Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 01:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности разгосударствления и приватизации в Республики Беларусь, описать мировой опыт и проблемы разгосударствления и приватизации.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация ….5
Разгосударствление собственности. Цели, способы разгосударствления собственности ……………………….5
Приватизация собственности. Объекты и субъекты приватизации. Цели, формы и методы приватизации …………7
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах ….………………………………….........12
Разгосударствление и приватизации в Болгарии, Польше и Чехословакии………………………...…………………………………………..12
Приватизация во Франции и в Испании …..…………………………….14
Приватизация в России…………………………...……………………....16
Приватизация в Японии ………………………………………………….20
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь……………………………………………………………………...21
Заключение ...…………………………………………………………………….25
Список использованных источников ...…………………………………...........27
Приложение А……………………………………………………………………31
Приложение Б ……………...……………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая (финиш).docx

— 98.10 Кб (Скачать файл)

1) мелкие  предприятия (до 200 занятых с балансовой  стоимостью основных фондов менее  1 млн. руб.), они подлежат продаже на аукционах (конкурсах);

2) крупные  предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.), они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества;

3) остальные  предприятия, они могут приватизированы  любым из установленных способов  в соответствии с требованиями  принятой программы.

Результаты  первого этапа приватизации:

разгосударствление  и приватизация заняли ключевое место  в процессе трансформации экономики России;

  • в первые была создана и начала работать модель приватизации, позволившая передать в собственность десятки тысяч предприятий;
  • центральное место в приватизации государственных предприятий заняли чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки зрения инвестирования.

По официальным  данным за период ваучерной приватизации (до 1 июля 1994г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.

Однако  результаты первого периода приватизации оцениваются неоднозначно:

  • пока еще рано говорить о формировании широкого слоя частных собственников;
  • недостаточно использован отраслевой подход;
  • отсутствует разделение и закрепление в отдельных законах малой и большой приватизации;
  • оценка стоимости государственного имущества;
  • не удалось в большом объеме привлечь иностранные инвестиции;
  • не были придуманы механизмы защиты от негативных последствий.

С 1 июля 1994г. был объявлен второй этап приватизации – постваучерный или денежный, за время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги. При этом преследовалась основная цель – способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства. Отличие его от ваучерного этапа: акции приватизируемых предприятий продавались за «живые» деньги. Кроме того, предполагалось также и сокращение пакетов акций уже приватизированных предприятий в руках государства. Предполагалось, что в этот период должен был заработать фондовый рынок. [2. с.20]

Основные  цели этого этапа:

  • пополнение госбюджета;
  • инвестиционная поддержка приватизированных предприятий.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и одновременной. Пакеты акций должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и  равномерно, обеспечивая бесперебойные  денежные поступления в бюджет и  инвестиции в развитие компаний.

Вместе  с тем, значительный дефицит бюджета  РФ вследствие спада промышленного  производства, уклонения от уплаты налогов и слабого налогового администрирования при значительных величинах социальных обязательств госбюджета привел к тому, что государство  было вынуждено срочно изыскивать неналоговые  источники поступлений в бюджет. В связи с этим правительство  попыталось обратиться на рынок капитала, в частности выпустив государственные  ценные бумаги (ГКО и ОГСЗ) и кредитуясь в крупнейших коммерческих банках. Однако в качестве обеспечения по полученным правительством от банков кредитам выступали пакеты акций  ряда наиболее привлекательных для  инвесторов предприятий (главным образом, в сфере добывающей промышленности). Это выразилось в виде нетипичной для мировой практики схемы т.н. залоговых аукционов, которые начались с сентября 1996 г, хотя регулирующий их поведение Указ Президента РФ № 8890 вышел еще 31.08.1995 г. В ходе залоговых  аукционов государственные пакеты акций отдельных предприятий  передавались в доверительное управление на определенный период банкам, предложившим наиболее крупные кредиты с целью  финансирования дефицита госбюджета. В случае непогашения государством кредитов банк получал право продать  или сохранить в своей собственности  залоговые пакеты акций. Бюджет в  общем итоге получил от залоговых  аукционов около 1 млрд. долл.

Проведение  аукционов сопровождалось множеством конфликтов между участвовавшими банками. А после аукционов – между  банками и менеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить  контроль, не допуская реконструкцию предприятий (например, противостояние «Норильского никеля»).

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских предприятий  под частное управление. На результативности этих аукционов сказался очевидный  олигархический характер переходной экономики  России. Залоговые аукционы были закрыты  для большинства банков, создавались  условия только для «своих». Суммы  залогов поэтому были, по различным  оценкам, в 3-5 раз ниже того, что можно  было получить на открытых торгах.

В дальнейшем приватизация проходила по так называемому  «точечному методу», предполагавшему  продажу на основе коммерческих и  инвестиционых аукционов как  муниципального имущества, так и  крупных федеральных предприятий, таких как компании «Связьинвест», «Роснефть» и «Славнефть».

Результаты  приватизации в России представляются неоднозначными. К числу положительных  результатов относятся следующие:

  • ликвидирована абсолютная монополия государственной собственности, возникло многообразие форм собственности;
  • новый класс собственников не только сформировался, но и превратился во влиятельную социальную и политическую силу;
  • возник российский фондовый рынок;
  • созданы объективные предпосылки для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций;
  • масштабное перераспределение собственности произошло без глубоких социальных потрясений.

