Развитие экономических взглядов у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Цель исследования: обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников. Задачи исследования:
-охарактеризовать современное состояние проблемы развития экономических взглядов у младших школьников;
-выявить и теоретически обосновать сущность и структуру формирования основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3
1.1 Экономическое воспитание учащихся как система 3
1.2 Экономическая культура младших школьников 5
2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ У ШКОЛЬНИКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 8
2.1 Состояние вопроса в практике 8
2.2 Взаимодействие школы и семьи 11
2.3 Развитие экономической культуры в образовательном процессе 16
2.4 Игра, как форма проведения урока 21
заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 81.34 Кб (Скачать файл)

2. Главное внимание обратите  на бережное отношение к вещам,  на их необходимость и достаточность.  Захламленность лишними предметами  нецелесообразна с гигиенической,  экономической и других точек  зрения; детям не следует требовать  новую одежду, если имеющаяся  – в хорошем состоянии (одежда  стоит денег, а их надо уметь  экономить), и т.п.[3].

Таким образом из вышеизложенного можно сделать вывод: взаимодействие школы и семьи приводит к более тесному сотрудничеству самих детей, их социализации, а также – школа и семья вместе добьются гораздо больших успехов в воспитании и образовании детей нежели по-отдельности.

2.3 Развитие экономической культуры в образовательном процессе

Актуальность: в большей  части школ формирование экономической  культуры младших школьников происходит стихийно. Несмотря на большое количество пособий по экономике для детей  данной возрастной группы выпускаемое  в последнее время и складывающуюся практику преподавания по ним экономики  в начальной школе, на государственном  уровне экономической подготовке младших  школьников уделяется незначительное внимание.

По мнению И.А. Сасовой, автора многих работ по теории и практике экономического воспитания, учащимся начальных классов доступно усвоение примерно пятидесяти наиболее распространенных экономических понятий. Исследования таких ученых как Л.В. Занков, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин подтверждают то, что осознание отвлеченных понятий (именно к таким понятиям относится значительная часть экономических понятий) возможно в младшем школьном возрасте.

Повседневная действительность показывает, что изучение экономики  в начальных классах становится реалией современной школы. Однако, несмотря на то, что идей, методических наработок появляется много, продуктивность работы по экономическому образованию  и воспитанию невысока.

Основная причина низкой эффективности экономического образования  и воспитания младших школьников как основы формирования их экономической  культуры состоит в том, что в  этой работе нет системы. Во-первых, учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики. Во-вторых, используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики  самого предмета «Экономика». В-третьих, отсутствует единая апробированная программа курса «Экономика»  для младших школьников. В-четвертых, огромное множество имеющейся учебно-методической литературы по экономике еще раз  доказывает известную истину, что  большое количество не всегда адекватно  высокому качеству.

Обстоятельная характеристика возрастных особенностей младших школьников содержится в трудах видных психологов Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтиса, А.А. Люблинской и других. Известно, что с возрастом качественно изменяются не только физические особенности детей, но и их психика, особенности восприятия, мышления, памяти, учебной деятельности, взаимоотношений с окружающими и, наконец, уровень и глубина их собственного знания и понимания окружающей действительности.

Влияние и значение возрастных особенностей младших школьников на формирование основ экономической культуры – это естественная и повседневная среда их обитания. Исходя из этого, экономическое образование и воспитание должны быть, направлены помимо ознакомления детей с экономическими понятиями и категориями на систематизацию, углубление и осмысление собственного жизненного опыта, приобретаемого ими в повседневной жизни, формирование экономической культуры, адекватной по своему уровню психологическим возможностям младшего школьника. Следовательно, учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен предусматривать индивидуальный подход и дифференциацию учащихся по возрастным группам, учитывая сложность решаемых задач. Необходимость учета этих особенностей, когда речь идет об экономическом воспитании, означает применение таких организационных форм, методов и средств, которые соответствовали бы запросам и возможностям данного возраста[24].

