Развитие и эффективность легкой промышленности Кыргызской Республики в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:09, диссертация

Описание работы

Основная цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и практических проблем развития и эффективности отраслей легкой промышленности в рыночных условиях, выдачи обоснованных рекомендаций по реформированию и развитию перспективной отрасли экономики Кыргызстана. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и уточнить формулировку эффективности, обосновать необходимость определения эффективности предприятий.
2. Изучить основные тенденции развития легкой промышленности в зарубежных странах.
3. Изучить современное состояние и развитие текстильно-швейной и кожевенно-обувной отрасли в условиях экономической реформы.
4. Определить причины спада производства в результате проводимых реформ.
5. Дать экономическую оценку деятельности предприятий легкой промышленности республики.
6. Разработать пути активизации торговой деятельности и инвестиционной политики, как важнейшего фактора повышения эффективности отрасли.
7. Определить основные направления развития легкой промышленности республики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ…………………………………………………………..8
1.1. Сущность и определение показателей эффективности предприятий, производящих промышленную продукцию………………………………...….8
1.2. Основные тенденции развития легкой промышленности в зарубежных странах ………………………………………………………...……………...…23
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………………………….41
2.1. Развитие легкой промышленности в условиях рыночной экономики….41
2.2. Состояние текстильно-швейной и кожевенно-обувной отрасли в условиях экономической реформы.....................................................................61
2.3. Экономическая оценка деятельности легкой промышленности республики…………………………………………………………...……….…91
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ………………….…...126
3.1. Активная инвестиционная политика - основа модернизации и технологического обновления производства………………………………...126
3.2. Повышение конкурентоспособности - важнейший фактор повышения эффективности отрасли……………………………………………………….144
3.3. Основные стратегические направления развития легкой промышленности………………………………………………………………165
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………191
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....194

Файлы: 1 файл

Канд дисс.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

Легкая промышленность США является одним из крупнейших, наиболее диверсифицированным сегментом производственного сектора страны. В легкой промышленности США действуют более 6 тыс. предприятий, которые подразделяются на малые, в том числе семейные (обычно используют традиционно применяемое оборудование), и крупные современные фабрики, оснащенные новейшим производственным оборудованием. Несмотря на то, что текстильная промышленность США оснащена самым современным и высокопроизводительным оборудованием, в настоящее время отрасль находится в затянувшемся кризисе из-за сильной конкуренции со стороны текстильных производителей Южной Америки и Азии, которые имеют более низкие издержки и низкую заработную плату. Поток продукции этих стран на американский рынок за последние годы непрерывно растет (вслед за девальвацией валют этих стран). В последние годы  импорт азиатского текстиля в США вырос на 85%, а импорт готовой одежды – почти на 60 %. Например, Мексика практически полностью вытеснила Китай с позиции ведущего поставщика продукции текстильной и легкой промышленности на американский рынок. Около 20 % дефицита торгового баланса между этими странами покрывалось за счет поставок текстиля и готовой одежды из Мексики.

В отрасли постепенно намечается сдвиг в направлении от массового производства к расширению ассортимента за счет гибких производственных технологий. Это связано с изменениями потребностей покупателей, которые предпочитают качественные товары по приемлемым ценам и требуют широкого выбора и быстрого отклика на возникающие запросы.

По данным Всемирной торговой организации (ВТО) США импортирует продукцию этих отраслей на 78,6 млрд. долл. США, став крупнейшим импортером в мире. Экспорт составил только 16,6 млрд. долл. США. Таким образом, дефицит торгового баланса оценен в 62 млрд. долл. США. При этом около 20 % этого дефицита покрывается за счет поставок текстиля и готовой одежды из Мексики. Это связано с тем, что в отрасли постепенно намечается сдвиг производства в направлении от массового производства к расширению ассортимента за счет гибких производственных технологий.

В то же время, экономия на оплате труда ведущих текстильных европейских компаний привела к закрытию производств и их перемещению в страны с меньшей стоимостью труда. В свою очередь, правительства развивающихся стран, понимая перспективы создания своей текстильной промышленности, оказывали поддержку новым производствам, в том числе предоставляя им льготы в налогообложении и гарантии инвестиций, а также прямые дотации экспорта и льготные кредиты. В результате этой деятельности структура современного текстильного мира кардинально изменилась за эти годы.

