Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:09, диссертация
Основная цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и практических проблем развития и эффективности отраслей легкой промышленности в рыночных условиях, выдачи обоснованных рекомендаций по реформированию и развитию перспективной отрасли экономики Кыргызстана. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и уточнить формулировку эффективности, обосновать необходимость определения эффективности предприятий.
2. Изучить основные тенденции развития легкой промышленности в зарубежных странах.
3. Изучить современное состояние и развитие текстильно-швейной и кожевенно-обувной отрасли в условиях экономической реформы.
4. Определить причины спада производства в результате проводимых реформ.
5. Дать экономическую оценку деятельности предприятий легкой промышленности республики.
6. Разработать пути активизации торговой деятельности и инвестиционной политики, как важнейшего фактора повышения эффективности отрасли.
7. Определить основные направления развития легкой промышленности республики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ…………………………………………………………..8
1.1. Сущность и определение показателей эффективности предприятий, производящих промышленную продукцию………………………………...….8
1.2. Основные тенденции развития легкой промышленности в зарубежных странах ………………………………………………………...……………...…23
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………………………….41
2.1. Развитие легкой промышленности в условиях рыночной экономики….41
2.2. Состояние текстильно-швейной и кожевенно-обувной отрасли в условиях экономической реформы.....................................................................61
2.3. Экономическая оценка деятельности легкой промышленности республики…………………………………………………………...……….…91
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ………………….…...126
3.1. Активная инвестиционная политика - основа модернизации и технологического обновления производства………………………………...126
3.2. Повышение конкурентоспособности - важнейший фактор повышения эффективности отрасли……………………………………………………….144
3.3. Основные стратегические направления развития легкой промышленности………………………………………………………………165
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………191
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....194
Эффективность производства в различных изданиях приводится «…что в определениях понятия «эффективность управления» с «эффективностью производства» есть взаимосвязь, более того, органичность последней в первую»1. Впрочем, единства мнений в вопросе в определении эффективности производства не было.
Понятие эффективности в трудах российских экономистов обычно рассматриваются в двух составляющих: экономической и социальной. Экономическая эффективность характеризует соотношение результатов с затратами, необходимыми для их достижения, социальная эффективность отражает степень достижения социальных параметров в обществе. В зарубежной англоязычной литературе понятие эффективности бизнеса и менеджмента выражается двумя ключевыми терминами: «efficiency» и «effectiveness». Первым из них выражается соотношение между объемом выпуска продукции и потребными для ее производства ресурсами. Это как бы внутренний параметр функционирования, который используется для оценки экономичности работы подразделений и организации в целом. Термин же «effectiveness» применяется для определения степени достижения организацией ее целей. «Эффективный» в этом смысле означает «имеющий высокий уровень эффекта или результата», и характеризуется оптимальным соотношением между выпуском и затратами («efficiency») , а также такими параметрами, как исполнение обязательств, адаптивность и развитие. Термин «effectiveness», следовательно, более полно характеризует успешность работы, отражая не только экономичность производства продукции или услуг, но и характеристики взаимоотношений с внешней средой, оказывающие существенное влияние на развитие организации.
Разнозначимы и понятия «efficient» и «effective». Первое относится к агентам производства, их действиям или инструментам и означает способность производить желаемый результат (эффект), соответствующий поставленной задаче. Второе характеризует уже выполненную работу или самого ее исполнителя и означает наличие высокого уровня результатов (эффекта).
Переход экономики на рыночные рельсы приводит к необходимости повышать эффективность не только производства, но и всех других сторон деятельности организации, а именно: изучения рынков и удовлетворения потребностей клиентов, инноваций, управления персоналом и финансами, защиты окружающей среды и т.д. Другими словами, речь идет об эффективной работе всех подсистем и предприятия в целом, которую в условиях рынка должна обеспечивать управляющая система. Поэтому под эффективностью следует понимать прежде всего такую деятельность, которая обеспечивает эффективность функционирования и развития организации как целостной системы. Эффективность деятельности всех первичных звеньев народного хозяйства составляет тот фундамент, на котором строится эффективность экономики в целом. Для того, чтобы понять методологию измерения и оценки эффективности, необходимо, следовательно, рассмотреть теоретические концепции и модели функционирования организаций, характерные для рыночной экономики.
За годы существования союзной системы были разработаны различные методики определения эффективности. Например, в методике 1961 года2 применялась сравнительная оценка, в частности в форме разницы приведенных затрат; в методике 1963 года3 – показатели общей (абсолютной) эффективности; в методике 19694 и 19815 годов применялась абсолютная оценка как соотношение прибыли к полной сумме капиталовложений. В методике 1988 года6 была принята методика на применении разности дисконтированных денежных доходов и затрат и т.д.
