Развитие внешнеэкономической деятельности субъектов РФ в условиях ее интеграции в мировую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 19:25, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Развитие внешнеэкономической деятельности является одним из приоритетных направлений во внешнеэкономической политике подавляющего числа стран мира, в том числе и Российской Федерации. Происходит дальнейшая интеграция России в мировую глобализированную экономику, следствием которой является все более тесное взаимодействие и взаимозависимость мировой и национальных экономик, в результате чего они становятся частями единой мировой экономической системы.
В условиях постцентрализованной экономики участие России в мировых интеграционных процессах во многом определяется развитием внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации (субъектов Федерации).

Файлы: 1 файл

Развитие внешнеэкономической деятельности субъектов российской ф.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, последствия  присоединения России к ВТО противоречивы  и далеко не однозначны. Вместе с  тем,  по мнению автора, соотношение выгод и потерь с учетом их удельного веса дает достаточные основания в  целесообразности такого шага.

Вступление России в ВТО приведет к определенным существенным изменениям во внутреннем и внешнем экономическом пространстве. Выполнение требований ВТО (снижение тарифных барьеров, уменьшение количественных ограничений, сокращение протекционистских мер государства и т.д.) облегчит проникновение на внутренний рынок и значительно увеличит поток импортных товаров и услуг, что усилит конкуренцию на внутреннем рынке. Кроме того, российские предприятия в соответствии с будущими изменениями законодательства в области технического регулирования должны будут в обязательном порядке использовать международные технические нормы и процедуры подтверждения соответствия.

Все это обязывает предприятия  России, предваряя ее присоединение к  ВТО, принять комплекс мер по повышению качества своей продукции и инновационности предприятий, обновлению технологий и повышению квалификации персонала, организации сертификации  и изменению организационного поведения  и т.д.

Учитывая то, что в процессе интеграции России в мировую глобализированную экономику постоянно возрастает роль субъектов Федерации,   на взгляд автора, представляет определенный научный интерес разработка методологических подходов к оценке их готовности к функционированию в рамках присоединения России к ВТО.

В этой связи в диссертации автор предлагает методику определения степени готовности субъекта Федерации к новым экономическим условиям, основанную на организации и проведении периодических мониторингов оценки готовности предприятий (групп предприятий) данного субъекта Федерации к работе в рамках присоединения  России в ВТО (рис. 2).

Проведению мониторинга  предшествует разработка системы показателей оценки  готовности предприятий к работе в условиях вступления России в ВТО, которые по большей части коррелируются с показателями конкурентоспособности отечественных предприятий и соответственно могут быть использованы в этих целях. В настоящее время существует множество моделей и методов оценки конкурентоспособности предприятий. В связи с этим выбор (разработка) на основе данных моделей  и методов оптимальной системы показателей по оценке готовности предприятий (групп предприятий) для функционирования в условиях членства России в ВТО является достаточно сложной задачей. Однако чем более полным и качественным будет состав показателей, по которым осуществляется мониторинг, тем более эффективными будут управленческие мероприятия, осуществляемые руководителями предприятия, группы предприятий, отрасли и в целом субъекта Федерации. 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Схема модели мониторинга готовности предприятий

в субъекте Федерации к работе в условиях ВТО

 

 

При проведении мониторинга целесообразно максимальное использование набора показателей, фиксируемых таможенными органами и территориальными органами федеральной службы государственной статистики.

В диссертации автор предлагает ряд сгруппированных и упрощенных требований, которым должны соответствовать система показателей и методика оценки готовности  какого-либо экономического субъекта к работе в условиях вступления России в ВТО:

1) пригодность – система показателей должна в комплексе освещать поставленную цель исследования (уровень конкурентоспособности и готовности к работе в условиях вступления в ВТО);

2) простота в использовании – методика должна быть простой («неперегруженной») в расчетах и обеспечена необходимой информацией;

3) качественность – минимально возможное количество показателей при максимальном охвате всех сторон поставленной цели исследования;

4) единый подход – методика должна быть по возможности универсальной, т.е. использоваться применительно к предприятиям разных отраслей промышленности, разного масштаба, типа производства и т.п.

