Развитие и эффективность легкой промышленности Кыргызской Республики в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:09, диссертация

Описание работы

Основная цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и практических проблем развития и эффективности отраслей легкой промышленности в рыночных условиях, выдачи обоснованных рекомендаций по реформированию и развитию перспективной отрасли экономики Кыргызстана. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и уточнить формулировку эффективности, обосновать необходимость определения эффективности предприятий.
2. Изучить основные тенденции развития легкой промышленности в зарубежных странах.
3. Изучить современное состояние и развитие текстильно-швейной и кожевенно-обувной отрасли в условиях экономической реформы.
4. Определить причины спада производства в результате проводимых реформ.
5. Дать экономическую оценку деятельности предприятий легкой промышленности республики.
6. Разработать пути активизации торговой деятельности и инвестиционной политики, как важнейшего фактора повышения эффективности отрасли.
7. Определить основные направления развития легкой промышленности республики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ…………………………………………………………..8
1.1. Сущность и определение показателей эффективности предприятий, производящих промышленную продукцию………………………………...….8
1.2. Основные тенденции развития легкой промышленности в зарубежных странах ………………………………………………………...……………...…23
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………………………….41
2.1. Развитие легкой промышленности в условиях рыночной экономики….41
2.2. Состояние текстильно-швейной и кожевенно-обувной отрасли в условиях экономической реформы.....................................................................61
2.3. Экономическая оценка деятельности легкой промышленности республики…………………………………………………………...……….…91
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ………………….…...126
3.1. Активная инвестиционная политика - основа модернизации и технологического обновления производства………………………………...126
3.2. Повышение конкурентоспособности - важнейший фактор повышения эффективности отрасли……………………………………………………….144
3.3. Основные стратегические направления развития легкой промышленности………………………………………………………………165
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………191
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....194

Файлы: 1 файл

Канд дисс.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

При этом необходимо отметить, что существует множество вариантов расчета указанных показателей эффективности, а их конкретное содержание зависит от целей измерения и контроля. Например, если эффективность ориентирована на получение максимальной выгоды, предприятия детально анализируют именно производственную деятельность, сопоставляя ее экономические результаты с использованием производственных ресурсов. Важность этих расчетов для каждой компании определяется тем, что по ним анализируется ее конкурентоспособность. Эффективность отдельных видов ресурсов оценивается с помощью показателей ресурсоотдачи, определяемых на основе сопоставления результата с ресурсами.

Система общих и частных показателей обычно дополняется анализом технико-экономических параметров и факторов, которые воздействуют на эффективность производства, например, ассортимента продукции или услуг, использования средств производства и рабочего времени, динамики брака и затрат на его устранение, и т.п. В то же время нередко не принимаются во внимание такие факторы, как удовлетворенность работников и долгосрочная готовность организации адаптироваться к изменениям внешней среды. Здесь, при измерении и  оценки экономической эффективности,  акцентируется внимание на внутренних процессах, позволяющих достичь поставленные цели на базе высокой производительности труда. Главное здесь - использование трудовых ресурсов предприятия,  поэтому важны такие категории, как интеграция деятельности, удовлетворенность членов коллектива, мораль, социальный климат и т.п. Это отражается в постановке целей организации, которые могут звучать, например, так: «повысить уровень взаимного доверия и укрепить моральный климат путем расширения участия работающих в принятии решений»; «сформировать координационную группу для достижения более высокой интеграции планов и действий бригад»; и т.п.

Методология оценки эффективности также базируется на системе использования трудовых ресурсов, включающей показатели их формирования, развития и повышения качества трудовой жизни. В связи с этим предприятие осуществляет планирование потребности в работниках, целенаправленный отбор и расстановку персонала, детальную разработку систем оплаты труда и льгот, обучение и профориентацию, оценку труда, а также подготовку руководящих кадров. Особое внимание уделяется качеству трудовой жизни, под которым понимается степень удовлетворения, благодаря работе, важнейших личных потребностей членов организации.

Для повышения качества использования трудовых ресурсов, предприятия разрабатывают, создающие людям дополнительные возможности для удовлетворения их творческих потребностей при одновременном росте эффективности организации. Этот вопрос находится в центре внимания и многих специализированных исследовательских коллективов. Так, «Организация по интенсификации таланта» (Великобритания) подготовила рекомендации, в которых подчеркивается необходимость: общих убеждений и ценностей у персонала; формирования таких организационных структур, которые, обеспечивая достаточный контроль, не душили бы инициативу и творчество людей; развития культуры деловых отношений, в которой видное место занимают взаимопонимание в рабочих группах, открытость и доверие, поощрение изобретательства и разумного риска; привлечение талантливых людей к решению долгосрочных целей и задач; разработки стратегии найма и селекции талантов, а также их достойной оценки.

Например, на предприятиях вопросы, связанные с оценкой и созданием условий для совершенствования человеческого ресурса организации, были объектом социального планирования.  В соответствии с методическими указаниями в таких планах предусматривалось, в частности, планирование по разделам: социальная и квалификационная структура; культурно-технических и образовательный уровень работников; условия труда; материальное благосостояние и жилищные условия трудящихся; социальные отношения в коллективе; общественно-политическая и трудовая активность, воспитание и развитие личности работника.

