Развитие экономических взглядов у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Цель исследования: обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников. Задачи исследования:
-охарактеризовать современное состояние проблемы развития экономических взглядов у младших школьников;
-выявить и теоретически обосновать сущность и структуру формирования основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3
1.1 Экономическое воспитание учащихся как система 3
1.2 Экономическая культура младших школьников 5
2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ У ШКОЛЬНИКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 8
2.1 Состояние вопроса в практике 8
2.2 Взаимодействие школы и семьи 11
2.3 Развитие экономической культуры в образовательном процессе 16
2.4 Игра, как форма проведения урока 21
заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 81.34 Кб (Скачать файл)

Наконец, важнейшей предпосылкой и условием экономического образования  является то, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в  произвольные, регулируемые процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными  категориями, опираясь при этом на наглядные  свойства и качества конкретных предметов  и явлений, что и позволяет  в конечном итоге приступить к  серьезному и последовательному  изучению сложных для ребенка  экономических явлений. Это обстоятельство также заставляет использовать собственный  и конкретный опыт и игры в процессе экономического обучения[13].

Ребенок начинает изучать  экономические понятия, обладая  конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход  от познания внешней стороны экономических  явлений и процессов к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить  первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка  постепенно начинают формироваться научные экономические понятия (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его личного экономического опыта вне целенаправленного обучения). Критерием овладения тем или иным экономическим понятием является умение им оперировать[14].

Аналитическая деятельность младшего школьника, как известно, развивается  в направлении от наглядно-действенного к абстрактно-умственному анализу; от анализа отдельного предмета, явления  к анализу связей и отношений  между предметами и явлениями. Последнее  есть необходимая предпосылка понимания  школьниками экономических процессов и явлений окружающей жизни. Чтобы ребенок понял новое экономическое понятие, учитель должен в процессе обучения создать такие условия, при которых ребенок сможет соотнести данное понятие с уже изученным, включить его в системы.

Таким образом, формирование основ экономической культуры, как  качественной характеристики личности, показывающей уровень сформированности экономических знаний, умений и навыков практической экономической деятельности, развитость экономического мышления и сознания, вполне может быть реализована в младшем школьном возрасте, так как отвечает всем необходимым психолого-педагогическим параметрам данного возраста.

2.4 Игра, как форма проведения урока

В современных условиях непрерывное экономическое образование  и воспитание необходимо начинать именно с начальных классов. Процесс  экономического воспитания реализуется  через различные формы его  организации.

Главное – говорить ребёнку  о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма  обучения экономике в начальных  классах – игра. Именно через  игру ребёнок осваивает и познаёт  мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры [9].

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят  трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике.

В сюжетно-дидактических  играх моделируются реальные жизненные  ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции  и др. Соединение учебно-игровой  и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных  экономических знаний.

Одной из форм познавательно-игровой  деятельности является комплексно-тематическое занятие.

Обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с  окружающим миром. Это даёт возможность  интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности.

Новые образовательные  задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской  деятельности через создание и решение  проблемных задач, ситуаций, вопросов. Прежде всего, следует учитывать, что  игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

В процессе игры:

  1. осваиваются правила поведения и роли социальной группы, переносимые затем в “большую” жизнь;
  2. рассматриваются возможности самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
  3. приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  4. накапливаются культурные традиции, внесённые в игру участниками, учителями, привлечёнными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учениками [8].

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными  возможностями. В том и состоит  её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти  в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений  и проявлений в труде.

Игра-школа профессиональной и семейной жизни – школа человеческих отношений. Но от обычной школы она  отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает  о том, что чему-то учиться. В игре нет легко опознаваемого источника  знаний, нет обучаемого лица. Процесс  обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов  друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна  и желанна [15].

Урок, проводимый в игровой  форме, требует определённых правил.

1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов  и форму проведения. Должны быть  заранее распределены роли. Это  стимулирует познавательную деятельность.

2. Обязательные атрибуты  игры: оформление, карта, соответствующая  перестановка мебели, что создает  новизну, эффект неожиданности  и будет способствовать повышению  эмоционального фона урока.

3. Обязательная констатация  результата игры.

4. Компетентное жюри.

5. Обязательные игровые  моменты необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.

Одна из форм проведения урока – это деловая игра. Деловая  игра предполагает воспроизведение  некоторой действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей  ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Такое обучение помогает формировать навыки сотрудничества, воспитывает ответственность за качество выполненной работы, формирует  умение делать выбор.

Значительное место в  обучении экономике отводится сказке. Народные сказки, вобравшие вековой  экономический опыт народа, используются для воспитания таких “экономических”  качеств личности, как трудолюбие, бережливость, практичность. В них  экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность  мышления [19].

Включаясь в решение  сюжетной задачи, ребёнок открывает  для себя экономическую сферу  социальной жизни людей.

Кроме уроков в игровой  форме можно использовать отдельные  игровые моменты, например игра «Кто больше?». На отдельных карточках  записаны определения, каждое из которых  имеет номер. Количество карточек должно быть на 3-4 больше количества детей  в классе. Карточки раскладываются на все столы в классе. Задача учеников состоит в том, чтобы  за 5-7 минут, передвигаясь по классу, садясь на свободные места, ответить на наибольшее количество вопросов.