В вопросах определения эффективности производства, внесли свой вклад в 20 веке такие зарубежные ученые как Э.Мэйо, Д.Мактрегор, Ч. Барнард, Ф. Сели и многие другие. В их разработках характер определения эффективности сводился к рациональной модели, позволяющей аналитически изучать технико-экономические связи и зависимости различных факторов производства. В то же время отрицательной стороной их определения эффективности производства являлось то, что недостаточно учитывалась роль человеческого фактора, т.е. приоритетная роль отводилась крупным производствам, завоевавшим позиции на рынке главным образом путем снижения издержек, а не роста доходов, широкое использование аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на практике; стремление к сохранению стабильности; всеобщий контроль и надзор за качеством и выполнением заданий и другое.7
Российские ученые, такие как А.К. Тастев, О.А.Ерманский, Н.А. Витке и ряд других строили свою модель определения эффективности производства, исходя из главного теоретического положения, согласно которого важнейшим фактором производительности на предприятии является человек, как социальный деятель. Поэтому элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, лояльность, участие в принятии решений. Другими словами речь идет об эффективной работе всех подсистем и предприятия в целом, которую в условиях рынка должна обеспечивать экономическая система.
Зарубежными учеными-экономистами как А.Чандлером, П.Лоуренсом, Н. Блаубергом, С.Юдиным, В.Садовским и многими другими, эффективность производства предприятий представлена в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружающей средой. Главные идеи их теории заключаются в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внешним миром. В соответствии с таким подходом организации рассматриваются как составные части рынка, предопределяющего их структуру и системы управления. Ключевые факторы успеха видятся при этом как находящиеся в двух сферах: во внешней (из которой они получают все виды ресурсов, включая информацию, т.е. знание) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают лучшие или худшие предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги).
Главным направлением деятельности менеджеров в данной модели становится стратегическое управление, так как поведение организации в условиях, когда все взаимосвязанные предприятия действуют по собственному усмотрению, не может быть объектом точного прогнозирования и планирования. Эта модель «утверждает единство системной многоплановости и сложности внешней среды, тогда как прежние методики стремились к редукции сложностей»8. Эффективность организации в этих условиях оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способность к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий и факторов. В центре внимания при оценке эффективности оказываются так называемые входы в систему, т.е. ресурсы, получаемые из окружающей среды. Помимо трудовых, материальных и денежных в систему ресурсов включаются и такие, как общественная поддержка программ, продуктов и политики предприятия. При этом не исключается ситуация, в которой поддержание непрерывного потока ресурсов в организации может приводить и к трудностям в реализации ее целей.
В условиях рыночной экономики, как нам известно, экономическая деятельность любого предприятия, фирмы и др. направлена на получение прибыли, обеспечивающей устойчивое расширенное воспроизводство во времени. Однако, нужно заметить, что важнейшими факторами достижения этой цели являются вложение капитала и использование действующего капитала. Отсюда принципиальной основой при оценке экономической эффективности должно быть соотношение прибыли к единовременным затратам (вложений в капитал). Понимание о финансовых вложениях при расчете экономической эффективности необходимо учитывать и прирост оборотных средств, единовременных вложений и принцип окупаемости за счет прибыли.
В.Фионин, А.Терешин предлагают определить
экономический потенциал деятельности
предприятия, которая характеризуется
коэффициентом Кэп, показывающий отношение экономического,
технического, социального, организационного
потенциала к суммарным приведенным затратам
на производство и реализацию продукции.9 Кэп=
Измерение и оценка эффективности всех организаций необходимы постольку, поскольку выступая предпосылкой соответствующих решений, они позволяют активно воздействовать на текущее состояние и тенденции развития, устанавливать размеры и направления изменений, выявлять наиболее важные факторы роста, отслеживать и корректировать неуправляемые процессы, составлять прогнозы и планы дальнейшего совершенствования работы компании и ее подразделений. Подобную роль могут играть измерители эффективности, т.е. индикаторы благополучия организации, потому что: а) помогают выявить факторы, воздействующие на реализацию общей цели и задач организаций и их подразделений; б) дают информацию, необходимую для анализа причин и источников потерь; в) показывают, насколько эффективно используются все виды ресурсов; г) отражают направления и темпы достижения поставленных целей; д) позволяют определять направления и пути совершенствования процессов, протекающих в организациях и подразделениях.