Использование данных сгруппированных требований позволит выбрать наиболее оптимальные методики оценки каждого конкретного предприятия, отрасли, применение которых  в конечном итоге позволяет объективно оценить степень готовности субъекта Федерации к новым экономическим условиям в рамках членства России в ВТО  в определенный промежуток времени.

Таким образом, задача определения  стартовых позиций субъектов Федерации и России в целом перед ее грядущим вступлением в  ВТО и возможных последствий от этого присоединения с целью выработки эффективных управленческих решений и подготовительных мер, хотя достаточно сложна и трудоемка, но теоретически  и практически возможна.

 

3. Разработана авторская    методика сравнения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации, базирующаяся на основных индикаторах внешнеэкономической деятельности  регионов, позволяющая регионам оценить потенциальные возможности  привлечения иностранных инвестиций в свою экономику. Обосновано повышение роли регионов в интеграции России в мировую глобализированную экономику.

 

Получив конституционное право на ведение внешнеэкономической деятельности, субъекты Федерации активно включились в этот процесс. При этом регионы  берут на себя определенные функции по развитию внешнеэкономической деятельности, что является одной из характерных особенностей постсоветского периода управления в условиях децентрализованной экономики. Внешнеэкономическая деятельность для субъектов Федерации становится важным условием устойчивого социально-экономического развития. Благодаря интенсификации и диверсификации внешнеэкономической деятельности, субъект Федерации может получать дополнительные доходы, которые направляются на  социально-экономическое развитие территории. Поэтому каждый регион заинтересован в создании благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности.

По мере создания и  совершенствования нормативно-правовой базы ВЭД, получения опыта внешнеэкономической деятельности значение российских регионов как субъектов ВЭД существенно возрастает, становится  все более актуальным ее совершенствование и развитие. Это обуславливает повышение роли субъектов Федерации в углублении  интеграции России в мировую экономику.

Однако следует отметить, что в силу исторических причин, географических, климатических условий экономическое пространство России является весьма неоднородным, причем  дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития многими ведущими российскими экономистами признается чрезмерной, к тому же в последние годы она только усиливается.

В 1990 г. разрыв между уровнями развития регионов составлял примерно 1,5–2 раза. В 1999 г. он возрос  до 10–12 раз. Отношение максимального душевого ВРП (Москва) к минимальному (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ) в конце прошлого столетия составило 22 раза. По уровню собственных доходов регионального бюджета на душу населения субъекты Федерации имеют разрыв в 109 раз (между Ямало-Ненецким автономным округом и Республикой Ингушетией). В настоящее время разница  в уровне регионов продолжает увеличиваться.

Разрыв в объемах  внешнеторговой деятельности у регионов России еще более впечатляющий. Так, если в Москве объем внешней торговли в расчете на душу населения составляет  17 тыс. долл. США, то в том же Усть-Ордынском Бурятском автономном округе он исчисляется лишь тремя  долларами США на душу населения.

В связи с этим,  по мнению автора,  с научной точки зрения целесообразна разработка методики сравнения (оценки) субъектов Федерации по уровню их инвестиционной привлекательности, которая может быть использована в ходе формирования внешнеэкономического статуса региона  и в его успешном позиционировании  перед зарубежными партнерами.

Авторская методика сравнения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации приведена в диссертации на примере субъектов Федерации, входящих в  Уральский экономический район. От существующих многочисленных подобных методик она отличается относительной простотой и возможностью использования как субъектами Федерации, так и их потенциальными иностранными инвесторами.

На территории УЭР  одним из самых экономически развитых регионов является Свердловская область. По объему валового регионального продукта (ВРП) Средний Урал находится на 7-м месте в стране, уступая только федеральным городам, Московской, Тюменской (с автономными округами) и Самарской областям.  Средний Урал является также лидером среди регионов УЭР по инвестиционной привлекательности, что подтверждается нижеприведенной методикой.

Методика заключается в использовании важнейших индикаторов внешнеэкономической деятельности,  а именно объемов внешней торговли и  иностранных инвестиций в расчете на душу населения, а также  рангов их инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, которые регулярно составляются экспертным агентством «Эксперт РА». Место каждого региона по каждому показателю упрощенно оценивается автором  по  7-балльной шкале (по количеству регионов в УЭР) с использованием коэффициента удельного веса индикатора, значения которого приняты следующими: внешняя торговля – 1,0 при положительном внешнеторговом сальдо и 0,9 при отрицательном сальдо; иностранные инвестиции – 1,0; инвестиционный потенциал – 0,9; инвестиционный риск – 0,9. Наивысшее место по инвестиционной привлекательности присваивается региону, имеющему наибольшее суммарное количество баллов по каждому из индикаторов.

В таблицах 2–5 приведены данные  2009 г. для сравнения  регионов УЭР по вышеназванным индикаторам, на основе которых  произведена комплексная оценка их инвестиционной привлекательности (табл. 6).

 

Таблица 2 

Внешняя торговля регионов УЭР в 2009 гг., млрд долл. США

 

Субъект РФ

Внешнеторговый оборот

Экспорт

Импорт

 

Кол-во

баллов

Всего

На 1млн чел.

Всего

На 1млн чел.

Всего

На 1млн чел.

Российская  Федерация

495,2

3,48

301,7

2,12

193,5

1,36

 

Челябинская область

7,7

2,20

2,8

0,8

4,9

1,4

7

Свердловская область

9,6

2,13

7,1

1,56

2,5

0,56

6

Оренбургская

область

3,2

1,52

2,1

1,00

1,1

0,52

5

Республика Башкортостан

5,5

1.34

5,0

1,22

0,5

0,12

4

Пермский край

2,6

0,99

2,1

0,79

0,5

1,19

3

Курганская область

0,3

0,27

0,2

0,18

0,1

0,09

2

Удмуртская Республика

0,4

0,26

0,2

0,13

0,2

0,13

1


Источник: Федеральня таможенная служба, http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/

 

Из  таблицы  2 следует, что по   объему внешней торговли в   расчете на один миллион человек лидером среди субъектов Федерации, входящих в Уральский экономический район, является Челябинская область. Однако при этом регион имеет отрицательное внешнеторговое сальдо.

Таблица 3

Иностранные инвестиции в экономику регионов

УЭР  в 2009 гг., млрд долл. США

 

Субъект РФ

Всего

На 1млн чел.

Кол-во баллов

Российская  Федерация

81,9

0,577

 

Челябинская область

2,5

0,714

7

Республика Башкортостан

1,7

0.418

6

Свердловская область

1,3

0,289

5

Оренбургская область

0,5

0,238

4

Удмуртская Республика

0,2

0,131

3

Пермский край

0,2

0,076

2

Курганская область

0,007

0,006

1


Источник. Социально-экономическое положение России: стат. сб. М.: Росстат, 2000–2009.

 

Также лидирует Челябинская область и по объему иностранных инвестиций, поступающих в ее экономику (табл.3). Ранги инвестиционного потенциала субъектов Федерации УЭР приведены в табл. 4.

Таблица 4

Ранг инвестиционного  потенциала субъектов Федерации 

УЭР среди всех регионов России за 2008–2009 гг.

 

 

Регион УЭР

Ранг потенциала

(Россия)

Количество

баллов

Свердловская область

4

7

Пермский край

8

6

Челябинская область

13

5

Республика Башкортостан

14

4

Оренбургская область

28

3

Удмуртская Республика

40

2

Курганская область

68

1

Информация о работе Развитие внешнеэкономической деятельности субъектов РФ в условиях ее интеграции в мировую экономику