Количественные и качественные показатели, отражающие динамику соответствующих разделов плана, использовались для определения социальной составляющей общей эффективности предприятий. Выше уже отмечались сложности расчета и органического включения этих показателей в единую оценку эффективности организации; что, однако, не означает умаление роли рассматриваемой методологии. В других случаях эффективность измеряется с учетом факторов внешней среды, прямо или косвенно воздействующих на ее функционирование и развитие предприятия. Наши отечественные организации, осуществляющие переход к рынку и работающие в новой организационно-правовой среде сталкиваются с необходимостью учета множества внешних факторов, которые раньше были вне поля их воздействия, так как учитывались и регулировались центральными органами управления. Изучения методического инструментария в подходах к эффективности, например, применяемого за рубежом, может оказать существенную помощь при вхождении на рынок с наименьшими потерями.   Это есть характер системного подхода.

Системный подход к изменению эффективности характеризуется тем, что главное внимание уделяется способности фирмы получать все необходимые для производства продукции и услуг ресурсы из окружающей среды. Неспособность к такой деятельности ассоциируется с низкой эффективностью, так как любая фирма, прежде чем начать свою деятельность, должна приобрести все необходимое для этого ресурса. Например, инновационная компания в области высоких технологий должна сформировать стартовый капитал, а мастерская по ремонту обуви или по пошиву одежды не сможет выполнять свои задачи, если не обеспечит для этого все необходимое (сырье, материалы, заготовки и т.д.).

Оценка эффективности фирмы, с точки зрения ресурсообеспеченности требует, во-первых, измерения их количества, приобретенного со стороны, и во-вторых, оценки выгодности торговых сделок с фирмами-поставщиками ресурсов. В соответствии с этим формулируются цели, стоящие перед предприятиями. В качестве примера здесь можно привести следующие формулировки: «найти инвесторов, с помощью которых можно осуществить техническую реконструкцию предприятия»; «увеличить запасы материалов, необходимых для производства продукции и обеспечения непрерывности процессов в условиях нестабильно работающего транспорта»; «улучшить контакты с поставщиками для обеспечения регулярности поставок»; «включить в интеграционную сеть поставщиков, предлагающих материалы по разным ценам, с целью снижения стоимости поставляемых товаров».

В определении эффективности производства большое значение придается разработке планов стратегического развития предприятий и методов их реализации. В процессе стратегического планирования устанавливаются ограниченное число областей бизнеса, в которых фирма может выйти победителем в конкурентной борьбе. Для этого конкретизируется в соответствии с предлагаемыми   изменениями общая цель организации,  и принимаются решения, касающихся групп потребителей, видов товаров и услуг, а также рынков. В центре внимания при этом находятся факторы, повышающие способность организации к гибкому реагированию на возникновение новых условий и факторов в окружающей среде и на рынках. Все это существенно уменьшает вероятность точных решений относительно стратегических перспектив  и необходимых ресурсов приводит к снижению надежности  количественных оценок, рентабельности использования ресурсов и ожидаемой прибыльности.

Оценка эффективности производиться путем сравнения результатов работы с текущими и стратегическими целями. Так, например, зарубежные компании используют критерии оценки, сведенные в табл. 1.1.

Таблица 1.1 - Количественные и качественные критерии оценки эффективности

Количественные

Качественные

Доля рынка                                                             

Рост объема продаж                                                

Дни, потерянные из-за забастовок                         

Уровень затрат и эффективности производства   

Уровень затрат и эффективности сбыта               

Текучесть кадров                                                     

Невыходы на работу 

Выплаты по ценным бумагам

Прибыль на капитал

Чистая прибыль      

Курс акций          

Норма дивидендов   

Доход в расчете на акцию  

Удовлетворенность работников                     

Способность привлечь высококвалифицированных менеджеров

Расширение объема услуг клиентам

Углубление знания рынка

Снижение количества опасностей

Использование возможностей


 

Определение ряда количественных показателей, представленных в таблице, довольно затруднительно, и компании нередко используют собственные методики для расчета соответствующих показателей (что снижает возможность проведения сравнительного анализа и создает условия для появления оценок, не отражающих реальное положение дел).

В экономической литературе также имеется оценка эффективности фирмы, которая измеряется степенью удовлетворения ожиданий и потребностей всех групп интересов, в составе которых выделяют внешние по отношению к организации и внутренние, т.е. присущие ей самой. Число внешних переменных по всем заинтересованным группам, как правило, довольно значительно, и компании нередко вынуждены прибегать в этом отношении к поочередному решению проблем. Не менее сложным является и управление интересами внутренних групп, в качестве которых могут рассматриваться  различные образования. Наличие в составе предприятий множества функциональных подсистем (маркетинг, инновации, управление персоналом и пр.) означает, что у них есть свои специфические целевые установки, в соответствии с которыми организуется работа. Достижение баланса между этими целями (а следовательно и интересами) – трудоемкая работа, требующая согласования позиций и принятия компромиссных решений, устраивающих членов разных групп и систему в целом.

