Развитие внешнеэкономической деятельности субъектов РФ в условиях ее интеграции в мировую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 19:25, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Развитие внешнеэкономической деятельности является одним из приоритетных направлений во внешнеэкономической политике подавляющего числа стран мира, в том числе и Российской Федерации. Происходит дальнейшая интеграция России в мировую глобализированную экономику, следствием которой является все более тесное взаимодействие и взаимозависимость мировой и национальных экономик, в результате чего они становятся частями единой мировой экономической системы.
В условиях постцентрализованной экономики участие России в мировых интеграционных процессах во многом определяется развитием внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации (субъектов Федерации).

Файлы: 1 файл

Развитие внешнеэкономической деятельности субъектов российской ф.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

Составлено по: Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов // Эксперт РА. 2009, декабрь

 

Важной составляющей инвестиционной привлекательности являются инвестиционные риски (представлены в табл. 5). Из данных таблицы следует, что наиболее рискованным регионом в Уральском экономическом районе является Пермский край (55-й ранг риска).

Таблица 5

Инвестиционный  риск субъектов Федерации УЭР  среди всех регионов России в 2008–2009 гг.

 

 

Регион УЭР

Ранг риска  среди российских регионов

Количество

баллов

Республика Башкортостан

9

7

Оренбургская область

28

6

Удмуртская Республика

34

5

Свердловская область

39

4

Челябинская область

46

3

Курганская область

52

2

Пермский край

55

1


Составлено по: Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов // Эксперт РА. 2009, декабрь

 

Суммируя количество баллов по каждому индикатору с учетом коэффициентов удельного веса показателей, получаем ранги (места) субъектов Федерации Уральского экономического района по инвестиционной привлекательности (табл. 6).

Таблица 6

Ранг инвестиционной привлекательности регионов УЭР

для иностранных  партнеров

 

Субъект Федерации

Наименование индикатора, кол-во баллов

Общее кол-во баллов

 

Ранг

(место)

региона

Внешняя торговля

на 1 млн чел.

Иностранные инвестиции на 1 млн чел.

Инвест.

потен-циал

 

Инвест. риск

Свердловская область

6

5

7х0,9

4х0,9

20,9

1

Челябинская область

7х0,9

7

5х0,9

3х0,9

20,5

2

Республика Башкортостан

4

6

4х0,9

7х0,9

19,9

3

Оренбургская

область

5

4

3х0,9

6х0,9

17,1

4

Пермский край

3

2

6х0,9

1х0,9

11,3

5

Удмуртская Республика

1

3

2х0,9

5х0,9

10,3

6

Курганская область

2

1

1х0,9

2х0,9

5,7

7


 

Как следует из таблицы 6, наибольшее количество баллов у Свердловской области, на втором месте Челябинская область, на третьем – Республика Башкортостан. Аутсайдером с точки зрения инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов среди регионов Уральского экономического района является Курганская область.

Данная методика при  необходимости может быть усложнена  увеличением временного периода, количества показателей (индикаторов)   с учетом  их удельного веса и применена для оценки  инвестиционной привлекательности каждым конкретным субъектом Российской Федерации, а также его потенциальными иностранными инвесторами.

 

4. Предложены подходы по совершенствованию направлений  и форм дальнейшей  интеграции России в мировую экономику, включающие приоритеты и комплексные меры развития ВЭД на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Определены перспективы развития  интеграционных процессов на пространстве СНГ, основанные на оценке взаимоотношений России и субъектов Федерации со странами Содружества и обуславливающие необходимость проведения корректировки внешнеэкономической стратегии России с каждым государством – участником СНГ.

 

Внешняя торговля России в постсоветский период демонстрирует достаточно стабильный рост, что свидетельствует о ее дальнейшей интеграции в мировую глобализированную экономику.  Исключением является лишь кризисный 2009 г. , хотя при этом в 2008 г. внешнеторговый оборот России, несмотря на начало кризиса в конце года,  продолжал расти и составил        763,5 млрд долл. США (рост по сравнению с 2007 г. на 32,0%). Это обусловлено определенной инерционностью внешнеторговой деятельности. Оплата  по реализуемым экспортно-импортным контрактам в период,  когда  начали проявляться кризисные явления, могла быть произведена ранее, экспортная и импортная продукция соответственно у нас и за рубежом также могла быть произведена в докризисный период и т.д. Однако в 2009 г. негативные последствия кризиса отразились и на внешнеторговой деятельности, объемы которой сократились в сравнении с 2008 г. на 35,1% %. В 2010 г. рост объемов внешней торговли России возобновился (табл. 7).

