Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:45, курсовая работа
Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Цель исследования: обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников. Задачи исследования:
-охарактеризовать современное состояние проблемы развития экономических взглядов у младших школьников;
-выявить и теоретически обосновать сущность и структуру формирования основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3
1.1 Экономическое воспитание учащихся как система 3
1.2 Экономическая культура младших школьников 5
2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ У ШКОЛЬНИКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 8
2.1 Состояние вопроса в практике 8
2.2 Взаимодействие школы и семьи 11
2.3 Развитие экономической культуры в образовательном процессе 16
2.4 Игра, как форма проведения урока 21
заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Учреждение образования
«Брестский
государственный университет
Кафедра педагогики
начального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по педагогике
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
Выполнила:
Дудко Инна Владимировна
студентка 3 курса психолого-
педагогического факультета
Научный руководитель:
Мельничук Ирина Александровна
Брест 2012
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3
1.1 Экономическое воспитание учащихся как система 3
1.2 Экономическая культура младших школьников 5
2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ У ШКОЛЬНИКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 8
2.1 Состояние вопроса в практике 8
2.2 Взаимодействие школы и семьи 11
2.3 Развитие экономической культуры в образовательном процессе 16
2.4 Игра, как форма проведения урока 21
заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в
современном мире происходят коренные
изменения экономического характера,
обусловливающие потребность
На протяжении многих лет работы в младших классах у отечественных учителей сформировался определённый опыт по развитию экономических навыков у школьников посредством проведения исследования ими в таких предметах как: „Человек и свет”, „Человек и общество”, „Мая Радзіма Беларусь ”, классных, воспитательных, информационных часов и некоторых внеклассных мероприятий, а также просто делового общения учеников со своими сверстниками и учителями. Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.
Из вышесказанного видно, что тематика данной работы достаточно актуальна.
Объект, проводимого в курсовой работе исследования: экономическое обучение и воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования основ экономической культуры младших школьников на уроках, содержащих элементы экономики.
Цель исследования: обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников.
Задачи исследования:
-охарактеризовать современное
состояние проблемы развития
экономических взглядов у
-выявить и теоретически
обосновать сущность и
-выявить наиболее эффективные
методы и формы работы по
усвоению содержания основ
Значимость данной работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут найти применение при разработке программ экономического образования для младших школьников, в подготовке учителей начальных классов к экономическому воспитанию детей и в последующих исследованиях по рассматриваемой проблеме.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
1.1 Экономическое
воспитание учащихся как
Экономическое воспитание
– это организационная
В процессе ее осуществления
школьники усваивают сумму
В настоящее время значительно повысились требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того чтобы школьник научился разбираться в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении необходимо уже с младшего школьного возраста.
Экономическое воспитание следует начинать еще в начальной школе и потому, что именно в младшем школьном возрасте закладывается основа будущего формирования личности. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, начиная с младших, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности к этому.
Опыт работы показывает,
что экономическое образование
в раннем возрасте помогает детям
развить экономическое
Основная цель экономического воспитания – раскрыть окружающий предметный мир материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем предметам. Общественный цикл обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики. Школьники узнают об экономическом базисе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ. На уроках математики ребята решают задачи экономического содержания. Особое значение в экономическом воспитании школьников приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны.
Наряду с практической деятельностью необходимо широкое ознакомление учащихся с конкретными проблемами экономики. Анализу и обсуждению могут быть подвергнуты газетные и журнальные статьи, радио- и телепередачи во внеурочное время. Из этих материалов ребята узнают о передовых формах организации труда, производства.
В системе экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии. Содержание этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью последовательного и систематического ознакомления школьников с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела в промышленности и сельском хозяйстве.
Экономическое воспитание школьников органически связано с образованием, многие его задачи решаются в процессе обучения как важнейшего воспитательного процесса.
Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния человека и общества от качества труда. Они учатся распределять работы во времени, измерять время и осуществлять его затраты, организовывать рабочее место. Дети овладевают рациональными приемами, повышающими качество и производительность труда, основами экономической культуры.
Благодаря экономическому
воспитанию, младшие школьники познают
значение природных ресурсов для
человека и проникаются бережным
разумным отношением людей к природе.
Получают элементарные представления
о видах собственности, семейных
доходах и расходах, разумных тратах,
карманных деньгах и
Учитывая выше изложенное, уже в начальных классах школы целесообразно начинать освоение основных экономических терминов, таких как: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. При этом, важно акцентировать внимание на понятиях, которые связаны с собственностью, таких как «наше», «общее», «чужое».
В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление, а последнее способствует осмысливанию явлении экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.
Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся
Основная причина низкой
эффективности экономического образования
и воспитания младших школьников
как основы формирования их экономической
культуры состоит в том, что в
этой работе нет взаимосвязи. Во-первых,
учителя начальных классов не
имеют специальной научно-
Эффективность экономического воспитания младших школьников зависит от его систематичности, экономической направленности содержания учебной и внеклассной работы, от потенциальных возможностей усвоения детьми элементарных экономических знаний и формирования экономических умений.
Младший школьник участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и тем самым получает первичный экономический опыт. Поэтому задача педагога заключается не только в том, чтобы дать школьнику какой-либо объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться.
Механизмы, средства и способы экономического воспитания школьников разнообразны. Содержание общественного экономического сознания становится достоянием школьников в результате их познавательной деятельности. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом; с взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Необходимо добиваться осознания детьми этих отношений с позиций нравственности и их экономического значения.
Основным критерием
Экономическое воспитание как система может быть раскрыто в следующих аспектах: гносеологическом, процессуально-деятельностном, субъективно-личностном.
Гносеологический аспект
предполагает нормы, знания, ценности.
Поэтому важной проблемой содержания
экономического образования школьников
является определение: что, когда, в
каком объёме и на каком уровне
сложности представить для
Процессуально-деятельностный аспект анализа экономической культуры определяется содержанием и организацией деятельности, откуда следует значимость той активности, которой обусловлено освоение культуры. Погружение ребёнка в мир экономики основывается, как правило, на двух подходах:
В субъективно-личностном аспекте значимость приобретает составляющие культуры, которые становятся чертами личности.[4]
Таким образом, экономическое познание, деятельность и отношения — те механизмы, которые формируют экономическое сознание школьников.
1.2 Экономическая культура младших школьников
Культура (лат. cultura) в буквальном переводе означает «возделывание», «обработка». Впервые оно было введено в научный оборот античным философом Цицероном и подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и образование самого человека.
В настоящее время определений
культуры существует более 250, что является
свидетельством реальной сложности
данного явления и его
С точки зрения культурологии
образования, культура представляет собой
сумму духовных достижений человечества,
результат и процесс
Анализ философской, социологической и педагогической литературы по проблеме формирования экономической культуры показал различие подходов к определению сущности понятия «экономическая культура» относительно ее признаков, отражающих разные направления развития теоретических исследований в области общей культуры.
Информация о работе Развитие экономических взглядов у младших школьников