Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 01:53, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности разгосударствления и приватизации в Республики Беларусь, описать мировой опыт и проблемы разгосударствления и приватизации.
Введение …………………………………………………………………………4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация ….5
Разгосударствление собственности. Цели, способы разгосударствления собственности ……………………….5
Приватизация собственности. Объекты и субъекты приватизации. Цели, формы и методы приватизации …………7
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах ….………………………………….........12
Разгосударствление и приватизации в Болгарии, Польше и Чехословакии………………………...…………………………………………..12
Приватизация во Франции и в Испании …..…………………………….14
Приватизация в России…………………………...……………………....16
Приватизация в Японии ………………………………………………….20
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь……………………………………………………………………...21
Заключение ...…………………………………………………………………….25
Список использованных источников ...…………………………………...........27
Приложение А……………………………………………………………………31
Приложение Б ……………...……………………………………………………33
Третий этап — этап совершенствования стратегии и тактики преобразований отношений собственности. Его основные направления определяются указами Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности» (март 1995г.), «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами» (ноябрь 1997г.).
В 1998г. принят Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», который позволил обеспечить единую государственную политику по реформированию государственной собственности, усилить социальную направленность этого процесса, создать благоприятные условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов. В 2000 г. разработана и одобрен Постановлением Совета Министров Концепция управления Государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001—2005 годы.
За годы приватизации (с 1991 по 2003 год) в Беларуси сменили форму собственности 3909 госпредприятий, или около 21 общего числа зарегистрированных в стране (см. Приложение 2.).
Из общего количества разгосударствленных предприятий 26,2% относились к республиканской собственности. Среди них наибольший удельный вес занимают предприятия промышленности, строительства, перерабатывающие предприятия АПК. В промышленности наиболее динамично приватизировались предприятия легкой и деревообрабатывающей отраслей, производства строительных материалов.
Из 2844 реформированных объектов коммунальной формы собственности 1153 (40,5%) относятся к торговле, 558 (19,6%) — перерабатывающие и обслуживающие предприятия АПК, 411 (14,5%) — объекты бытового обслуживания, 244 (8,6%) — предприятия общественного питания.
Приватизация
государственной собственности
в соответствии с законодательством
Республики Беларусь осуществляется следующими
способами:
- выкупом арендного имущества арендным
предприятием;
- продажей объектов на аукционе и по конкурсу;
- продажей государственной доли акций
акционерных обществ, преобразованных
из государственных и арендных предприятий,
негосударственным юридическим и физическим
лицом.
Наиболее распространенным методом разгосударствления являлось преобразование предприятий в акционерные общества. Такой метод использовался для 46,1% реформированных за 1991—2003 гг. государственных организаций (объектов), в том числе для 78,8% объектов республиканской и 33,3% объектов коммунальной формы собственности. [18. c.498]
Следует
отметить, что с преобразованием
предприятии в акционерные
доля акций, принадлежащих государству.
Кроме того, государство может использовать
«золотую акцию» как особое право управления
акционированным предприятием. В Республике
Беларусь 2/3 ОАО имеют в уставном фонде
долю государства более 25% . В них и без
введения «золотой акции» государство
контролирует принятие собранием акционеров
наиболее важных решений, утверждаемых
как не менее чем тремя четвертями, так
и простым большинством голосов.
Правительство республики предусматривает путём приватизации достичь:
- усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской деятельности;
- устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции и теневой экономики;
- возрождения общечеловеческих ценностей.
Учитывая важность проблемы, правительство республики осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.
В результате
осуществления
В последние годы в Республике Беларусь преобладает «точечное» реформирование объектов государственной собственности исходя из оценки экономической эффективности, возможности внедрения новых технологий, освоения выпуска новых видов продукции.
Правовую основу разгосударствления и приватизации составляют:
Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» с послед, изм. и доп. Государственная программа приватизации, утвержденная постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» с послед, изм, и доп. Указ Президента Республики Беларусь от 3 марта 1995 г. № 101 «О мерах по совершенствованию реформирования государственного имущества»;
Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 1995г, № 526 «Об утверждении Программы разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности, на 1996 год»: Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. №3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республики Беларусь».
Приватизация
в Республике Беларусь приобрела
необратимый характер. В настоящее
время уже нет смысла спорить
о её целесообразности. Путь к полноценной
рыночной экономике без
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы. Разгосударствление и приватизация это основной метод перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.
Под разгосударствлением в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления собственностью.
Основными
способами разгосударствления
3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);
4) денационализация.
