Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:45, курсовая работа
Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Цель исследования: обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников. Задачи исследования:
-охарактеризовать современное состояние проблемы развития экономических взглядов у младших школьников;
-выявить и теоретически обосновать сущность и структуру формирования основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3
1.1 Экономическое воспитание учащихся как система 3
1.2 Экономическая культура младших школьников 5
2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ У ШКОЛЬНИКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 8
2.1 Состояние вопроса в практике 8
2.2 Взаимодействие школы и семьи 11
2.3 Развитие экономической культуры в образовательном процессе 16
2.4 Игра, как форма проведения урока 21
заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Подготовительная
работа. Учитель вместе с детьми
планирует встречу с
Родителям рекомендуется прочитать детям произведения С. Михалкова "Что у вас?"; С. Маршака "Какого цвета ремесла?"; Дж. Родари "Чем пахнут ремесла?"; Ю. Тувима "Все для всех"; Г. Юрмина "Что внутри?", "Все работы хороши, выбирай на вкус" и др.
Родители организуют выставку изделий, которые производят на предприятиях, где они работают, некоторых инструментов; при возможности готовят подарки-сюрпризы для детей класса.
Каждый из родителей готовит краткий рассказ о своей профессии.
Учитель координирует выступления родителей.
Задания для детей к рассказу-эстафете: а) сообщить родителям в устной или письменной форме о дне участия в рассказе-эстафете; б) оформить помещение к приему гостей.
Примерные этапы рассказа-эстафеты
Рассказ-эстафета проводится по этапам (в течение нескольких дней).
Первый день. Учитель организует с детьми игру "Ответь". Предлагается ответить на вопросы. Например: Кто в воздухе смело водит самолет? (Летчик.) Кто днем и ночью ведет электровоз? (Машинист.) Кто шьет одежду для нас? (Швея.) Кто производит ткани и ковры? (Ткачиха.) Кто приносит нам письма, газеты и журналы? (Почтальон.)
Эстафету дети передают родителям, которые увлекательно рассказывают о своих профессиях.
Второй день. Родители рассказывают о своих профессиях, а также передают эстафету детям, принимающим участие в различных конкурсах, во время которых они определяют по рисункам и фотоиллюстрациям людей разных профессий, их место работы и т.п. Например: токарь работает на заводе, кондитер – на кондитерской фабрике, почтальон – на почте и т.д.
Подобным образом организуется работа в последующие дни, т.е. рассказы родителей сочетаются с деятельностью детей.
Третий день. Игра "Кому что?" Вывешиваются картины, иллюстрации, на которых изображены люди разных профессий. Дети получают карточки с нарисованными орудиями труда. Учитель спрашивает: Кому что нужно для труда? Дети показывают соответствующую карточку и рассказывают, что они знают о той или иной профессии.
Четвертый день. Игра "Чем работать?" Дети стоят полукругом. Ведущий бросает одному из них мяч и называет профессию. Отбрасывая мяч ведущему, игрок перечисляет соответствующие этой профессии инструменты.
Организуется игра "Кто нас обслуживает?" Учитель или один из родителей просит детей назвать профессии, которые связаны с: а) изготовлением одежды; б) производством хлеба; в) приготовлением пищи в столовой; г) обслуживанием в магазинах, аптеках, больницах; д) ремонтом водопровода, электросети; е) обучением и воспитанием детей и т.п.
Советы организаторам
1. Постарайтесь
привлечь к делу всех
2. Рассказ-эстафету нацельте не только на ознакомление с профессиями, но и на знакомство с конкретными людьми: мамами, папами детей, что способствует возникновению у ребят гордости за свою семью, самоутверждению ребенка в коллективе благодаря уважению к его родителям.
3. Не растягивайте
дело на длительный период, проведите
его компактно: каждый день
по 15-20 мин в течение недели. Пусть
у детей ежедневно будет
4. Обсудите с детьми, что им понравилось на встречах с родителями, что можно было сделать лучше. Учите их самоанализу, самооценке своей деятельности.
Мои обязанности дома
Задачи: выявить
круг домашних обязанностей детей, степень
их вовлеченности в работу по дому;
воспитывать интерес к
Подготовительная работа. По договоренности с родителями детям дается задание составить (раскрасить, наклеить картинки и т.п.) своеобразный "паспорт полезных дел" в виде книжки-малышки, на каждой странице которой записывается одно дело.
