Развитие экономических взглядов у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Цель исследования: обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников. Задачи исследования:
-охарактеризовать современное состояние проблемы развития экономических взглядов у младших школьников;
-выявить и теоретически обосновать сущность и структуру формирования основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3
1.1 Экономическое воспитание учащихся как система 3
1.2 Экономическая культура младших школьников 5
2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ У ШКОЛЬНИКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 8
2.1 Состояние вопроса в практике 8
2.2 Взаимодействие школы и семьи 11
2.3 Развитие экономической культуры в образовательном процессе 16
2.4 Игра, как форма проведения урока 21
заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 81.34 Кб (Скачать файл)

Подготовительная  работа. Учитель вместе с детьми планирует встречу с родителями, цель которой – ознакомление шестилеток с профессиями отцов, матерей  и других членов семьи; договаривается с родителями о проведении по этапам рассказа-эстафеты "Кто что делает".

Родителям рекомендуется  прочитать детям произведения С. Михалкова "Что у вас?"; С. Маршака "Какого цвета ремесла?"; Дж. Родари "Чем пахнут ремесла?"; Ю. Тувима "Все для всех"; Г. Юрмина "Что внутри?", "Все работы хороши, выбирай на вкус" и др.

Родители организуют выставку изделий, которые производят на предприятиях, где они работают, некоторых инструментов; при возможности  готовят подарки-сюрпризы для детей  класса.

Каждый из родителей  готовит краткий рассказ о  своей профессии.

Учитель координирует выступления родителей.

Задания для детей  к рассказу-эстафете: а) сообщить родителям  в устной или письменной форме о дне участия в рассказе-эстафете; б) оформить помещение к приему гостей.

Примерные этапы рассказа-эстафеты

Рассказ-эстафета проводится по этапам (в течение нескольких дней).

Первый  день. Учитель организует с детьми игру "Ответь". Предлагается ответить на вопросы. Например: Кто в воздухе смело водит самолет? (Летчик.) Кто днем и ночью ведет электровоз? (Машинист.) Кто шьет одежду для нас? (Швея.) Кто производит ткани и ковры? (Ткачиха.) Кто приносит нам письма, газеты и журналы? (Почтальон.)

Эстафету дети передают родителям, которые увлекательно рассказывают о своих профессиях.

Второй день. Родители рассказывают о своих профессиях, а также передают эстафету детям, принимающим участие в различных конкурсах, во время которых они определяют по рисункам и фотоиллюстрациям людей разных профессий, их место работы и т.п. Например: токарь работает на заводе, кондитер – на кондитерской фабрике, почтальон – на почте и т.д.

Подобным образом  организуется работа в последующие  дни, т.е. рассказы родителей сочетаются с деятельностью детей.

Третий день. Игра "Кому что?" Вывешиваются картины, иллюстрации, на которых изображены люди разных профессий. Дети получают карточки с нарисованными орудиями труда. Учитель спрашивает: Кому что нужно для труда? Дети показывают соответствующую карточку и рассказывают, что они знают о той или иной профессии.

Четвертый день. Игра "Чем работать?" Дети стоят полукругом. Ведущий бросает одному из них мяч и называет профессию. Отбрасывая мяч ведущему, игрок перечисляет соответствующие этой профессии инструменты.

Организуется  игра "Кто нас обслуживает?" Учитель или один из родителей  просит детей назвать профессии, которые связаны с: а) изготовлением одежды; б) производством хлеба; в) приготовлением пищи в столовой; г) обслуживанием в магазинах, аптеках, больницах; д) ремонтом водопровода, электросети; е) обучением и воспитанием детей и т.п.

Советы организаторам

1. Постарайтесь  привлечь к делу всех родителей,  что создаст радостное настроение  у каждого из детей.

2. Рассказ-эстафету нацельте не только на ознакомление с профессиями, но и на знакомство с конкретными людьми: мамами, папами детей, что способствует возникновению у ребят гордости за свою семью, самоутверждению ребенка в коллективе благодаря уважению к его родителям.

3. Не растягивайте  дело на длительный период, проведите  его компактно: каждый день  по 15-20 мин в течение недели. Пусть  у детей ежедневно будет праздник  от общения с родителями.

4. Обсудите с  детьми, что им понравилось на  встречах с родителями, что можно  было сделать лучше. Учите их  самоанализу, самооценке своей  деятельности.

Мои обязанности  дома

Задачи: выявить  круг домашних обязанностей детей, степень  их вовлеченности в работу по дому; воспитывать интерес к выполнению домашних обязанностей.

