Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 19:25, автореферат
Актуальность темы исследования. Развитие внешнеэкономической деятельности является одним из приоритетных направлений во внешнеэкономической политике подавляющего числа стран мира, в том числе и Российской Федерации. Происходит дальнейшая интеграция России в мировую глобализированную экономику, следствием которой является все более тесное взаимодействие и взаимозависимость мировой и национальных экономик, в результате чего они становятся частями единой мировой экономической системы.
В условиях постцентрализованной экономики участие России в мировых интеграционных процессах во многом определяется развитием внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации (субъектов Федерации).
Составлено по: Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов // Эксперт РА. 2009, декабрь
Важной составляющей инвестиционной привлекательности являются инвестиционные риски (представлены в табл. 5). Из данных таблицы следует, что наиболее рискованным регионом в Уральском экономическом районе является Пермский край (55-й ранг риска).
Таблица 5
Инвестиционный риск субъектов Федерации УЭР среди всех регионов России в 2008–2009 гг.
Регион УЭР |
Ранг риска среди российских регионов |
Количество баллов |
Республика Башкортостан |
9 |
7 |
Оренбургская область |
28 |
6 |
Удмуртская Республика |
34 |
5 |
Свердловская область |
39 |
4 |
Челябинская область |
46 |
3 |
Курганская область |
52 |
2 |
Пермский край |
55 |
1 |
Составлено по: Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов // Эксперт РА. 2009, декабрь
Суммируя количество баллов по каждому индикатору с учетом коэффициентов удельного веса показателей, получаем ранги (места) субъектов Федерации Уральского экономического района по инвестиционной привлекательности (табл. 6).
Таблица 6
Ранг инвестиционной привлекательности регионов УЭР
для иностранных партнеров
Субъект Федерации |
Наименование индикатора, кол-во баллов |
Общее кол-во баллов |
Ранг (место) региона | |||
Внешняя торговля на 1 млн чел. |
Иностранные инвестиции на 1 млн чел. |
Инвест. потен-циал |
Инвест. риск | |||
Свердловская область |
6 |
5 |
7х0,9 |
4х0,9 |
20,9 |
1 |
Челябинская область |
7х0,9 |
7 |
5х0,9 |
3х0,9 |
20,5 |
2 |
Республика Башкортостан |
4 |
6 |
4х0,9 |
7х0,9 |
19,9 |
3 |
Оренбургская область |
5 |
4 |
3х0,9 |
6х0,9 |
17,1 |
4 |
Пермский край |
3 |
2 |
6х0,9 |
1х0,9 |
11,3 |
5 |
Удмуртская Республика |
1 |
3 |
2х0,9 |
5х0,9 |
10,3 |
6 |
Курганская область |
2 |
1 |
1х0,9 |
2х0,9 |
5,7 |
7 |
Как следует из таблицы 6, наибольшее количество баллов у Свердловской области, на втором месте Челябинская область, на третьем – Республика Башкортостан. Аутсайдером с точки зрения инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов среди регионов Уральского экономического района является Курганская область.
Данная методика при необходимости может быть усложнена увеличением временного периода, количества показателей (индикаторов) с учетом их удельного веса и применена для оценки инвестиционной привлекательности каждым конкретным субъектом Российской Федерации, а также его потенциальными иностранными инвесторами.
4. Предложены подходы по совершенствованию направлений и форм дальнейшей интеграции России в мировую экономику, включающие приоритеты и комплексные меры развития ВЭД на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Определены перспективы развития интеграционных процессов на пространстве СНГ, основанные на оценке взаимоотношений России и субъектов Федерации со странами Содружества и обуславливающие необходимость проведения корректировки внешнеэкономической стратегии России с каждым государством – участником СНГ.
Внешняя торговля России в постсоветский период демонстрирует достаточно стабильный рост, что свидетельствует о ее дальнейшей интеграции в мировую глобализированную экономику. Исключением является лишь кризисный 2009 г. , хотя при этом в 2008 г. внешнеторговый оборот России, несмотря на начало кризиса в конце года, продолжал расти и составил 763,5 млрд долл. США (рост по сравнению с 2007 г. на 32,0%). Это обусловлено определенной инерционностью внешнеторговой деятельности. Оплата по реализуемым экспортно-импортным контрактам в период, когда начали проявляться кризисные явления, могла быть произведена ранее, экспортная и импортная продукция соответственно у нас и за рубежом также могла быть произведена в докризисный период и т.д. Однако в 2009 г. негативные последствия кризиса отразились и на внешнеторговой деятельности, объемы которой сократились в сравнении с 2008 г. на 35,1% %. В 2010 г. рост объемов внешней торговли России возобновился (табл. 7).
Таблица 7
Внешняя торговля России в 1995–2010 гг., млрд долл. США
Показатель |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Внешнеторговый оборот, всего |
145,0 |
149,9 |
155,6 |
168,3 |
212,0 |
280,6 |
369,2 |
468,6 |
578,2 |
763,5 |
495,2 |
625,4 |
Экспорт |
78,2 |
103,1 |
101,9 |
107,3 |
133,7 |
181,6 |
241,5 |
301,2 |
351,9 |
467,6 |
301,7 |
396,4 |
Импорт |
66,8 |
46,8 |
53,7 |
61,0 |
78,3 |
99,0 |
127,7 |
167,4 |
226,3 |
295,9 |
193,5 |
229,0 |
Сальдо торгового баланса |
11,4 |
56,3 |
48,2 |
46,3 |
55,4 |
82,6 |
113,8 |
133,8 |
125,6 |
171,7 |
108,2 |
167,4 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики. [Сайт]. URL: http//www.gks.ru
В целом позитивные тенденции, за исключением кризисного периода, наблюдаются также в динамике поступлений иностранных инвестиций в отечественную экономику. Однако, в отличие от тенденций во внешней торговле, объем иностранных инвестиций в российскую экономику стал сокращаться в связи с кризисом уже в 2008 г. и продолжил снижаться до 2010 г. (рис. 3).
На конец 2010 г. общий объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял 300,1 млрд долл. США, что на 12 % выше уровня 2009 года. По данному показателю Россия находится на 17-м месте в мире. Из всего объема накопленных иностранных инвестиций в российской экономике на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, приходилось 58,3%; прямые инвестиции – 38,7 %; портфельные инвестиции – 3,0 %.
Рис. 3. Динамика иностранных инвестиций в экономику России
в 1995 –2010 гг., млрд долл. США
На фоне снижения объема иностранных инвестиций в экономику России в кризисные годы наблюдался рост объема российских инвестиций за рубеж. В 2008 г. из России в экономику иностранных государств было направлено 114,3 млрд долл. США , или на 53,1 % больше, чем в 2007 г., а в первом квартале 2009 г. из России за рубеж было направлено 19,7 млрд долл. США в качестве инвестиций, что в 2,7 раза больше, чем в первом квартале 2008 г.
Активное включение России в глобализацию мировой экономики произошло в начале 90-х годов прошлого столетия, причем вступила она в эти процессы далеко не такой подготовленной, как, например, тот же Китай. В одночасье государственные границы были открыты, и право заниматься ВЭД получили все субъекты хозяйствования, подавляющая часть которых практического опыта такой деятельности не имела.
В настоящее время главными проблемами интеграции экономики России в мировую глобализированную экономику, по мнению автора, являются следующие:
Для активизации процесса интеграции России в мировую глобализированную экономику в современных условиях автор в диссертации предлагает сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях.
– Прежде всего, это разработка и реализация соответствующей стратегии развития ВЭД, направленной на либерализацию и развитие внешней торговли, улучшение ее структуры и повышение эффективности внешнеторговых операций, усиление роли регионов в осуществлении ВЭД. В приоритетном порядке должно осуществляться развитие не сырьевого сектора российской экономики и увеличение доли данной товарной группы в экспорте. Для этого необходимы специальная масштабная федеральная программа поддержки этого направления, государственные инвестиционные гарантии для иностранных и отечественных инвесторов, отсрочка репатриации выручки, предоставление льготных финансово-кредитных ресурсов производителям и регионам и т.д.
– Четкое и понятное разграничение полномочий в сфере МВЭС между федеральными и региональными органами, законодательное оформление внешнеэкономических функций субъектов Федерации, устранение противоречивости в их внешнеэкономическом статусе.
– Активное участие России в деятельности международных интеграционных сообществ: Европейско-Азиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) и др. Отдельно назовем Содружество Независимых Государств (СНГ), в котором Россия является объединительным центром и интеграционные процессы в котором протекают весьма непоследовательно и противоречиво. Доля стран СНГ в общем объеме внешней торговли России продолжает сокращаться.
– Использование государственно-частного партнерства (ГЧП) на основе альянса государственных структур и крупнейших российских компаний, осуществляющих обширные внешнеэкономические связи. Среди них – ОАО «Газпром», Федеральное государственное предприятие «Рособоронэкспорт», Федеральное космическое агентство «Роскосмос», Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и др.
– Разработка и реализация комплекса мер по стимулированию внешнеэкономических связей на уровне муниципальных образований, которые пока в большей части находятся за пределами нормативно-правового регулирования, так как остаются неясными объем их полномочий и роль органов государственной власти субъектов РФ в координации международных и внешнеэкономических связей муниципальных образований.
– Присоединение России к ВТО, в рамках которой осуществляется 96% всего объема международной торговли. Необходимо настойчиво продвигаться к вступлению в ВТО, несмотря на серьезные кризисные явления, прослеживающиеся в последние годы в данной международной организации. Это весьма важно с учетом приобретений и выгод, которые может получить Россия, главной из которых, по мнению автора, является возможность участия России в выработке правил и норм международной торговли.
– Определение в стратегии развития ВЭД России следующих приоритетов:
Важнейшее значение во внешнеэкономической политике России имеют взаимоотношения со странами СНГ. Это наши ближайшие соседи, это бывшие территории некогда единого государства с общим экономическим пространством.
В связи с этим автор считает исследование происходящих на постсоветском экономическом пространстве интеграционных процессов важнейшей научной задачей.
В отношениях между странами СНГ внешняя торговля по-прежнему занимает важнейшее место, и это экономически обоснованно. Опыт стран, входящих в Европейский Союз, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными в них товарами послужило стимулом для развития экономики каждого государства.
Россия, стремящаяся сохранить свое влияние на постсоветском пространстве на долгие годы, заинтересована в том, чтобы не только нынешнее, но и будущие поколения политических лидеров, бизнес-элиты, интеллигенции, рядовых граждан стран-соседей и в буквальном, и в переносном смысле разговаривали с нами на одном языке.
Вместе с тем реальность постсоветского развития свидетельствует о снижении доли стран СНГ во внешней торговле России. За последние десятилетия она сократилась с 19,4% в 1995 г. до 13,8% в 2009 г. и увеличилась в 2010 г. до 14,6% (табл. 8).
Таблица 8
Страны СНГ во внешней торговле России в 1995–2010 гг.,
млрд долл. США
Показатель |
1995 |
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Внешнеторговый оборот, всего |
145,0 |
149,9 |
212,0 |
280,6 |
369,2 |
468,6 |
578,2 |
763,5 |
495,2 |
625,4 |
Со странами СНГ |
96,8 |
25,4 |
33,6 |
47,2 |
51,6 |
64,7 |
82,6 |
106,3 |
68,5 |
91,3 |
Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России, % |
19,4 |
16,9 |
15,8 |
16,8 |
13,4 |
13,8 |
14,3 |
13,9 |
13,8 |
14,6 |