Развитие экономических взглядов у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Цель исследования: обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников. Задачи исследования:
-охарактеризовать современное состояние проблемы развития экономических взглядов у младших школьников;
-выявить и теоретически обосновать сущность и структуру формирования основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3
1.1 Экономическое воспитание учащихся как система 3
1.2 Экономическая культура младших школьников 5
2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ У ШКОЛЬНИКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 8
2.1 Состояние вопроса в практике 8
2.2 Взаимодействие школы и семьи 11
2.3 Развитие экономической культуры в образовательном процессе 16
2.4 Игра, как форма проведения урока 21
заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 81.34 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования

«Брестский  государственный университет имени  А. С. Пушкина»

Кафедра педагогики

начального  образования

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по педагогике

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Выполнила:

Дудко Инна Владимировна

студентка 3 курса психолого-

педагогического факультета

Научный руководитель:

Мельничук Ирина  Александровна

Брест 2012

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3

1.1 Экономическое воспитание учащихся как система 3

1.2 Экономическая культура младших школьников 5

2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ У ШКОЛЬНИКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 8

2.1 Состояние вопроса в практике 8

2.2 Взаимодействие школы и семьи 11

2.3 Развитие экономической культуры в образовательном процессе 16

2.4 Игра, как форма проведения урока 21

заключение 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в  современном мире происходят коренные изменения экономического характера, обусловливающие потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными. Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой деятельности, и если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно рекомендует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.

На протяжении многих лет  работы в младших классах у  отечественных учителей сформировался  определённый опыт по развитию экономических  навыков у школьников посредством  проведения исследования ими в таких  предметах как: „Человек и свет”, „Человек и общество”, „Мая Радзіма Беларусь ”, классных, воспитательных, информационных часов и некоторых внеклассных мероприятий, а также просто делового общения учеников со своими сверстниками и учителями. Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.

Из вышесказанного видно, что тематика данной работы достаточно актуальна.

Объект, проводимого в  курсовой работе исследования: экономическое  обучение и воспитание младших школьников.

Предмет исследования: процесс  формирования основ экономической  культуры младших школьников на уроках, содержащих элементы экономики.

Цель исследования: обоснование  оптимального содержания, форм, методов  и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ  экономической культуры младших  школьников.

Задачи исследования:

-охарактеризовать современное  состояние проблемы развития  экономических взглядов у младших  школьников;

-выявить и теоретически  обосновать сущность и структуру  формирования основ экономической  культуры младших школьников  в учебном процессе;

-выявить наиболее эффективные  методы и формы работы по  усвоению содержания основ экономической  культуры младших школьников.

Значимость данной работы заключается в том, что материалы  и результаты исследования могут  найти применение при разработке программ экономического образования  для младших школьников, в подготовке учителей начальных классов к  экономическому воспитанию детей и  в последующих исследованиях  по рассматриваемой проблеме.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Экономическое  воспитание учащихся как система

Экономическое воспитание – это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная  система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся [1].

В процессе ее осуществления  школьники усваивают сумму понятий  и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных отношений, о действующем  хозяйственном механизме.

В настоящее время значительно  повысились требования к уровню экономической  грамотности, как взрослых, так и  детей. Для того чтобы школьник научился разбираться в сложнейших экономических  понятиях, начинать работать в этом направлении необходимо уже с  младшего школьного возраста.

Экономическое воспитание следует начинать еще в начальной  школе и потому, что именно в  младшем школьном возрасте закладывается  основа будущего формирования личности. Бережливость, организованность, рачительность  и другие качества человека следует  воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, начиная с младших, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической  и педагогической готовности к этому.

Опыт работы показывает, что экономическое образование  в раннем возрасте помогает детям  развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь  необходимый для ориентации в  современном рыночном мире

Основная цель экономического воспитания – раскрыть окружающий предметный мир материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить  соответствующим формам поведения.

Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем предметам. Общественный цикл обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики. Школьники узнают об экономическом базисе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных  экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности  и способах распределения материальных благ. На уроках математики ребята решают задачи экономического содержания. Особое значение в экономическом воспитании школьников приобретает специальное  изучение ими общих вопросов экономического развития страны.

Наряду с практической деятельностью необходимо широкое  ознакомление учащихся с конкретными  проблемами экономики. Анализу и  обсуждению могут быть подвергнуты  газетные и журнальные статьи, радио- и телепередачи во внеурочное время. Из этих материалов ребята узнают о  передовых формах организации труда, производства.