Книжка-малышка рассчитана на четыре года обучения ребенка в начальной школе.
Каждая страница оформляется с помощью всей семьи, причем количество постоянных обязанностей детей постепенно увеличивается (уборка помещения, мытье посуды, стирка, покупка продуктов, уход за домашними животными, за растениями, работа на садово-огородном участке и т.п.).
Примерные этапы КТД
Первый этап. Каждый ребенок подсчитывает по страницам количество своих обязанностей и "докладывает" "совету дела".
Второй этап. Подсчитывается количество дел (обязанностей) в микроколлективе, что вызывает у детей восхищение от внушительной цифры.
Третий этап. По количеству дел выдается число стандартных карточек. Например, если дела микроколлектива составили цифру 21, то он (4-5 человек) получает карточку размером 15 х 20 см определенного цвета: желтого, красного, зеленого, голубого и т.п.
Представители от микроколлективов поочередно (начинают с большего количества карточек) делают "дорожку" из карточек (расстояние между карточками – 10 см).
Дети становятся в шеренгу рядом с "дорожкой" и сравнивают, что длиннее - "дорожка" или шеренга.
Четвертый этап. На отдельные карточки "дорожки" выставляются фишки, которые обозначают то или иное дело (надпись сделать заранее, например "чистка обуви" и др.). Дети по команде двигаются вдоль дорожки и по условному сигналу останавливаются. Тот, кто остановился напротив фишки, рассказывает, как он выполняет ту или иную обязанность. Если названное дело в его "паспорте" не значится, его заменяет кто-либо из микроколлектива. Таким образом выясняется суть всевозможных домашних обязанностей.
Пятый этап. Предполагается свободное общение. Дети и взрослые рассматривают "паспорта полезных дел", их оформление; дети рассказывают о том, как выполняют домашние обязанности.
Советы организаторам
1. Постарайтесь
привлечь внимание родителей
и детей к выполнению
2. Подобные КТД проводите не реже двух - трех раз в год.
3. Очень внимательно
отнеситесь к детям, у которых
нет домашних обязанностей; помогите
им осознать необходимость
4 Тщательно проконсультируйте родителей по вопросам методики привлечения детей к домашней работе.
У нас все в порядке — книги и тетрадки…
Задачи: воспитывать у детей аккуратность, организованность в работе; дать представление о таких понятиях, как рабочее место, дисциплина, продуктивность труда школьника, порядок.
Подготовительная работа. Учитель (родители) договаривается с работниками библиотеки, столовой, медицинского кабинета и т.д. о их встрече с детьми на своих рабочих местах; обсуждает с ними вопрос о том, что они расскажут детям о своей профессии, о собственности, которой распоряжаются (книги, инструменты, предметы и т.п.).
Дети приводят в порядок школьные принадлежности, готовятся к игре, приглашают родителей.
Примерные этапы игры-упражнения
Первый этап. Организуется экскурсия в библиотеку (медицинский кабинет, столовую и др.), где дети знакомятся с работой людей разных профессий, изучают предметы, которые находятся в кабинетах, области их применения и т.п. Учитель знакомит детей с понятием "имущество" (библиотеки, столовой, медицинского кабинета и др.).
Второй этап. После возвращения в класс организуется игра "Посчитай". Каждый микроколлектив считает предметы в классной комнате. Учитель говорит детям, что все это — школьная собственность, к которой следует относиться бережно.
Третий этап. Микроколлективы под руководством учителя готовят сценки-миниатюры "На уроке", "На отдыхе", "На беседе", "В игре" и т.п. (без словесного сопровождения). Зрители должны оценить аккуратность "актеров" (как расставлены предметы, нет ли чего лишнего и т.п.).
Выясняется сущность понятия "порядок" (каждая вещь находится на своем месте).
Четвертый этап. Учитель проводит с детьми беседу о профессиях людей. Организуется игра "Поднимаемся по лестнице". Ступеньки лестницы – карточки с изображениями людей на рабочих местах (хирург, аптекарь, токарь и др.).
Учитель подводит детей к мысли, что для организованной работы на рабочем месте на нем должен быть порядок. От этого зависит продуктивность труда не только взрослого человека (у токаря увеличивается количество и качество деталей, у хирурга – качество операции и т.п.), но и школьника (красивее напишет тот, у кого и тетрадь и ручка на месте).
Дети хором повторяют: продуктивность – это больший и лучший результат. Приводятся примеры: букв написано больше и они красивее – это продуктивная работа; она во многом зависит от порядка на парте.
Повторяются правила расположения учебных принадлежностей на парте – ручки, карандаша, тетради, учебника и др.
Дети хором читают содержание плаката "Содержи в порядке свое рабочее место".
1. На рабочем месте не держи ничего лишнего.
2. Необходимые
для работы вещи всегда
3. По окончании работы все разложи на свои места.
"Совет дела" оформляет в книжке-малышке "Азбука бережливости" новую страницу – "Порядок время бережет".
Советы организаторам
1. Игру рассредоточьте
на несколько дней
2. Не перегружайте
детей информацией, но и не
отказывайтесь от употребления
таких терминов, как профессия,
рабочее место, продуктивность
труда, школьная собственность,
3. Приучайте детей
к порядку с первого дня
их пребывания в школе. Лучше
использовать не словесные
4. Проблему воспитания
у детей таких качеств, как
бережливость, организованность, решайте
только совместно с родителями,
согласуйте с ними общую
Подсчитаем
Задачи: формировать
представления о стоимости
Подготовительная работа. Учитель заранее готовит серию вопросов, знакомит с ними детей и дает задание вместе с родителями попытаться найти ответы на некоторые из них.
Вопросы помещаются в "Уголке для родителей", чтобы обратить их внимание на то, что дети готовятся к практикуму.
Примерные этапы практикума
Первый этап. Дети становятся в круг. Учитель задает вопросы всем детям по очереди: Сколько предметов ты изучаешь в школе? Сколько у тебя тетрадей? Сколько дней в неделе отдыхаешь? Сколько стоит булочка в школьном буфете? Сколько стоит порция мороженого? и т.п. Игрок, давший правильный ответ, становится в середину круга, тот, кто не смог ответить, остается на месте, а учитель спрашивает следующего игрока...
Второй этап. Микроколлективы готовят в тайне по одному вопросу "Сколько?" и задают их друг другу (по "цепочке", перекрестным способом и т.п.).
Советы организаторам
1. Практикум рекомендуется для учебной и внеучебной деятельности.
2. Обратите внимание родителей на то, чтобы они постоянно рассказывали детям о том, что сколько стоит, как та или иная покупка отражается на бюджете семьи.
Домашнее хозяйство
Задача: формировать представления детей о домашнем хозяйстве.
Подготовительная работа. Учитель заготавливает серию карточек, на которых изображены предметы быта (мебель, посуда, проигрыватель и т.п.).
Детям дается задание:
дома с родителями вместе обсудить,
какие полезные предметы постоянного
пользования имеются в
Примерные этапы практикума
Первый этап. Каждый ребенок получает карточку размером 30x30 см.
Учитель показывает свою карточку с изображением предметов домашнего хозяйства, а каждый из детей на своей карточке должен написать в столбик первую букву слова (мебель – м; шкаф – ш и т.д.), обозначающего вещь (предмет), если она имеется в его квартире.
Второй этап. Предполагается свободное общение детей в микроколлективах. Они сравнивают буквы, написанные на карточках, обсуждают предметы быта и т.п.
Третий этап. Учитель проводит с детьми краткую беседу о назначении вещей, их стоимости, бережном отношении к предметам.
Выясняется сущность термина "домашнее хозяйство". Все предметы обихода (быта), находящиеся в квартире (доме), – это домашнее хозяйство.
Какое это хозяйство, зависит от хозяев. Хорошие хозяева умело подбирают предметы в квартиру, бережно к ним относятся. В такой квартире жить удобно и приятно.
Четвертый этап. Конкурс "Хозяева класса". Каждый микроколлектив в тайне друг от друга обсуждает, как сделать помещение классной комнаты уютнее, красивее, удобнее и т.п. Определяется лучшее предложение.
Советы организаторам
1. Организуйте подобные
Информация о работе Развитие экономических взглядов у младших школьников