Со вступлением в ВТО Китай также становится в рамках этой организации участником Соглашения по текстилю и одежде - АТС. Поскольку срок действия АТС истекал к концу 2004 г. - применяющие систему квот страны (США, ЕС, Канада и Турция) должны будут полностью отменить их на все текстильные товары. Китай, а также другие страны - члены ВТО, экспортирующие текстиль, получат равный доступ на эти формально ограниченные рынки. В соответствии со сложившейся ситуацией в 2003 г. на рассмотрение Конгресса США был представлен "План действий, направленных на подъем текстильной промышленности", включающий 8 пунктов, среди которых - меры по установлению квот на некоторые категории импорта из Китая в ответ на массивные потоки таких товаров из этой страны. Следует отметить, что при принятии Китая в ВТО было оговорено специальное условие соглашения о текстильной безопасности для уверенности в том, что США смогут применять такие меры в ответ на потоки импорта.

По прогнозам китайских промышленных кругов, в ближайшие пять лет производство текстиля в Китае будет расти в среднем на 6 % в год. Объем промышленной переработки текстильных волокон уже в 2005 г. достиг 14 млн. т. Предполагается, что среднедушевой расход волокон к тому времени поднимется до уровня развитых стран, а внутреннее потребление текстильных товаров и одежды к тому времени резко возрастет.

Эксперты рекомендуют китайским предпринимателям активнее внедряться на зарубежные рынки. Вместо того, чтобы полагаться только на импортные и экспортные корпорации, они советуют осуществлять прямые инвестиции за рубежом, создавать там предприятия и компании на межнациональном уровне в соответствии с тенденцией глобализации. Частично компании, отказавшиеся от планов переноса производства, ушли в модный сектор рынка и "hi-tech" технологии производства, сделали инвестиции в дизайнерские разработки и торговые марки. Однако это не означает, что в развивающихся странах производят только массовую, низкокачественную продукцию. Был период, когда, например, турецкие компании массово закупали оборудование на закрывающихся российских фабриках. Но затем они вовремя заменили его более совершенным оборудованием, в том числе за счет прибылей, полученных на российском рынке.

В развивающихся странах (Китай, Турция, Индия и другие) текстильная и легкая промышленность объявлена в качестве приоритетной для развития национальной экономики. В большинстве из них разработаны программы поддержки отраслей легкой промышленности, включающие в себя меры государственной поддержки производителей.

Промышленность Индии тем временем продемонстрировала поразительный темп роста в конце 2007 г.- самый высокий за последние 18 лет. Ежегодный рост будет составлять примерно 8 % до 2020 года. По прогнозам, Индия опередит США и будет иметь крупнейшую экономику в мире после Китая уже к 2042 году. Эффективными факторами остаются нефтехимическая и текстильные отрасли. Хлопковое производство наращивает темпы роста. В стране базируется самый крупный в мире производитель ПЭФ (компания Reliance). Текстильная промышленность Индии играет жизненно важную роль в местной экономике (4 % ВВП), в ней занято 90 млн. чел., на долю экспорта приходится  около 20 % от общих поступлений страны в иностранной валюте. В Индии схема финансирования развития технологии (TUFS) стала важнейшим фактором успеха. До апреля 2007 года инвестиции составили 21,5 млрд. долл. США 70 % предприятий, получивших льготы по TUFS, относятся к мелкому бизнесу.

В Пакистане за период 2000-2005 г.г. объем инвестиций в текстильную отрасль составил 6 млрд. долл. США, в течение следующих пяти лет они возрастут до $7,7. млрд., что должно вызвать рост экспорта текстиля до 24 млрд. долл. США в 2013-2014 г.г. по сравнению с 10 млрд. долл. США в 2006-2007 г.г.

По информации Вьетнамской государственной группы по текстилю и одежде Vinatex, экспорт этой продукции из страны достигнет 9,5 млрд. долл. США в 2008 г., что на 21,8 % выше предыдущего показателя, а в 2010 году - 12 млрд. долл. США, рост в 2,5 раза за 5 лет.

Стратегия  и тактика развития легкой промышленности привели к тому, что Турция занимает 5-е место среди крупнейших поставщиков готовой одежды и текстиля в мире. Экспорт текстильной продукции и готовой одежды составляет около 40 % общего объема экспорта. В случае, когда возникает «сужение» текстильного сектора на внутреннем рынке (наблюдаемое в настоящее время), турецкие предприниматели стремятся компенсировать увеличением турецкого импорта на внешних рынках. Одним из путей продвижения продукции на рынки других стран является организация выставок текстильной продукции в этих странах. В последние годы в Москве ежегодно проводятся специализированные выставки «Турецкая мода» и «Домашний текстиль».

