Пути совершенствования организационной подготовки производства в цехе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в закреплении теоретических знаний и приобретении практических навыков проектирования системы организации производства одного из цехов машиностроительного предприятия. Объектом курсового проекта является механический цех машиностроительного предприятия.
Данный курсовой проект предусматривает рассмотрение принципов, форм и методов организации производства, расчет производственной программы, потребного количества оборудования и основных производственных работающих, площади цеха, разработку инфраструктуры цеха, проектирование организационной структуры цеха, предложение путей совершенствования организации технического обслуживания и ремонта оборудования в цехе.

Содержание работы

Введение 4
1 Разработка проекта организации механического цеха 6
1.1 Расчет производственной программы 8
1.2 Определение типа производства 8
1.3 Определение числа основных производственных участков цеха 12
1.4 Расчет потребности в оборудовании 12
1.5 Расчет площади цеха 15
1.6 Расчет численности основных производственных рабочих 16
1.7 Организация ремонтного хозяйства 17
1.8 Организация инструментального хозяйства 19
1.9 Организация складского хозяйства 21
1.10 Организация транспортного хозяй 25
1.12 Расчет технико-экономических показателей 29
2 Пути совершенствования организационной подготовки производства в цехе 30
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

КР_120319.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

NВ,  NЕ, NК -  производственная программа деталей Б, З, Г (исходные  данные).

Q = 1,5*54000+2,6*87600+0,9*38400 = 343320 кг = 343,32 т.

Таким образом, площадь  склада заготовок и готовых изделий  составит:

Sзагот и гот изд = 343,32 * 2 / 253 * 9,6 * 0,3 = 7,82 м2.

В условиях предприятий массового производства межоперационный склад в цехе не нужен.

 

1.10 Организация транспортного хозяйства

Организация транспортного  хозяйства предполагает выбор транспортных средств, определение потребности цеха в транспортных средствах и рабочих.

Определим потребность  цеха в транспортных средствах по формуле (15):

Qмсi= Q × tмс kн / 1000 × 60 × Fн  × d × kr × kп ,                             (15)

где Qмсi – количество элементов напольного транспорта i-го типа;

Q – общее годовое количество транспортируемых грузов на данном виде транспорта, кг (определяется по формуле (16));

tмс – среднее время одного рейса, мин. (определяется по формуле (17));

Кн – коэффициент неравномерности прибытия и отправления грузов (примем равным 1,2);

Fн – номинальный годовой фонд времени работы транспортной единицы (примем равным 3289 часов);

d – грузоподъемность транспортного средства, определяется по таблице основных характеристик наиболее распространенных транспортных средств, т (табл 14);

Кr – коэффициент использования транспортного средства при перевозке, определяется по таблице основных характеристик наиболее распространенных транспортных средств (табл. 15);

Кп – коэффициент использования транспортного парка.

Учитывая массу деталей  и площадь цеха, выберем соответствующий  вид транспортного средства и  сделаем по нему расчет.

Общее годовое количество транспортируемых грузов (Q) на данном виде транспорта определим по формуле (16):

Q  = Мi × Ni × (1 + kотх / 100),                                        (16)

где Мi – масса i-той детали, кг;

Ni – производственная программа выпуска i-ой детали, шт.;

Котх – процент отходов производства (5%);

m – количество наименований деталей, шт.

Рассчитаем общее годовое количество транспортируемых грузов по формуле (16):

Q = (1,5*54000+2,6*87600+0,9*38400)*(1+0,05) = 360486 кг.

Исходя из массы перевозимого груза, в качестве транспортного средства выбираем электрокар, воспользовавшись таблицей 15.

 

Таблица 15 - Основные характеристики наиболее распространенных транспортных средств

Вид транспортного средства

Грузоподъемность ,т

Максимальная скорость движения, км/ч

Коэффициент использования транспортного средства при перевозке

Время погрузки и выгрузки мин

вспомогательных материалов,  мелких деталей

черных металлов поковок, средних деталей

Формовочных материалов, литья

пихтовых материалов, литья

с грузом

без груза

Электрокар

1,5

4-5

9-10

0,7

0,5

0,6

0,4

13-15

Автомобиль

3,0

30

15

0,5

0,6

0,7

0,4

35-45

Автотягач

5,0

15

10

0,2

0,3

0,3

-

60-75

Автосамосвал

6,5

20

12

0,6

0,5

0,7

0,8

10-23


Перевозка грузов может  производиться по постоянным маршрутам. Они проходят по заранее установленным  направлениям, назначаются для выполнения систематически повторяющихся заявок, выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств. Постоянные маршруты характерны для крупносерийного и массового производства, они могут быть маятниковыми (односторонние, двусторонние, веерные) и кольцевыми.

В данном случае будем использовать одностороннюю маятниковую систему.