Подготовительная  работа. По договоренности с родителями детям дается задание составить (раскрасить, наклеить картинки и т.п.) своеобразный "паспорт полезных дел" в виде книжки-малышки, на каждой странице которой записывается одно дело.

Книжка-малышка  рассчитана на четыре года обучения ребенка в начальной школе.

Каждая страница оформляется с помощью всей семьи, причем количество постоянных обязанностей детей постепенно увеличивается (уборка помещения, мытье посуды, стирка, покупка  продуктов, уход за домашними животными, за растениями, работа на садово-огородном  участке и т.п.).

Примерные этапы  КТД

Первый этап. Каждый ребенок подсчитывает по страницам количество своих обязанностей и "докладывает" "совету дела".

Второй этап. Подсчитывается количество дел (обязанностей) в микроколлективе, что вызывает у детей восхищение от внушительной цифры.

Третий этап. По количеству дел выдается число стандартных карточек. Например, если дела микроколлектива составили цифру 21, то он (4-5 человек) получает карточку размером 15 х 20 см определенного цвета: желтого, красного, зеленого, голубого и т.п.

Представители от микроколлективов поочередно (начинают с большего количества карточек) делают "дорожку" из карточек (расстояние между карточками – 10 см).

Дети становятся в шеренгу рядом с "дорожкой" и сравнивают, что длиннее - "дорожка" или шеренга.

Четвертый этап. На отдельные карточки "дорожки" выставляются фишки, которые обозначают то или иное дело (надпись сделать заранее, например "чистка обуви" и др.). Дети по команде двигаются вдоль дорожки и по условному сигналу останавливаются. Тот, кто остановился напротив фишки, рассказывает, как он выполняет ту или иную обязанность. Если названное дело в его "паспорте" не значится, его заменяет кто-либо из микроколлектива. Таким образом выясняется суть всевозможных домашних обязанностей.

Пятый этап. Предполагается свободное общение. Дети и взрослые рассматривают "паспорта полезных дел", их оформление; дети рассказывают о том, как выполняют домашние обязанности.

Советы организаторам

1. Постарайтесь  привлечь внимание родителей  и детей к выполнению последними домашних обязанностей.

2. Подобные КТД проводите не реже двух - трех раз в год.

3. Очень внимательно  отнеситесь к детям, у которых  нет домашних обязанностей; помогите  им осознать необходимость этой  работы.

4 Тщательно проконсультируйте  родителей по вопросам методики привлечения детей к домашней работе.

У нас  все в порядке — книги и  тетрадки…

Задачи: воспитывать у детей аккуратность, организованность в работе; дать представление о таких понятиях, как рабочее место, дисциплина, продуктивность труда школьника, порядок.

Подготовительная работа. Учитель (родители) договаривается с работниками библиотеки, столовой, медицинского кабинета и т.д. о их встрече с детьми на своих рабочих местах; обсуждает с ними вопрос о том, что они расскажут детям о своей профессии, о собственности, которой распоряжаются (книги, инструменты, предметы и т.п.).

Дети приводят в порядок школьные принадлежности, готовятся к игре, приглашают родителей.

Примерные этапы игры-упражнения

Первый этап. Организуется экскурсия в библиотеку (медицинский кабинет, столовую и др.), где дети знакомятся с работой людей разных профессий, изучают предметы, которые находятся в кабинетах, области их применения и т.п. Учитель знакомит детей с понятием "имущество" (библиотеки, столовой, медицинского кабинета и др.).

Второй этап. После возвращения в класс организуется игра "Посчитай". Каждый микроколлектив считает предметы в классной комнате. Учитель говорит детям, что все это — школьная собственность, к которой следует относиться бережно.

Третий этап. Микроколлективы под руководством учителя готовят сценки-миниатюры "На уроке", "На отдыхе", "На беседе", "В игре" и т.п. (без словесного сопровождения). Зрители должны оценить аккуратность "актеров" (как расставлены предметы, нет ли чего лишнего и т.п.).

Выясняется сущность понятия "порядок" (каждая вещь находится  на своем месте).

Четвертый этап. Учитель проводит с детьми беседу о профессиях людей. Организуется игра "Поднимаемся по лестнице". Ступеньки лестницы – карточки с изображениями людей на рабочих местах (хирург, аптекарь, токарь и др.).

Учитель подводит детей к мысли, что для организованной работы на рабочем месте на нем  должен быть порядок. От этого зависит  продуктивность труда не только взрослого  человека (у токаря увеличивается  количество и качество деталей, у  хирурга – качество операции и  т.п.), но и школьника (красивее напишет  тот, у кого и тетрадь и ручка  на месте).