 

Таблица 7

Внешняя торговля России в 1995–2010 гг., млрд долл. США

 

Показатель

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Внешнеторговый  оборот, всего

145,0

149,9

155,6

168,3

212,0

280,6

369,2

468,6

578,2

 

763,5

 

495,2

 

625,4

Экспорт

78,2

103,1

101,9

107,3

133,7

181,6

241,5

301,2

351,9

467,6

301,7

396,4

Импорт

66,8

46,8

53,7

61,0

78,3

99,0

127,7

167,4

226,3

295,9

193,5

229,0

Сальдо торгового баланса

11,4

56,3

48,2

46,3

55,4

82,6

113,8

133,8

125,6

 

171,7

 

108,2

 

167,4


Источник: Федеральная служба государственной статистики. [Сайт]. URL: http//www.gks.ru

 

В целом позитивные тенденции, за исключением кризисного периода, наблюдаются также в динамике поступлений иностранных инвестиций в отечественную экономику. Однако, в отличие от тенденций во внешней торговле, объем иностранных инвестиций в российскую экономику стал сокращаться  в связи    с кризисом уже в 2008 г. и продолжил снижаться до 2010 г. (рис. 3).

На конец 2010 г. общий  объем накопленных иностранных  инвестиций в российской экономике  составлял 300,1 млрд долл. США, что на 12 % выше уровня 2009 года. По данному показателю Россия находится на 17-м месте в мире. Из всего объема накопленных иностранных инвестиций в российской экономике  на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, приходилось 58,3%; прямые инвестиции – 38,7 %; портфельные инвестиции – 3,0 %.

 

 

Рис. 3. Динамика иностранных инвестиций в экономику России

в 1995 –2010 гг., млрд долл. США

 

На фоне снижения объема иностранных инвестиций в экономику России в кризисные годы наблюдался рост объема российских инвестиций  за рубеж. В 2008 г. из России в экономику иностранных государств было направлено    114,3 млрд долл. США , или на 53,1 % больше, чем в 2007 г., а в первом квартале 2009 г. из России за рубеж было направлено 19,7 млрд долл. США в качестве инвестиций, что в 2,7 раза больше, чем в первом квартале 2008 г.

Активное включение России в глобализацию мировой экономики произошло в начале 90-х годов прошлого столетия, причем вступила она в эти процессы  далеко не такой подготовленной, как, например, тот же Китай. В одночасье государственные границы были открыты, и право заниматься ВЭД получили все субъекты хозяйствования, подавляющая часть которых практического опыта такой деятельности не  имела.

В настоящее время  главными проблемами интеграции экономики России в мировую глобализированную экономику, по мнению автора, являются следующие:

  • острая необходимость диверсификации товарной и географической структуры экспорта и импорта;
  • Россия продолжает придерживаться экстенсивного типа пути развития. Она по-прежнему добывает 1/3 всего минерального сырья в мире, являясь действительно сырьевым придатком глобальной экономики;
  • неразвитость инфраструктуры информации и связи, сферы услуг, сервиса и др.;
  • нежелание ряда развитых стран иметь в лице России полноправного партнера. Наглядно это проявляется, например, в том, что Россия вот уже 18 лет не может вступить в ВТО.

Для активизации процесса интеграции России в мировую глобализированную экономику в современных условиях автор в диссертации предлагает  сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях.

– Прежде всего, это разработка и реализация соответствующей стратегии развития ВЭД, направленной на либерализацию и развитие внешней торговли, улучшение ее структуры и повышение эффективности внешнеторговых операций, усиление роли регионов в осуществлении ВЭД. В приоритетном порядке должно осуществляться  развитие не сырьевого сектора российской экономики и увеличение доли данной товарной группы в экспорте. Для этого необходимы специальная масштабная федеральная программа поддержки этого направления, государственные инвестиционные гарантии для иностранных и отечественных инвесторов, отсрочка репатриации выручки, предоставление льготных финансово-кредитных ресурсов производителям и регионам и т.д.

– Четкое и понятное разграничение полномочий в сфере МВЭС  между федеральными и региональными органами, законодательное оформление внешнеэкономических функций субъектов Федерации, устранение противоречивости в их внешнеэкономическом статусе.

–  Активное участие России в деятельности международных интеграционных сообществ: Европейско-Азиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) и др. Отдельно назовем Содружество Независимых Государств (СНГ), в котором Россия является объединительным центром и интеграционные процессы в котором протекают весьма непоследовательно и противоречиво. Доля стран СНГ в общем объеме внешней торговли России продолжает сокращаться.

– Использование государственно-частного партнерства (ГЧП) на основе альянса государственных структур и крупнейших российских компаний, осуществляющих обширные   внешнеэкономические    связи.   Среди них – ОАО «Газпром», Федеральное государственное предприятие «Рособоронэкспорт», Федеральное космическое агентство «Роскосмос», Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и др.

– Разработка и реализация комплекса мер по  стимулированию  внешнеэкономических связей на уровне муниципальных образований, которые пока в большей части находятся за пределами нормативно-правового регулирования, так как остаются неясными объем их полномочий и роль органов государственной власти субъектов РФ в координации международных и внешнеэкономических связей муниципальных образований.

– Присоединение России к ВТО, в рамках которой осуществляется 96% всего объема международной торговли. Необходимо настойчиво продвигаться к вступлению в ВТО, несмотря на серьезные кризисные явления, прослеживающиеся в последние годы в данной международной организации. Это весьма важно с учетом приобретений и выгод, которые может получить Россия, главной из которых, по мнению автора, является возможность участия России в выработке правил и норм международной торговли.

– Определение в стратегии развития ВЭД России следующих приоритетов:

    • принятие и реализация федеральной программы развития экспорта, предусматривающей, в частности, изменение структуры экспорта с увеличением доли экспорта наукоемких товаров и продукции глубокого передела;
    • разработка и реализация федеральной программы импортозамещения;
    • завершение процесса присоединения к ВТО;
    • совершенствование системы контроля за безопасностью товаров;
    • завершение создания законодательной базы регулирования ВЭД;
    • совершенствование системы управления ВЭД;
    • развитие транспортной инфраструктуры; 
    • совершенствование системы тарифного регулирования;
    • выделение стратегических иностранных партнеров, в том числе из стран на пространстве СНГ.

Важнейшее значение во внешнеэкономической  политике России имеют взаимоотношения со странами СНГ. Это наши ближайшие соседи, это бывшие территории некогда единого государства с общим экономическим пространством.

В связи с этим автор считает исследование происходящих на постсоветском экономическом пространстве интеграционных процессов важнейшей научной задачей.

В отношениях между странами СНГ внешняя торговля  по-прежнему занимает важнейшее место, и это экономически обоснованно. Опыт стран, входящих в Европейский Союз, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными  в них товарами послужило стимулом для развития экономики каждого государства.

Россия, стремящаяся сохранить  свое влияние на постсоветском пространстве на долгие годы, заинтересована в том, чтобы не только нынешнее, но и будущие поколения политических лидеров, бизнес-элиты, интеллигенции, рядовых граждан стран-соседей и в буквальном, и в переносном смысле разговаривали с нами на одном языке.

Вместе с тем  реальность постсоветского развития свидетельствует  о снижении доли стран СНГ во внешней торговле России. За последние десятилетия она сократилась с 19,4% в 1995 г. до 13,8% в 2009 г. и увеличилась в 2010 г. до 14,6% (табл. 8).

Таблица 8

Страны СНГ  во внешней торговле России в 1995–2010 гг.,

млрд долл. США

 

Показатель

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Внешнеторговый  оборот, всего

145,0

149,9

212,0

280,6

369,2

468,6

578,2

 

763,5

 

495,2

 

625,4

Со странами СНГ

96,8

25,4

33,6

47,2

51,6

64,7

82,6

106,3

68,5

91,3

Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России, %

19,4

16,9

15,8

16,8

13,4

13,8

14,3

13,9

13,8

14,6

Информация о работе Развитие внешнеэкономической деятельности субъектов РФ в условиях ее интеграции в мировую экономику