Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 01:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности разгосударствления и приватизации в Республики Беларусь, описать мировой опыт и проблемы разгосударствления и приватизации.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация ….5
Разгосударствление собственности. Цели, способы разгосударствления собственности ……………………….5
Приватизация собственности. Объекты и субъекты приватизации. Цели, формы и методы приватизации …………7
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах ….………………………………….........12
Разгосударствление и приватизации в Болгарии, Польше и Чехословакии………………………...…………………………………………..12
Приватизация во Франции и в Испании …..…………………………….14
Приватизация в России…………………………...……………………....16
Приватизация в Японии ………………………………………………….20
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь……………………………………………………………………...21
Заключение ...…………………………………………………………………….25
Список использованных источников ...…………………………………...........27
Приложение А……………………………………………………………………31
Приложение Б ……………...……………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая (финиш).docx

— 98.10 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра экономической  теории и истории экономических  учений

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

Студент

ФМ, 2 курс, РКП-2           Тихонович Е.В.

 

 

 

Руководитель                                                                      

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Реферат ……….……………………………………………………………..........3

Введение …………………………………………………………………………4

  1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация ….5
    1. Разгосударствление собственности. Цели, способы  разгосударствления собственности ……………………………………………………………….5
    2. Приватизация собственности. Объекты и субъекты приватизации. Цели, формы и методы приватизации …………………………………………..7
  2. Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах ….………………………………….........12
    1. Разгосударствление и приватизации в Болгарии, Польше и Чехословакии………………………...…………………………………………..12
    2. Приватизация во Франции и в Испании …..…………………………….14
    3. Приватизация в России…………………………...……………………....16
    4. Приватизация в Японии ………………………………………………….20
  3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь……………………………………………………………………...21

Заключение ...…………………………………………………………………….25

Список использованных источников ...…………………………………...........27

Приложение  А……………………………………………………………………31

Приложение  Б ……………...……………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 33 с., 1 рис., 1 табл., 20 источников, 2 прил.

 

РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, СПОСОБЫ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ  ПРИВАТИЗАЦИИ

 

Объект исследования – разгосударствление и приватизация.

Предмет исследования – особенности разгосударствления и приватизации собственности в развитых и постсоциалистических странах.

Цель работы: выявить особенности разгосударствления и приватизации в Республики Беларусь, описать мировой опыт и проблемы разгосударствления и приватизации.

Методы исследования: обобщение, сравнительный анализ.

Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к проблемам разгосударствления и приватизации, изучен мировой опыт социалистических и постсоциалистических стран, рассмотрены формы и методы приватизации, способы разгосударствления.

Область возможного практического  применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

 

_________________

(подпись  студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Приватизация  как особая форма преобразования собственности является  в конце ХХ века новым импульсом  развития  предпринимательства  и  рыночной экономики.

В программе  разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся  в республиканской собственности, главная задача в области разгосударствления и приватизации состоит в повышении  эффективности деятельности предприятий  и других субъектов хозяйствования.

Приватизационные  процессы  приобретают  особые  масштабы   в странах,  которые  по  классификации ООН  относились  к  государствам  с централизованно  -  планируемой  экономикой,  и  развивающихся   странах.

Причиной  реформирования государственной собственности  стал кризис в управлении государственными предприятиями, выражающийся в том, что правительства многих стран  оказались не в состоянии управлять  тысячами неэффективных предприятий, которые могут существовать только за счет государственных дотаций  из средств бюджета, т.е. за счет налоговых  поступлений.

   К началу 90-х гг. в силу своей  эффективности в предшествующие  годы мировой процесс разгосударствления  и приватизации приобрел весьма  внушительные масштабы. Не обошел  он мимо и нашу страну. Однако, начинался данный процесс не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера.

Стратегической  целью социально-экономических преобразований является повышение жизненного уровня белорусского народа с постепенным  приближением его благосостояния к  уровню высокоразвитых европейских  государств. Эта цель может быть реализована путем построения высокоэффективной  экономической системы, обладающей современными стимулами к высокопроизводительному  труду, восприимчивой к научно-техническому прогрессу. Естественно, что стержнем реформы в переходной экономике является приватизационная политика и практика.

Сейчас  можно сказать, что с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после "первичной" приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности.

 

 

 

 

 

 

1. Реформирование собственности:  разгосударствление и приватизация

1.1 Разгосударствление собственности. Цели, способы разгосударствления собственности

В развитии человеческой цивилизации, экономических  систем, становлении и развитии товарного  производства наряду с разделением  труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы. Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

Преобладание  государственной формы собственности  в экономике страны ведет к  возникновению государственной  монополии, которая пагубна для  развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна  производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что  государство занимает монопольное  положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.  
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Целью реорганизации  отношений собственности является не только реализация принципа социальной справедливости (возвращение народу собственности, созданной его трудом), но и прежде всего повышение эффективности  народного хозяйства, создание условий  для экономической мотивации широких слоев населения. Для этого проводят разгосударствление экономики и приватизацию государственных предприятий. Таким образом, с государства снимаются функции прямого управления народным хозяйством. Не следует забывать и о том, что с плеч населения снимается бремя финансирования (посредством бюджета) огромного количества предприятий.

Под разгосударствлением  в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого  хозяйственного управления собственностью. При этом происходит замена вертикальных связей между органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т.е. связи между самими предприятиями.

Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. [17. с.225]

Основными способами  разгосударствления являются:  
1) либерализация рынков;  
2) коммерциализация;  
3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);  
4) денационализация.

Либерализация рынков предполагает открытие широких  возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в  тех секторах экономики и на тех  рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет:

1) о снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

2) о диверсификации  производства и продаж, в результате  чего растет число многопрофильных  фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.

Государство поощряет также малый бизнес (через  налоговые льготы), снимает ограничения  для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации  экономики. Все это делает рынки  более свободными. Либерализация  рынков означает разгосударствление без  изменения государственной собственности.

Коммерциализация  государственных предприятий заключается  в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам  рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное  финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает  результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в  частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к  решению параллельной проблемы государства  – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство  избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное  предприятие. Это в свою очередь  ведет к оздоровлению денежного  хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Еще одним  способом разгосударствления является создание смешанных предприятий  с участием государства и субъектов  иных форм собственности, которое могло  бы сопровождаться льготным кредитованием  и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько  о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о  вкраплении в структуры государственной  собственности других форм собственности отечественного происхождения. 

И еще  один способ разгосударствления –  это денационализация государственной  собственности, которая в подавляющей  своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных  предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.  
Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

Разгосударствление  может осуществляться также и  по различным направлениям

  1. Разгосударствление процессов, присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонполизации.
  2. Создание многобразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятия равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона.
  3. Возникновение новых организационных структур, новых форм предпренимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.) , между которыми роль играют горизонтальные связи.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный  бюджет. Иначе говоря, сокращается  часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые  и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени  огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о  развитии рыночных механизмов. [20. с.186]

В тесной связи с разгосударствлением  находится приватизация.

 

1.2 Приватизация собственности.  Объекты и субъекты приватизации. Цели, формы и методы приватизации

Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в  передаче ее в частную собственность  отдельных граждан и юридических лиц.[9. с.165]

Приватизация не является исключительной прерогативой переходных экономик. Многие развитые страны (если не все) время от времени сталкиваются с необходимостью приватизации предприятий или даже целых отраслей народного хозяйства.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь