Региональная политика в сфере транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение сущности транспортной системы, критериев и факторов, влияющих на сущность региональной политики в сфере транспорта;
2) рассмотрение отечественного и зарубежного опыта формирования и реализации региональной политики в сфере транспорта;
3) анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов региональной власти в сфере транспорта;
4) анализ состояния и тенденций функционирования и развития сферы транспорта в Кемеровской области;

Содержание работы

Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 7
1.1 Теоретическая оценка подходов в определении сущности основных понятий: «регион», «региональная политика», «транспорт» 7
1.2 Отечественный и зарубежный опыт формирования и реализации региональной политики в сфере транспорта 12
2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 19
2.1 Описание объекта и предмета исследования 19
2.2 Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов власти Кемеровской области в сфере транспорта 21
2.3 Анализ состояния и тенденций функционирования и развития транспорта в Кемеровской области 25
2.4 Функциональный анализ деятельности региональных органов власти в сфере транспорта 31
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 37
3.1 Концепции мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта в Кемеровской области 37
3.2 Мероприятия по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта в Кемеровской области 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

Курсовой_проект_123.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Пояснительная записка 47стр., 3 рис., 8 табл. 11 источников.

РЕГИОН, РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ТРАНСПОРТ

Объектом исследования в курсовом проекте является сфера  транспорта региона.

Предметом исследования является региональная политика в сфере транспорта.

Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта.

Для написания  данного курсового проекта были использованы учебные пособия, научные статьи, ресурсы интернет, статистические данные, нормативно-правовые акты.

В процессе исследования использовались методы системного, структурного и функционального анализа.

В результате выполненной  работы были предложены мероприятия  по повышению эффективности региональной политики в сфере транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт –  важная составная часть экономики  Российской Федерации. Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил.

В Российской Федерации, в связи с огромной пространственной протяженностью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения и производства по ее территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства резко возрастает.

В данном курсовом проекте выдвигается проблема слабой региональной политики в сфере транспорта.

Объектом исследования в курсовом проекте является сфера  транспорта региона.

Предметом исследования является региональная политика в сфере транспорта.

Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определение сущности транспортной системы, критериев и факторов, влияющих на сущность региональной политики в сфере транспорта;
  2. рассмотрение отечественного и зарубежного опыта формирования и реализации региональной политики в сфере транспорта;
  3. анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов региональной власти в сфере транспорта;
  4.     анализ состояния и тенденций функционирования и развития сферы транспорта в Кемеровской области;
  5. функциональный анализ деятельности органов региональной власти в сфере транспорта.

В результате выполненной  работы были предложены мероприятия  по повышению эффективности региональной политики в сфере транспорта.

В процессе исследования использовались методы сравнения, проблемного, системного, функционального и структурного анализа.

Для написания  данного курсового проекта использовались учебные пособия, научные статьи, ресурсы интернет, статистические данные, а также нормативно-правовые акты.

Актуальность  темы исследования не вызывает сомнения, так как ведется активная стратегическая политика в сфере транспорта на федеральном и региональном уровне власти.

В исследовании вопросов, связанных с совершенствованием транспортной системы можно выделить работы А.В. Гасникова, Н.Б. Шамрая, В.Л. Швецова, А.В. Прохорова, И.В Ильина, Е. Г. Ефимовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ  В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

1.1 Теоретическая  оценка подходов в определении  сущности основных понятий: «регион», «региональная политика», «транспорт»

Региональная  политика является неотъемлемой частью политики государства, она направлена на сглаживание социальных и экономических различий между различными регионами страны. Существует множество направлений или сфер реализации региональной политики, например, налоговая региональная политика, региональная политика в сфере занятости, образования, культуры, туризма, в том числе и в сфере транспорта.

Для того чтобы  дать теоретическую оценку региональной политике в сфере транспорта необходимо рассмотреть основные понятия которые она в себя включает. Для начала определимся с понятием «регион» (таблица 1). [1]

Таблица 1- Теоретическая оценка понятия «регион»

Подход

Содержание подхода

Традиционный

Территория  совпадающая по границам с субъектов Российской Федерации, административно-территориальным образованием

Географический

Определенный  территориальный комплекс, состоящий  из земли, воздуха, флоры, фауны и  населения, находящихся в особых отношениях друг с другом и составляющих вместе особую часть поверхности земли

Экономический

Сложное соединение многочисленных звеньев производственных систем и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответствующими управленческими структурами


 

Существует  несколько подходов к определению  понятия «регион» и каждый из них по-своему характеризует и описывает его. В рамках данного курсового проекта будет использоваться традиционный подход, который отождествляет понятие «регион» с субъектом Российской Федерации.