Среднее время одного рейса (tмс) при односторонней маятниковой системе определяется по формуле (17):

tмс =Lср / Vг + Lср / Vб + tп + tр + tз ,                                     (17)

где Lср – средняя длина пробега, определяется исходя из площади цеха, м;

Vг, Vб – скорость движения транспортного средства с грузом и без груза соответственно, м/мин. (5 и 9 км/ч. или 83,3 и 150 м/мин.) (табл. 17);

tп, tр – время на погрузку и разгрузку соответственно (13 и 15 мин.)      (табл. 17);

tз – время случайных задержек, принимается 10 % от времени пробега, мин.

Для определения  длины пробега рассчитаем общую  площадь цеха как сумму рассчитанных ранее площадей. С учетом площади главного прохода, величина которого может быть принята исходя из 10% производственной площади цеха, общая площадь цеха составит:

Sцеха = (Sпроиз.участ + SРБ + Sкл + Sзагот + Sзагот. и гот.изд)*1,1 =

= (725,1+18+22+7,82)*1,1 = 850,21 м2.

Тогда Lср = √850,21 = 29,16 м.

Далее определим  среднее время одного рейса по формуле (17):

tмс = (29,16 / 83,3 + 29,16 / 150) × 1,1 + 13 + 15 =  28,6 мин.

Определим потребность цеха в транспортных средствах по формуле 15:

Qмсi  = 360486*28,6*1,2/(1000*60*3289*1,5*0,6*0,85) = 0,08.

Следовательно, для перевозки грузов в цехе необходимо 1 транспортное средство – электрокар.

 

1.11 Организация управления цехом

Кроме уже рассчитанной численности основных производственных рабочих, слесарей, станочников и прочих работников по ремонту оборудования, заточников режущего инструмента, рабочих-станочников по ремонту технологической оснастки, необходимо определить численность наладчиков оборудования, транспортных рабочих, кладовщиков, контролеров, инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала.

Транспортные рабочие  определяются по числу единиц напольного транспорта и смен их работы.

Исходя из того, что  в цехе есть 1 электрокар и установлен двухсменный режим работы, необходимо 2 транспортных рабочих.

Нормативные данные для  расчета остальных работников представлены в таблице 16. Численность работников, работающих в наибольшую смену, составляет 60 % от общего числа работников.

 

Таблица 16 - Нормативные данные для определения

численности работников цеха

Профессии работников цеха

Норма

Число станков, обслуживаемых  одним наладчиком:

Токарных

Сверлильных

Фрезерных

Шлифовальных

Протяжных

Резьбонарезных

 

5-8

11-18

7-12

5-8

6

8-12

Число производственных станков, обслуживаемых одним кладовщиком:

склада заготовок

промежуточного склада

 

50-65

45-55

Число производственных и вспомогательных рабочих, обслуживаемых одним работником технического контроля в смену

25-27

Число рабочих технического контроля, приходящихся на одного инженерно-технического работника технического контроля

6-8


 

 

 

Расчет числа наладчиков в цехе, исходя из количества обслуживаемого оборудования, приведен в таблице 17.

 

Таблица 17 - Расчет численности наладчиков оборудования

Вид оборудования

Количество

оборудования, шт.

Число наладчиков, чел.

Отрезное

3

1

Токарное

12

2

Подрезное

2

1

Шлифовальное

6

1

Протяжное

2

1

Сверлильное

1

1

Фрезерное

3

1

Резьбонарезное

2

1

Итого

31

9


 

Результаты расчета  общего числа работающих представим в таблице 18.

Таблица 18 - Сводная ведомость состава работающих

Группы работающих

Число рабочих

всего

в т.ч. в максимальную смену (60%)

Производственные рабочие  всего, в т.ч.

29

18

Отрезчик

3

2

Токарь

11

7

Подрезчик

2

1

Шлифовальщик

5

3

Протяжник

2

1

Сверловщик

1

1

Фрезеровщик

3

2

Резьбонарезчик

2

1

Вспомогательные рабочие  всего,  в т. ч.

14

8

Наладчики

9

5

Заточники

3

2

Кладовщики

2

1

Инженерно-технические работники

1

1

Служащие (4-6% от общего числа)

3

2

Младший обслуживающий персонал (3-5% от общего числа)

2

1

Всего работающих

49

30


 

Далее спроектируем организационную  схему управления цехом и дадим необходимые пояснения. Структура управления – это состав управленческих подразделений, их специализация и взаимосвязь. При построении структуры управления механического цеха необходимо учитывать следующие общие принципы:

· структура управления цехом линейно-функциональная, 3-4х-уровневая;

· при большом объеме работ по управлению назначаются два заместителя начальника цеха;

· в небольших цехах заместитель может быть один, причем в условиях серийного и выше типов производства этим заместителем должен быть начальник службы технической подготовки производства, а в условиях мелкосерийного и единичного типа производства – начальник планово-диспетчерской службы;

· начальник должен иметь ограниченное число подчиненных (5-6 человек);

· желательна структура с минимально возможным числом звеньев.

