Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:48, курсовая работа
Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение сущности транспортной системы, критериев и факторов, влияющих на сущность региональной политики в сфере транспорта;
2) рассмотрение отечественного и зарубежного опыта формирования и реализации региональной политики в сфере транспорта;
3) анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов региональной власти в сфере транспорта;
4) анализ состояния и тенденций функционирования и развития сферы транспорта в Кемеровской области;
Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 7
1.1 Теоретическая оценка подходов в определении сущности основных понятий: «регион», «региональная политика», «транспорт» 7
1.2 Отечественный и зарубежный опыт формирования и реализации региональной политики в сфере транспорта 12
2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 19
2.1 Описание объекта и предмета исследования 19
2.2 Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов власти Кемеровской области в сфере транспорта 21
2.3 Анализ состояния и тенденций функционирования и развития транспорта в Кемеровской области 25
2.4 Функциональный анализ деятельности региональных органов власти в сфере транспорта 31
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 37
3.1 Концепции мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта в Кемеровской области 37
3.2 Мероприятия по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта в Кемеровской области 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
В своей работе органы власти, реализующие политику в сфере транспорта руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставами или конституциями субъектов, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Можно выделить некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов власти Кемеровской области в сфере транспорта (таблица 5) [7, 8]
Таблица 5 - Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов власти Кемеровской области в сфере транспорта
Нормативно-правовые акты |
Предмет регулирования |
Механизм реализации |
Принципы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (№259-ФЗ от 08 ноября 2007 г.)
|
Отношения, возникающие
при оказании услуг автомобильным
транспортом и городским |
Устанавливает
общие условия перевозок |
Достоверности, законности, полноты отражения информации, эффективности |
2. Федеральный
закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных
дорогах и дорожной деятельност |
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности |
Определение основ функционирования автомобильных дорог; совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности; обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог |
Достоверности, законности, полноты отражения информации, эффективности |
3. Правила перевозок
пассажиров и багажа |
Различные виды перевозок пассажиров и багажа |
Устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, требования к перевозчикам, и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок |
Достоверности, законности, полноты отражения информации, эффективности |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Приказ Ространснадзора от 01.02.2013 №АК-128фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» |
Контроль и надзор в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства на территории Кемеровской области |
Управление осуществляет контрольные функции в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта, дорожного хозяйства за соблюдением законодательства Российской Федерации, а также иные функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации |
Достоверности, законности, полноты отражения информации, прозрачности, эффективности |
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. №848 об утверждении федеральной целевой программы «Развитие транспортный системы России (2010-2015)» |
Транспортная система субъектов Российской Федерации |
Разработка федеральных и региональных целевых программ развития отдельных видов транспорта, направленных на решение отраслевых проблем; активное воздействие на ситуацию с помощью программно-целевого метода управления, предполагающего разработку единой Федеральной целевой программы, направленной на решение проблемы. |
Законности, полноты отражения информации, объективности, эффективности, независимости и гласности |
6. Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 года |
Объекты транспортной региональной инфраструктуры |
Обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. |
Законности, полноты отражения информации, объективности, эффективности, независимости и гласности |
2 |
3 |
4 | |
7. Постановление от 6 мая 2013 г. №192 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.12.2011 №544 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Оптимизация развития транспорта и связи в Кемеровской области» на 2012-2015 годы» |
Транспорт Кемеровской области |
Реализация долгосрочной целевой программы "Оптимизация развития транспорта и связи в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы |
Законности, полноты отражения информации, объективности, эффективности |
8. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.08.2012 №332 «О создании общественного совета в сфере транспорта и связи Кемеровской области» |
Согласование проблемных (спорных) вопросов в деятельности субъектов транспорта и связи Кемеровской области |
Организация эффективного взаимодействия в деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления, общественных организаций, граждан, а также субъектов транспорта и связи при согласовании проблемных (спорных) вопросов в их деятельности. |
Законности, полноты отражения информации, объективности, эффективности |
9. Закон Кемеровской области от 11.07.2008 №72-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом" |
Органы государственной власти Кемеровской области |
Утверждение полномочий для Совета народных депутатов Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области и исполнительного органа государственной власти Кемеровской области |
Законности, полноты отражения информации, объективности, эффективности |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.10.2010 №431 "О размере
вреда, причиняемого |
Транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов |
Возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в соответствии с его масштабом |
Законности, полноты отражения информации, объективности, эффективности |
11. Постановление департамента цен и тарифов Кемеровской области от 19.09.2012 №66 "Об установлении ОАО "Краспригород" тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кемеровской области" |
Тарифы на услуги
по перевозке пассажиров железнодорожным
транспортом в пригородном |
Тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении должны держаться на экономически обоснованном уровне |
Законности, полноты отражения информации, объективности, эффективности |
Из таблицы можно сделать вывод, что существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов власти в сфере транспорта. Основной положительной чертой является то, что нормативная база постоянно совершенствуется и дополняется.