Российский рынок традиционно считается одним из наиболее привлекательных для турецкой текстильной продукции. Однако, по мнению турецких специалистов, «челночный» ввоз продукции на рынок в 4-5 раз превышает официальный импорт текстильной продукции. Турецкие предприниматели обеспокоены тем, что в 2005 г. произошла отмена квот, следствием которой стала либерализация мировой текстильной промышленности. Так, из-за разницы в ценах китайские товары стали более востребованы, чем аналогичная турецкая текстильная продукция.

В соответствии с оценкой экспертов, при отмене квот на текстильную продукцию отрицательному воздействию подвергнется экономика не только западных, но и  восточных стран. При этом в странах, занимающихся экспортом текстильной продукции, может возникнуть кризисная ситуация. На мировом рынке текстиля ожидается рост объемов торговли от 350 млрд. до 500 млрд. долл. США, причем большая часть этого рынка будет принадлежать Китаю и Индии. По мнению аналитиков, Турция, в которой ожидаются потери до 15 % рабочей силы, но объем экспорта текстильной продукции значительный и составляет 12 млрд. долл. США, пострадает меньше других стран. Текстильный сектор турецкой промышленности, при условии сохранения конкурентоспособности его продукции, сможет выйти на новые рынки сбыта, однако могут возникнуть трудности с удерживанием некоторых старых рынков.

Стремясь сдерживать экспансию китайской текстильной продукции, Стамбульская ассоциация экспортеров текстиля и конфекциона и ведущие организации текстильной промышленности США – ATMI (American Textile Manufacturers Institute) и AMTAC (American Manufacturing Trade Action Coalition) – подписали Стамбульскую декларацию о переносе отмены квот на 2008 год. Предусматривается сохранение квот на текстильную продукцию еще на три года, что можно рассматривать как создание автоматических механизмов защиты от резких перепадов в импорте текстиля и готовой одежды. Кроме того, представители Стамбульской ассоциации экспортеров, которая также является членом Всемирной ассоциации за равноправную торговлю (входят 90 текстильных организаций из 47 стран), приняли участие во встрече по неправомерной торговле в сфере текстиля и готовой одежды, состоявшейся в Брюсселе в июне 2004 года. Стамбульская декларация, выдвинувшая Турцию на позиции лидера в мировом сообществе, получает поддержку в различных странах. Так, эта декларация была поддержана странами Африки (14 стран), представитель которых обратился в ВТО с официальным заявлением о переносе отмены квот на 2008 г. С другой стороны, происходит лоббирование Китаем и другим азиатскими странами антистамбульской декларации. Одним из способов успешного ведения ценовой борьбы на рынке текстильной продукции является удерживание низких цен. Поэтому уже сейчас ведущими странами – производителями и экспортерами – одним из наиболее защищаемых секторов в США, что подтверждается выделением определенных квот для каждой страны с целью защиты собственного производителя. Всемирная торговая организация для устранения этих ограничений, противоречащих принципам свободной торговли, в результате продолжительных переговоров подписала в 1994 г. соглашение по текстилю и одежде (Agreement Textiles and Clothing). С присоединением к ВТО Китай также становится его участником. Поскольку срок действия соглашения истек в конце 2004 года, применяющие систему квот страны (США, страны ЕС, Канада и Турция) должны полностью отменить их на все текстильные товары. Китай, а также другие страны – члены ВТО, экспортирующие текстиль, получили практически равный доступ на эти формально ограниченные рынки.

Таким образом, развитие производства текстиля в Турции проходило по направлениям, по которым, в основном, в последнее время развивается российская текстильная промышленность. Так, к середине 70-х гг. прошлого века текстильный сектор экономики Турции обеспечил потребности внутреннего рынка в необходимой продукции, и принятое ранее направление замещения импортных текстильных изделий на продукцию собственного производства было реализовано. Дальнейшее развитие текстильной промышленности было ориентировано на экспорт. Производство экспортной продукции стимулировалось комплексной системой государственных поощрений, включавшей предоставление предприятиям-экспортерам целевых кредитов на льготных условиях, полный или частичный возврат налогов, включенных в стоимость экспортной продукции, частичную компенсацию расходов на научные разработки (исследования) по повышению качества экспортных изделий, страхование экспортных операций и т.д.  
     За короткий срок экспорт текстильной продукции и готовой одежды резко повысился - от 130 млн. долл. США в 1980 г. до 2,8 млрд. долл. США в 1990 г. (т. е. в 21,5 раза). Ориентированность турецкой экономики на экспорт способствовала преодолению финансового кризиса 1994 г., во время которого производство сокращалось, но экспорт продолжал расти.  В 90-х гг. основным направлением являлось повышение качества текстильной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке. Для этого потребовались дополнительные вложения в техническую модернизацию текстильной отрасли, внедрение современных технологий на всех этапах производства. В результате, утратив основное преимущество текстильных изделий - дешевизну, текстильный сектор начал производить продукцию, отвечающую европейским стандартам качества. Стереотип прошлых лет, что турецкий текстиль является недостаточно качественным и дешевым, исчезает и ныне соответствует современному требованию.

