Реализация денежной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика проводится Центральным банком исходя из необходимости создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов является низкий уровень инфляции. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и виды денежно-кредитной политики Центрального Банка России 5
2. Особенности осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка России на современном этапе 12
2.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 12
2.2 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2012 году 16
2.3 Перспективы развития экономической ситуации и оценка рисков 25
3. Реализация денежной политики 34
3.1 Реализация денежно-кредитной политики Банка России в 2012 году 34
3.2 Сценарии макроэкономического развития на 2013 год и период 2014 и 2015 годов и прогноз платежного баланса 48
3.3 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов 54
Заключение 63
Список литературы 64

Файлы: 1 файл

diplom_.docx

— 776.47 Кб (Скачать файл)

Текущее и прогнозируемое соотношение фактического и потенциального выпуска указывает на отсутствие предпосылок к росту инфляции со стороны спроса. Отмеченная в I квартале стабилизация инфляции способствует формированию умеренных инфляционных ожиданий. В отсутствие резких колебаний продовольственных цен снижение инфляции продолжится.

Политика Банка России во второй половине 2012 – начале 2013 г. была направлена в том числе и на сдерживание инфляционных ожиданий. В настоящее время ожидания возвращаются к целевым показателям инфля-ции, что будет учитываться при определении направленности денежно-кредитной политики. Так, результаты опросов показывают, что инфляционные ожидания в начале 2013 г. продолжали снижаться даже на фоне растущей в годовом выражении инфляции. Консенсус-прогнозы агентств Thomson Reuters и Interfax на 2013 г., по итогам опроса экспертов, в конце марта – начале апреля понижены на 0,1 процентного пункта – соответственно до 6,0 и 6,3% по сравнению с декабрем 2012 года. Консенсус-прогноз Центра развития со-ставил 6,1%, снизившись на 0,2 процентного пункта. Опрос населения в конце марта показал заметное улучшение потребительских настроений и резкое снижение краткосрочных инфляционных ожиданий, во многом связанное с тем, что население не отметило значимого роста цен и тарифов в начале года.

Расчеты по данным финансового рынка свидетельствуют о том, что краткосрочные инфляционные ожидания его участников также снижаются, оставаясь пока на повышенном уровне.

По прогнозам специалистов Банка России, к концу 2013 г. инфляция может вернуться в целевой интервал, указанный в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов» (в 2013 г. – 5–6%, в 2014 г. – 4–5%). При этом прогнозируемая траектория инфляции предполагает сохранение вероятности того, что во II квартале 2013г. она будет превышать границы целевого интервала. Такое превышение, как ожидается, окажется умеренным и не потребует дополнительного ужесточения денежно-кредитной политики. Это связано с тем, что имеющиеся в распоряжении Банка России меры денежно-кредитной политики не могут оказывать заметное влияние на темпы роста цен в краткосрочном периоде, в то время как вероятность превышения целевого диапазона по итогам 2013 г. в настоящее время расценивается как умеренная. Среднесрочный прогноз инфляции предполагает продолжение ее постепенного снижения.

Среднесрочный прогноз инфляции, учитывающий  лаги воздействия денежно-кредитной  политики на экономические процессы, играет важную роль при принятии решений. Существует ряд рисков, реализация которых может привести к отклонениям прогнозируемой инфляции от цели в 2013–2014 гг. и дисбалансам в макроэкономической и финансовой сферах, что может повлиять на направленность денежно-кредитной политики в будущем.

В настоящее время основные риски связаны как с внешним сектором, так и с ситуацией на внутреннем рынке. В целом вероятность реализации рисков, способных оказать значимое влияние на параметры денежно-кредитной политики Банка России, расценивается как невысокая.

К внешним рискам следует отнести значительное замедление темпов восстановления мировой экономики и резкие непредвиденные колебания конъюнктуры мирового финансового рынка.

Сохраняется сложная ситуация в  США, связанная с исчерпанием в конце 2012 г. законодательного ограничения на величину государственного долга. В зависимости от решения данного вопроса могут возникнуть риски снижения деловой активности в США (что негативно повлияет на глобальную экономику) или ослабления доверия к США в статусе суверенного заемщика, что отразится на мировом финансовом рынке.

Первичным следствием третьего этапа количественного смягчения в США становится быстрый рост фондовых индексов. Это подразумевает опасность резких ценовых коррекций, имеющих негативные последствия для мирового финансового рынка, если монетарные стимулы не приведут к существенному ускорению роста экономики США.

Реализация неблагоприятных сценариев, связанных с ростом напряженности на мировом финансовом рынке, может повлечь за собой сокращение внешнего спроса и снижение цен на основные товары российского экспорта. Наряду с ужесточением условий доступа к внешнему финансированию это может привести к падению производства, которое будет сопровождаться снижением реальных доходов населения и ростом безработицы. Вследствие дестабилизации мирового финансового рынка могут возникнуть и проинфляционные внешние риски, связанные с ухудшением состояния платежного баланса России, ослаблением рубля и ускорением инфляции под влиянием переноса динамики обменного курса на цены.

Реакцией монетарной политики в случае реализации подобных сценариев, вероятнее всего, станет значительное смягчение на среднесрочном горизонте. В то же время угроза роста инфляционных ожиданий может потребовать кратковременного повышения процентных ставок, целесообразность которого будет определяться исходя из соотношения инфляционных рисков и угроз финансовой стабильности.

Значимость внутриэкономических  рисков в настоящее время возросла. Одним из самых важных с точки зрения определения направленности денежно-кредитной политики внутренних рисков в настоящее время является замедление темпов экономического роста. Ограничения по факторам производства в дальнейшем могут привести к снижению темпов роста потенциального выпуска. Такое снижение в настоящее время представляется маловероятным, хотя определенные предпосылки к этому существуют. Так, к ограничению потенциала роста экономики в перспективе может привести низкая инвестиционная активность. Важно отметить, что в случае реализации подобного сценария в условиях заметного замедления темпов экономического роста смягчение политики может быть неэффективным, так как будет способствовать повышению краткосрочной волатильности инфляции, а не обеспечению основы для стабильного долгосрочного роста.

Российская экономика также может столкнуться с риском существенного замедления деловой активности, более сильного по сравнению со снижением потенциального выпуска. Уровень деловой активности в I квартале 2013 г. уже оказался заметно ниже ранее сделанных прогнозов. В основе среднесрочных прогнозных оценок Банка России лежит предположение о том, что причины этих отклонений носят краткосрочный характер, возможно оживление роста до конца 2013 г. и далее. Если же ситуация продолжительное время будет развиваться хуже прогнозов, возможно формирование значительного отрицательного разрыва выпуска в 2013–2014 годах. Одним из вероятных следствий такого варианта развития событий может стать более заметное снижение инфляции, что может потребовать существенного ослабления денежно-кредитной политики.

В целях своевременного выявления рисков ценовой, а также финансовой и общеэкономической нестабильности Банк России проводит регулярный анализ динамики денежных и кредитных агрегатов. При этом методология учета динамики денежной массы при оценке инфляционных рисков основывается на рассмотрении наиболее значительных изменений низкочастотных компонентов инфляции. Проведенный в соответствии с такими подходами анализ позволил прийти к следующим выводам.

Резкое снижение темпов инфляции, начавшееся в конце 2011 г., не в полной мере соответствовало динамике денежной массы в предшествующие периоды. Это обстоятельство указывало на возможные риски того, что тенденция к замедлению темпов роста индекса потребительских цен (ИПЦ) может оказаться неустойчивой. Эти риски частично реализовались во второй половине 2012 года. Текущие значения темпов инфляции в целом согласуются с предшествующей динамикой денежных агрегатов.

В то же время замедление темпов роста денежной массы до относительно низкого уровня может оказать значительное сдерживающее влияние на темпы роста цен в 2013 году. В этих условиях ожидаемое замедление инфляции может значительно отличаться от аналогичного процесса в начале 2012 г. и будет иметь более долгосрочный характер.

Учитывая отсутствие явных предпосылок ускорению темпов роста банковского кредитования (основного источника роста денежного предложения в настоящее время), а также при условии сохранения сбалансированного характера бюджетной политики нет оснований ожидать значительные колебания темпов роста денежных агрегатов. Это будет способствовать формированию инфляционных рисков на относительно низком уровне и достижению цели по инфляции в среднесрочной перспективе.