В системе экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии. Содержание этих форм экономического воспитания тщательно планируется  с целью последовательного и  систематического ознакомления школьников с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела в промышленности и сельском хозяйстве.

Экономическое воспитание школьников органически связано  с образованием, многие его задачи решаются в процессе обучения как  важнейшего воспитательного процесса.

Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния человека и общества от качества труда. Они учатся распределять работы во времени, измерять время и осуществлять его затраты, организовывать рабочее  место. Дети овладевают рациональными  приемами, повышающими качество и  производительность труда, основами экономической  культуры.

Благодаря экономическому воспитанию, младшие школьники познают  значение природных ресурсов для  человека и проникаются бережным разумным отношением людей к природе. Получают элементарные представления  о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного  имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, ее оборудования и т. п.

Учитывая выше изложенное, уже в начальных классах школы  целесообразно начинать освоение основных экономических терминов, таких как: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. При  этом, важно акцентировать внимание на понятиях, которые связаны с  собственностью, таких как «наше», «общее», «чужое».

В процессе экономического воспитания у школьников формируется  экономическое мышление, а последнее  способствует осмысливанию явлении  экономической жизни, усвоению экономических  понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.

Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической  безграмотности учащихся

Основная причина низкой эффективности экономического образования  и воспитания младших школьников как основы формирования их экономической  культуры состоит в том, что в  этой работе нет взаимосвязи. Во-первых, учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики. Во-вторых, используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики  самого предмета «Экономика». В-третьих, огромное множество имеющейся учебно-методической литературы по экономике еще раз  доказывает известную истину, что  большое количество не всегда адекватно  высокому качеству.

Эффективность экономического воспитания младших школьников зависит  от его систематичности, экономической  направленности содержания учебной  и внеклассной работы, от потенциальных  возможностей усвоения детьми элементарных экономических знаний и формирования экономических умений.

Младший школьник участвует  в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и тем  самым получает первичный экономический  опыт. Поэтому задача педагога заключается  не только в том, чтобы дать школьнику  какой-либо объем экономических  знаний, но, что очень важно, научить  правильно этими знаниями распоряжаться.

Механизмы, средства и способы  экономического воспитания школьников разнообразны. Содержание общественного  экономического сознания становится достоянием школьников в результате их познавательной деятельности. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом; с взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Необходимо добиваться осознания детьми этих отношений с позиций нравственности и их экономического значения.

Основным критерием эффективности  экономико-воспитательной работы с  младшими школьниками является проявление бережного отношения к индивидуальному и общественному достоянию[8].

Экономическое воспитание как система может быть раскрыто в следующих аспектах: гносеологическом, процессуально-деятельностном, субъективно-личностном.

Гносеологический аспект предполагает нормы, знания, ценности. Поэтому важной проблемой содержания экономического образования школьников является определение: что, когда, в  каком объёме и на каком уровне сложности представить для освоения в различные возрастные периоды.

Процессуально-деятельностный аспект анализа экономической культуры определяется содержанием и организацией деятельности, откуда следует значимость той активности, которой обусловлено освоение культуры. Погружение ребёнка в мир экономики основывается, как правило, на двух подходах:

  1. репродукция известного человечеству опыта
  2. „открытие” истин в моделируемых педагогом и приближённых к реальной жизни ситуациях.

В субъективно-личностном аспекте значимость приобретает  составляющие культуры, которые становятся чертами личности.[4]

Таким образом, экономическое  познание, деятельность и отношения  — те механизмы, которые формируют  экономическое сознание школьников.

1.2 Экономическая  культура младших школьников

Культура (лат. cultura) в буквальном переводе означает «возделывание», «обработка». Впервые оно было введено в научный оборот античным философом Цицероном и подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и образование самого человека.

В настоящее время определений  культуры существует более 250, что является свидетельством реальной сложности  данного явления и его включенности в многочисленные социальные контексты, а значит, в итоге – и универсальности.

С точки зрения культурологии  образования, культура представляет собой  сумму духовных достижений человечества, результат и процесс творчества, творческое самовыражение людей, память человечества, совокупность знаковых систем, совокупность материальных и  духовных ценностей, внутренние достижения личности, приобщающие ее к сумме  достижений общества. Областью данного  исследования является экономическая  культура младших школьников. Чтобы  определить ее сущность, необходимо выяснить содержание понятия «экономическая культура».

Анализ философской, социологической  и педагогической литературы по проблеме формирования экономической культуры показал различие подходов к определению  сущности понятия «экономическая культура»  относительно ее признаков, отражающих разные направления развития теоретических исследований в области общей культуры.

Информация о работе Развитие экономических взглядов у младших школьников