Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:48, курсовая работа
Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение сущности транспортной системы, критериев и факторов, влияющих на сущность региональной политики в сфере транспорта;
2) рассмотрение отечественного и зарубежного опыта формирования и реализации региональной политики в сфере транспорта;
3) анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов региональной власти в сфере транспорта;
4) анализ состояния и тенденций функционирования и развития сферы транспорта в Кемеровской области;
Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 7
1.1 Теоретическая оценка подходов в определении сущности основных понятий: «регион», «региональная политика», «транспорт» 7
1.2 Отечественный и зарубежный опыт формирования и реализации региональной политики в сфере транспорта 12
2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 19
2.1 Описание объекта и предмета исследования 19
2.2 Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов власти Кемеровской области в сфере транспорта 21
2.3 Анализ состояния и тенденций функционирования и развития транспорта в Кемеровской области 25
2.4 Функциональный анализ деятельности региональных органов власти в сфере транспорта 31
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 37
3.1 Концепции мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта в Кемеровской области 37
3.2 Мероприятия по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта в Кемеровской области 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка 47стр., 3 рис., 8 табл. 11 источников.
РЕГИОН, РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ТРАНСПОРТ
Объектом исследования в курсовом проекте является сфера транспорта региона.
Предметом исследования является региональная политика в сфере транспорта.
Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта.
Для написания данного курсового проекта были использованы учебные пособия, научные статьи, ресурсы интернет, статистические данные, нормативно-правовые акты.
В процессе исследования использовались методы системного, структурного и функционального анализа.
В результате выполненной работы были предложены мероприятия по повышению эффективности региональной политики в сфере транспорта.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт – важная составная часть экономики Российской Федерации. Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил.
В Российской Федерации, в связи с огромной пространственной протяженностью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения и производства по ее территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства резко возрастает.
В данном курсовом проекте выдвигается проблема слабой региональной политики в сфере транспорта.
Объектом исследования в курсовом проекте является сфера транспорта региона.
Предметом исследования является региональная политика в сфере транспорта.
Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В результате выполненной
работы были предложены мероприятия
по повышению эффективности
В процессе исследования использовались методы сравнения, проблемного, системного, функционального и структурного анализа.
Для написания
данного курсового проекта испо
Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, так как ведется активная стратегическая политика в сфере транспорта на федеральном и региональном уровне власти.
В исследовании вопросов, связанных с совершенствованием транспортной системы можно выделить работы А.В. Гасникова, Н.Б. Шамрая, В.Л. Швецова, А.В. Прохорова, И.В Ильина, Е. Г. Ефимовой.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
1.1 Теоретическая
оценка подходов в определении
сущности основных понятий: «
Региональная политика является неотъемлемой частью политики государства, она направлена на сглаживание социальных и экономических различий между различными регионами страны. Существует множество направлений или сфер реализации региональной политики, например, налоговая региональная политика, региональная политика в сфере занятости, образования, культуры, туризма, в том числе и в сфере транспорта.
Для того чтобы дать теоретическую оценку региональной политике в сфере транспорта необходимо рассмотреть основные понятия которые она в себя включает. Для начала определимся с понятием «регион» (таблица 1). [1]
Таблица 1- Теоретическая оценка понятия «регион»
Подход |
Содержание подхода |
Традиционный |
Территория совпадающая по
границам с субъектов Российской Федерации,
административно- |
Географический |
Определенный территориальный комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и населения, находящихся в особых отношениях друг с другом и составляющих вместе особую часть поверхности земли |
Экономический |
Сложное соединение многочисленных звеньев производственных систем и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответствующими управленческими структурами |
Существует несколько подходов к определению понятия «регион» и каждый из них по-своему характеризует и описывает его. В рамках данного курсового проекта будет использоваться традиционный подход, который отождествляет понятие «регион» с субъектом Российской Федерации.
Далее рассмотрим подходы к определению понятия «региональная политика» (таблица 2). [2]
Таблица 2 - Теоретическая
оценка понятия «региональная
Подход |
Содержание подхода |
Системный |
Сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой |
Социально-экономический |
Комплекс мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения |
Управленческий |
Субъект-объектные отношения между центром и регионами, центральный уровень является ее субъектом, региональный уровень — объектом |
Из таблицы видно, что региональная политика является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.
Выделим несколько подходов к определению понятия «транспорт» (таблица 3). [1]
Таблица 3 – подходы к определению термина «транспорт»
Подход |
Содержание подхода |
Системный |
Совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое |
Экономический |
Одна из важнейших отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов |
Технический |
Совокупность
средств, предназначенных для |
В зависимости от среды в которой этот транспорт выполняет свои функции он может быть: атмосферным или воздушным (самолеты, вертолеты, воздушные шары, дирижабли и т.д.), наземным, в том числе подземный (метро и т.п.): рельсовый (железная дорога, трамвай и т.п.) и безрельсовый (автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы и др.), водный (суда, катера, лодки, яхты и т.п.), в том числе подводный.
По обслуживаемой сфере транспорт делится на три категории: «транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население, транспорт необщего (специального) пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования». Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки). Транспорт специального пользования — внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт. Наконец, личный транспорт — это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолёты. [вики]
Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.
Факторы, определяющие развитие и размещение транспортной системы: [4]
Основные предпосылки регулирования сферы транспорта: [3]
Основными задачами региональных органов государственной власти в сфере транспорта являются:
Таким образом, можно сформулировать понятие региональной политики в сфере транспорта как деятельности региональных органов власти, направленной на организацию транспортного обслуживания с целью максимального удовлетворения спроса населения и потребностей региона, с помощью управления, контроля и правового регулирования деятельности транспортного комплекса; и сделать вывод, что региональная политика в сфере транспорта является неотъемлемой и очень важной деятельностью органов власти для обеспечения стабильного экономического и социального развития региона.
Информация о работе Региональная политика в сфере транспорта