Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Нужно отметить, что малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Содержание работы

Введение
1. Развитие малого бизнеса в России
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 История развития малого бизнеса в России
1.3 Экономическая характеристика малого бизнеса
1.4 Особенности развития малого бизнеса современной в России
1.5 Большие проблемы малого бизнеса
1.6 Будущее малого бизнеса
2. Развитие сетевого бизнеса в России
2.1 Сущность сетевого маркетинга и история его развития в России
2.2 Преимущество сетевой компании перед "классической"
2.3 Истории самых успешных МЛМ компаний
2.4 Лица сетевого бизнеса или успешные предприниматели
Заключение
Список используемой литератур

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.59 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Развитие малого бизнеса в России

Содержание

Введение

1. Развитие малого бизнеса в  России

1.1 Что такое малый бизнес

1.2 История развития малого бизнеса  в России

1.3 Экономическая характеристика  малого бизнеса

1.4 Особенности развития малого  бизнеса современной в России

1.5 Большие проблемы малого бизнеса

1.6 Будущее малого бизнеса

2. Развитие сетевого бизнеса  в России

2.1 Сущность сетевого маркетинга  и история его развития в  России

2.2 Преимущество сетевой компании  перед "классической"

2.3 Истории самых успешных МЛМ  компаний

2.4 Лица сетевого бизнеса или  успешные предприниматели

Заключение

Список используемой литератур 

Введение

Малый бизнес России - вопрос не мелкий.

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое предпринимательство: благополучие современного государства в целом зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны.

Нужно отметить, что малое предпринимательство  выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие  мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.

Но, несмотря на активную политику нашего государства, направленную на развитие малого бизнеса в России, малое  предпринимательство в нашей  стране продолжает испытывать серьезные  трудности: несовершенство законодательной  базы, регулирующей деятельность малых  предприятий; отсутствие развитой системы  поддержки малого бизнеса на всех уровнях; недостаточность собственных  финансовых средств и чрезвычайная усложненность порядка получения  кредитов, высокое бремя налогов  и др.

Теоретические основы предпринимательства  были заложены и исследовались в  трудах А. Смита, К. Маркса, Р. Кантильона, Ж.Б. Сэя, А. Маршалла, Й. Шумпетера, П. Друкера, Л. Мизеса и др.

Проблемы современного теоретического, методологического и практического  характера связаны с работами целого ряда ученых России, в том  числе в трудах А.В. Бусыгина, Г.Б. Блинова, Г.В. Горланова, Б.К. Злобина, Г.Б. Клейнера, Ю.М. Осипова, П.Д. Половинкина, В.В. Радаева, В.А. Рубе, В.Е. Савченко, Ю.В. Таранухи, В.Ю. Фадеева, Ф.И. Шамхалова, А.А. Шулуса, В.М. Якволева и др. Отдельные вопросы развития малого бизнеса в России в современный период подробно рассматриваются в работах В.Н. Архангельского, А.В. Громова, И.Б. Захарова, В.И. Кушлина, С.Н. Лобанова, Е.В. Омельченко, А.Н. Фоломьева, В.И. Чалова, Г.И. Шепеленко и др.

На основе этих и других работ, в  рамках теоретической части курсовой работы, я бы хотела рассмотреть  несколько вопросов:

раскрыть сущность малого бизнеса;

заглянуть в историю развития малого бизнеса в России;

дать экономическую характеристику малому бизнесу;

выделить особенности развития малого предпринимательства в современной  России;

охарактеризовать основные проблемы малого предпринимательства в нашей  стране;

рассмотреть перспективы развития малого бизнеса.

А вот в рамках практической части  я бы хотела рассмотреть развитии сетевого маркетинга в России. Эта  тема заинтересовала меня, так как  в настоящее время в России работают сотни сетевых компаний, а количество людей, занятых в  сетевом маркетинге, исчисляется  миллионами. Но, тем не менее, многие имеют довольно расплывчатое представление  о том, что же из себя представляет сетевой маркетинг. В практической части я постараюсь дать ответ на этот вопрос. А также выяснить, можно ли отнести сетевой маркетинг к малому бизнесу, и почему данный вид предпринимательской деятельности имеет столь незавидную репутацию. И в завершении рассмотрим истории самых успешных сетевых компаний и людей, добившихся успеха в сетевом маркетинге.

 

1. Развитие малого бизнеса в  России

1.1 Что такое малый бизнес

Как явствует из самого определения, “малый бизнес” - это предпринимательская  деятельность в относительно небольших  масштабах. Более широкое определение  этому понятию можно дать так: система экономически обособленных малых и средних предприятий, ориентированных на рынок, формирующих  структуру и объем производства под воздействием покупательского  спроса на товары и услуги, административно  не зависимых от государственных  и иных учреждений.

Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

численность персонала;

размер уставного капитала;

величина активов;

объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее  число показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны  выше. Практически во всех странах  определяющим критерием является численность  работников за отчетный период.

На сегодняшний день, в России под субъектами малого бизнеса понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных  организаций, благотворительных и  иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых  средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

А также под субъектами малого бизнеса  понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под  которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной  инициативе, ответственности и инновационной  предпринимательской идее. Предпринимательство  выступает в качестве особого  вида экономической активности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей - результатом  мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную  форму.

Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов  организации производства или новых  технологий - это тоже инновационные  моменты.

1.2 История развития малого бизнеса в России

История малого предпринимательства  в России связана с широким  распространением кооперативов и трудовых артелей. На начало 1917 года действовало около 50 тысяч кооперативов, причем коллективная собственность распространялась на все этапы - от закупки средств и предметов труда до продажи изготовленного продукта. Артели обладали особой мобильностью, их состав постоянно менялся, сохранялось лишь ядро из четырех-пяти человек.

В период военного коммунизма предпринимательская деятельность переместилась в теневую сферу. В середине 1920-х годов в условиях НЭПа (1921-1928 гг.) 73% торговцев приобрели патенты на торговлю с лотков и киосков, на их долю приходилась треть всего частного товарооборота; 23% торговцев открыли магазины, где были заняты главным образом сами владельцы и члены их семей, доля наемного труда не превышала 25%; и лишь 4% торговых заведений основывались на наемном труде.

В 1930-е годы малый бизнес снова  был вытеснен в теневую сферу. В российской экономической литературе утвердилась концепция, согласно которой  крупное производство имело абсолютное преимущество перед мелким, а мелкие производители неизбежно расслаивались  и превращались в наемных рабочих. Однако действительность не подтвердила  этих выводов. Малый бизнес доказал  свою конкурентоспособность в сфере  мелкосерийного и индивидуального  производства товаров и услуг, особенно инновационных, а также в качестве поставщика комплектующих изделий  и услуг для крупного бизнеса.

В то же время не подтвердились  и выводы ряда российских экономистов 1990-х годов о том, что рыночная экономика опирается только на малый  бизнес, поскольку его доля в валовом  внутреннем продукте и общем числе  занятых в развитых странах достигает 40-60%. Большинство формально независимых  малых предприятий работает по заказам  крупных корпораций, получая от них  не только заказы, но и технологии, регламенты управления качеством продукции, кредиты на формирование оборотных средств.

Российское малое предпринимательство  с 1990-х годов прошло четыре этапа  развития. Первый из них начался  в конце 1980-х годов, когда огромные льготы всех видов, в том числе  за счет средств госбюджета, обусловили быстрое накопление капиталов, организацию  производства дефицитных товаров широкого потребления и бытовых услуг, развитие розничной торговли, общественного  питания и прочее. Однако на этом этапе ресурсы государственных  предприятий перекачивались в теневую  экономику и в основном не реинвестировались, а уходили за рубеж и на непроизводственное потребление. "Аренда с правом выкупа" означала, как правило, присвоение государственного имущества неэффективными собственниками (формально она была отменена в 2002 году).

Массы людей обучались основам  предпринимательства в школах научно-технического творчества и полугосударственных  малых предприятиях. Первые миллионеры сделали целое состояние, получая  ресурсы по фиксированным государственным, а продавая - по рыночным ценам. Отсутствие должного контроля и низкое качество государственного управления усугубили  дефицит товаров и сделали  необходимой "шоковую терапию". Иначе нельзя было ликвидировать "навес" ничем не обеспеченных денег.

Второй этап экстенсивного развития малого предпринимательства начался  в 1991-1992 годах с либерализацией цен, массовой приватизацией и отменой монополии внешней торговли. В 1991-1994 годах число малых предприятий выросло с 268 до 897 тысяч, а занятость на них - с 5,4 до 8,8 миллионов человек. Число малых научно-технических фирм за один 1993 год выросло в 1,8 раза, несмотря на высокую инфляцию и утрату оборотных средств из-за отсутствия их индексации. Малый бизнес наладил производство многих потребительских товаров (крупные предприятия нередко выдавали их работникам вместо зарплаты). К 1996 году число малых фирм достигло максимума (1040 тысяч).

Однако инфляция привела к обесценению  сбережений населения и резкому  увеличению процентных ставок банковского  кредита. Это вызвало паралич  инвестиционной деятельности и стимулировало  малый бизнес лишь в некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом средств - в торговле, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, а также в сфере услуг и образования. Одновременно произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это не позволило создать нормальную конкурентную рыночную среду. На данном этапе происходило массовое создание бирж, банков, страховых фирм, посреднических импортно-экспортных структур, фирм, обслуживающих бартер, вексельный оборот и так далее.

Во второй половине 1990-х годов  оказались практически исчерпаны  ниши и возможности сверхприбыльной  торгово-посреднической деятельности. Многие малые предприятия, преимущественно  торгово-посреднические и научно-консультационные, либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.

Третий этап развития малого предпринимательства (с 1996-1997 годов до 2003 года) сопровождался  сокращением числа малых предприятий  из-за резкого снижения доходности самостоятельной предпринимательской  деятельности. Налоги стали отнимать до 80% легального дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число малых  фирм сократилось до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса и потери средств, в банках от трети до половины фирм ушли с легального рынка.

Правительство не имело реальной стратегии  поддержки малого бизнеса, особенно в инновационной и производственной сферах. Созданные в рамках принятого в 1995 году закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" фонды практически не функционировали. Кредиты малому бизнесу выдавались в основном "Европейским банком реконструкции и развития" и другими зарубежными структурами под высокий процент. Не развивался лизинг.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России