Организационная структура  управления механическим цехом является линейно-функциональной и представлена на рис. 2.

Рис. 2. Организационная структура управления цехом

 

Начальник цеха подчинен директору предприятия. Он руководит  цехом на основе единоначалия и персонально  отвечает за состояние цеха, психологический климат в коллективе и за результаты всех видов его производственно-хозяйственной деятельности.

В непосредственном подчинении начальника цеха находится следующий  аппарат управления:

- заместитель начальника цеха по подготовки производства, в подчинении которого находится бюро подготовки цеха, технический архив, интегрировано-раздаточная кладовая, мастер по ремонту оборудования, планово-диспетчерское бюро (ПДБ), основной задачей которого является разработка оперативно-календарных планов цеха, участков и их материальное обеспечение, инженер по подготовке производства и мастера производственных участков;

- мастер цеха,

- экономист цеха,

- помощник начальника  цеха по производству.

 

 

1.12 Расчет технико-экономических показателей

Для расчета основных технико-экономических показателей  цеха воспользуемся таблицей 19, в которой будут сведены основные показатели, рассчитанные ранее.

Таблица 19 - Расчет технико-экономических показателей

Наименование показателя

 

Формула расчета

Значение показателя

А. Основные данные

   

1. Годовой выпуск, шт. – всего

Ni

234000

Деталь Б

NБ

70200

Деталь З

NЗ

113880

Деталь Г

NГ

49920

2. В том числе основная  программа

N

180000

Деталь Б

Исходные данные

54000

Деталь З

 

87600

Деталь Г

 

38400

3. Запасные части

N × 0,3

54000

Деталь Б

 

16200

Деталь З

 

26280

Деталь Г

 

11520

4. Общая площадь цеха, м2 – всего,

Sцеха

850.21

5. В том числе, производственная

п. 1.5

725.1

6. Всего работающих, чел.,

п. 1.11

49

7. В том числе, рабочих,

 

43

8. Из них основных

 

29

9. Количество оборудования, шт. – всего,

п.1.4 + п.1.7 + п.1.8

37

10. В том числе, основного

п. 1.4

31

Б. Относительные показатели

   

11.Выпуск продукции  на 1 м2 общей площади, шт.

(1) / (4)

275.23

12. Выпуск продукции  на 1 м2 производственной площади, шт.

(1) / (5)

322.71

13. Выпуск продукции  на одного работающего, шт.

(1) / (6)

4775.51

14. Выпуск продукции  на одного рабочего, шт.

(1) / (7)

5441.86

15. Выпуск продукции  на один станок, шт.

(1) / (9)

6324.32

16. Коэффициент загрузки  оборудования

п. 1.4

0.87

17. Коэффициент закрепления  операций

п. 1.2

0.91


 

2. Пути совершенствования организационной подготовки производства в цехе

Совершенствование организации  производства – это улучшение  материальной, технической и кадровой политики производства, улучшении организации производственных подразделений и оптимизации расстановки оборудования в основном производстве, совершенствование служб и хозяйств производственного обслуживания.

Организационная подготовка – это совокупность процессов  организации, планирования, учета, контроля на всех стадиях и этапах комплексной  подготовки производства, обеспечивающих готовность объединения к созданию и освоению изделий заданного уровня качества при установленных сроках, объемах выпуска и наименьших затратах.

Анализируя проведенную  разработку проекта организации  механического цеха можно сделать два основных вывода:

1. В данном случае в механическом цехе основные операции – токарная и шлифовальная. На них затрачивается большая часть времени и оборудования.

2. Технология производства, используемая как основа для  разработки проекта организации механического цеха малоэффективна: всего оборудования в механическом цехе используется – 37, из него основного, на котором выполняются необходимые задачи, - 31; всего рабочих в цехе – 49, из них основных – 29.

Исходя из первого, необходимо уделять основное внимание токарным и шлифовальным операциям. Минимальный коэффициент загрузки механического цеха приходится на отрезные операции, а максимальный – на токарные. Поэтому необходимо планировать календарную деятельность механического цеха таким образом, чтобы при необходимости можно было использовать свободное резервное время, так как принятое число рабочих, по сравнению с расчетным на несколько десятков процентов больше необходимого.

То есть для снижения производственных затрат и себестоимости  продукции, можно использовать специалистов, которые могут работать на нескольких станках и замещать друг друга при необходимости.

Исходя из второго, необходимо увеличить общий объем производственной программы, так как производить ее в таком количестве и с такими затратами невыгодно. Из расчетов видно, что по данному количеству оборудования сложность ремонтных работ намного меньше принятых для достаточного использования минимального ремонтного комплекта. Однако, из-за необходимости ремонта оборудования, приходится использовать данный комплект.

Это лишь основные мероприятия по повышению эффективности работы механического цеха. Для более совершенной эксплуатации необходимо полностью поменять технологию производства.

Информация о работе Пути совершенствования организационной подготовки производства в цехе