Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 20:05, курсовая работа
Денежно-кредитная политика проводится Центральным банком исходя из необходимости создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов является низкий уровень инфляции. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.
Введение 3
1. Сущность и виды денежно-кредитной политики Центрального Банка России 5
2. Особенности осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка России на современном этапе 12
2.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 12
2.2 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2012 году 16
2.3 Перспективы развития экономической ситуации и оценка рисков 25
3. Реализация денежной политики 34
3.1 Реализация денежно-кредитной политики Банка России в 2012 году 34
3.2 Сценарии макроэкономического развития на 2013 год и период 2014 и 2015 годов и прогноз платежного баланса 48
3.3 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов 54
Заключение 63
Список литературы 64
Денежно-кредитную
политику при оценке роли Центрального
Банка также следует
Когда Центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.
Таким образом, Центральный Банк играет определяющую роль в реализации денежно-кредитной политике и определяет перспективы ее развития в будущем.
Банк
России в предстоящий трехлетний
период сохранит преемственность реализуемых
принципов денежно-кредитной
В целях дальнейшего повышения действенности процентной политики Банк России в предстоящий трехлетний период продолжит постепенно увеличивать гибкость механизма курсообразования и к 2015 году предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу, отказавшись от использования связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного режима проведение регулярных валютных интервенций с целью воздействия на динамику курса рубля будет прекращено. Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе будет оставаться обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Таким образом, финансовая стабильность выступает необходимым условием нормального функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. При этом от степени устойчивости и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Банк России будет продолжать совершенствовать инструменты мониторинга системы финансового посредничества (в том числе постоянный анализ движения цен на рынках активов, тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), чтобы при возникновении угрозы финансовой стабильности иметь возможность оперативно принять соответствующие меры в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора. В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять повышенное внимание своевременной идентификации и оценке системных рисков в банковском секторе и на иных сегментах финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.
Достигнутые условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) позволят сохранить сложившиеся условия конкуренции в банковском секторе и создать дополнительные механизмы доверия к равенству регулятивных условий деятельности российских банков вне зависимости от источника происхождения капитала. Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться эффективностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Одним из важных направлений деятельности Банка России останется содействие развитию рынка производных финансовых инструментов, предоставляющего субъектам экономики возможности по хеджированию курсового и процентного рисков, одновременно с формированием современных механизмов регулирования и надзора за рисками кредитных организаций на указанных сегментах финансового рынка. Банк России также продолжит уделять внимание совершенствованию российской национальной платежной системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего финансового рынка. Важное значение с точки зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной политики имеет координация усилий Банка России и Правительства Российской Федерации. Высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение не нефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики.
Банк России продолжит расширять практику регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Развитие информационного взаимодействия Банка России с обществом будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно-кредитной политике.
В первом полугодии 2012 года объем ВВП увеличился на 4,5%. Экономический рост преимущественно был обусловлен повышением внутреннего спроса. В январе-сентябре темп прироста ВВП, по оценкам, составил около 4%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в январе-сентябре 2012 года выросли, по оценке, на 6,8%. Объем инвестиций в основной капитал превысил уровень соответствующего периода предыдущего года на 7,2% (в январе-сентябре 2011 года– на 5,0%).
В условиях роста экономики численность занятого населения увеличивалась. Уровень безработицы в сентябре 2012 года составил 5,2% экономически активного населения (6,0% годом ранее). На фоне высоких мировых цен на энергетические товары повышались доходы бюджета, при этом улучшалась равномерность расходования бюджетных средств в течение финансового года. В результате профицит федерального бюджета в январе-сентябре 2012 года составил 1,4% ВВП (в январе-сентябре 2011 года– 2,9% ВВП). В январе-мае 2012 года продолжалось замедление инфляции, начавшееся в середине 2011 года (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года). В июне она начала расти и в сентябре превысила верхнюю границу целевого ориентира на 2012 год (5–6%).
По оценке, выпуск товаров и услуг находился вблизи потенциального уровня. Рост цен на непродовольственные товары без учета бензина, в наименьшей степени подверженный влиянию волатильных и административных факторов, замедлился; по оценке, темпы их прироста снизились с 5,9% в январе 2012 года до 5,4% в сентябре (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года).
Во второй половине 2011 – начале 2012 года на замедление роста потребительских цен оказывала заметное воздействие благоприятная конъюнктура на внутреннем и мировом аграрных рынках. В апреле 2012 года темпы прироста цен на продовольствие достигли своего исторического минимума (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года), составив 1,2%. Среди продуктов питания плодоовощная продукция была на 29,1% дешевле, чем в апреле 2011 года.
Кроме того, на снижение инфляции повлиял перенос индексации административно регулируемых тарифов с января на III квартал текущего года. В итоге в течение первых пяти месяцев года темпы роста потребительских цен уменьшались, достигнув в апреле-мае минимального значения за весь период наблюдений – 3,6% (по отношению к сопоставимым месяцам прошлого года). Базовая инфляция снизилась с 6,0% в январе до 5,1% в мае. Однако в мае-сентябре ускорился рост цен на продовольствие. В сентябре 2012 года продукты питания были на 7,3% дороже, чем в сопоставимом месяце предыдущего года (в сентябре 2011 года – на 6,4%).
Непродовольственные товары и платные услуги, включая услуги ЖКХ, подорожали в сентябре 2012 года по отношению к сопоставимому месяцу предыдущего года в меньшей мере, чем в сентябре 2011 года. В целом инфляция возросла до 6,6%, базовая инфляция – до 5,7%.
По итогам 2012 года инфляция может составить около 7% (в 2011 году она составила 6,1%), что связано в основном с ускорившимся ростом цен на продовольственные товары. При этом базовая инфляция ожидается на уровне 6% (в 2011 году она составила 6,6%).
Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (в % к соответсвующему месяцу предыдущего года)
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |||||
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция | |
Январь |
13,8 |
13,4 |
7,6 |
8,0 |
7,2 |
9,6 |
6,0 |
4,2 |
Февраль |
14,5 |
13,9 |
6,3 |
7,2 |
7,4 |
9,5 |
5,7 |
3,7 |
Март |
14,8 |
14,0 |
5.4 |
6,5 |
7,7 |
9,5 |
5,5 |
3,7 |
Апрель |
14,4 |
13,2 |
4,8 |
6,0 |
8,0 |
9,6 |
5,3 |
3,6 |
Май |
13,6 |
12,3 |
4,4 |
6,0 |
8,3 |
9,6 |
5,1 |
3,6 |
Июнь |
12,9 |
11,9 |
4,3 |
5,8 |
8,4 |
9,4 |
5,2 |
4,3 |
Июль |
12,3 |
12,0 |
4,3 |
5,5 |
8,4 |
9,0 |
5,3 |
5,6 |
Август |
11,7 |
11,6 |
4,6 |
6,1 |
8,1 |
8,2 |
5,5 |
5,9 |
Сентябрь |
10,8 |
10,7 |
5,3 |
7,0 |
7,4 |
7,5 |
5,7 |
6,6 |
Октябрь |
9,6 |
9,7 |
5,8 |
7,5 |
7,2 |
7,2 |
5,6 |
6,2 |
Ноябрь |
8,8 |
9,1 |
6,2 |
8,1 |
6,9 |
6,8 |
5,8 |
6,4 |
Декабрь |
8,3 |
8,8 |
6,6 |
8,8 |
6,6 |
6,1 |
6,0 |
6,6 |
Платежный баланс Российской Федерации в январе—сентябре 2012 года формировался под воздействием благоприятной международной конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта. На фоне значительного профицита счета текущих операцийв условиях умеренного инвестиционного спроса экономики сложились предпосылки для активизации вывоза частного капитала.
Положительное сальдо счета текущих операций в январе—сентябре 2012 года равнялось 74,7 млрд. долларов США, его прирост относительно того же периода 2011 года составил 6%. Профицит торгового баланса возрос со 144,0 до 150,4 млрд. долларов США.
Экспорт товаров в январе—сентябре 2012 года составил 391,3 млрд. долларов США, увеличившись на 14,0 млрд. долларов США, или на 4%. Почти две трети совокупного вывоза было обеспечено поставками основных топливно-энергетических товаров. Прирост их стоимости составил 9,9 млрд. долларов США при увеличении на 4% контрактных цен и разнонаправленной динамике физических объемов. Поставки природного газа сократились на 6%, сырой нефти — сохранились на близком к январю—сентябрю 2011 года уровне, нефтепродуктов — повысились на 4%. Вывоз неэнергетических товаров вырос на 3%, до 133,9 млрд. долларов США. Импорт товаров увеличился с 233,3 до 240,8 млрд. долларов США при существенном замедлении темпов прироста (до 3%) по сравнению с январем—сентябрем 2011 года. Ввоз по ряду укрупненных товарных позиций (металлы, включая изделия из них, древесина и целлюлозно-бумажные изделия) сократился.
Прирост поставок машиностроительной продукции изза рубежа составил около 10%, удельный вес этой группы достиг половины совокупного импорта.
Дефицит баланса услуг сложился в размере 28,8 млрд. долларов США, что на 10% больше, чем в январе—сентябре 2011 года.
Экспорт услуг вырос с 39,7 до 47,3 млрд. долларов США. В его структуре 31% приходился на транспортные услуги, 20% — на услуги по статье “поездки”. Импорт услуг увеличился с 65,9 до 76,1 млрд. долларов США. В составе полученных от нерезидентов услуг преобладали расходы российских граждан на зарубежные поездки (38%), а также услуги иностранных транспортных компаний (16%).
Отрицательное сальдо счета первичных доходов в январе—сентябре 20 12 года составило 43,8 млрд. долларов США (44,9 млрд. долларов США в сопоставимый период 2011 года). Дефицит баланса инвестиционных доходов сформировался в размере 35,9 млрд. долларов США, преимущественно за счет объема объявленных российскими компаниями дивидендов. Рост отрицательного сальдо оплаты труда (до 8,6 млрд. долларов США) был обусловлен увеличением средней заработной платы, выплаченной занятым в российской экономике нерезидентам.