Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Нужно отметить, что малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Содержание работы

Введение
1. Развитие малого бизнеса в России
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 История развития малого бизнеса в России
1.3 Экономическая характеристика малого бизнеса
1.4 Особенности развития малого бизнеса современной в России
1.5 Большие проблемы малого бизнеса
1.6 Будущее малого бизнеса
2. Развитие сетевого бизнеса в России
2.1 Сущность сетевого маркетинга и история его развития в России
2.2 Преимущество сетевой компании перед "классической"
2.3 Истории самых успешных МЛМ компаний
2.4 Лица сетевого бизнеса или успешные предприниматели
Заключение
Список используемой литератур

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.59 Кб (Скачать файл)

низкий технической уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

относительно высокий уровень  квалификации кадров и низкий уровень  менеджмента, высокая приспособляемость  к сложной экономической обстановке;

неразвитость инфраструктуры поддержки  малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих  малых предприятий выйти на международные  рынки, отсутствие полной и достоверной  информации о состоянии и конъюнктуре  рынка, неразвитость системы информационных, консультационных услуг

Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое  во многом зависит от эффективности  методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких  как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая  землю и иные объекты недвижимости.

При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них  малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также  полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

Большим недостатком я считаю, что  экономика России продолжает оставаться высокомонополизированной: 4% промышленных компаний с числом работников более  тысячи человек реализовали около  ¾ всей промышленной продукции.

1.5 Большие проблемы малого бизнеса

Барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, можно условно  разделить на внешние и внутренние для предприятий.

Негативные внешние барьеры  в основном связаны с неразвитостью  правовой системы, отношений собственности  и слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью  и непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры и исторически сложившимся  монополизмом на многих рынках. Внутренние барьеры - низкий уровень предпринимательской  и менеджерской культуры, наследие старой структуры и содержания экономического образования.

Переход к ускоренному развитию малого предпринимательства требует, прежде всего, совершенствования внешней  среды малого бизнеса, в первую очередь, законодательной и нормативно-правовой базы этого вида деятельности. Законодательной основой поддержки малого бизнеса до недавнего времени являлся федеральный закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г, сейчас же такой основой является федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" N 209-ФЗ. Успешное развитие малого бизнеса существенно сдерживает недостаток финансовых средств. Банки в большинстве случаев не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса.

Остаются значительной налоговая  нагрузка, достаточно сложными процедуры  ведения учета и представления  отчетности, излишними налоговое  администрирование.

Существуют проблемы, которые испытывают субъекты малого предпринимательства  в области имущественной поддержки:

отсутствие доступа к информации о наличии государственного и  муниципального имущества, сдаваемого в аренду, подлежащего продаже (приватизации);

длительность и сложность процедуры  оформления и регистрации субъектами малого предпринимательства сделок по использованию имущества;

высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества;

отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды.

Отсутствуют реальные возможности  в получении предпринимателями  необходимой информации по широкому спектру интересующих их вопросов:

нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок и условия деятельности субъектов малого предпринимательства, а также полномочиям контролирующих органов;

состоянии рынка и конкуренции, ресурсах (в том числе, сырьевых), необходимых для деятельности малых предприятий;

государственном имуществе, сдаваемом в аренду и выставляемом на продажу;

Неблагоприятный предпринимательский  климат во многом вызван негативными  тенденциями в экономике.

К ним относятся:

отсутствие инфраструктуры малого бизнеса;

перемещение мелкого и среднего капитала из производства в сферу  преимущественно торгово-посреднических операций;

недолговечность большинства малых  предприятий, обусловленная не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в  развитие производства;

вытеснение большинства малых  предприятий на периферию технического прогресса;

уход мелких предприятий в теневую  экономику в целях уклонения  от неразумного налогообложения  и, вследствие, неспособности государства  обеспечить безопасность от криминальных структур.

1.6 Будущее малого бизнеса

Какое оно - будущее малого бизнеса? Вряд ли сегодня кто-то сможет дать однозначный ответ на этот вопрос. В различных публичных изданиях можно встретить разные мнения на этот счёт. Так, например, участники  форума, проведённого в апреле 2007 года Общероссийской общественной организацией "Опора России" попытались обрисовать дальнейшие перспективы развития малого бизнеса в России. Сегодня заниматься малым бизнесом в России, по большому счету, невыгодно. Этот давно известный  всем предпринимателям тезис озвучили, наконец, и представители федеральной  власти. Признание реального положения  вещей последовало на форуме от чиновника  весьма высокого ранга - заместителя  министра экономического развития и  торговли Андрея Шаронова. Так, по его  словам, уровень рентабельности малых предприятий на сегодняшний день составляет всего лишь 1,8 процента, в то время как тот же показатель у средних и крупных фирм значительно выше - 13,2 процента.

Примерно в это же время, выступая на встрече с общественностью  в гостинице "Ренессанс" в Самаре, бывший премьер Михаил Касьянов сделал следующее заявление: "В малом  бизнесе должно создаваться до 70% новых рабочих мест". Особенно важно то, что М. Касьянов долгое время находился на посту главы  правительства, хорошо разбирается  в экономических проблемах и  поэтому знает, что говорит.

Изучив эти и многие другие точки  зрения, по поводу развития малого бизнеса  в России, я хотела бы высказать  сво мнение.

Ранее я говорила и о важной роли малого бизнеса, и о проблемах  которые стоят на пути его развития. И вот к какому выводу я пришла.

Несмотря на всевозможные программы  и системы поддержки малого бизнеса, прогнозируя дальнейшее его развитие нельзя забывать о закон Парето: тенденцию, поглощения корпорациями всё  больше сфер бизнеса, которое происходит в геометрической прогрессии нельзя не заметить (глобализация бизнеса). Действительно, обладая огромными финансовыми  ресурсами, можно практически монополизировать любые сферы бизнеса.

Чтобы не быть голословной приведу  пример:

Практически весь продуктовый бизнес, у нас поглощается сетевыми игроками: "Седьмой континент", "Копейка", "Пятёрочка", "Перекрёсток" и  т.д. - все они не только ориентированны на гипермаркеты, но идут в каждый квартал, открывая небольшие магазинчики. "Седьмой континент" запустил проект - 7 шагов: Их магазин в семи шагах от Вас.

По большому счёту понятно; конкурировать  с ними никто не сможет, при желании  они будут ассортиментом и  ценами, "убивать" любой локальный  магазин. Огромные объемы, единая служба доставки, позволяют им не только снижать  себестоимость, но и диктовать поставщикам  ценовую политику. (Например, "Седьмой  континент" в договоре прописывает  штраф за поставку в другую сеть, товара дешевле, чем им).

Если посмотреть трезво, то любой  бизнес по продажам может захватить  игрок с большими деньгами. Он просто снизит себестоимость за счёт объемов  и централизованности. Под это могут попасть и бабушки с семечками, и цифровые студии, и палатки около дома. Это вопрос желания и времени.

Самое сильное в их позиции, не прибыль от каждой точки, а суммарный доход. Например, у "Евросети" 25% палаток убыточно, но они их всё равно держат, что бы место не занял конкурент. Потом любой арендодатель всё равно предпочтёт работу с сетью, хотя бы из-за отсутствия проблем с платежами. Они готовы платить много, и вовремя.

Я считаю, глобализация рынка продаж несколькими игроками - вопрос времени. Когда фирма делает замкнутый  круг оборота товара, она завоёвывает  рынок. Они и поставляют и продают. Причём многие начинают и сами производить. При этих возможностях, у них остаётся главный козырь в давлении на производителя - объём. Неужели нет выхода, и  малый бизнес вскоре превратится  в обслуживание корпораций?

Мне кажется будущее малого бизнеса  за интеллектом. Выход из сложившейся  ситуации для малых предприятий  я вижу в создании эксклюзивной продукции. Продукт, не имеющий аналогов - не имеет  и конкуренции в ценовой политике. Интеллектуальная собственность, не имеющая  аналогов, не имеет и конкурентов. Это находит отражение во многих областях. Если вы делаете лучший дизайн, то вам всё равно, сколько он будет  стоить. Вы лучшие, и поэтому можете устанавливать свою цену. Уникальный продукт будет иметь и уникальную цену.

 

2. Развитие сетевого бизнеса  в России

2.1 Сущность сетевого маркетинга  и история его развития в  России

Сетевой маркетинг - вид бизнеса, предполагающий распространение товаров через сеть независимых дистрибьюторов. Часто его называют MLM - Multi-Level Marketing, а также многоуровневый маркетинг.

Суть сетевого маркетинга - продвинуть товар, организовать товарооборот методом  личных рекомендаций клиентов компании.

Сетевой маркетинг - это партнерство. С одной стороны выступает  компания организатор (иногда это производитель, но, как правило, посредник), с другой стороны выступает частное лицо. Для компании - организатора результатом  такого партнёрства является реализация продуктов компании через дистрибьюторов - методом прямых продаж. Что позволяет  ей сократить многие из расходов (например, реклама, аренда помещений), а дистрибьютору: развивать свой бизнес "под крылом" стабильной известной компании.

Компания берет на себя производство (заказ) продукции, бухгалтерию, начисление вознаграждений, и ряд других функций. Частное лицо (независимый дистрибьютор), обеспечивает сбыт. В принципе, эта  же схема реализована во многих "классических компаниях". Разница состоит только в форме и размере вознаграждений за организацию сбыта.

Кто-то его безумно любит, кто-то ругает и ненавидит, кто-то просто боится. И у каждого на это есть свои причины. Давайте попробуем разобраться  какие.

Россия впервые встретилась  с сетевым маркетингом в 1989 году на земле города Новосибирска. Именно там появились первые дистрибьюторы  компании "Herbalife", чья продукция быстро распространилась по всей стране. Впрочем, так же быстро распространился и негативный имидж самого MLM, и ничего удивительного в этом нет. Если в США и других западных странах MLM уже давно вошёл в практику повседневной жизни, а все крупные университеты имели кафедру сетевого маркетинга и развитую систему обучения дистрибьюторов, плюс законы против финансовых пирамид, то в России сетевой маркетинг упал абсолютно на сырую почву. В него ринулись в погоне за быстрыми и большими заработками тысячи людей, не поняв ни философии, ни стратегии этого бизнеса (да и откуда было понять, если первые переводные книги по сетевому маркетингу появились лишь годы спустя).

Вступая в серьёзное и совершенно незнакомое дело без подготовки, десятки  тысяч россиян неминуемо терпели  крах и покидали сетевой бизнес, виня в этом кого угодно и что  угодно, только не себя. В первую очередь  винили, конечно, сам MLM.

Большую лепту в распространение  негативного общественного мнения о сетевом маркетинге внесли многочисленные финансовые пирамиды, бурно распространившиеся в 90-х годах, чья структура внешне похожа на MLM, за исключением главного: в сетевых компаниях люди получают деньги за реальные продажи конкретных товаров, а в пирамидах - за вербовку людей и торговлю воздухом. Но общественное мнение не вникало в такие тонкости, и это явилось мощным фактором, сдерживающим развитие в России этого  социально полезного и экономически выгодного явления, как для самих  людей, так и для государства.

Несмотря на полное отсутствие нормативной  базы и негативное общественное мнение, сетевой маркетинг в силу объективных  причин (о них речь пойдёт немного  поздней), получил своё развитие в  нашей стране, а позже на всём постсоветском пространстве.

Второй компанией, проторившей  дорожку в Россию, стал австрийский "Save-invest", предложивший россиянам швейцарские страховые полисы. По данным Росстрахнадзора, безуспешно боровшимся с австрийским страховым брокером многие годы, россияне с удовольствием вкладывали в швейцарские страховые программы (и вкладывают по сей день) десятки миллионов долларов ежегодно, а десятки тысяч наших сограждан стали дистрибьюторами этой фирмы (недавно она сменила гражданство на швейцарское).

Позже в России появились такие  зарубежные компании как: Avon, Oriflame, Mary Kay, Amway, Neways, Vision, Zepter, Nikken и многие другие, увидевшие в России необъятный рынок сбыта для своих товаров. Проверенный во всём мире экономический механизм безотказно работал и у нас. Стали возникать и отечественные сетевые фирмы: Витамакс, Мирра-Люкс, Преображение… Сетевики предлагают сегодня разнообразный спектр товаров: от посуды до услуг Интернета. А совсем недавно о своей приверженности сетевому бизнесу объявили такие известные люди, как Анатолий Климин, владелец торговой марки элитной женской одежды "Tom Klaim"; один из крупнейших российских предпринимателей, и не мене известный бизнесмен Владимир Довгань, чьё имя давно ассоциируется лишь с известными сортами водки и сигарет. Теперь появилась новая компания "Служба Довганя", построенная по сетевому принципу и ориентированная на продажу розничных товаров и услуг.

Известные и умные бизнесмены наверняка  скоро заимеют массу последователей среди своих коллег, и сетевой  рынок получит мощный толчок для  своего дальнейшего развития.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России