Темпы роста денежных и кредитных агрегатов, несмотря на некоторое снижение, в целом соответствуют ожидаемым в среднесрочной перспективе значениям основных макроэкономических индикаторов. Однако темпы роста потребительского кредитования, по оценкам Банка России, все еще остаются высокими относительно равновесных значений, обусловленных фундаментальными факторами, что может рассматриваться как потенциальный фактор увеличения общеэкономической волатильности. В то же время наиболее вероятным представляется продолжение их постепенного снижения в течение 2013 г., в том числе в связи с осуществленным

Банком России ужесточением надзора в области потребительского кредитования. Поэтому вероятность перегрева на кредитном рынке невелика.

 

3. Реализация денежной политики

3.3 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов

Количественные ориентиры  денежно-кредитной политики и денежная программа

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2013 году до 5–6%, в 2014 и 2015 годах – до 4–5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,7–5,7% в 2013 году, 3,6–4,6% в 2014 и 2015 годах.

Расчеты по денежной программе на 2013–2015 годы проведены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и других макроэкономических показателей, а также прогноза платежного баланса и параметров проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2013 году может составить 9–18%, в 2014 и 2015 годах– 14–19% в год.

Банк России разработал три варианта денежной программы. Второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, соответствующий целевым ориентирам по инфляции и оценкам динамики экономического роста, может составить по вариантам программы в 2013 году 7–14%, в 2014–2015 годах– 11–14% ежегодно.

В условиях повышения гибкости курсовой политики ожидается постепенный переход к формированию денежного предложения в большей степени за счет рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России при снижении влияния динамики чистых международных резервов (ЧМР). При этом большое значение для осуществления денежно-кредитной политики будут иметь показатели исполнения федерального бюджета и меры, направленные на повышение равномерности расходования бюджетных средств.

В предстоящий период в рамках бюджетной стратегии Российской Федерации планируется переход к новым принципам бюджетной политики. В соответствии с бюджетными правилами объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из базовой цены на нефть, что подразумевает последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2013–2015 годах. В случае превышения нефтяными ценами запланированного уровня дополнительные доходы будут направляться на пополнение Резервного фонда. Ожидается, что указанные меры будут способствовать ограничению денежного предложения и тем самым – достижению целевых ориентиров по инфляции. Указанный механизм может стать одним из факторов сохранения структурного дефицита банковской ликвидности в среднесрочной перспективе. Банк России будет учитывать данные факторы при проведении операций денежно-кредитного регулирования.

В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается, что федеральный бюджет будет сформирован с некоторым дефицитом. Планируется, что в среднесрочной перспективе его финансирование будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2013–2015 годах.

В первом варианте денежной программы предполагается рост чистого кредита федеральному правительству, в рамках второго и третьего вариантов – его снижение, обусловленное в основном планируемым накоплением средств на счетах суверенных фондов.

Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения. При этом ожидается рост валового кредита банкам в 2013 году по первому и второму вариантам, в 2014–2015 годах– по всем вариантам.

В рамках первого варианта денежной программы при реализации сценария значительного снижения средних  мировых цен на нефть в 2013 году ожидается уменьшение ЧМР по сравнению с предыдущим годом на 0,7трлн. рублей, в 2014 году– на 0,2 трлн. рублей, в 2015 году – на 0,7 трлн. рублей.

Для обеспечения роста денежной базы, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования в 2013 году.

Снижение цен на нефть ниже уровня, закладываемого в проекте бюджета на 2013–2015 годы, обусловливает повышение уязвимости бюджета к различным шокам. Дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2013 году может составить 3–4% ВВП. Однако в 2014–2015 годах возможно уменьшение расходов федерального бюджета на величину условно утвержденных расходов, что может привести к снижению бюджетного дефицита. В случае развития кризисных тенденций в глобальной экономике условия заимствований как на внутренних, так и на внешних долговых рынках могут значительно ухудшиться, что не позволит привлечь средства в необходимых объемах на приемлемых условиях. В соответствии с проектом федерального бюджета при недостаточности нефтегазовых доходов в случае, если прогнозная цена будет ниже базовой, на покрытие дефицита федерального бюджета возможно будет использовать средства Резервного фонда.

В первом варианте программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству в 2013–2014 годах на 0,5 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году – на 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам по программе, при реализации данного сценария в 2013–2015 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8–1,3 трлн. рублей в год за счет активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В этих условиях к концу 2015 года объем валового кредита банкам может составить порядка 60% от объема денежной базы.

Информация о работе Реализация денежной политики