Дети хором повторяют: продуктивность – это больший и лучший результат. Приводятся примеры: букв написано больше и они красивее – это продуктивная работа; она во многом зависит от порядка на парте.

Повторяются правила  расположения учебных принадлежностей  на парте – ручки, карандаша, тетради, учебника и др.

Дети хором  читают содержание плаката "Содержи  в порядке свое рабочее место".

1. На рабочем  месте не держи ничего лишнего.

2. Необходимые  для работы вещи всегда размещай  в определенном порядке.

3. По окончании  работы все разложи на свои  места.

"Совет дела" оформляет в книжке-малышке "Азбука бережливости" новую страницу – "Порядок время бережет".

Советы организаторам

1. Игру рассредоточьте  на несколько дней соответственно  этапам.

2. Не перегружайте  детей информацией, но и не  отказывайтесь от употребления  таких терминов, как профессия,  рабочее место, продуктивность  труда, школьная собственность,  пусть они будут на слуху  у детей; не добивайтесь с  первого-второго раза четкого  уяснения маленькими детьми экономических  терминов. Они усвоят их постепенно.

3. Приучайте детей  к порядку с первого дня  их пребывания в школе. Лучше  использовать не словесные методы  воздействия, а игры-упражнения, более привлекательные для ребенка.

4. Проблему воспитания  у детей таких качеств, как  бережливость, организованность, решайте  только совместно с родителями, согласуйте с ними общую программу  действий. Чаще используйте в  воспитательной работе игры типа  "Найди лишний предмет", 'Чего не хватает , "Парад школьных принадлежностей" и т.д.

Подсчитаем

Задачи: формировать  представления о стоимости товаров; развивать вычислительные навыки.

Подготовительная работа. Учитель заранее готовит серию вопросов, знакомит с ними детей и дает задание вместе с родителями попытаться найти ответы на некоторые из них.

Вопросы помещаются в "Уголке для родителей", чтобы обратить их внимание на то, что дети готовятся к практикуму.

Примерные этапы  практикума

Первый этап. Дети становятся в круг. Учитель задает вопросы всем детям по очереди: Сколько предметов ты изучаешь в школе? Сколько у тебя тетрадей? Сколько дней в неделе отдыхаешь? Сколько стоит булочка в школьном буфете? Сколько стоит порция мороженого? и т.п. Игрок, давший правильный ответ, становится в середину круга, тот, кто не смог ответить, остается на месте, а учитель спрашивает следующего игрока...

Второй этап. Микроколлективы готовят в тайне по одному вопросу "Сколько?" и задают их друг другу (по "цепочке", перекрестным способом и т.п.).

Советы организаторам

1. Практикум рекомендуется  для учебной и внеучебной деятельности.

2. Обратите внимание  родителей на то, чтобы они  постоянно рассказывали детям  о том, что сколько стоит, как та или иная покупка отражается на бюджете семьи.

Домашнее  хозяйство

Задача: формировать  представления детей о домашнем хозяйстве.

Подготовительная  работа. Учитель заготавливает серию  карточек, на которых изображены предметы быта (мебель, посуда, проигрыватель  и т.п.).

Детям дается задание: дома с родителями вместе обсудить, какие полезные предметы постоянного  пользования имеются в квартире, для чего они необходимы, какова их примерная стоимость и т.п.

Примерные этапы практикума

Первый этап. Каждый ребенок получает карточку размером 30x30 см.

Учитель показывает свою карточку с изображением предметов домашнего хозяйства, а каждый из детей на своей карточке должен написать в столбик первую букву слова (мебель – м; шкаф – ш и т.д.), обозначающего вещь (предмет), если она имеется в его квартире.

Второй этап. Предполагается свободное общение детей в микроколлективах. Они сравнивают буквы, написанные на карточках, обсуждают предметы быта и т.п.

Третий этап. Учитель проводит с детьми краткую беседу о назначении вещей, их стоимости, бережном отношении к предметам.

Выясняется сущность термина "домашнее хозяйство". Все предметы обихода (быта), находящиеся в квартире (доме), – это домашнее хозяйство.

Какое это хозяйство, зависит от хозяев. Хорошие хозяева умело  подбирают предметы в квартиру, бережно  к ним относятся. В такой квартире жить удобно и приятно.

Четвертый этап. Конкурс "Хозяева класса". Каждый микроколлектив в тайне друг от друга обсуждает, как сделать помещение классной комнаты уютнее, красивее, удобнее и т.п. Определяется лучшее предложение.

Советы организаторам

1. Организуйте подобные практикумы как на уроке, так и во время внеклассной деятельности.

Информация о работе Развитие экономических взглядов у младших школьников