Отрицательные результаты приватизации:

  • не сформировался “эффективный собственник”. В подавляющем большинстве приватизированные предприятия не имеют определённого собственника, на них возникло сложное переплетение прав собственности между государством, директорским корпусом, трудовым коллективом и внешними инвесторами;
  • не произошло сколько-нибудь заметного повышения эффективности приватизированных предприятий;
  • не были привлечены крупные инвесторы в российскую экономику;
  • не оправдались надежды на денежную приватизацию как важный источник доходов государственного бюджета;
  • произошедший в результате «залоговых аукционов» (характеризующихся высокой степенью непрозрачности и обвинениями организаторов в коррупции, в пользу ограниченного числа победителей аукционов) переход наиболее «лакомых кусочков» российской промышленности в руки отдельных ФПГ не был эффективен для бюджета экономически и создал основу для будущих дискуссий о деприватизации;
  • произошло усиление социальной дифференциации не только по доходам, но и по имуществу.

 

2.4 Приватизация в Японии

 Япония. Если обратиться к условиям, на фоне которых развернулись процессы дерегулирования и приватизации в этой стране, то, во-первых, следует отметить необходимость «удешевить» государственное управление; уменьшить раздутые бюджетные субсидии и административные расходы; повысить эффективность в отраслях, находящихся под чрезмерной опекой и контролем правительства; добиться общего оживления экономики.

Во-вторых»  начиная с 70-х годов наблюдается  стремительное развитие новой техники  и технологии, в первую очередь, в  сфере информатики и других областях. В результате сформировалась техническая  основа для проникновения новых  компаний в отрасли, бывшие ранее  сферой естественной монополии или  олигополии.

В-третьих, начиная с 70-х годов интенсифицировались  международные связи в таких  формах, как перемещение людей, товаров, капиталов и информации, и еще  яснее стала необходимость устранения препятствующих этому правительственных  ограничений в рамках отдельных  стран.

В этих условиях в Японии в 80-е годы были созданы  органы, подчиненные непосредственно  премьер-министру: Временная комиссия по делам администрации (1981-1983 гг.), Временный  совет по осуществлению административной реформы (1983-1987 гг.) и Новый совет  по проведению административной реформы (1987-1990 гг.), которые разработали смелые предложения по приватизации государственных  предприятий и ослаблению прямого  регулирования.[9. с.154]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности разгосударствления  и приватизации в Республике Беларусь

 Разгосударствление и приватизация государственной собственности является одним из важнейших направлений перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям. Переход к рыночным отношениям и эффективное функционирование рыночного механизма самоуправления возможны только при условии, когда основная часть товаропроизводителей-предприятий будет обладать свободой хозяйственной деятельности и предпринимательства

Существовавшая  до недавнего времени модель экономики  Республике Беларусь основывалась на монополии государственной собственности  практически на все экономические  ресурсы. Сущность ее заключалась в  централизованном распределении и  перераспределении этих ресурсов. Отсюда вытекают такие характерные черты  административно-командной экономики, как отсутствие внутренних стимулов к развитию, предопределившее отставание экономики советского государства  от экономики других стран, и игнорирование  интересов главного субъекта экономической  системы - потребителя.

Все это  обусловило неизбежность и безальтернативность  перехода к рыночной экономике, основным элементом которой является конкуренция, учитывающая, прежде всего интересы потребителя и создающая условия  для высокой эффективности производства. Конкуренция возможна в условиях функционирования множества хозяйственно самостоятельных производителей, что, в свою очередь, возможно лишь при  существовании различных форм собственности. Таким образом, переход к новой  модели экономики требует трансформации  отношений в сфере собственности, а именно, ликвидации доминирующего  положения государственной собственности. [18. c.95]

Разгосударствление  экономики в нашей республике - это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация  управления, освобождение государства  от функций прямого хозяйственного управления.

Основными принципами разгосударствления являются: добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных  граждан, гласность, соблюдение интересов  государства и населения.  
Главные критерии реформы разгосударствления экономики – сокращение принудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, и обеспечение экономической ответственности. За государством при этом сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.

 К началу рыночного реформирования общая численность объектов государственной собственности, подлежащих разгосударствлению и приватизации, составила 8,7 тыс., в том числе 3,4 тыс. (39,2%) - республиканской и 5,3 тыс. (60,8%) — коммунальной собственности.

В общей  численности объектов промышленные предприятия составили 14,7%, строительства — 11,2, транспорта — 4,5, торговли и общественного питания — 23,3, бытового обслуживания — 3,8, прочих отраслей народного хозяйства — 42,5 %. [13. с.107]

В преобразовании форм собственности в Беларуси выделяются три этапа.

На первом этапе (1991—1992 гг.) осуществлялась приватизация только за денежные средства, в основном по инициативе «снизу». Заинтересованные в приватизации трудовые коллективы предприятий обращались в органы приватизации со своими предложениями о выкупе государственного имущества.

Такие предприятия  после приватизации преобразовались  в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии — в акционерные  общества или общества с ограниченной ответственностью. До 1993г. приватизация проходила на основе отдельных временных нормативных актов и в целом не имела законодательной базы.

Второй  этап приватизации начался с принятием в 1993г. законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках», Государственной программы приватизации, других законодательных и нормативно-правовых актов. При приватизации каждого объекта 50% стоимости оплачивалось деньгами и 50% — чеками «Имущество». Средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта могли преобразоваться в открытые акционерные общества. На конкурсы и аукционы выставлялись малые предприятия коммунальной собственности, а также объекты незавершенного строительства. Принятая в 1994г. Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса предусматривала наряду с преодолением спада производства осуществление разгосударствления и приватизации, развитие малого и среднего бизнеса. Это позволило значительно активизировать процесс приватизации. Если в 1991—1992 гг. негосударственными стали 251 предприятие республиканской и коммунальной собственности, то в 1993-1994 гг. - 876 предприятий. В числе преобразованных в акционерные общества более 50 крупных предприятий: Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Брестский и Новогрудский заводы газовой аппаратуры, Пинский деревообрабатывающий комбинат, Минский часовой завод, завод холодильников «Атлант» и др.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь