Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 19:25, автореферат
Актуальность темы исследования. Развитие внешнеэкономической деятельности является одним из приоритетных направлений во внешнеэкономической политике подавляющего числа стран мира, в том числе и Российской Федерации. Происходит дальнейшая интеграция России в мировую глобализированную экономику, следствием которой является все более тесное взаимодействие и взаимозависимость мировой и национальных экономик, в результате чего они становятся частями единой мировой экономической системы.
В условиях постцентрализованной экономики участие России в мировых интеграционных процессах во многом определяется развитием внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации (субъектов Федерации).
В федеративных государствах решение вопроса о признании за их субъектами права на развитие внешних связей варьируется достаточно широко.
Так, в США Конституция допускает заключение отдельными штатами международных договоров, которые должны получать одобрение американского Конгресса. Однако на практике на уровне штатов заключаются лишь Соглашения по вопросам межрегионального сотрудничества с аналогичными образованиями других стран (например, провинциями Канады).
В развивающихся странах в силу их значительной централизованности внешние связи находятся в введении центральных властей, что присуще как авторитарным режимам, так и демократическим. Конституции латиноамериканских стран, например, в подавляющем большинстве относят внешнеэкономическую деятельность к полномочиям центральных властей.
Значительное развитие внешние связи на региональном уровне получили в европейских странах. Это обусловлено развитием европейской интеграции, в рамках которой происходит, с одной стороны, передача властных полномочий на наднациональный уровень, а с другой – на региональный (субнациональный). Данные процессы именуются как европейский регионализм, сущность которого заключается в поэтапном переходе от Европы Отечеств к Европе регионов. В 1985 г. в рамках Совета Европы создана Ассамблея регионов Европы (АРЕ), в состав которой в конце прошлого века входили свыше 300 общин. Россию в АРЕ представляют Московская, Ленинградская области, Республика Карелия.
Согласно Декларации
АРЕ, регион является государственным
образованием, соответствующим уровню,
предшествующему уровню государства.
Регион может иметь собственную консти
Рис. 1. Место региона в мировой глобализированной экономике
В 1994 г. Совет Европы принял Хартию местного самоуправления, а в 1996 г. – Декларацию о регионализме, которые стали основополагающими документами расширения прав территориальных сообществ и властей.
В Российской Федерации в современных условиях дальнейшая интеграция ее экономики в мирохозяйственные связи во многом определяется развитием внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации.
Либерализация внешнеэкономической деятельности в СССР на рубеже конца 80-х – начала 90-х годов и на последующем этапе в России обусловила включение субъектов Федерации в процесс развития внешнеэкономической деятельности.
Однако правовой основы, опыта осуществления таких контактов у субъектов Федерации практически не было. И только с принятием Конституции Российской Федерации в 1993 г. российские регионы получили конституционное право осуществлять международные и внешнеэкономические связи (МВЭС). Их координация, а также выполнение международных договоров России находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (пп. «о» п. 1 ст. 72 гл. 3).
Более подробно полномочия
субъектов Федерации во внешнеэкономической
сфере оговорены в Федеральном законе «О координации
международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации»
№4–ФЗ от 4 января 1999 года. Закон предоставил
право субъектам Федерации заключать
соглашения об осуществлении МВЭС с субъектами
иностранных федеративных государств,
административно-
Заключение и реализация
соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических
связей субъектов Федерации с административно-
По мере наращивания нормативно-правовой базы и опыта осуществления субъектами Федерации международных и внешнеэкономических связей существенно повышается значение российских регионов как субъектов внешнеэкономической деятельности, становится все более актуальным ее развитие. Субъекты Федерации берут на себя определенные функции по развитию внешнеэкономической деятельности, акцент во внешнеэкономической деятельности перемещается на региональный уровень, что обуславливает повышение роли субъектов Федерации в дальнейшей интеграции России в мировую экономику.
Внешнеэкономическая деятельность для субъектов Федерации становится важным условием устойчивого социально-экономического развития. Благодаря интенсификации и диверсификации внешнеэкономической деятельности субъект Федерации может получать дополнительные доходы, которые направляются на социально-экономическое развитие территории. Поэтому каждый регион заинтересован в создании благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности.
Вместе с тем, на взгляд автора, вопросы развития внешнеэкономической деятельности российских регионов, ее эффективного включения в национальную и мировую экономику являются недостаточно изученными.
Так, до настоящего времени ведется дискуссия по вопросам активного участия субъектов Федерации в интеграции экономики России в систему мирохозяйственных связей. C одной стороны, регионы могут и должны использовать свое конституционное право, однако, с другой стороны, преследуя свои интересы и самостоятельно развивая внешнеэкономическую деятельность, субъекты Федерации провоцируют угрозу целостности российской национальной экономики.
Произвольный характер формирования внешнеэкономических связей субъектов Федерации приводит к межрегиональной конкуренции, что не идет на пользу российской экономике в целом. Попытка специализировать субъекты Федерации в соответствии с их конкурентными преимуществами предпринималась правительством Российской Федерации в 2008 г. при разработке программы социально-экономического развития России на период до 2020 года. По мнению автора, это возможно даже в условиях рыночной экономики, так как она не исключает разумного сочетания либеральных и протекционистских мер,
В этой связи в диссертации автором теоретически обоснована целесообразность введения в научный оборот понятия «внешнеэкономический статус субъекта Федерации».
Внешнеэкономический статус субъекта Федерации автор определяет как количественные и качественные характеристики внешнеэкономической деятельности субъекта Федерации, а также его внешнеэкономические функции.
К факторам, формирующим и устанавливающим внешнеэкономический статус субъекта Федерации, относятся:
• функции субъекта Федерации во внешнеэкономической сфере (зависящие от возможностей органов власти региона получить те или иные полномочия у федеральных властей, а также, в частности, от того, к какому типу субъектов Российской Федерации относится данный регион);
• внешнеэкономический потенциал региона (определяется уровнем развития в нем внешнеэкономического комплекса и инфраструктуры международных и внешнеэкономических связей в субъекте Федерации);
• внешнеэкономический имидж региона (определяется эффективностью региональной внешнеэкономической стратегии, количеством и уровнем соглашений с иностранными партнерами по международному и внешнеэкономическому сотрудничеству, грамотным позиционированием органами власти субъекта Федерации своей территории), причем внешнеэкономический имидж российского региона может сочетать как его реальный внешнеэкономический потенциал, так и приписываемый;
• количественные и качественные характеристики ВЭД субъекта Федерации (определяются объемом и структурой экспорта, импорта, иностранных инвестиций и др. параметрами ВЭД).
В современной России, по мнению автора, существует очевидная противоречивость во внешнеэкономическом статусе субъектов Федерации, что обусловлено рядом факторов.
Российская Федерация практичес
Кроме того, практика постсоветского периода показала, что некоторые российские регионы (Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область и др.) как до, так и после принятия закона № 4–ФЗ от 4 января 1999 г. подписывали соглашения об осуществлении МВЭС непосредственно с правительствами иностранных государств, что свидетельствует о разных полномочиях и функциях субъектов Федерации во внешнеэкономической сфере.
Данные реалии Российской Федерации говорят о недостатках ее административного устройства, противоречивости внешнеэкономического статуса субъектов Федерации, дают основания сомневаться в их равноправии и обуславливают необходимость принятия комплекса мер по конкретизации полномочий и формированию внешнеэкономического статуса субъектов Федерации.
2. Обоснована авторская оценка целесообразности присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) как эффективного инструмента ее дальнейшей интеграции в мировую глобализированную экономику, предложены методологические подходы по оценке готовности субъектов Федерации к функционированию в новых экономических условиях, базирующиеся на алгоритме выбора соответствующей системы показателей и организации по ней мониторинга предприятий, позволяющие вырабатывать эффективные управленческие решения для минимизации негативных последствий присоединения России к ВТО.
Всемирная торговая организация, являясь важнейшим институтом, обеспечивающим организационно-правовую основу развития международной торговли, обуславливает углубление международной экономической интеграции. Для стран, не входящих в ВТО, присоединение к ней является эффективным инструментом их дальнейшей интеграции в мировую экономику.
В настоящее время в эту международную организацию входит большая часть государств мира (153 страны), в рамках ВТО осуществляется 96 % объема международной торговли. За всю историю существования ВТО/ГАТТ ни одна из стран – членов ВТО, включая развивающиеся и наименее развитые, не вышла из ее состава, а не участвующие в деятельности организации государства стремятся в нее вступить. Все это уже само по себе говорит о том, что членство в ВТО в целом не препятствует реализации национальных интересов, а наоборот, способствует их достижению.
Российская Федерация, вступая в ВТО, получает дополнительную возможность усилить свою интегрированность в мирохозяйственные связи. Без присоединения к ВТО Россия не сможет успешно продолжать экономические реформы, на равных участвовать в международной торговле и получать связанные с этим участием выгоды.
Проанонсированное вступление России в ВТО в 2011 г. обуславливает необходимость оценки готовности к данному шагу и возможных последствий присоединения, а также выработки краткосрочных и долгосрочных подготовительных мер. Вместе с тем расчет политических, экономических и иных последствий присоединения России к ВТО объективно сложен. Это подтверждается и тем, что ни одна развитая страна не имеет точного и полного экономического анализа всех потерь и выгод своего участия в ВТО. Для России плюсы и минусы присоединения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Аргументы «за» и «против» присоединения России к ВТО
Плюсы |
Минусы |
Россия сможет принимать участие в выработке новых правил международной торговли с учетом своих национальных текущих и стратегических интересов. |
Россия будет ограничена в возможности принятия самостоятельных экономических решений, что может нанести непоправимый ущерб целым отраслям промышленности. Не сможет автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО. |
Россия получит более |
России предстоит «связать» импортные таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, то есть установить их максимальные пределы по каждой отдельной позиции с постепенным их снижением в течение 5–7 лет до определенной величины. Должны будут приняты обязательства по размеру государственных экспортных субсидий.
|
Вступление в ВТО создаст более благоприятный климат для привлечения иностранных инвестиций в Россию и расширит возможности для российских инвесторов. |
Банковская и страховая сферы деятельности России не выдержат конкуренции с ведущими иностранными компаниями. Россия не сможет включать в инвестиционные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке, применять максимальные или минимальные обязательные цены, предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю, ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам. |
Будут созданы условия для устранения дискриминации российских товаров и услуг на внешних рынках. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки, снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к системе разрешения споров ВТО и возможности принудительного исполнения решений. |
Россия не сможет дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая налогообложение и предложение к продаже, рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.; дискриминировать товары, услуги и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами, услугами и их поставщиками других стран по любым признакам; увязывать импорт с обязательством экспорта; дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой. |
ВТО предоставляет возможность получения Россией компенсаций за ущерб, нанесенный в случае дальнейшего расширения Таможенного союза ЕС. Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ. |
Россия не сможет ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям; ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениями; применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер; применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования. |
Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок ясным правилам, существенно сократит необходимость лоббирования, так как Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством не дискриминации. Также участие в ВТО предполагает стабильность законодательства, что существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций и расширяет возможности для российских инвесторов. |
России предстоит внести изменения в действующее законодательство с целью приведения его в соответствие с нормами ВТО. Необходимо будет изменить некоторые положения российского внешнеторгового и таможенного законодательства, законодательства, в том числе в области интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации, капиталовложений. |