Методологические подходы к выбору показателей для измерения и оценки эффективности производства базируются на анализе и расчете показателей, отражающих использование первоначально внутренних ресурсов, примененных или потребленных в процессе производства продукции или оказания услуг. Здесь сосредотачиваются на выпуске продукции или услугах, производимых организацией (т.е. на так называемых «выходах»). Цели предприятий определяются объемами производства, реализации, доходов, прибыли. Обычно такие задания выступают в сопоставлении с данными за прошлые периоды или с параметрами конкурирующих фирм. Одной из теоретических предпосылок, заложенных в основу измерения результата, было то, что он должен отражать уровень достижения социальных и экономических целей развития народного хозяйства и в самом общем виде представлять собой сумму социального и экономического эффекта. Однако, из-за сложности количественного выражения первой – социальной составляющей эффекта, основные методологические разработки производились по оценке экономического эффекта и экономической эффективности. Она включает систему показателей, которые подразделяются на обобщающие и частные, отражающие использование основных видов производственных ресурсов - трудовых, материальных и финансовых.
Наиболее четко эта система измерения разработана для народного хозяйства в целом. Здесь в качестве обобщающего показателя эффективности используется национальный доход, величина которого соизмеряется с ресурсами, примененными в сфере материального производства. Эффективность дополнительных ресурсов измеряется приростными стоимостными показателями, определяемыми по соотношению прироста национального дохода и ресурсов. Кроме того, используется система показателей, которые характеризуют относительную экономию основных и оборотных фондов, материальных затрат и фонда оплаты труда.
Необходимо отметить, что методология измерения эффективности производства базировалась на предпосылке о необходимости сопоставления результата с затратами на его достижение. Однако здесь принимались во внимание особенности характера труда, а следовательно, и формы получаемого результата. Среди множества методических подходов можно выделить два получивших наибольшее признание. В соответствии с одним из них категория эффективность измеряется путем соотнесения эффекта, полученного в виде конечного результата предприятия как целостной единицы, с затратами. Конечный результат определяется по обобщающим показателям эффективности производства (например, по росту производства продукции в стоимостном выражении, по объему реализованной продукции, по прибыли и т.п.). К затратам включаются все статьи расходов (заработная плата управленческого персонала с начислениями на социальное страхование, эксплуатационные расходы, затраты на командировки, подготовку кадров и пр.). Принципиальная особенность другого подхода состоит в том, что результат деятельности системы управления измеряется не по конечному эффекту, полученному в производстве, а по объему и характеру действий, выполняемых в процессе производства.
В ряде работ отмечается, что различные подходы к измерению эффективности производства не исключают, а дополняют друг друга, так как первое направление ориентировано на измерение системного результата в целом, а второе - сосредотачивает внимание на оценке факторов использования, которые обеспечили такой результат.
Новые подходы к проблеме эффективности, методологии ее измерения и оценки, необходимые в связи с переходом предприятий к рыночной экономике, должны быть основаны, во-первых, на рациональном использовании наработанного наукой и практикой методологического багажа и, во-вторых, на изучении опыта зарубежных предприятий, применяющих систему показателей эффективности.
При этом важно исходить из реально складывающихся условий развития рынка в стране, диктующих принципиально новые модели поведения предприятий. Ведь для многих из них на первый план выдвигается проблема выживания, предполагающая необходимость одновременного решения таких задач, как позиционирование на рынке, инвестиционная активность, производительность, качество, финансы, организационная культура, стратегия и т.д. Эффективность предопределяется способностью предприятия выявить приоритеты и последовательно, шаг за шагом, решать поставленные задачи с ориентацией на главное направление.
Таким образом, многочисленные исследования зарубежного опыта оценки и измерения эффективности предприятия это показатели, характеризующие результаты деятельности. Такой подход считается наиболее удобным для выявления и изучения динамики эффективности. Предприятия признаются эффективно работающими, если ими реализованы выдвинутые целевые установки по производству продукции или оказанию услуг. При этом должны обеспечиваться: высокое качество, удовлетворение спроса, низкие затраты и цены, а также эффективное распределение продукции или услуг. Достижение этих «выходных» параметров гарантирует получение достаточного дохода на капитал, выживание и развитие организации.
При оценке эффективности главное внимание уделяется внутренней экономичности («efficiеnсу»), которая характеризует выпуск на единицу затрат и определяется путем деления объема выпуска на величину последних.
Показатели эффективности обычно рассчитываются по отношению к прибыли и характеризуют рентабельность использования ресурсов предприятия. Рентабельность всего капитала (норма прибыли или показатель окупаемости средств) считается обобщающим показателем, так как «аккумулирует в себе структуру и движение всех видов производственных и финансовых ресурсов предприятия, процессы конверсии ресурсов в издержки в ходе производства и обращения, размеры, структуру и соответствие рыночному спросу выпускаемой продукции или выполняемых работ (услуг)»10. Путем сопоставления объема продаж и затрат примененных ресурсов (совокупного капитала) определяют показатель, который в зарубежной практике носит разные названия: производительность, оборот/оборачиваемость, ресурсоотдача. Степень использования потребленных ресурсов, т.е. текущих издержек, определяется путем их сопоставления с объемом продаж.