Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:45, курсовая работа
Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Цель исследования: обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников. Задачи исследования:
-охарактеризовать современное состояние проблемы развития экономических взглядов у младших школьников;
-выявить и теоретически обосновать сущность и структуру формирования основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3
1.1 Экономическое воспитание учащихся как система 3
1.2 Экономическая культура младших школьников 5
2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ У ШКОЛЬНИКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 8
2.1 Состояние вопроса в практике 8
2.2 Взаимодействие школы и семьи 11
2.3 Развитие экономической культуры в образовательном процессе 16
2.4 Игра, как форма проведения урока 21
заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Наконец, важнейшей предпосылкой и условием экономического образования является то, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, что и позволяет в конечном итоге приступить к серьезному и последовательному изучению сложных для ребенка экономических явлений. Это обстоятельство также заставляет использовать собственный и конкретный опыт и игры в процессе экономического обучения[13].
Ребенок начинает изучать экономические понятия, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны экономических явлений и процессов к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться научные экономические понятия (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его личного экономического опыта вне целенаправленного обучения). Критерием овладения тем или иным экономическим понятием является умение им оперировать[14].
Аналитическая деятельность
младшего школьника, как известно, развивается
в направлении от наглядно-действенного
к абстрактно-умственному
Таким образом, формирование основ экономической культуры, как качественной характеристики личности, показывающей уровень сформированности экономических знаний, умений и навыков практической экономической деятельности, развитость экономического мышления и сознания, вполне может быть реализована в младшем школьном возрасте, так как отвечает всем необходимым психолого-педагогическим параметрам данного возраста.
2.4 Игра, как форма проведения урока
В современных условиях
непрерывное экономическое
Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры [9].
Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике.
В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.
Одной из форм познавательно-игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие.
Обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с окружающим миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности.
Новые образовательные
задачи, в том числе и экономические,
решаются через математическую, экологическую,
художественную и другие виды детской
деятельности через создание и решение
проблемных задач, ситуаций, вопросов.
Прежде всего, следует учитывать, что
игра как средство общения, обучения
и накопления жизненного опыта является
сложным социокультурным
В процессе игры:
Значение игры невозможно
исчерпать и оценить
Игра-школа профессиональной
и семейной жизни – школа человеческих
отношений. Но от обычной школы она
отличается тем, что человек, обучаясь
в ходе игры, и не подозревает
о том, что чему-то учиться. В игре
нет легко опознаваемого
Урок, проводимый в игровой форме, требует определённых правил.
1. Предварительная подготовка.
Надо обсудить круг вопросов
и форму проведения. Должны быть
заранее распределены роли. Это
стимулирует познавательную
2. Обязательные атрибуты
игры: оформление, карта, соответствующая
перестановка мебели, что создает
новизну, эффект неожиданности
и будет способствовать
3. Обязательная констатация результата игры.
4. Компетентное жюри.
5. Обязательные игровые моменты необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.
Одна из форм проведения урока – это деловая игра. Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Такое обучение помогает формировать навыки сотрудничества, воспитывает ответственность за качество выполненной работы, формирует умение делать выбор.
Значительное место в
обучении экономике отводится сказке.
Народные сказки, вобравшие вековой
экономический опыт народа, используются
для воспитания таких “экономических”
качеств личности, как трудолюбие,
бережливость, практичность. В них
экономическое содержание развёртывается
перед детьми в виде проблемных ситуаций,
разрешение которых развивает логику,
нестандартность и
Включаясь в решение сюжетной задачи, ребёнок открывает для себя экономическую сферу социальной жизни людей.
Кроме уроков в игровой форме можно использовать отдельные игровые моменты, например игра «Кто больше?». На отдельных карточках записаны определения, каждое из которых имеет номер. Количество карточек должно быть на 3-4 больше количества детей в классе. Карточки раскладываются на все столы в классе. Задача учеников состоит в том, чтобы за 5-7 минут, передвигаясь по классу, садясь на свободные места, ответить на наибольшее количество вопросов.
При контроле за уровнем усвоения материала, особенно во 2 классе, рекомендуется использовать вопросы, требующие ответа «да», «нет», «+», «-». Например:
Самостоятельная игра по теме «Деньги», где основными вопросами являются:
Всегда ли можно расходовать деньги на то, что хочется?
Всегда ли деньги находятся в движении?
Нужно ли платить налоги?
Можно ли купить за деньги здоровье, дружбу, уважение?
Главное – в каждом уроке должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
Использование таких подходов в работе позволили добиться неплохих результатов. При проведении исследования «Мое отношение к учению» у выпускников начальной школы выяснилось, что отрицательного или крайне отрицательного отношения к данному предмету нет ни у одного ученика. У всех обучающихся активно-положительное или положительное отношение к предмету. Качественная успеваемость составила 87-100% [15].
заключение
Таким образом, экономическое
воспитание в младшем школьном возрасте
при условии эффективного педагогического
руководства является фундаментом
для осуществления
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Развитие экономических взглядов у младших школьников