При контроле за уровнем  усвоения материала, особенно во 2 классе, рекомендуется использовать вопросы, требующие ответа «да», «нет», «+», «-». Например:

Самостоятельная игра по теме «Деньги», где основными вопросами  являются:

Всегда ли можно расходовать  деньги на то, что хочется?

Всегда ли деньги находятся  в движении?

Нужно ли платить налоги?

Можно ли купить за деньги здоровье, дружбу, уважение?

Главное – в каждом уроке  должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить  удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.

Использование таких подходов в работе позволили добиться неплохих результатов. При проведении исследования «Мое отношение к учению» у  выпускников начальной школы  выяснилось, что отрицательного или  крайне отрицательного отношения к данному предмету нет ни у одного ученика. У всех обучающихся активно-положительное или положительное отношение к предмету. Качественная успеваемость составила 87-100% [15].

заключение

Таким образом, экономическое  воспитание в младшем школьном возрасте при условии эффективного педагогического  руководства является фундаментом  для осуществления экономического воспитания в последующие возрастные периоды. Приобретенные учащимися  в начальной школе экономические  знания и умения, позволявшие рационально  решать познавательные и практические задачи, являются необходимой основой  для дальнейшего развития экономического образования и воспитания детей  на последующих ступенях обучения.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аменд, А. Ф., Васильев, Ю. К., Вульфов Б. З. Экономическое воспитание учащихся. М., 2008
  2. Батько, А.В. Быть настоящим хозяином. Методические рекомендации по экономическому воспитанию школьников // Народная асвета – 2003 – №10. – с. 59-66
  3. Воспитание. Подготовительный класс: учеб.-метод пособие для учителей и воспитателей / М.П. Осипова [и др.] ; под ред. М. П. Осиповой. – Минск: ИП «Экоперспектива», 2000. – 336 с.
  4. Воспитание. Первый класс: пособие для педагогов / М.П. Осипова [и др.]; под ред. М.П. Осиповой. – Минск: Интерпресссервис; Экоперспектива, 2002. – 431 с.
  5. Воспитание. Второй класс: пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня / М.П. Осипова [и др.]; под ред. М.П. Осиповой. – Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003. – 416 с.
  6. Воспитание. Третий класс : пособие для учителей начальных классов, воспитателей, студентов пед. учеб. заведений / М.П. Осипова [и др.]; под ред. М.П. Осиповой. – Минск : Книжный Дом; Экоперспектива, 2004. – 487 с.
  7. В стране Экономика: [Сценарии] / Ред. – сост. Л.И. Жук. – Мн.: Красико-Принт, 2001. – 127 с. – (Праздник в школе)
  8. Глебова Г.Д. Экономическое воспитание школьников: Материал в помощь лектору. – Мн.: 1988. – 20 с.
  9. Землянская, Е Учебные проекты в экономической подготовке школьников / Елена Землянская // Народное образование. – 2006. - №1. С. 163-171. – Табл.
  10. Копейка рубль бережёт / ред. – сост. Л.И. Жук. – Мн.: Красико-Принт, 2009. – 126 с. – (Праздник в школе)
  11. Мельничук И.А., Панасевич З.М. Педагогические системы и технологии: практический аспект : учеб.-метод пособие. – Брест : Изд-во БрГУ, 2006. – 60 с.
  12. Мельничук И.А. Педагогика : учеб.-метод пособие для студ. псих.-пед. фак. : в 3 ч. – Брест : Изд-во БрГУ, 2007. – 73 с. – Ч. 2.
  13. Мельничук И.А., Шурпан О.В. Педагогика : учеб.-метод пособие для студ. псих.-пед. фак. : в 3 ч. – Брест : Изд-во БрГУ, 2006. – 183 с. – Ч. 1.
  14. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13-15/2000 год.
  15. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19-20/2002 год.
  16. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  17. Осіпава, Марыя Пятроўна, Мельнічук Ірына Аляксандраўна Эканамічнае выхаванне малодшых школьнікаў: Вучэбна-метадычныя данныя для настаўнікаў. – Мн.: Народная асвета, 1998. – 100 с.
  18. Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: теоретико-методические основы / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. - Брест : БрГУ, 2012. - 133 с.
  19. Петров, К Экономическая игра как творческая форма социализации / К. Петров // Воспитание школьников. – 2005. - №3 – с. 15-20
  20. Педагогика и психология семейного воспитания / М.П. Осипова [и др.] ; под ред. М.П. Осиповой, А.А. Горбацкого. – Брест : Изд-во БрГУ, 2004. – 311 с.
  21. Педагогика и психология семейного воспитания / М. П. Осипова [и др.] ; под ред. М. П. Осиповой. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008. - 360 с.
  22. Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов общеобр. учр. / М.П. Осипова [и др.] ; под общ. ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима. – Минск: Экоперспектива, 2003. – 480 с.
  23. Сасова, Ирина Абрамовна, Аменд, Александр Филипович Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В.К. Розова. – М.: Просвещение, 1998. – 190 с.
  24. Ткачук А.М. История, теория и методика культурно-просветительской деятельности: учеб-метод пособие. – Брест: Изд-во БрГУ, 2006. – 162 с.
  25. Фирсов Е.Г “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.

Информация о работе Развитие экономических взглядов у младших школьников