В настоящее время турецкая текстильная промышленность по оснащенности современным оборудованием занимает одно из лидирующих мест в мире. Кроме того, обеспечение отрасли качественным сырьем способствовало тому, что в последнее время текстильная продукция турецкого производства конкурентоспособна с продукцией традиционных мировых лидеров - Италии и Германии. В последние годы большинство крупных турецких фирм объединяются в холдинги, что выгодно экономически и стратегически. Как правило, в холдингах осуществляется замкнутый производственный цикл - от изготовления (переработки) волокон и нитей до производства готовых швейных изделий, что позволяет удерживать цены па конкурентном уровне.

Быстрому развитию турецкой текстильной промышленности способствовали инвестиции как турецких, так и иностранных инвесторов. Так, в 2001 г. объем иностранных капиталовложений равнялся 177 млн. долл. США, из которых на долю Швейцарии приходилось 25 %, Германии – 23 %, Франции – 16 %, Италии – 13 %. Следует отметить, что турецкие швейные компании работают с известными зарубежными фирмами также и по толлинговым схемам, в том числе на давальческом сырье (как некоторые российские предприятия).

Турецкие предприниматели стремятся, чтобы в перспективе Турция вошла в тройку крупнейших поставщиков в мире и была лидером среди европейских стран. Одним из условий достижения такого положения производители текстиля и одежды считают обеспечение беспошлинного ввоза своих товаров в США. Однако предприниматели отмечают, что убедить сенаторов США будет трудно, так как в этом случае американские текстильщики останутся без работы.

Легкая промышленность развивается и в России, которая объединяет около 22 тыс. предприятий и организаций, в том числе 4,5 тыс. крупных и средних, с общей численностью занятых около 900 тыс. человек. Практически все предприятия приватизированы и находятся в смешанной и частной форме собственности. Российская текстильная и легкая промышленность традиционно являлись отраслями, ориентированными на внутренний рынок и их продукция по объективным обстоятельствам всегда имеет устойчивый спрос (обеспечение условий жизнедеятельности человека, использование в различных технологических процессах, конструкционных материалах, во многих технических устройствах, в том числе не только гражданского значения). 
Так, спрос на готовую продукцию бытового назначения (ткани, одежду и обувь) в 2000 г. составлял порядка 300 млрд. рублей (10,5млрд. долл. США).

Принимая во внимание, что продукция производственно-технического назначения в текстильной промышленности составляет около 50 %, а в легкой – более 30 %, общий спрос на продукцию этих отраслей, по расчетам экспертов, составляет около 390 млрд. рублей (13,7 млрд. долл. США). Ожидается, что при достижении стабильного развития экономики спрос на продукцию текстильной и легкой промышленности резко возрастет. В перспективе, с учетом достижения уровня жизни развитых стран, при выходе на рациональный уровень потребления тканей, одежды и обуви, спрос будет составлять порядка 1,4 трлн. руб. (в ценах 2000 г.), или около 50 млрд. долл. США. В настоящее время, по оценке специалистов, емкость рынка товаров текстильной и легкой промышленности составляет порядка 20 млрд. долл. США.

В легкой промышленности в наибольшей степени проявились общие экономические условия, определившие спад объемов производства продукции. За 1990-2000 г.г. доля отрасли в общем объеме промышленной продукции России снизилась с 12 до 1,6 %, выпуск важнейших видов изделий в натуральном выражении сократился на 71-90 %, численность производственного персонала уменьшилась в 3 раза.

Таким образом, в настоящее время бурное развитие текстильной и швейной промышленности происходит в Юго-Восточных Азиатских странах (Китай, Индия, Япония, Корея, Турция, Вьетнам и др.). Например, ныне объем выпуска продукции в Китае составляет 221 млрд. долл. США, тогда как в странах Европейского союза – 305 млрд. долл. США, России – 6 млрд. долл. США, в том числе объем экспорта, соответственно составляет 57 млрд. долл. США,  46 млрд. долл. США и  0,4 млрд. долл. США.

Информация о работе Развитие и эффективность легкой промышленности Кыргызской Республики в условиях рынка