Ко времени поступления  в школу ребенок, по данным исследователей, имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые  связаны с трудом и его процессами. Это предметы и результаты труда, индивидуальный и коллективный труд, брак, изделия, материалы, премия, планирование, зарплата, цена, товар и др. Знакомы они с такими словами, как деньги, цена, стоимость и др. Понятны для детей операции с ними: покупать, продавать, дороже - дешевле, выгодно - невыгодно, выиграл - проиграл, поменял и т.д. По данным наблюдений объем экономического словаря ребенка может быть гораздо больше и зависит от множества факторов: место жительства (город, деревня), уровень достатка в семье, наличие индивидуальной трудовой деятельности и т.д.[2].

В результате совместной деятельности семьи, дошкольных учреждений, дополнительных структур дошкольного воспитания у  детей к началу обучения в школе  возникает активный интерес к  явлениям социально-экономической  действительности. Они способны проявить экономическое мышление, здоровый интерес к деньгам, готовы осознать связь "труд - деньги", невозможность удовлетворения всех потребностей, распознают факты купли - продажи, получают первичные представления о некоторых профессиях, связанных с экономической жизнью общества (кассир, продавец, менеджер, бухгалтер и др.). Важным условием успешности реализации экономического образования как и любого другого направления педагогического процесса является своевременность осуществления педагогического воздействия, вовлечение ребенка в деятельность, направленную на достижение определенных педагогических целей. "Нельзя обучать какому-либо предмету слишком рано, ...нельзя обучать какому-либо предмету и слишком поздно, для обучения всегда существует наилучшие возрастные сроки. Уклон от этих оптимальных сроков вниз или вверх оказывается одинаково гибельным". Сензитивным периодом для присвоения какой-либо психологической роли является младший школьный возраст. Именно в этот период ребенок принимает на будущее определенную психологическую ориентацию ("лидерство (организация)", "стяжательство", "ответственность", "индивидуализм", "альтруизм" и т.д.) В зависимости от того, какую этическую направленность будет иметь избранный ребенком психологический образ, позднее будет определяться и тип его экономического поведения[22].

Современные психологи  и педагоги единодушно пришли к выводу, что поскольку интерес и склонность к экономическим знаниям и  навыкам во многом зависит от возраста детей (в 13-14 лет происходит спад интереса к систематическому труду, тогда  как в 7-9 лет ребенок преисполнен  трудового энтузиазма), целесообразно  активнее включать младших школьников в трудовые отношения, сознательно  отмечая их экономический аспект. Это может быть работа вместе с родителями по дому, в огороде, на почте, в библиотеке, выполнение поручений в магазине, другая совместная работа, дополняемая разговорами, беседами на экономические темы, разъяснениями экономических терминов и т.д.

Психика младшего школьника  характеризуется повышенной подражательностью. Значительный авторитет представляет для ребенка учитель. Доверительность  и открытость детей к воздействию  педагогов и родителей создают  благоприятные возможности для  формирования в сознании детей социально  ценностных представлений о такой  важнейшей стороне жизни общества, как экономическая, для формирования у ребенка на всю жизнь позитивной этической основы для развития правильной модели экономического поведения.

Ребенок психологически готов  к экономическому образованию и  воспитанию в школе, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для  начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и  свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его  уже относительно длительно и  устойчиво, и это отчетливо проявляется  в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Ребенок  приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной  его организации. Память ребенка  тоже достаточно развита - легко и  прочно запоминает он то, что его  особенно поражает, что непосредственно  связано с его интересами, опытом.

Относительно хорошо развита  у семилетнего ребенка наглядно-образная память, и имеются уже все предпосылки  для развития словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания: экспериментально доказано, что семилетние дети значительно лучше (быстрее и прочнее) запоминают не бессмысленные для них, а понятные им слова.

Весьма высок уровень  развития речи ребенка. Словарь семилетнего  ребенка достаточно богат, с довольно высоким удельным весом отвлеченных  понятий, в том числе и экономических. Ребенок может в достаточно широких  пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям - сравнению, обобщению, пробует делать выводы (разумеется, далеко не всегда правомерные).

Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени  поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут  ставить перед собой более  отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дело до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиции их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства  долга, ответственности. Появляется большое желание заниматься полезной деятельностью, развиваются ее общественно-экономические мотивы. Собственный опыт наблюдений за объективной реальной жизнью также достаточен и безусловно содержит знакомство со значительным числом экономических понятий и явлений. Возможности детей, таким образом, ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое экономическое образование и воспитание.

