Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 01:53, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности разгосударствления и приватизации в Республики Беларусь, описать мировой опыт и проблемы разгосударствления и приватизации.
Введение …………………………………………………………………………4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация ….5
Разгосударствление собственности. Цели, способы разгосударствления собственности ……………………….5
Приватизация собственности. Объекты и субъекты приватизации. Цели, формы и методы приватизации …………7
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах ….………………………………….........12
Разгосударствление и приватизации в Болгарии, Польше и Чехословакии………………………...…………………………………………..12
Приватизация во Франции и в Испании …..…………………………….14
Приватизация в России…………………………...……………………....16
Приватизация в Японии ………………………………………………….20
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь……………………………………………………………………...21
Заключение ...…………………………………………………………………….25
Список использованных источников ...…………………………………...........27
Приложение А……………………………………………………………………31
Приложение Б ……………...……………………………………………………33
В Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позднее Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации.
Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов, когда в этих странах уже возникли рыночная банковская система и фондовый рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее.
Важно иметь в виду, что в ходе приватизации правительство Чехословакии использовало разнообразные схемы, а также, что любой гражданин, заинтересованный в приватизации того или иного предприятия или части его фондов, мог передать свое предложение в Министерство приватизации.
Приватизация в Чехии началась с продажи малых предприятий через аукционы и конкурсы. Прежде всего, это были объекты розничной торговли, общественного питания и сервиса. К середине 1993 года программа приватизации в Чехии была практически завершена. Всего было продано 25967 объектов общей стоимостью 27,61 млрд. крон. За два с половиной года свыше 80% малых предприятий стали частными.
Выбор ваучерной схемы происходил, по мнению чешских и словацких политиков, по критериям ряда ее преимуществ прежде всего социального характера.
Во- первых, приватизационные чеки сразу сделали граждан, не имеющих сбережений для покупки ценных бумаг и не располагающих опытом оценки инвестиционных возможностей, полноценными участниками рыночной экономики страны. Система также придала процессу более справедливый и социально ориентированный характер
В итоге к 1995—1996 гг. в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государство не могло продать частным лицам или организациям. В это время ваучерная приватизация уже полностью потеряла привлекательность для населения.
Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.
Примечательно, что на референдуме, состоявшемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан высказались в поддержку платной приватизации.
Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государство во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объектом злоупотреблений.
В середине 90-х годов возникла новая волна интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с острейшим бюджетным кризисом, поразившим почти все восточноевропейские страны.
Причина
кризиса - в нереформированности
бюджетной сферы. Государство сохраняет
высокие обязательства перед
производством и социальной сферой,
но налоговая база и организация
сбора налогов не дают возможности
профинансировать государственные
расходы в предусмотренном
В 1997—1998
гг. проблема финансирования бюджета
с наибольшей остротой встала перед
Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась
и в Польше и Чехии. Государственные органы
этих стран приступили к приватизации
крупных объектов энергетики, тяжелой
промышленности и транспорта. В числе
объектов, которые были выставлены на
продажу в эти годы,—электростанции, сети
энерго- и газоснабжения в Венгрии, Польше
и Чехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие
заводы, сети заправочных станций в Румынии
и Болгарии, национальные авиакомпании
в Польше и Чехии, машиностроительные
предприятия, ранее составлявшие сердцевину
индустриального комплекса. Из-за высокой
стоимости эти компании и предприятия
достаются главным образом иностранному
капиталу.
Госсектор Франции формировался под воздействием
сменявших друг друга волн национализации
(1936, 1945, 1982-го годов) и приватизации (конец
60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988,
1993-1996 годов). Главную роль во Франции,
глубинную первопричину изменений в политике
правительств в отношении госсектора
играли экономические императивы.
В 1982 году
правительством левых сил была проведена
масштабная национализация. Анализируя
эту национализацию можно сказать,
что она противоречила
2.2 Приватизации во Франции и в Испании.
Приватизация
1986 года не стала единовременным актом,
связанным исключительно с
У этой приватизации существует внутренняя
противоречивость: приватизация вовсе
не означает «ухода» государства из экономики,
хотя формально приводит к сокращению
размеров государственной собственности.
Все мероприятия по приватизации тщательно
и порой долго готовились, просчитывались
различные варианты и возможности, а в
послеприватизационный период государство
продолжало наблюдать за деятельностью
переданных в частные руки предприятий
с тем, чтобы не допустить их перепродажи.
Государством принимались меры, ограничивающие
сосредоточение капитала приватизируемых
компаний в одних руках, а также ограничивающие
участие в их капитале иностранных инвесторов.
Политика
приватизации имела свои плюсы и
минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют
приведенные факты, она способствовала
повышению эффективности и
В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет. К государственному сектору экономики еще совсем недавно относилось
- большинство промышленных предприятий
- электроэнергия производимая компанией «ЭНДЕСА».
- газ
- уголь (65%)
- сталь (90%)
- телефонная связь
- гостиницы
- туристические агентства и гольф- клубы
- общественный транспорт
И весь этот гигантский сектор национальной экономики, включавший в себя более половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра – так называемого Национального Института промышленности. Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.
Сменившая
социалистов в 1996 году и находящаяся
по сей день у власти в Испании
правоцентристская Народная Партия
продолжила приватизацию. Продажа государственных
предприятий – один из основных
пунктов экономической
Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство. Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны. В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро.
Что касается
общественного транспорта, то после
многочисленных парламентских дебатов,
в Испании началась приватизация
национальной авиакомпании «Иберия».
Автобусные междугородние перевозки
уже приватизированы. Практически
все отрасли топливно-
Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА».
С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты «УНОСА». Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.
2.3 Приватизация в России
Процессы приватизации в России начались намного раньше, чем сформировалась концепция предприятий и понятие частной собственности было официально признано.
Любопытно, что в России приватизация проводилась еще Петром Первым. По его указам были отданы на льготных условиях в частные руки около трех десятков промышленных предприятий.
Важнейшая черта приватизации в России – ее централизованный характер.
Приватизация отечественных предприятий – это организованный сверху процесс, она представляет собой государственную экономическую политику. В результате государство регулирует и контролирует приватизационные процессы.[14. с.5]
Особенностью приватизации в России является ориентация на смешанный тип, сочетающий рыночные и административные (нерыночные) методы ее осуществления. В целом процесс приватизации в России характеризуется высоким темпами, чему в немалой степени способствует стремление создать в короткие сроки частный сектор предпринимательства.
В Росси приватизация проводилась в 2 этапа:
На первом ее этапе – так называемой ваучерной приватизации – ставились задачи:
а) покончить
с государственным
б) сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов превратиться в зажиточный «средний класс» (это совершенно не достижимая цель, особенно в условиях кризисного спада производства).
В качестве основных целей массовой приватизации в РФ было:
Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год». Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.
В основу выбора способа