Расчет основных технико-экономических показателей работы предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Переход нашей экономики от планово - централизованной к рыночной оказался очень сложным. Этот этап сопровождается падением производства, информацией, снижением жизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в обществе. Таких существенных негативных последствий никто не предполагал; прогнозировалось экономическое ухудшение в стране, но не в таких масштабах. Почему же произошла такая ситуация?
Можно назвать множество объективных и субъективных причин, но ни одна из них до конца не раскроет суть происходящего, настолько это многоплановое и не ординарное явление для нашей страны.

Файлы: 1 файл

курсовая Д.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 12 – Расчет издержек производства и обращения

Статьи издержек

В % к товарообороту

Сумма тыс. руб.

1. Расходы на автомобильные перевозки

1,5

333,28

2. Расходы на оплату  труда

11,4

2540,46

3. Отчисления на социальные  нужды

3,8

863,75

4. Расходы на содержание  и аренду зданий, помещений и  инвентаря

3,3

733,22

5. Амортизация основных  средств

0,3

68,39

6. Отчисления и затраты на ремонт основных средств

0,9

199,97

7. Износ санитарной  одежды, столового белья, малоценных  и быстроизнашивающихся предметов

0,4

88,87

8. Затраты на приобретение  столовой посуды и приборов

0,1

23,86

9. Расходы на топливо,  газ и электроэнергию для производственных нужд

3,7

822,09

10. Расходы на хранение  и упаковку товаров

1,5

333,28

11. Расходы на рекламу

0,6

133,31

12. Расходы на тару

0,4

88,87

13. Налоги отчисления  и сборы

0,7

155,53

14. Прочие расходы

1,0

222,18

Всего издержек

29,6

6607,06

Товарооборот, к которому исчислен уровень издержек

100

22218,68


 

 

1.6 Расчет цен на продукцию

 

Одним из основных звеньев рыночных отношений является механизм цен, т.к. он обеспечивает связь между производителями  и потребителями, уравновешивает спрос и предложения на товары и услуги.

Рыночная экономика – система, которая контролируется, регулируется и управляется свободными ценами.

Цена – денежное выражение стоимости  единицы товара. От уровня цен зависят: величина прибыли предприятия; конкурентоспособность предприятия и его продукции; финансовая устойчивость предприятия.

Цена выполняет несколько важных функций:

  1. Учетная – в цене учитываются все затраты на производство и реализацию продукции, кроме того, с помощью цен определяются такие показатели, как национальный доход, стоимость товарной продукции, товарооборот, производительность труда, рентабельность и др.
  2. Распределительная – государство через ценообразование распределяют национальный доход между отраслями экономики, ее секторами, регионами.
  3. Стимулирующая – при определенных условиях цена может стимулировать внедрение новой техники, технологий, улучшение качества продукции.
  4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, спросом и предложением. Цена сигнализирует о диспропорциях в сфере производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению

Уровень цен связан с возмещением  затрат на производство и реализацию продукции и получением прибыли.

Цены можно классифицировать на группы по следующим признакам:

  1. По способу регулирования:

- Свободные – формируются в зависимости от состояния рынка без государственного вмешательства;

- Договорные (контрактные) – определяются покупателем и продавцом по соглашению сторон;

- Регулируемые – устанавливаются государством на жизненно важные товары, услуги. На такие цены государством устанавливается верхний предел цен (хлеб, энергоносители и др);

- Государственные цены – твердо установленные государством цены. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять;

  1. В зависимости от форм и сфер торговли:

- Оптовые – цены, по которым предприятие реализует продукцию оптовым базам и другим предприятиям;

- Розничные – цены, по которым товары реализуются населению.

  1. Мировые цены – применяются в международной торговле (цены на нефть).
  2. Биржевые и аукционные цены – образуются на разных формах свободных рынках.
  3. Закупочные цены – как разновидность оптовых цен, по которым предприятие закупает сырье и сельхозпроизводителей.

На вырабатываемую продукцию предприятие устанавливает следующие цены:

Оптовая цена предприятия – включает полную себестоимость единицы продукции  и нормативную прибыль;

Оптово-отпускная цена предприятия  – цена, по которой предприятие  отгружает продукцию потребителям (кроме населения);

Розничная цена – цена, по которой  продукция продается населению. Она включает расходы розничной  торговли.

Рыночная цена – цена товара, которая  формируется под влиянием большого количества факторов, основным из которых  является спрос и предложение. Рыночное равновесие, т.е. равенство спроса и предложения возникает при определенном количестве предложенной продукции.

Ценовая эластичность означает реакцию  спроса на изменение цены на товар, т.е. временно сглаживает противоречивость между спросом и предложением.

Ценовая конкурентность – это вид  конкурентной борьбы посредством значительного  снижения цен на товары. Основным условием успешной конкурентности является постоянное снижение издержек и совершенствование  производства.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.

Перед всеми коммерческими и  многими некоммерческими организациями  в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов.

При всем многообразии возможных подходов нужно выделить основные, наиболее часто применяемые методы ценообразования. К ним относятся: метод надбавок, метод дохода на капитал, метод расчета цены на основе анализа безубыточночности и обеспечения целевой прибыли; определение цен с ориентацией на спрос; метод потребительской оценки; установление цен на товар на основе уровня текущих цен, нормативно - параметрические метод.

