Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 01:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности разгосударствления и приватизации в Республики Беларусь, описать мировой опыт и проблемы разгосударствления и приватизации.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация ….5
Разгосударствление собственности. Цели, способы разгосударствления собственности ……………………….5
Приватизация собственности. Объекты и субъекты приватизации. Цели, формы и методы приватизации …………7
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах ….………………………………….........12
Разгосударствление и приватизации в Болгарии, Польше и Чехословакии………………………...…………………………………………..12
Приватизация во Франции и в Испании …..…………………………….14
Приватизация в России…………………………...……………………....16
Приватизация в Японии ………………………………………………….20
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь……………………………………………………………………...21
Заключение ...…………………………………………………………………….25
Список использованных источников ...…………………………………...........27
Приложение А……………………………………………………………………31
Приложение Б ……………...……………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая (финиш).docx

— 98.10 Кб (Скачать файл)

В Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позднее  Чехии и Словакии) были приняты  ваучерные схемы приватизации.

Но, за исключением  Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов, когда в этих странах уже возникли рыночная банковская система и фондовый рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее.

      Важно иметь в виду, что в ходе приватизации правительство Чехословакии использовало  разнообразные  схемы,  а  также,   что   любой   гражданин, заинтересованный в приватизации того или иного предприятия или части  его фондов, мог передать свое предложение в Министерство приватизации. 

Приватизация  в Чехии началась с продажи малых предприятий через аукционы и конкурсы. Прежде всего, это были объекты розничной торговли, общественного питания и сервиса. К середине 1993 года программа приватизации в Чехии была практически завершена. Всего было продано 25967 объектов общей стоимостью 27,61 млрд. крон. За два с половиной года свыше 80% малых предприятий стали частными.

Выбор ваучерной схемы происходил, по мнению чешских и словацких  политиков,  по критериям ряда ее преимуществ прежде  всего  социального  характера. 

Во- первых,  приватизационные  чеки  сразу  сделали   граждан,   не   имеющих сбережений для покупки ценных бумаг  и  не  располагающих опытом  оценки инвестиционных возможностей, полноценными участниками рыночной  экономики страны. Система также придала процессу  более  справедливый  и  социально ориентированный характер

В итоге  к 1995—1996 гг. в сферу ваучерной  приватизации попали те предприятия, которые государство не могло продать частным лицам или организациям. В это время ваучерная приватизация уже полностью потеряла привлекательность для населения.

Граждане  Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции  предприятий или на акции инвестиционных фондов. Чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.

Примечательно, что на референдуме, состоявшемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан высказались в поддержку платной приватизации.

Практика  восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государство во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объектом злоупотреблений.

В середине 90-х годов возникла новая волна  интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с  острейшим бюджетным кризисом, поразившим почти все восточноевропейские страны.

Причина кризиса - в нереформированности  бюджетной сферы. Государство сохраняет  высокие обязательства перед  производством и социальной сферой, но налоговая база и организация  сбора налогов не дают возможности  профинансировать государственные  расходы в предусмотренном объеме. Более того, если в период высокой  инфляции первой половины 90-х годов  государство добивалось приемлемого  уровня собираемости налогов благодаря  высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямопропорциональна инфляции), то при переходе экономики  в низкоинфляционный режим оно  лишилось этого «источника». Наконец, по мере развития рыночной экономики  стали появляться такие статьи государственных  расходов, которых раньше в постсоциалистических странах не было (например, выплата  пособий по безработице). [20. с.189]

В 1997—1998 гг. проблема финансирования бюджета  с наибольшей остротой встала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше и Чехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектов энергетики, тяжелой промышленности и транспорта. В числе объектов, которые были выставлены на продажу в эти годы,—электростанции, сети энерго- и газоснабжения в Венгрии, Польше и Чехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии и Болгарии, национальные авиакомпании в Польше и Чехии, машиностроительные предприятия, ранее составлявшие сердцевину индустриального комплекса. Из-за высокой стоимости эти компании и предприятия достаются главным образом иностранному капиталу.  
Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982-го годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов).  Главную роль во Франции, глубинную первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы.

В 1982 году правительством левых сил была проведена  масштабная национализация. Анализируя эту национализацию можно сказать, что она противоречила потребностям экономического развития страны, привела  к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных  предприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно. (см. Приложение 1.)

 

2.2 Приватизации во Франции и в Испании.

Приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного  стратегического курса. 
У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает «ухода» государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. Все мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.

Политика  приватизации имела свои плюсы и  минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют  приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко  приводила к обострению социальных конфликтов. За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий  досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.  Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. Французская приватизация привела к росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.

В Испании  государственный сектор экономики  за последние 15-20 лет значительно  сократился. Если в середине 70-х годов  его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа  бывших государственных предприятий  осуществляется уже почти 20 лет. К государственному сектору экономики еще совсем недавно относилось

- большинство промышленных предприятий

- электроэнергия производимая компанией «ЭНДЕСА».

- газ

- уголь  (65%)

- сталь  (90%)

- телефонная  связь

- гостиницы

- туристические  агентства и гольф- клубы

- общественный  транспорт

 И весь этот гигантский сектор национальной экономики, включавший в себя более половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра – так называемого Национального Института промышленности. Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.

Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся  по сей день у власти в Испании  правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию. Продажа государственных  предприятий – один из основных пунктов экономической программы  нынешнего председателя правительства Испании. Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.

Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и  образование. Здесь также давно  присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство. Частный сектор пока не в состоянии  решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское  обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны. В Испании и национальная железнодорожная  компания «РЕНФЕ» пока остается в  полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро.

Что касается общественного транспорта, то после  многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки  уже приватизированы. Практически  все отрасли топливно-энергетического  комплекса и телефонная связь  также приватизированы. Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая международная «Бритиш Петролеум».

Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью  завершена еще в 1996 году. Полностью  приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия –  национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА».

С другой стороны, в собственности государства  по-прежнему остаются самые крупные  в стране угольные шахты «УНОСА». Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.

 

2.3 Приватизация в России

Процессы  приватизации в России начались намного раньше, чем сформировалась концепция предприятий и понятие частной собственности было официально признано.

Любопытно, что в России приватизация проводилась  еще Петром Первым. По его указам были отданы на льготных условиях в  частные руки около трех десятков промышленных предприятий.

Важнейшая черта приватизации в России –  ее централизованный характер.

Приватизация  отечественных предприятий –  это организованный сверху процесс, она представляет собой государственную экономическую политику. В результате государство регулирует и контролирует приватизационные процессы.[14. с.5]

Особенностью  приватизации в России является ориентация на смешанный тип, сочетающий рыночные и административные (нерыночные) методы ее осуществления. В целом процесс приватизации в России характеризуется высоким темпами, чему в немалой степени способствует стремление создать в короткие сроки частный сектор предпринимательства.

В Росси приватизация проводилась в 2 этапа:

  1. Доваучерная (спонтанная) приватизация охватывает 1989 - 1991г. Она проводилась в формах выкупа арендного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий давала их работникам возможность приватизации путем выкупа по низким ценам. Официальная идеология периода перестройки предполагала постепенное (длительное) преобразование госпредприятий через аренду с последующим выкупом в акционерные общества, продавать; мелких и средних предприятий в кооперативы. Это идеология, близкая к западной модели, в условиях слабеющего государства оказалась ущербной. Она подтолкнула процесс стихийного растаскивания государственной собственности.
  2. Ваучерный (чековый) этап приватизации (с 1992г. по 30 июня 1994 г.). Теоретическая основа этого этапа была заложена «Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 11 июля 1992 г.

На первом ее этапе – так называемой ваучерной  приватизации – ставились задачи:

а) покончить  с государственным монополизмом;

б) сформировать класс частных собственников, который  по уровню доходов превратиться в зажиточный «средний класс» (это совершенно не достижимая цель, особенно в условиях кризисного спада производства).

В качестве основных целей массовой приватизации в РФ было:

  • повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий;
  • привлечение в реальный сектор экономике инвестиций, в том числе иностранных;
  • уменьшение дефицита государственного бюджета вследствие доходов от частичной продажи предприятий.

       Формы,  конкретные  пути  и   варианты  приватизации  были  определены «Государственной программой  приватизации  государственных  и  муниципальных предприятий Российской Федерации на  1992  год».  Программа  предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с  правом выкупа, акционирование.

      В основу выбора способа приватизации  был положен  размер  предприятия. По этому признаку предприятия разделялись на три категории,  для  каждой  из которых  устанавливались  свои  условия  приватизации  (оценка   фондов   на 01.01.1994 г.)

Информация о работе Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь