Реализация денежной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика проводится Центральным банком исходя из необходимости создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов является низкий уровень инфляции. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и виды денежно-кредитной политики Центрального Банка России 5
2. Особенности осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка России на современном этапе 12
2.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 12
2.2 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2012 году 16
2.3 Перспективы развития экономической ситуации и оценка рисков 25
3. Реализация денежной политики 34
3.1 Реализация денежно-кредитной политики Банка России в 2012 году 34
3.2 Сценарии макроэкономического развития на 2013 год и период 2014 и 2015 годов и прогноз платежного баланса 48
3.3 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов 54
Заключение 63
Список литературы 64

Файлы: 1 файл

diplom_.docx

— 776.47 Кб (Скачать файл)

Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2013 году 0,8 трлн. рублей, в 2014 году– 0,7 трлн. рублей, а в 2015 году – 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам, в 2013–2015 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА с учетом динамики денежной базы.

Исходя из предусматриваемого в соответствии с проектом федерального бюджета сокращения дефицита федерального бюджета в рассматриваемый период и осуществления его финансирования в основном за счет немонетарных источников объем чистого кредита расширенному правительству в 2013–2014 годах, по оценке, снизится на 0,6 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году– на 0,8 трлн. рублей.

При этом основным каналом увеличения ЧВА в 2013–2015 годах, как и в первом варианте, будет прирост чистого кредита банкам (на 0,6–1,4 трлн. рублей в год), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.

В соответствии с третьим вариантом денежной программы, базирующимся на сценарии высоких цен на нефть, прогнозируемое увеличение ЧМР в 2013 году составит 3,2 трлн. рублей, в 2014 году – 3,0 трлн. рублей, в 2015 году – 2,5 трлн. рублей. При этом в соответствии с оцениваемой динамикой денежной базы в указанные годы прогнозируется снижение ЧВА.

С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенное, чем по второму варианту, увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству в 2013–2015 годах на 1,5–1,6 трлн. рублей в год. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках. При этом в 2015 году размер Резервного фонда может превысить нормативную величину 7% ВВП.

В рамках данного сценария в2013 году ожидается сокращение чистого кредита банкам на 0,3 трлн. рублей, в 2014 и 2015 годах – его рост на 0,04 и 0,7 трлн. рублей соответственно.

Основные параметры денежной программы в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, решениями Банка России в области валютной и процентной политики, соотношением между уровнями процентных ставок на внутреннем и внешнем рынках и реализацией бюджетной стратегии Российской Федерации. Поэтому показатели программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики.

В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

Основными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014–2015 годов станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 году.

В 2013 и 2014 годах Банк России продолжит осуществлять курсовую политику, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов, и не устанавливая каких-либо фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России будет осуществлять повышение гибкости курсообразования постепенно, смягчая процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнями валютного курса. В то же время даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного рынка.

Повышение гибкости курсообразования приведет к увеличению значимости для формирования ситуации на внутреннем валютном рынке рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала. Капитальные потоки могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков и с трудом поддаются прогнозированию. Следствием этого, а также результатом отказа от использования курсовых операционных ориентиров станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами, как в реальном, так и в финансовом секторе.

Развитие и применение системы инструментов Банка России в предстоящий трехлетний период будут направлены на достижение целей денежно-кредитной политики с учетом перехода к режиму таргетирования инфляции, а также на обеспечение финансовой стабильности, бесперебойного функционирования платежной системы Банка России и систем расчетов по операциям с инструментами российского финансового рынка. Система инструментов продолжит учитывать особенности взаимодействия Банка России с региональными кредитными организациями, характеристики трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и состояние российского финансового рынка.

Основа действующей системы  инструментов денежно-кредитной политики – коридор процентных ставок Банка России в рассматриваемый период сохранится, при этом Банк России рассмотрит возможность его сужения в целях повышения действенности процентной политики. В качестве инструментов, обеспечивающих нахождение краткосрочных ставок межбанковского рынка в границах процентного коридора, будут применяться депозитные операции и операции рефинансирования (ломбардные кредиты и операции РЕПО) постоянного действия на срок 1 день. Однодневные сделки валютный своп и планируемые к введению в систему инструментов Банка России сделки своп с драгоценными металлами будут использоваться Банком России как дополнительные инструменты, повышающие жесткость верхней границы процентного коридора в условиях появления признаков недостатка стандартного обеспечения у кредитных организаций.

В целях приближения краткосрочных  процентных ставок денежного рынка к центральной части процентного коридора Банк России продолжит осуществлять операции на открытом рынке – ломбардные аукционы и аукционы прямого РЕПО, депозитные аукционы – сроком на 1 неделю с определением лимитов предоставления или изъятия средств на основе сводного прогноза ликвидности банковского сектора. При этом проведение аукционов РЕПО на срок 1 день продолжится до тех пор, пока данный инструмент, по оценкам Банка России, будет необходим для ограничения волатильности рыночных ставок.

Политика Банка России по формированию перечня активов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям предоставления ликвидности, и установлению поправочных коэффициентов, используемых для корректировки его стоимости, будет носить контрциклический характер с учетом задачи обеспечения доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций. Применение инструментов рефинансирования на сроки свыше 1 недели будет направлено преимущественно на поддержание финансовой стабильности. В целях ограничения влияния данных операций на соответствующий сегмент кривой рыночных процентных ставок и недопущения искажения сигналов процентной политики Банк России рассмотрит целесообразность перехода к их осуществлению по плавающей ставке. В этом случае не исключается дополнение системы инструментов Банка России сделками своп с иностранной валютой и драгоценными металлами на срок до 1 года для расширения доступа кредитных организаций к рефинансированию на эти сроки. В связи с предполагаемым ростом объемов операций рефинансирования в целях предоставления кредитным организациям возможностей по управлению портфелями ценных бумаг, основная часть которых уже продана Банку России по сделкам РЕПО, планируется внести изменения в технологию проведения операций РЕПО на срок более 1 дня. Предполагается в 2013 году предоставить банкам право осуществлять оперативную замену ценных бумаг, проданных Банку России по сделкам РЕПО, на другие ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России без перезаключения сделки.

В целях предоставления кредитным организациям большей гибкости в управлении обеспечением по операциям рефинансирования и собственными счетами в Банке России планируется расширить практику предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов под залог как ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, так и иных активов.

Банк России также продолжит использование нормативов обязательных резервов в качестве инструмента денежно-кредитной политики, принимая решения об их изменении в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния ликвидности банковского сектора. Учитывая положительный опыт применения механизма усреднения обязательных резервов, Банк России рассмотрит возможность дальнейшего повышения коэффициента усреднения.

Помимо работы над совершенствованием собственной системы инструментов Банк России придает большое значение взаимодействию с государственными органами по вопросам реализации денежно-кредитной политики и развития финансовых рынков. Будет продолжено сотрудничество с Минфином России и Федеральным казначейством по вопросу развития механизма размещения временно свободных средств бюджета в банковском секторе, задачей которого является минимизация сезонного воздействия бюджетных потоков на объем ликвидности банковского сектора.

При отклонении от описанных в предыдущих разделах сценариев и вариантов прогнозов Банк России оставляет за собой право вносить изменения в систему применяемых инструментов.

 

Заключение

 

Центральный банк является проводником кредитной  политики государства. Правительство  заинтересовано в надежности Центрального банка, который играет особую, очень  важную роль в кредитной системе  страны.

Центральный банк выполняет следующие основные функции: осуществляет монопольную  эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное  регулирование и банковский надзор.

Денежно-кредитное  регулирование экономики, проводимое Центральный банком, является составной  частью экономической политики правительства. Основные методы воздействия государства  через Центральный банк на масштабы и характер операций коммерческих банков: учетная политика Центрального банка, изменение нормы обязательных резервов банков, операции на открытом рынке, регламентация  экономических нормативов для банков и т.д.

Основными целями кредитной политики государства  на современном этапе развития денежно-кредитного рынка в нашей стране являются: снижение инфляции, обеспечение стабильного  курса национальной валюты и бескризисного  развития межбанковского рынка, стабилизация экономики, экономический рост и  урегулирование государственного долга.

Таким образом, если Россия будет планомерно из года в год строить и претворять в жизнь свою денежно-кредитную  политику, экономика страны будет  насыщаться деньгами, возвращая им роль всеобщего средства обращения, платежа и накопления, будет изживаться иностранная валюта из внутреннего  национального оборота, будет снижаться  инфляция, будет наблюдаться экономический  рост, и в конечном итоге - от этого  будет зависеть будущее страны.

 

Список  литературы

 

  1. Вестник Банка России №67 (1385) - 2013
  2. Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ. - 2011. – 342с.
  3. Афанасьев М., Кривоногов И. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы // Вопросы экономики. – 2008. – №11. – С.57-70.
  4. Банковское дело/ Под. ред. О.И. Лаврушина – М.: Финансы и статистика, 2010. – 576с. Булатов А. С. Экономика – М.: Юристъ, 2010. – 896с.
  5. Бурлачков В. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы экономики. – 2005. - №3. – С. 48-61.
  6. Васильев Ю.В. Бюджет 2010 – бюджет развития // Финансы. – 2009. – №10. – С.30-32.
  7. Гайдар Е. Экономический рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России // Вопросы экономики. – 2011. - № 5. – с.4-18.
  8. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. И др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. – с.479.
  9. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов/ Центральный банк Российской Федерации - 2012
  10. Ермилов В.Г. Проблемы доходной базы бюджетов субъектов Федерации // Финансы. – 2010. – №8. – С.23-27.
  11. Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики // МЭиМО. – 2012. - №3. – С.28-35.
  12. Жуков А.Д. Об основных принципах финансово – экономической политики Правительства РФ на 2013 г. // Финансы. – 2012. – №11. – С.3-7.
  13. Захаров В.С. О рисках банковской системы // Деньги кредит. – 2011. - №3. – С.6-10.
  14. Иванов Ю.О показателях экономического благосостояния // Вопросы экономики. – 2012. - №2. – С. 93 – 95.
  15. Кимельман С., Андрюшин С. Стабилизационный фонд и экономический рост // Вопросы экономики. – 2012. – №11. – С.70-84.
  16. Крупнов Ю.С. О сущности, функциях и некоторых тенденциях развития центральных банков // Финансы и кредит. – 2012.
  17. Мурычев Н. Российский банковский сектор: консолидации и корпоративное управление // Вопросы экономики. – 2007. - №5. – С. 65-76.
  18. Наличный и безналичный оборот в российской экономике: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: КНОРУС, 2009. – 186с.
  19. Новиков А.Н. Перспективы развития операций Банка России на открытом рынке // Финансы. – 2012.
  20. Овчинников А.П. Денежный рынок: проблемы сегодня // Финансовая газета. – 2012.
  21. Ромашова И.Б. Управление денежным капиталом // Финансы и кредит. – 2010. - №7. – С.13-16.
  22. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2013 г.// Деньги кредит. – 2012. - №8. – С.7-14.
  23. Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации» от 27.06.2002 № 86-ФЗ
  24. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений» в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 03.02.1996 № 17 (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5 и 8 июня 1999 г., 19 июня и 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).

Информация о работе Реализация денежной политики