Приватизация всего лишь один из элементов разгосударствления экономики – это передача (продажа) государственного имущества в частную собственность.
Существует две функции приватизации:
1) она
должна стать элементом
2) она
должна стать инструментом
Приватизация в развитых западных странах имеет ряд существенных отличий:
Формы и
методы приватизации могут быть различными
в зависимости от особенностей объекта
и состояния субъекта приватизации.
При этом определяющим должен быть
вопрос об эффективности принимаемых
решений в вопросе
Можно сказать, что разгосударствление и приватизация экономики преследуют несколько целей:
- во-первых,
путем продажи государственной
собственности облегчить бремя
государственного бюджета,
- во-вторых, создать конкурентные условия в тех отраслях, где все предприятия, будучи государственными, управлялись из единого административного центра;
- в-третьих,
воспользоваться изменением
- в-четвертых,
осуществить приватизацию и
Целью социально-экономических преобразований в Республике Беларусь является построение социально ориентированной рыночной экономики, сочетающей преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.
Таким образом,
главной целью
И одна из
основных функций процессов
1. Государственная программа приватизации, утвержденная постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. (далее - Государственная программа);
2. Государственное регулирование экономики. Н.Б. Антонова. Минск, 2002.
3. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. №3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республики Беларусь» (далее - Декрет от 20 марта 1998г).
4. 3акон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» с послед, изм. и доп.
5. 3акон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» с послед, изм. и доп, (далее - Закон от 6 июля 1993 г);
6. Конституция Республики Беларусь
7. Критический анализ неолиберальных реформ в бывших социалистических странах. В.И. Ярошевич // БЭЖ. - №2. - 2007.
8. Макроэкономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. И.М.Лемешевский. Минск, 2004.
9. Макроэкономика: Учебное пособие /Под общей редакцией Лутохиной Э.А. Минск, 2004.
10. Национальная экономика Беларуси. Учеб.пособие \ Под общей редакцией В.Н.Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2009.
11. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, - М.: Юстицинформ, 1998
12. Приватизация. Под ред. Карибжановой Ж.С. Т.2, М., 1993г.
13. Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Минстат РБ, 2004. С. 107.
14. Теория и практика собственности в современной экономике. А.Еремин. "Экономист". No.10/1994. С.5.
15. Указ Президента Республики Беларусь от 3 марта 1995 г. Ш 101 «О мерах по совершенствованию реформирования государственного имущества»;
16. Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 1995 г. № 526 «Об утверждении Программы разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности, на 1996 год»;
17. Хозяйственное (предпринимательское) право Республики Беларусь. Особенная часть. Практ. пособие. В.Н. Паравденко- Мн.: «MHO», 2001. – 318с.
18. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. В.Н. Шимов– Мн.: БГЭУ, 2003.
19. Экономические реформы в Восточной Европе, Б. Шаванс - М.: 1994.