Далее рассмотрим подходы к определению понятия  «региональная политика» (таблица 2). [2]

Таблица 2 - Теоретическая  оценка понятия «региональная политика»

Подход

Содержание  подхода

Системный

Сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим  развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой

Социально-экономический

Комплекс мероприятий, способствующих наиболее рациональному  размещению производительных сил и  выравниванию уровня жизни населения

Управленческий

Субъект-объектные  отношения между центром и  регионами, центральный уровень  является ее субъектом, региональный уровень  — объектом


 

Из таблицы  видно, что региональная политика является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Выделим несколько  подходов к определению понятия  «транспорт» (таблица 3). [1]

 

 

 

 

 

Таблица 3 – подходы к определению термина «транспорт» 

Подход

Содержание  подхода

Системный

Совокупность  всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств  и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения  людей и грузов различного назначения из одного места в другое

Экономический

Одна из важнейших  отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов

Технический

Совокупность  средств, предназначенных для перемещения  людей, грузов из одного места в другое




 

В зависимости  от среды в которой этот транспорт выполняет свои функции он может быть: атмосферным или воздушным (самолеты, вертолеты, воздушные шары, дирижабли и т.д.), наземным, в том числе подземный (метро и т.п.): рельсовый (железная дорога, трамвай и т.п.) и безрельсовый (автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы и др.), водный (суда, катера, лодки, яхты и т.п.), в том числе подводный.

По обслуживаемой  сфере транспорт делится на три категории: «транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население, транспорт необщего (специального) пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования». Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки). Транспорт специального пользования — внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт. Наконец, личный транспорт — это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолёты. [вики]

Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.

 

Факторы, определяющие развитие и размещение транспортной системы: [4]

  • капитальные вложения, направляемые на развитие транспорта;
  • размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства;
  • плотность размещения отдельных видов транспорта по территории страны;
  • развитие межотраслевых и межтерриториальных связей;
  • базовое состояние отрасли;
  • развитие внешней торговли;
  • обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
  • подвижность населения;
  • размещение городов, курортов и административных центров;
  • экологический;
  • уровень развития производительных сил и в том числе по регионам;
  • природно-географическая среда;
  • научно-технический прогресс.

Основные предпосылки регулирования сферы транспорта: [3]

  • транспорт является важнейшим элементом производственно-социальной инфраструктуры и находится в «блоке» с другими инфраструктурными отраслями: энергетикой, связью, материально-техническим снабжением, которые при любом экономическом механизме являются объектом постоянного контроля со стороны государства;
  • необходимо контролировать деятельность транспортных предприятий, находящихся в условиях «естественной монополии»;
  • необходимо контролировать и во многих случаях ограничивать уровень транспортных тарифов;
  • необходимо обеспечить защиту транспортных предприятий от недобросовестных конкурентов;
  • необходимо устанавливать и контролировать единые нормы, стандарты и правила в области охраны окружающей среды, безопасности движения, условий труда на транспорте, а также единые технические стандарты.

Основными задачами региональных органов государственной  власти в сфере транспорта являются:

  • разработка и реализация государственной политики в сфере транспорта, направленной на максимальное удовлетворение спроса населения и потребностей региона в услугах транспорта;
  • формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса;
  • осуществление в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления, контроля (надзора) деятельности по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного комплекса;
  • обеспечение организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Таким образом, можно сформулировать понятие региональной политики в сфере транспорта как деятельности региональных органов власти, направленной на организацию транспортного обслуживания с целью максимального удовлетворения спроса населения и потребностей региона, с помощью управления, контроля и правового регулирования деятельности транспортного комплекса; и сделать вывод, что региональная политика в сфере транспорта является неотъемлемой и очень важной деятельностью органов власти для обеспечения стабильного экономического и социального развития региона.

Информация о работе Региональная политика в сфере транспорта