специфическая продукция, %

-9,5

-11,5

-37,5

Разовые заказы, %

+19,3

+17,4

+33,2

Рентабельность всей продукции

-14

-11,98

-6


 

Для более наглядного представления построим диаграмму (рис. 2.3).

 

Рис. 2.3. Рентабельность отдельных групп товаров

 

Предприятие ориентировано на выпуск специфической продукции. Но в последние годы на данную продукцию поступает все меньше заказов. Поскольку предприятие подконтрольно Госкомвоенпрому, оно не может самостоятельно заключать контракты на выпуск специфической продукции и в ряде случаев вынуждено назначать цену ниже себестоимости. Поэтому в течение 3-х лет рентабельность специфической продукции падала и в 2005 году достигла - 37,5 %.

В последние годы предприятие увеличивает выпуск товаров народного потребления. Рентабельность достигла + 8%.

Изучив динамику рентабельности за 3 года, можно сделать вывод, что стоит также обратить внимание на разовые заказы, т.к. данная продукция высоко рентабельна. В 2005 году она достигла + 33,2 %.

Также рассмотрим график изменения рентабельности всей реализованной продукции (рис. 2.4). Т.к. тема дипломного проекта рентабельность, хотелось бы более глубоко проанализировать рентабельность и взять промежуток в 5 лет (2001-2005 гг.).

 

 

Таблица 2.9

Рентабельность всей продукции

Наименование реквизита

Ед. изм.

2001

2002

2003

2004

2005

Рентабельность реализованной продукции

%

-6,2

+3,1

-14,8

-11,98

-6


 

Рис. 2.4. Рентабельность реализованной продукции

 

В 2002 г. наблюдался рост рентабельности в связи с увеличением объемов выпуска, а затем в 2003 и в 2004 году рентабельность резко упала, а в 2005 незначительно возросла до - 6%, однако осталась величиной отрицательной.

Отсюда можно сделать вывод, что предприятие УП «МЭМЗ» нерентабельно, поэтому необходимо принимать соответствующие меры. Мероприятия, которые повлияют на повышение рентабельности, будут предложены в главе 3.

 

2.3.6 Анализ факторов, влияющих на рентабельность

Для более детального изучения динамики рентабельности проведем пофакторный анализ по методике, указанной в [9].

Примем 2005 год за плановый период, а 2004 год за отчетный.

 

Таблица 2.10

Исходная информация для анализа факторов изменения прибыли от реализации продукции в сопоставимых условиях, млн. р.

Показатель

2005(план)

По плану на фактический объем реализации

2004(отчет)

Изменение против плана

1. Выручка (валовый доход) от реализации продукции, работ, услуг (в отпускных ценах) без учета налогов

18 625

19 200

 

 

 

19 818

1193

2. Затраты на реализацию продукции

19 742

20 800

22 515

2773

3. Результат от реализации продукции

- 1117

-1600

- 2697

-1580


 

Как видно из приведенных данных в табл. 2.10, предприятие планировало получить -1117 млн. р. прибыли, фактически получило на 1580 млн. р. меньше при увеличении объема реализации на 1193 млн. р. Следовательно, на снижение прибыли повлияли другие факторы.

Таким образом, для определения влияния факторов на изменение фактической прибыли от реализации продукции работ и услуг в сумме - 1580 млн. р. составим аналитическую табл. 2.11.

 

Таблица 2.11

Анализ факторов изменения прибыли от реализации продукции, млн. р.

Факторы

Расчет факторов

Сумма влияния на прибыль от реализации

1. Изменение объема реализованной продукции

-1117 (19200/18625-1)

-34,485

2. Изменение структуры реализованной продукции

-1600+1117/34,485

-448,515

3. Изменение себестоимости реализованной продукции

22515-20800=1715

-1715

4. Изменение цен на реализованную продукцию

 

19818-19200

 

618

Итого

- 2697+1117

-1580


 

Из табл. 2.11 следует, что на предприятии увеличение прибыли произошло за счет снижения цен на реализованную продукцию на сумму 618 млн. р. Невыполнение плана по объему реализации продукции, изменение фактической структуры реализуемой продукции и увеличение себестоимости уменьшили прибыль по сравнению с планом на 2198 млн. р. (34,485+448,515+1715).

