Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:08, курсовая работа
Нужно отметить, что малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Введение
1. Развитие малого бизнеса в России
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 История развития малого бизнеса в России
1.3 Экономическая характеристика малого бизнеса
1.4 Особенности развития малого бизнеса современной в России
1.5 Большие проблемы малого бизнеса
1.6 Будущее малого бизнеса
2. Развитие сетевого бизнеса в России
2.1 Сущность сетевого маркетинга и история его развития в России
2.2 Преимущество сетевой компании перед "классической"
2.3 Истории самых успешных МЛМ компаний
2.4 Лица сетевого бизнеса или успешные предприниматели
Заключение
Список используемой литератур
В 2001-2002 годах число малых предприятий выросло с 842 до 878 тысяч, а их доля в валовом внутреннем продукте - с 9,6 до 10,4%. Это позволило увеличить занятость с 7,23 до 7,78 миллионов человек, то есть создать 550 тысяч рабочих мест. Однако, как подтвердили исследования Российского центра малого предпринимательства, Центра экономических и финансовых исследований и разработок, Института исследований проблем предпринимательства, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло. Большая часть малого и среднего бизнеса остается в теневой экономике. В ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала и не ведет реальной хозяйственной деятельности. Число занятых в малом бизнесе даже с учетом индивидуальных предпринимателей составляет всего 17% экономически активного населения. На эту сферу в 2002 году приходилось всего 2,6% инвестиций. С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый, четвёртый, этап своего развития, который продолжается до наших дней.
Малый бизнес в России, можно сказать, состоялся на всей территории страны. Только в Москве по состоянию на 1 июля 2006 года зарегистрировано 207 834 малых предприятия и 98 834 индивидуальных предпринимателя.
Выручку в размере от 100 до 500 тыс. руб. получают 8,8% малых предприятий от общего количества малых предприятий города Москвы, от 500 до 1000 тыс. руб. - 5,4%, от 1 до 5 млн руб. - 15,4%, от 5 до 10 млн руб. - 7%, от 10 до 50 млн руб. - 12,1%, от 50 млн руб. и более - 7,7% малых предприятий.
Темпы роста налоговых поступлений
от представителей малого и среднего
бизнеса Москвы, применяющих общую
систему налогообложения, заметно
ниже, чем от субъектов малого бизнеса,
применяющих специальные режимы
налогообложения, по которым наблюдается
активная динамика. Так, по единому
налогу по упрощенной системе налогообложения
Не отстают и регионы. В Уральском
федеральном округе в настоящее
время работает 76 тыс. предприятий
малого бизнеса и 249 тыс. индивидуальных
предпринимателей. Годовой оборот каждого
предприятия в среднем
В Тюменской области
В Иркутске по состоянию на 1 января 2007 года зарегистрировано 7166 малых предприятий с численностью 43 800 человек и 15 900 индивидуальных предпринимателей. В целом в малом бизнесе занят каждый четвертый, работающий в городе.
Малые предприятия Курганской области обеспечивают 6% от всех налоговых поступлений, собираемых на территории области.
В Ханты-мансийском автономном округе в 2006 году от предприятий малого бизнеса в бюджет поступило более 100 млн руб. Более 22% экономически активного населения округа заняты в малом и среднем бизнесе.
По развитию малого предпринимательства Свердловская область занимает 5-е место в Российской Федерации. В малом бизнесе занято 23% экономически активного населения, 33% доходов областного бюджета сформировано за счет налоговых отчислений малых предприятий.
Все это говорит о том, что
малый и средний бизнес живут,
развиваются и достигают
Введенные специальные режимы налогообложения, к сожалению, так и не смогли ни упростить, ни облегчить участи представителей малого и среднего бизнеса. Например, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) предполагают ведение бухгалтерского учета в полном объеме.
А для этого требуются работники высокой квалификации. Упрощенную систему налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей в народе справедливо окрестили "непростая упрощенка". Незначительная стоимость активов или их полное отсутствие зачастую не позволяют представителям малого и среднего бизнеса привлечь кредитные средства. Это является сдерживающим фактором развития бизнеса. Федеральный закон № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", принятый в июне 1995 года и направленный на реализацию права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности, устарел и практически не работает. Поэтому 6 июля 2007 года Государственной Думой принят Федеральный закон РФ. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Новый закон (2007 года), в отличие от старого (1995 года), предусматривает финансовую, имущественную и налоговую поддержку малых и средних компаний, а также оказание помощи в области внешнеэкономической деятельности. Принятие этого закона привело к необходимости внесения изменений в целый ряд нормативных актов, а именно в законы "О бухгалтерском учете", "О финансовой аренде (лизинге)", "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Это не единственный способ поддержки малого и среднего бизнеса. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы, подготовленному Министерством экономического развития РФ, из бюджета Российской Федерации на финансирование программы малого предпринимательства ежегодно будет направляться около 4 млрд руб. Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственной поддержки малого предпринимательства, будут предоставляться субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при условии финансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов. Это позволит привлекать для реализации программы финансовые средства регионов и стимулировать их к принятию новых, более эффективных, программ поддержки и развития малого предпринимательства.
Субсидии из федерального бюджета в 2006-2007 годах предоставляются по результатам конкурсного отбора на финансирование следующих мероприятий:
создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;
поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта;
развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.
Финансовая поддержка по этим направлениям будет продолжена государством и в последующие годы
Не отстают и власти в регионах. По мнению вице-президента Союза предприятий малого бизнеса Свердловской области Алексея Кабанова, положительная динамика в развитии малого предпринимательства в Уральском федеральном округе обеспечивается за счет показателей тех малых предприятий, которые были созданы 5-10 лет назад. Малые предприятия изначально сталкиваются с множеством проблем. В связи с этим необходимо существенно увеличить денежные средства, выделяемые на финансирование образовательных бизнес-программ послевузовской поддержки молодежи в возрасте от 20 до 30 лет, нацеленных на создание собственного бизнеса.
Курганская торгово-
В Иркутской области принята целевая программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 годы". Объем ее финансирования на пять лет составит 194,2 млн руб. По информации, предоставленной Департаментом предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области, программа направлена на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий региона и выход их на всероссийский уровень, а также на привлечение инвестиций. Согласно проекту областная администрация будет поддерживать в первую очередь малый и средний бизнес в сфере глубокой лесопереработки, туризма, ЖКХ и производства строительных материалов. Программа позволит увеличить поступление налогов и сборов в областной бюджет.
Во всех регионах начинают развиваться бизнес - инкубаторы (под бизнес-инкубатором понимается объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности, путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг). Основным нормативным документом, регулирующим деятельность бизнес-инкубаторов, создаваемых с привлечением средств федерального бюджета, является приказ Минэкономразвития России от 5 мая 2005 года № 93 "О мерах по реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства", который утвердил "Общие требования к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе".
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что у малого и среднего бизнеса есть надежда на светлое будущее. Но за место под солнцем надо бороться!
1.3 Экономическая характеристика малого бизнеса
Рассмотрим основные преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупным, оценим его роль в экономике.
К преимуществам малого бизнеса я отнесла следующие:
сравнительно более низкие издержки
управления, обусловленные отсутствием
лишнего бюрократического аппарата
и, соответственно, высокая гибкость и
по мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям;
более низкая потребность в капитале
и способность быстро вводить
изменения в продукцию и
малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;
относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий;
малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда;
Работники малого предпринимательства
имеют высокий уровень
малый бизнес дает средства к существованию
большему количеству людей, чем крупный.
Он обладает значительным потенциалом
в сфере трудоустройства
А к недостаткам малого бизнеса следующие его особенности:
по сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке;
малые предприятия зависимы от крупных компаний;
слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники;
повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой;
несмотря на повышенную гибкость,
потенциальные способности
малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
1.4 Особенности развития малого бизнеса современной в России
Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями.
К ним относятся:
совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности;
отсутствие четкой специализации, стремление к максимальной самостоятельности;