20. Экономическая теория: учеб. для вузов/ М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков 2-е изд. перераб. и доп. М. Норма, 2007 – 672с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Страна |
Ход и итоги |
Преимуще- ства эффек- |
Налоговые преиму- щества |
Макроэкономические преимущества | ||||
Средний ин- декс, прива- тизации от ЕБРР* за 1991-2004г. Мелкие/ крупные Предприятия |
Средняя доля част- ного сек- тора вВВП 1989-1991 гг., % |
Средняя доля частно- го сек- тора в ВВП в 2001 г., % |
Средний индекс структурных изменений от ЕБРР за 1991-2004 гг. |
Доходы прави- тельств, начало 90-х гг. к 2003 г., % от ВВП |
Внешний долг, начало 90-х гг. к 2003г., % от ВВП |
Сред- ний индекс либе- рали- зации |
Средняя инфляция в 1991-1996 гг. к 2004 г., % | |
от ЕБРР | ||||||||
Албания |
3,6/1,8 |
75 |
1,6 |
30,9/22,0 |
55/23,1 |
3,9 |
64,9/2,9 | |
Армения |
2,9/2,4 |
14,6 |
60 |
1,5 |
32,8/17,8 |
0/38,0 |
3,7 |
1433,1/6,9 |
Азербайджан |
2,5/1,5 |
60 |
1,7 |
45,7/27,7 |
0/21,1 |
3,5 |
707,3/6,7 | |
Беларусь |
1,9/1,2 |
5,8 |
20 |
1,4 |
44,5/44,7 |
0/4,2 |
2,6 |
873,0/18,3 |
Босния и Герцеговина |
2,4/1,8 |
40 |
1,3 |
-/46,7 |
-/34,9 |
3,'5 |
216.3/-0.4 | |
Болгария |
2,8/2,8 |
16,6 |
70 |
2,1 |
42,4/38,0 |
157,4/65,6 |
3,6 |
128,3/6,1 |
Хорватия |
4,1/2,7 |
22,0 |
60 |
2,0 |
31,5/46,4 |
17,7/81,8 |
3,7 |
401,5/2,1 |
Чехия |
4,1/3,6 |
13,6 |
80 |
2,9 |
46,5/3,1 |
26,4/33,4 |
3,9 |
18,6/2,8 |
Эстония |
3,8/3,4 |
17,7 |
75 |
2,5 |
39,8/39,1 |
0/70,5 |
3,6 |
246,0/1,1 |
Грузия |
3,2/2,5 |
24,3 |
60 |
1,7 |
30,0/16,0 |
0/49,5 |
3,7 |
3316,7/5,6 |
Венгрия |
3,7/3,6. |
35,0 |
80 |
2,9 |
52,1/40,8 |
67,7/62^3 |
3,9 |
25,2/6,8 |
Казахстан |
3/2,5 |
11,4 |
60 |
1,7 |
25,0/23,0 |
0/76,8 |
3,4 |
871,6/7,1 |
Кыргызстан |
3,6/2.8 |
- |
60 |
1.8 |
25.7/22,1 |
0/102,9 |
3,7 |
335,5/4,1 |
Латвия |
3,6/2,7 |
- |
65 |
2,3 |
-/33,8 |
0/82,6 |
3,9 |
218,5/6,3 |
Литва |
3,4/3,0 |
12,4 |
70 |
2,3 |
36,0/28,8 |
0/40,6 |
3,6 |
298,6/1,1 |
Македония |
3,8/2,5 |
- |
60 |
1,6 |
39,3/3,1 |
32,7/38,7 |
3,7 |
377,2/-0,6 |
Молдова |
2,7/2,6 |
50 |
1,8 |
24,7/29,9 |
0/89,2 |
3,3 |
424,4/12,5 | |
Польша |
4,1/3,0 |
35,1 |
75 ' |
2,9 |
42,2/40,6 |
61,5/50,2 |
3,9 |
38,1/3,5 |
Румыния |
3,0/2,6 |
17,6 |
65 |
1,8 |
35,4/29,9 |
7,7/34,6 |
3,7 |
140,7/11,9 |
Россия |
3,5/3,0 |
7,1 |
70 |
2,0 |
39,5/34,4 |
126,0/42,1 |
3,4 |
508,4/11,0 |
Сербия и Черногория |
3,0/1,5 |
1,2 |
-/4,6 |
-/68,9 |
2,7 |
1608,4/10,4 | ||
Словакия |
4,1/3,4 |
32,4(1992) |
80 |
2,8 |
46,1/35,6 |
24,1/56,3 |
3,8 |
20,6/7,5 |
Словения |
4,1/2,5 |
11,7 |
65 |
2,3 |
43,7/46,2 |
15,0/53,0 |
3,7 |
67,0/3,7 |
Таджикистан |
2,7/1,8 |
- |
45 |
1,5' |
33,2/15,4 |
0/64,8 |
3,1 |
806,8/7,2 |
'Туркменистан |
1,7/1,2 |
- |
25 |
1Д |
40,7/24,5 |
0/34,8 |
2,3 |
1240,6/- |
Украина |
2,8/2,1 |
7,7 |
60 |
1,9 |
33,0/37,0 |
0/29,7 |
3,2 |
1230,5/9,0 |
Узбекистан |
2,6/2,3 |
45 |
1,7 |
49,1/39,3 |
0/49.4 |
2,7 |
531,3/8,8 | |
[Средние показатели по регионам |
||||||||
СНГ+ЦЮВЕП |
3,2/2,5 |
17,8 |
60,6 |
1,9 |
3,9/32,8 |
23,6/51,8 |
3,4 |
598,1/6,1 |
ЦЮВЕП ' |
3,3/2,7 |
21,4 |
68,5 |
2,2 |
40,5/37 |
38,8/53,1 |
3,6 |
258,0/4,5 |
СНГ |
2,8/2,2 |
8.0 |
51,2 |
1.7 |
35/27,7 |
10,5/50,2 |
3,2 |
1023.3/8.8 |
СНГ без Беларуси |
2,9/2,2 |
13,0 |
54,1 |
1,7 |
34,5/26,1 |
11,5/54,4 |
3,3 |
1036,9/7,2 |