Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 19:25, автореферат
Актуальность темы исследования. Развитие внешнеэкономической деятельности является одним из приоритетных направлений во внешнеэкономической политике подавляющего числа стран мира, в том числе и Российской Федерации. Происходит дальнейшая интеграция России в мировую глобализированную экономику, следствием которой является все более тесное взаимодействие и взаимозависимость мировой и национальных экономик, в результате чего они становятся частями единой мировой экономической системы.
В условиях постцентрализованной экономики участие России в мировых интеграционных процессах во многом определяется развитием внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации (субъектов Федерации).
Таким образом, последствия присоединения России к ВТО противоречивы и далеко не однозначны. Вместе с тем, по мнению автора, соотношение выгод и потерь с учетом их удельного веса дает достаточные основания в целесообразности такого шага.
Вступление России в ВТО приведет к определенным существенным изменениям во внутреннем и внешнем экономическом пространстве. Выполнение требований ВТО (снижение тарифных барьеров, уменьшение количественных ограничений, сокращение протекционистских мер государства и т.д.) облегчит проникновение на внутренний рынок и значительно увеличит поток импортных товаров и услуг, что усилит конкуренцию на внутреннем рынке. Кроме того, российские предприятия в соответствии с будущими изменениями законодательства в области технического регулирования должны будут в обязательном порядке использовать международные технические нормы и процедуры подтверждения соответствия.
Все это обязывает предприятия России, предваряя ее присоединение к ВТО, принять комплекс мер по повышению качества своей продукции и инновационности предприятий, обновлению технологий и повышению квалификации персонала, организации сертификации и изменению организационного поведения и т.д.
Учитывая то, что в процессе интеграции России в мировую глобализированную экономику постоянно возрастает роль субъектов Федерации, на взгляд автора, представляет определенный научный интерес разработка методологических подходов к оценке их готовности к функционированию в рамках присоединения России к ВТО.
В этой связи в диссертации автор предлагает методику определения степени готовности субъекта Федерации к новым экономическим условиям, основанную на организации и проведении периодических мониторингов оценки готовности предприятий (групп предприятий) данного субъекта Федерации к работе в рамках присоединения России в ВТО (рис. 2).
Проведению мониторинга предшествует разработка системы показателей оценки готовности предприятий к работе в условиях вступления России в ВТО, которые по большей части коррелируются с показателями конкурентоспособности отечественных предприятий и соответственно могут быть использованы в этих целях. В настоящее время существует множество моделей и методов оценки конкурентоспособности предприятий. В связи с этим выбор (разработка) на основе данных моделей и методов оптимальной системы показателей по оценке готовности предприятий (групп предприятий) для функционирования в условиях членства России в ВТО является достаточно сложной задачей. Однако чем более полным и качественным будет состав показателей, по которым осуществляется мониторинг, тем более эффективными будут управленческие мероприятия, осуществляемые руководителями предприятия, группы предприятий, отрасли и в целом субъекта Федерации.
Рис. 2. Схема модели мониторинга готовности предприятий
в субъекте Федерации к работе в условиях ВТО
При проведении мониторинга целесообразно максимальное использование набора показателей, фиксируемых таможенными органами и территориальными органами федеральной службы государственной статистики.
В диссертации автор предлагает ряд сгруппированных и упрощенных требований, которым должны соответствовать система показателей и методика оценки готовности какого-либо экономического субъекта к работе в условиях вступления России в ВТО:
1) пригодность – система показателей должна в комплексе освещать поставленную цель исследования (уровень конкурентоспособности и готовности к работе в условиях вступления в ВТО);
2) простота в использовании – методика должна быть простой («неперегруженной») в расчетах и обеспечена необходимой информацией;
3) качественность – минимально возможное количество показателей при максимальном охвате всех сторон поставленной цели исследования;
4) единый подход – методика должна быть по возможности универсальной, т.е. использоваться применительно к предприятиям разных отраслей промышленности, разного масштаба, типа производства и т.п.
Использование данных сгруппированных требований позволит выбрать наиболее оптимальные методики оценки каждого конкретного предприятия, отрасли, применение которых в конечном итоге позволяет объективно оценить степень готовности субъекта Федерации к новым экономическим условиям в рамках членства России в ВТО в определенный промежуток времени.
Таким образом, задача определения стартовых позиций субъектов Федерации и России в целом перед ее грядущим вступлением в ВТО и возможных последствий от этого присоединения с целью выработки эффективных управленческих решений и подготовительных мер, хотя достаточно сложна и трудоемка, но теоретически и практически возможна.
3. Разработана авторская методика сравнения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации, базирующаяся на основных индикаторах внешнеэкономической деятельности регионов, позволяющая регионам оценить потенциальные возможности привлечения иностранных инвестиций в свою экономику. Обосновано повышение роли регионов в интеграции России в мировую глобализированную экономику.
Получив конституционное право на ведение внешнеэкономической деятельности, субъекты Федерации активно включились в этот процесс. При этом регионы берут на себя определенные функции по развитию внешнеэкономической деятельности, что является одной из характерных особенностей постсоветского периода управления в условиях децентрализованной экономики. Внешнеэкономическая деятельность для субъектов Федерации становится важным условием устойчивого социально-экономического развития. Благодаря интенсификации и диверсификации внешнеэкономической деятельности, субъект Федерации может получать дополнительные доходы, которые направляются на социально-экономическое развитие территории. Поэтому каждый регион заинтересован в создании благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности.
По мере создания и
совершенствования нормативно-
Однако следует отметить, что в силу исторических причин, географических, климатических условий экономическое пространство России является весьма неоднородным, причем дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития многими ведущими российскими экономистами признается чрезмерной, к тому же в последние годы она только усиливается.
В 1990 г. разрыв между уровнями развития регионов составлял примерно 1,5–2 раза. В 1999 г. он возрос до 10–12 раз. Отношение максимального душевого ВРП (Москва) к минимальному (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ) в конце прошлого столетия составило 22 раза. По уровню собственных доходов регионального бюджета на душу населения субъекты Федерации имеют разрыв в 109 раз (между Ямало-Ненецким автономным округом и Республикой Ингушетией). В настоящее время разница в уровне регионов продолжает увеличиваться.
Разрыв в объемах внешнеторговой деятельности у регионов России еще более впечатляющий. Так, если в Москве объем внешней торговли в расчете на душу населения составляет 17 тыс. долл. США, то в том же Усть-Ордынском Бурятском автономном округе он исчисляется лишь тремя долларами США на душу населения.
В связи с этим, по мнению автора, с научной точки зрения целесообразна разработка методики сравнения (оценки) субъектов Федерации по уровню их инвестиционной привлекательности, которая может быть использована в ходе формирования внешнеэкономического статуса региона и в его успешном позиционировании перед зарубежными партнерами.
Авторская методика сравнения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации приведена в диссертации на примере субъектов Федерации, входящих в Уральский экономический район. От существующих многочисленных подобных методик она отличается относительной простотой и возможностью использования как субъектами Федерации, так и их потенциальными иностранными инвесторами.
На территории УЭР одним из самых экономически развитых регионов является Свердловская область. По объему валового регионального продукта (ВРП) Средний Урал находится на 7-м месте в стране, уступая только федеральным городам, Московской, Тюменской (с автономными округами) и Самарской областям. Средний Урал является также лидером среди регионов УЭР по инвестиционной привлекательности, что подтверждается нижеприведенной методикой.
Методика заключается в использовании важнейших индикаторов внешнеэкономической деятельности, а именно объемов внешней торговли и иностранных инвестиций в расчете на душу населения, а также рангов их инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, которые регулярно составляются экспертным агентством «Эксперт РА». Место каждого региона по каждому показателю упрощенно оценивается автором по 7-балльной шкале (по количеству регионов в УЭР) с использованием коэффициента удельного веса индикатора, значения которого приняты следующими: внешняя торговля – 1,0 при положительном внешнеторговом сальдо и 0,9 при отрицательном сальдо; иностранные инвестиции – 1,0; инвестиционный потенциал – 0,9; инвестиционный риск – 0,9. Наивысшее место по инвестиционной привлекательности присваивается региону, имеющему наибольшее суммарное количество баллов по каждому из индикаторов.
В таблицах 2–5 приведены данные 2009 г. для сравнения регионов УЭР по вышеназванным индикаторам, на основе которых произведена комплексная оценка их инвестиционной привлекательности (табл. 6).
Таблица 2
Внешняя торговля регионов УЭР в 2009 гг., млрд долл. США
Субъект РФ |
Внешнеторговый оборот |
Экспорт |
Импорт |
Кол-во баллов | |||
Всего |
На 1млн чел. |
Всего |
На 1млн чел. |
Всего |
На 1млн чел. | ||
Российская Федерация |
495,2 |
3,48 |
301,7 |
2,12 |
193,5 |
1,36 |
|
Челябинская область |
7,7 |
2,20 |
2,8 |
0,8 |
4,9 |
1,4 |
7 |
Свердловская область |
9,6 |
2,13 |
7,1 |
1,56 |
2,5 |
0,56 |
6 |
Оренбургская область |
3,2 |
1,52 |
2,1 |
1,00 |
1,1 |
0,52 |
5 |
Республика Башкортостан |
5,5 |
1.34 |
5,0 |
1,22 |
0,5 |
0,12 |
4 |
Пермский край |
2,6 |
0,99 |
2,1 |
0,79 |
0,5 |
1,19 |
3 |
Курганская область |
0,3 |
0,27 |
0,2 |
0,18 |
0,1 |
0,09 |
2 |
Удмуртская Республика |
0,4 |
0,26 |
0,2 |
0,13 |
0,2 |
0,13 |
1 |
Источник: Федеральня таможенная служба, http://www.customs.ru/ru/
Из таблицы 2 следует, что по объему внешней торговли в расчете на один миллион человек лидером среди субъектов Федерации, входящих в Уральский экономический район, является Челябинская область. Однако при этом регион имеет отрицательное внешнеторговое сальдо.
Таблица 3
Иностранные инвестиции в экономику регионов
УЭР в 2009 гг., млрд долл. США
Субъект РФ |
Всего |
На 1млн чел. |
Кол-во баллов |
Российская Федерация |
81,9 |
0,577 |
|
Челябинская область |
2,5 |
0,714 |
7 |
Республика Башкортостан |
1,7 |
0.418 |
6 |
Свердловская область |
1,3 |
0,289 |
5 |
Оренбургская область |
0,5 |
0,238 |
4 |
Удмуртская Республика |
0,2 |
0,131 |
3 |
Пермский край |
0,2 |
0,076 |
2 |
Курганская область |
0,007 |
0,006 |
1 |
Источник. Социально-экономическое положение России: стат. сб. М.: Росстат, 2000–2009.
Также лидирует Челябинская область и по объему иностранных инвестиций, поступающих в ее экономику (табл.3). Ранги инвестиционного потенциала субъектов Федерации УЭР приведены в табл. 4.
Таблица 4
Ранг инвестиционного потенциала субъектов Федерации
УЭР среди всех регионов России за 2008–2009 гг.
Регион УЭР |
Ранг потенциала (Россия) |
Количество баллов |
Свердловская область |
4 |
7 |
Пермский край |
8 |
6 |
Челябинская область |
13 |
5 |
Республика Башкортостан |
14 |
4 |
Оренбургская область |
28 |
3 |
Удмуртская Республика |
40 |
2 |
Курганская область |
68 |
1 |