При выборе форм и методов  экономического воспитания и образования  младших школьников необходимо учитывать  особенности развития познавательных процессов в этом возрасте. Так, младшие  школьники отличаются остротой и  свежестью восприятия. Отличительная  особенность восприятия в этом возрасте - его малая дифференцированность. Младшие школьники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты, понятия, например, отождествляют понятия "экономика" и "экономия". Детям свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные детали, на которые не обратит внимания взрослый, существенное же и важное при этом не воспринимается. Поэтому изучение сходных или противоположных по значению экономических понятий лучше проводить одновременно, показывая детям суть их сходства или различия.

Известно, что восприятие учащихся в начале младшего школьного  возраста, во-первых, резко усиливается, будучи подкрепленным практической деятельностью ребенка, во-вторых, важнейшим  катализатором восприятия является эмоциональность. Поэтому следует  при экономической подготовке детей  использовать наглядную, яркую, живую  информацию, которая воспринимается лучше, отчетливее, эмоциональнее, чем, например, символические схемы и  изображения, необходимо применять  практические методы, активизирующие деятельность ребенка, различные игровые  формы, нетрадиционные задания, что  позволит сконцентрировать внимание ребенка  на изучаемых экономических понятиях. Весьма продуктивным следует считать  ссылки на собственный экономический  опыт ребенка.

Основной особенностью внимания является слабость произвольного  внимания. Младший школьник может  заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить "пятерку", заслужить похвалу учителя, лучше  всех справиться с заданием и т.д.) Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Поэтому важнейшим условием организации внимания в процессе экономического обучения является наглядность обучения, использование новых, ярких, броских наглядных пособий. Знакомство с такими отвлеченными понятиями как "бюджет", "план", "прибыль" и другими требует широкого применения иллюстраций, рисунков, плакатов. Однако надо помнить, что младшие школьники очень впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой очаг возбуждения в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснение.

Еще одной важной возрастной особенностью внимания является и его  сравнительно небольшая устойчивость. Поэтому устные объяснения относительно сложных и отвлеченных экономических  понятий необходимо чередовать с  практической работой, конкурсами, решением задач и т.д. Разнообразие работы стимулирует внимание школьников и  повышает интерес к экономическим  знаниям.

Слабость произвольного  внимания и его неустойчивость диктуют  необходимость всемерного использования  игр, особенно ролевых, моделирующих поведение  людей, их взаимоотношения в тех  или иных экономических ситуациях[6].

Тот факт, что память в  младшем школьном возрасте под влиянием обучения развивается в двух направлениях: усиливается роль и удельный вес  словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), ребенок овладевает возможностью сознательно  управлять своей памятью и  регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание) заставляет учителя разумно и взвешенно  соотносить введение абстрактных понятий  и конкретного материала, использовать устные объяснения и наглядные пособия.

Склонность младших школьники  к механическому запоминанию, путем  простого повторения, без осознания  смысловых связей внутри запоминаемого  материала требует последовательного  и обоснованного, а главное логического  введения новых экономических понятий, формирования экономических знаний у младшего школьника как системы.

Так как воображение  младшего школьника формируется  в значительной мере в процессе его  учебной деятельности под влиянием ее требований, необходимо стремиться, прежде всего, к совершенствованию  воссоздающего воображения, связанного с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. С другой стороны необходимо всячески развивать творческое воображение  как создание новых образов, связанное  с преобразованием, переработкой впечатлений  прошлого опыта, соединением их в  новые сочетания, комбинации. Развитие творческого воображения является одной из предпосылок успешного  усвоения ребенком экономических знаний. Учитель должен стремиться к тому, чтобы в результате получения знаний об экономике, о внутренних взаимосвязях окружающего мира, воображение младших школьников, с одной стороны, постепенно освобождалось от доминирующего влияния непосредственных впечатлений (что и придает ему творческий характер), с другой - усиливался реализм воображения, связанный с развитием способности контролировать и оценивать образы воображения с позиций логики, законов объективного мира.

Информация о работе Развитие экономических взглядов у младших школьников