 

Таблица 2.12

Исчисление показателей рентабельности реализованной продукции

Показатель

2005 (план)

2004 (отчет)

Изменение против плана

1. Выручка (валовый доход) от реализации продукции, работ, услуг (в отпускных ценах).

21 605

22 622

1017

2. Выручка (валовый доход) от реализации продукции, работ, услуг (в отпускных ценах) без учета налогов.

18 625

19 818

1193

3. Затраты на реализацию продукции.

19 742

22 515

2773

4. Прибыль от реализации.

-1117

- 2697

-1580

5. Чистая прибыль - всего.

-

11

11

6. Рентабельность реализованной продукции.

     

6.1.Прибыль/Себестоимость реализованной продукции∙100 (4/3)

-5,6579

-11,9787

-6,3206

6.2.Прибыль/Выручка от реализации за вычетом налогов∙100 (4/2)

-5,9973

-13,6088

-7,6115

6.3. Прибыль/Выручка от реализации без вычета налогов∙100 (4/1)

-5,1701

-11,9220

-6,7519

6.4. Чистая прибыль/Выручка от реализации за вычетом налогов∙100 (5/2)

0

0,05550

0,05550

6.5.Чистая прибыль/Себестоимость реализованной продукции∙100 (5/3)

0

0,04885

0,04885


 

Коэффициент рентабельности реализованной продукции показывает, сколько может получить предприятие валовой и чистой прибыли на 1000 р. реализованной продукции.

Методика анализа рентабельности реализованной продукции состоит в определении величины изменения рентабельности и факторов. При анализе факторов изменения рентабельности реализованной продукции, определяемой как отношение прибыли к себестоимости, на рентабельность Р будут влиять прибыль Пр.п и себестоимость Ср.п реализованной продукции.

Для определения влияния себестоимости на рентабельность реализованной продукции используется метод балансовой увязки.

Расчет факторов изменения рентабельности реализованной продукции, исчисленной как отношение прибыли к себестоимости.

 

Таблица 2.13

Расчет факторов изменения рентабельности реализованной продукции, исчисленной как отношение прибыли к себестоимости

Уменьшение объема реализованной продукции, снизившее рентабельность на - 0,17%

 

Изменение цен на реализованную продукцию, повысившее рентабельность на 3,13%

 

Изменение структуры реализованной продукции, уменьшившее рентабельность на - 2,27%

 

Повышение себестоимости реализованной продукции, снизившее рентабельность на - 7,01%

 ∆Р = - 6,32069 - (- 0,17+3,13 -2,27)

Итого

 - 11,9787 + 5,65799 = - 6,32


 

 

Рентабельность, исчисленная как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции:

 

  ,  (2.1)

 

где Н - налоги.

Составила по плану - 5,9973 %, по отчету - 13,6088 %. Изменение составляет - 7,6115 %.

Рентабельность реализованной продукции показывает, что на каждый рубль выручки от реализации продукции по отчету оставалось - 13,6088 % прибыли от деятельности, затраты на производство и сбыт реализованной продукции составляли 113,61 % (100-(-13,61)), а затраты и прибыль по плану - 105,99% (100-(-5,99)) и - 5,99 % соответственно.

Путем умножения коэффициента соотношения удельных весов прибыли в выручке от реализации (1,204 = - 7,6115 / (- 6,3206)) на факторы изменения рентабельности реализованной продукции, определяемой отношением прибыли к себестоимости, рассчитывается влияние факторов изменения рентабельности, исчисленной отношением прибыли к выручке от реализации. Этот фактор определяется приемом балансовой увязки.

 

Таблица 2.14

Прием балансовой увязки

Рентабельность

По плану

По отчету

Изменение

Прибыль/Себестоимость 100 %

- 5,6579

- 11,9787

- 6,3206

Прибыль/(Выручка от реализации - Налоги из реализации) 100

- 5,9973

- 13,6088

- 7,6115

Коэффициент соотношения изменения рентабельности, исчисленной по реализации и себестоимости

1,204 = - 7,6115/ (- 6,3206)

Информация о работе Пути повышения рентабельности организации