Данный раздел представлен таблицей 13.

 

 

 

 

 

 

Таблица 13 – Расчет цен на продукцию

Наименование продукции

План выпуска, блюда

Стоимость сырья всего, тыс. руб.

Стоимость сырья на одно блюдо, руб.

Торговая надбавка (40%), руб.

Торговая наценка (60%), руб.

Продажная цена блюда, руб.

1.Салат из свежих  помидоров

2.Суп-харчо

3.Фрикадельки в соусе

 

127500

153000

 

229500

 

1360,75

5627,04

 

6364,96

 

10,67

30,77

 

27,73

 

4,27

12,30

 

11,09

 

6,40

18,46

 

16,63

 

21,34

61,53

 

55,45


Примечание: торговая надбавка установлена  в % к отпускной цене на сырье, а  торговая наценка – в % к розничной  цене одного блюда.

 

 

1.7 Расчет валового дохода

 

Валовой доход ПОП представляют как сумму надбавок и наценок  на реализуемую продукцию. Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть продажной цены на продукцию общественного питания, которая предназначена для покрытия издержек производства и обращения ПОП и образования прибыли.

Роль и значение валового дохода заключается в следующем:

- валовой доход является источником  формирования прибыли;

- за счет валового дохода  возмещаются издержки производства  и обращения;

- валовой доход служит источником  пополнения собственных оборотных  средств;

- за счет валового дохода  ПОП уплачивают акцизы и таким образом участвуют в формировании бюджета страны.

Валовой доход измеряется в абсолютных и относительных величинах. В  абсолютных величинах валовой доход  характеризуется суммой выраженной в денежных единицах, а в относительных  величинах – уровнем.

                                    Увд=ВД/ВТ×100                                                        (15)

   где Увд – уровень  валового дохода;

ВД – сумма валового дохода;

ВТ – валовой товарооборот.

                              ЧВД=ВД–ОС–А–БФ                                                       (16)

    где ЧВД – чистый  валовой доход;

ОС – отчисления на пополнение оборотных средств;

А – акцизный налог;

БФ – отчисления в бюджетные  фонды.

Одним из источников валового дохода ПОП является торговая надбавка, ее величина должна покрыть величину издержек обращения ПОП.

                             Тн=ИО+К+Р+Н+СО                                                         (17)

    где Тн – уровень  торговой надбавки, %;

ИО – плановый уровень издержек обращения, кроме % за кредит, %;

К - % за кредит в % к товарообороту;

Р – рентабельность в % к товарообороту;

Н – налоги и отчисления в % к  товарообороту;

СО – отчисления на пополнение собственных оборотных средств  в % к товарообороту.

Другим важным элементом валового дохода ПОП является наценка на продукцию собственного производства и покупные товары. Наценка на продукцию предназначена для покрытия издержек производства. Она устанавливается в % к розничной цене.

По размеру наценки ПОП делятся  на 6 категорий:

- супер люкс;

- люкс;

- высшую;

- первую;

- вторую;

- третью.

Данный раздел представлен таблицей 14.

Таблица 14 – Расчет валового дохода

Наименование блюд

Планируемое количество блюд на год

Торговая надбавка, тыс. руб.

Торговая наценка тыс. руб.

Валовой доход, тыс. руб.

1.Салат из свежих помидоров

2.Суп-харчо

3.Фрикадельки в соусе

127500

 

153000

 

229500

544,43

 

1881,9

 

2545,15

816,00

 

2824,38

 

3816,58

1360,43

 

4706,28

 

6361,73

Итого:

510000

4970,58

7456,96

12427,54


 

 

1.8 Основные технико-экономические  показатели работы предприятия общественного питания

 

Прибыль предприятия питания можно  рассчитать по формуле:

                                    П=ВД–И                                                                    (17)

   где ВД – валовой доход;

И – издержки производства и обращения.

                        П=12427,54 – 6607,06 = 5820,48 тыс. руб.

Рентабельность товарооборота  рассчитывается по формуле:

                                 Рт=(П/ВТ)×100%,                                                         (18)

    где П – сумма прибыли;

ВТ – валовой товарооборот.

               Рт=(5820,48/22218,68)×100%=26,2%

Производительность труда (выработка  на одного работника) рассчитывается по формуле:

                                 ПТ=ВТ/Чсп                                                                    (19)

    где ВТ – валовой  товарооборот;

Чсп – среднесписочная численность  работников.

                             ПТ=22218,68/19=1169,40 тыс. руб.

Фондоотдача активной части основных фондов рассчитывается по следующей формуле:

                                     Фо=ВТ/Фа                                                                 (20)

     где Фа – среднегодовая  стоимость активной части основных  фондов (оборудования).

                          Фо=22218,68/463,78=47,91руб.

Среднемесячную заработную плату  одного работника можно рассчитать следующим образом:

                                    ЗПср=(ФОТ×1000)/(Чсп×12)                                     (21)

    где ФОТ – годовой  фонд оплаты труда;

Информация о работе Расчет основных технико-экономических показателей работы предприятия общественного питания