Критерий эффективности в этих условиях должен отражать взаимосвязи, возникающие между множеством целей и интересов разных групп, а поэтому окончательное решение о том, насколько успешна работа предприятий, принимается на основе обсуждения и многостороннего анализа, проводимого на высшем уровне предприятий. Во всяком случае, прибыль и ее рост не рассматриваются как единственное свидетельство эффективной работы организации; во внимание принимаются и динамика доходов в расчете на одну акцию, и размеры долгосрочных инвестиций, и взаимоотношения с общественностью, и многие другие параметры, определяющие не только экономическое положение организации, но и ее место в социальной системе.

В соответствии с таким пониманием критериев эффективности формулируются и цели предприятий, выделяются приоритеты для определенного этапа его развития. Например: «усилить поддержку нашего предприятия со стороны местных органов власти», или «увеличить в течение планового периода дивиденды…», или «не оставлять без внимания ни одной жалобы потребителей на качество и уровень обслуживания».

В западноевропейских странах акцент при оценке эффективности делается в большей мере на величину оборота товаров и услуг, чем на норму прибыли, и в первую очередь учитываются интересы не акционеров, а персонала фирмы. В то же время во Франции прибыльность оценивается более высоко по сравнению с оборотом, а системе оплаты труда работающих уделяется большее внимание, чем доходам инвесторов. Английские компании ценят прибыльность выше, чем оборот, и устанавливают баланс вознаграждения между служащими и инвесторами в пользу последних. В Японии на первое место ставится показатель объема продаж, на второе – прибыль; реализация долгосрочных целей здесь оценивается более высоко по сравнению с выполнением заданий оперативных планов. В США показатель прибыли стоит на первом месте (он рассматривается как альтернатива обороту), а реализации краткосрочных целей уделяется больше внимания и усилий по сравнению с долгосрочными. Поэтому интересы инвесторов, поддержание курса акций и уровня дивидендов постоянно находятся в центре внимания представителей высшего менеджмента компаний.

Таким образом, главная задача, которую менеджмент предприятий  призван решать непрерывно и системно – это эффективность. Эффективность требует выполнения всех функций предприятий (т.е. планирования, организации, координирования, контроля, стимулирования), и только такой комплексный подход позволяет получить результаты, соответствующие целевым установкам организации. Базой для сопоставления результатов с целями служит система количественных и качественных оценок.

 

1.2  Основные тенденции развития легкой промышленности в зарубежных странах

Ассортимент продукции, выпускаемой легкой отраслью, достаточно широк, это: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые ткани, нетканые материалы, а также швейные, трикотажные, чулочно-носочные и ковровые изделия, обувь и другая продукция. Текстильная и швейная промышленности являются "локомотивом" по отношению к ряду отраслей. Технологический цикл легкой промышленности связан с использованием продукции сельского хозяйства, химической и машиностроительной отраслей, т.е. способствует их развитию. Промышленность может обеспечить быстрый оборот финансовых вложений.

Легкая промышленность входит в состав ведущих промышленных отраслей экономики стран в мире. На ее долю приходится 5,7 % мирового промышленного производства и более 14 % занятых работников. Производство тканей и одежды – важный источник доходов и занятости населения многих стран, в том числе развивающихся. Эти отрасли характеризуются постоянным ростом, обусловленным увеличением численности населения земли и повышением его благосостояния. Так, за последние 15 лет потребление тканей и одежды выросло в странах европейского союза на 90,5 %, в США – на 99,3%, в Японии – на 220% и т.д. 

Легкая промышленность является одной из основных отраслей экономики, формирующих бюджет во многих странах. Доля этих отраслей в общем объеме производства промышленной продукции в развитых странах, включая Германию, Францию, США, составляет 6-8%, в Италии - 12%. Это позволяет странам формировать до 20 % бюджета за счет отчислений от текстильной отрасли и производства одежды, а также обеспечивать наполнение внутреннего рынка на 75-85% продукцией собственного производства. Следует отметить, что и в бывшем Советском Союзе доля текстильной и легкой промышленности в формировании бюджета составляла порядка 27%.

Для сравнения отметим основные тенденции развития легкой промышленности за рубежом. За последние 10-15 лет в мировой текстильной промышленности произошли серьезные изменения. В результате глобализации мировой экономики центр производства текстиля переместился из Европы и США в страны "третьего мира" - Юго-Восточную и Среднюю Азию, Южную Америку. В Китае, Пакистане, Индии, Турции и других странах созданы десятки текстильных компаний с годовым оборотом около 500 млн. долларов и  тысячи более мелких производителей, оснащенных самым современным оборудованием и выпускающих ассортимент из сотен видов тканей с тысячами вариантов отделки. Эти компании производят основной объем мирового текстиля.

Информация о работе Развитие и эффективность легкой промышленности Кыргызской Республики в условиях рынка