Развитие экономических взглядов у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Цель исследования: обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников. Задачи исследования:
-охарактеризовать современное состояние проблемы развития экономических взглядов у младших школьников;
-выявить и теоретически обосновать сущность и структуру формирования основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3
1.1 Экономическое воспитание учащихся как система 3
1.2 Экономическая культура младших школьников 5
2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ У ШКОЛЬНИКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 8
2.1 Состояние вопроса в практике 8
2.2 Взаимодействие школы и семьи 11
2.3 Развитие экономической культуры в образовательном процессе 16
2.4 Игра, как форма проведения урока 21
заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 81.34 Кб (Скачать файл)

Для сторонников «личностного»  подхода культура есть личностный аспект человеческого бытия, процесс творческой деятельности, творение человеком человеческого  мира. Исходя из трактовки культуры как определенной меры формирования, развития и реализации сущностных сил  человека в его социальной деятельности, выявляется и ее роль в развитии личности. Культура, согласно этому  подходу, выступает средством формирования способностей, потребностей, чувств, то есть социальных сил человека. В  русле такого подхода экономическую  культуру рассматривают как «совокупность  интеллектуального, практического  и эмоционально-ценностного компонентов, позволяющих личности самореализоваться в экономической деятельности и поведении, адаптироваться и интегрироваться в существующие и прогнозируемые социально-экономические условия с учетом морально-нравственных установок общества. Экономическая культура является важнейшим средством саморазвития, поскольку человек, обладающий сформированной экономической культурой, не только создает, обогащает и потребляет ценности культуры, но и в процессе своего развития поднимается на более высокую, ступень свободы [1].

«Технологический» подход, в отличие от личностного, рассматривает культуру как способ (технологию) и как результат деятельности. Эта позиция находит отражение в обозначении экономической культуры как органического (знаний, убежденности и творческой практической деятельности, а также результатов этой деятельности, которые создаются людьми в ходе развития общества).

Необходимо отметить, что  экономическое воспитание — лишь часть целостного воспитательного  процесса. Основная его функция - содействие постижению ребенком культуры современного общества. Гуманистическое, личностно  ориентированное воспитание представляет собой “педагогически управляемый  процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей”. Основой этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве субъекта.

Очень важно, чтобы цели воспитания стали и целями образования. Особая функция образования состоит в том что оно закладывает базовые основы культуры личности – умственной, нравственной, экономической, правовой и др.

Экономическая культура, в свою очередь, характеризуется  развитым экономическим мышлением, свободным владением экономическими понятиями и категориями умением  прогнозировать развитие объективных  экономических процессов, предприимчивостью в деятельности и включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности.[12]

В младшем школьном возрасте закладываются основы экономической культуры. Об эффективности этого процесса свидетельствует, на наш взгляд, уровень экономической воспитанности детей.

При определении сущности понятия  “экономическая воспитанность” ученые исходят из структуры личности и  выделяют следующие компоненты: интеллект  (сознание), нравственность (поведение), воля и чувства (механизм саморегуляции).[7]

Таким образом, учитывая вышесказанное, экономическая культура определяется как качественную характеристику личности, показывающая уровень сформированности экономических знаний, умений и навыков практической экономической деятельности, развитость экономического мышления и сознания, степень реализации экономически значимых качеств личности в сфере общественного производства, распределения, обмена и потребления.

2. МЕТОДИКА  ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ У ШКОЛЬНИКОВ  В МЛАДШИХ КЛАССАХ

2.1 Состояние  вопроса в практике

Переход к рыночным отношениям объективно порождает острую потребность во всеобщем экономическом образовании, которое должно быть нацелено на формирование у подрастающего поколения нового мышления, на его подготовку к профессиональной деятельности.

Добиться успеха в условиях рыночной экономики сможет тот, кто научился определять цель деятельности, предвидеть варианты достижения этой цели, анализировать  результаты деятельности, преодолевать возникшие трудности. Это требует  от личности определенных волевых, нравственных качеств, что предполагает решение  серьезных задач в области  целенаправленной работы школы по экономическому воспитанию учащихся.[4]

Идея экономического образования  и воспитания школьников не является новой. Наука и практика располагают значительным потенциалом, особенно в плане разработки методического аспекта вопроса (работы И.В. Липсица, А.П. Казакова, Б.А. Райзберга, А.С. Прутченкова, О.И. Меньшиковой, T.JI. Поповой и др.). Поэтому основная задача сегодня наряду с дальнейшим исследованием проблемы экономического воспитания школьников – рациональное использование накопленного опыта в решении этой проблемы.

В Республике Беларусь экономическое  образование учащихся в условиях рынка делает только первые шаги, однако уже есть энтузиасты-практики, которые, ориентируясь на углубленную экономическую подготовку школьников, проводят различные мероприятия в этом направлении (организуют бизнес-классы, профильные классы и школы, ученические кооперативы и т.д.).[6]

Первое практическое знакомство детей с экономикой начинается в  семье.

Большинство родителей  мечтают, чтобы их дети были финансово  грамотными, умели так распоряжаться  деньгами, чтобы стать самостоятельными и обеспеченными. Как дать такие  навыки, с помощью которых они  могут научиться искусству управления финансами, и когда родители должны начать этот процесс известно далеко не каждому, даже специалистам (ведь всё  вокруг меняется, тем более в финансовой сфере).

Родителям тяжело дать на эти  вопросы ответы, и они отдают финансовое воспитание детей на откуп школе, государству и интернету. Чтобы  восполнить пробелы в финансовой грамотности детей приходится использовать опыт, накопленный старшим поколением, использовать адекватную литературу и  не стесняться обращаться к специалистам в данной области: психологам-консультантам, воспитателям, школьным педагогам.

Американцы советуют начинать приобщение детей к финансам с 8-9 лет, но это можно делать с 3-5 лет  – именно в это возрасте большинство детей учится считать. Одновременно можно привить малышам понимание того, что такое денежки и как их лучше считать. Кстати многие современные дети начинают лучше понимать арифметику, когда получают в руки денежные купюры или монетки и соизмеряют их со своими желаниями. Один 5-летний мальчик искренне не понимал как сосчитать 10+10, но когда ему дали 10 рублей и потом ещё 10 рублей, то на вопрос: „Сколько у тебя теперь денег?“ – он моментально ответил: „20!“

Приучать детей в этом возрасте к самостоятельным покупкам просто необходимо, и делать это  можно следующим образом: придя  в магазин, давать детям в руки купюру небольшого достоинства и  предлагать им выбрать на витрине  какую-либо сладость и посчитать, хватит ли денег на 2 или 3 конфеты, шоколадку  или батончик. Объяснить ценность денег и помочь практически почувствовать, что такое товарно-денежные отношения  также неотъемлемая задача родителей, ведь дети устроены так, что им надо всё попробовать, простой теории им будет недостаточно.

По мере взросления ребёнка  нужно постепенно усложнять ему  задачи. Просто надо научить его  экономить: пусть этот термин тоже будет  в его лексиконе, ведь часто у  людей нет денег не потому, что  они не умеют зарабатывать, а потому, что они не умеют их сберегать.[14]

Познакомить ребёнка с  понятием „доход“ и всеми его  компонентами можно следующим образом: придумать для своего ребёнка  источник дохода, неважно, будет ли эта премия за хорошую учёбу или  символичная оплата за уборку игрушек. Выдача денег должна осуществляться со строгой периодичностью, скажем раз или 2 раза в неделю, в определённые дни. Это даст ребёнку возможность  почувствовать финансовую дисциплину: получил деньги в понедельник, потратил всё во вторник – жди следующего дня оплаты.

Количество денег, получаемых ребёнком, тоже должно быть величиной  постоянной, тогда ему легче будет  освоить планирование финансов. Кстати, американские учёные размер суммы выдаваемых ребёнку денег увязывают с  его возрастом. Чем ребёнок старше, тем больше карманных денег ему  можно выдавать. В Германии же вообще размер выдаваемой родителями суммы  детям закреплён почти на законодательном  уровне. Пока малышу не исполнилось  шести лет, он получает 50 центов в  неделю, после семи лет – 1,5-2 евро, в десять лет – 10-12 евро, а с 13 лет  – 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 лет  в неделю. Такие нормы рекомендуются  родителям для эффективного приучения  детей к управлению финансами.

Показать ребенку, как  следует распределять имеющиеся  средства можно например так: пусть он заведёт несколько сундучков-коробочек, в которые будет раскладывать своё финансовое богатство, и напишет на них, для чего предназначен каждый. Например, в одном будет храниться запас денег для накопления на желаемую игрушку, другой будет предназначаться для текущих трат на сладости, третий – благотворительный фонд, например покупки косточки дворовой собачке. Если сундучок будет с замочком и ключиком, то для детей такой алгоритм планирования финансов будет восприниматься, как прямая занимательная игра.

Из других рекомендаций также можно посоветовать родителям  проводить учёт коммунальных услуг  вместе с ребёнком, ознакомить его  со всеми крайностями данной процедуры  и затем давать ему самостоятельно проводить все расчёты (конечно  же под контролем).

Следует также ещё с  детских лет ознакомить детей  с сущностью кредита, объяснить  всю его опасность и серьёзность.

Очень важно объяснить  ребёнку ценность денег, рассказать, что деньги есть часть семейного  бюджета и чтобы их заработать необходимо потратить время и энергию. Только тогда у ребёнка сформируется адекватное отношение к деньгам

Владение финансовыми  знаниями во многом может определить судьбу ребёнка. Даже не ставя цели сделать из сына или дочери миллионера, можно принести им немалую пользу. Обладая этими знаниями, молодой  человек будет чувствовать себя гораздо увереннее при вхождении  во взрослую жизнь. И, конечно, сможет избежать целого ряда финансовых ошибок, совершаемых  большинством людей.

Однако бытовых экономических  знаний недостаточно, к тому же они  иногда оказываются ошибочными и  искаженными. В этой связи усиливается  значимость проблемы экономического образования  детей в школе.

Учитывая психолого-физиологические  особенности детей младшего школьного  возраста, считается нецелесообразным преподавать экономику в начальной  школе как самостоятельную дисциплину. Познание же отдельных экономических  явлений и процессов в этом возрасте возможно и необходимо.

Существенная особенность  экономического образования детей  младшего школьного возраста — интегративный  подход к организации учебно-воспитательного  процесса, т.е. экономические знания рассматриваются как компонент учебных дисциплин “Человек и мир” (раздел “Человек и общество”), “Математика” и др.

Практика показывает, что ориентация в финансовых вопросах невозможна без  знаний и опыта, приобретенных в  детстве. Не только слова, но и обстоятельства должны прививать понятия о том, как зарабатывать и ценить деньги. Семейный бюджет, финансовое положение  семьи не должны быть тайной для  ребенка. В обсуждениях семейного  бюджета дети могут принимать  участие с 6—7 лет.

Во-первых, ребенок приобретает  полезный жизненный навык.

Во-вторых, он учится сопоставлять возможности  семьи со своими потребностями.

В-третьих, ребенок ощущает за собой  право голоса в решении семейных финансовых проблем.

Как показала экспериментальная работа, активизация интереса детей к  экономическим явлениям способствуют задания поискового характера, а  также многообразные формы организации  совместной деятельности детей и  взрослых. Включение учащихся в деятельность обеспечивает их знакомство с реальной жизнью, вырабатывает умения пользоваться знаниями как результатом собственного опыта.[15]

Опыт работы подтверждает реальность ознакомления детей младшего школьного  возраста с экономическими явлениями. Необходимо учитывать заинтересованность ребенка в знакомстве с экономикой, о чем свидетельствует его  терминологическая осведомленность (знание некоторых экономических  терминов). Развитие экономического кругозора  учащихся проявляется не только в  расширении словарного запаса и усвоении новых экономических понятий, но и в качественных изменениях, т.е. в накоплении существенных признаков, характеризующих их.

Систематическая работа в данном направлении  способствует усвоению детьми понятийного  аппарата и развитию экономического кругозора.

 

2.2 Взаимодействие школы и семьи

Исследования на тематику: „Развитие экономических взглядов у младших школьников“ достаточно молодо и развивается не во всех регионах нашей страны. Но его зачатки  являются значительным прорывом в развитии отечественной экономической науки. В нашем регионе (Брестская область) целенаправленное внимание данной теме особенно уделяется в Чернавчицкой и Скоковской средних школах, а также в некоторых школах города Бреста. Здесь проводятся разноветвлённые исследования с детьми младших классов и их родителями, которые структурируют современную теорию воспитательного процесса, особое место в котором занимает развитие экономических взглядов у детей. На основе данных исследований составлено учебное пособие: „Ориентир“ для работы в подготовительных, первых, вторых и третьих классах. Методике экономического воспитания здесь посвящена отдельная глава: „Экономическая азбука“.

В данном учебном пособии  имеются некоторые материалы, связанные  со взаимодействием школы и семьи, в частности мероприятия, где родители принимают активное участие в воспитательной работе наряду с преподавателями. Ниже приведены некоторые программы таких мероприятий:

Кто что делает

Задачи: обогащать знания детей о профессиональной деятельности родителей, ее пользе и необходимости; воспитывать уважение к труду людей в процессе знакомства с профессиями родителей.

Информация о работе Развитие экономических взглядов у младших школьников