2.3 Анализ состояния и тенденций функционирования и развития транспорта в Кемеровской области
Пассажирский транспорт.
Общий объем транспортной работы, выполняемый пассажирскими транспортными предприятиями, в полной мере удовлетворяет потребности населения в пассажирских перевозках и остается практически неизменным на протяжении последних лет [10].
В перевозке пассажиров лидирует автомобильный транспорт и, прежде всего, в форме автобусного сообщения - 63% от всех пассажирских перевозок. Затем идут: трамвайный (22%), троллейбусный (12%), железнодорожный (2,7%), воздушный и водный транспорт (менее 1%).
За 2011 год предприятиями автомобильного транспорта оказано услуг по перевозке пассажиров на сумму 1900 млн. рублей, что на 236 млн. рублей или на 14,2% больше чем в 2010 году. Количество перевезенных пассажиров составило более 270 млн. человек, в том числе 125 млн. чел. (46,4%) имеющих право на льготный проезд.
Динамика основных показателей деятельности транспорта в Кемеровской области показаны в таблице 6.
Талица 6 – Динамика основных показателей
Год |
2009 |
2010 |
2011 | |||
Показатель |
В % к предыдущему году |
Показатель |
В % к предыдущему году | |||
Железнодорожный транспорт | ||||||
Перевозка грузов, млн.т |
212,6 |
211,7 |
99,6 |
219,5 |
103,7 | |
Грузооборот, млн.т-км |
42992 |
43422 |
101 |
45503 |
104,8 | |
Пассажирооборот, млн.пасс.-км |
1570 |
1398 |
89 |
1365 |
97,6 | |
Автомобильный транспорт | ||||||
Перевозка грузов, млн.т |
71,9 |
71,4 |
99,3 |
60,3 |
84,5 | |
Грузооборот, млн.т-км |
860,6 |
946,6 |
101 |
1038,5 |
109,7 | |
Перевозка пассажиров, млн.чел. |
411,8 |
395,3 |
96 |
390 |
98,7 | |
Пассажирооборот, млн.пасс.-км |
4739 |
4645 |
98 |
4554 |
96,6 | |
Расходы на обновление автопарка, млн. руб. |
290,3 |
305 |
105 |
407,5 |
133,6 |
Из таблицы видно, что в среднем объем перевозок пассажиров снижается и на автомобильном транспорте, и на железнодорожном, а уровень грузоперевозок растет ежегодно на железнодорожном транспорте и снижается на автомобильном. Также ежегодно увеличивается объем средств расходуемых на обновление автопарка.
Несмотря на то, что происходит ежегодное обновление транспортного парка, износ основных фондов организаций транспорта увеличивается стремительными темпами в течении ряда лет. Следовательно, уровень обновления является недостаточным. Степень износа основных фондов представлена в таблице 7 [9].
Таблица 7 – Степень износа основных фондов организаций транспорта в Кемеровской области
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Износ основных фондов транспортных предприятий, % |
29,3 |
32,0 |
34,6 |
36,7 |
42,1 |
44,8 |
Что касается протяженности путей сообщения в 2011 году, то они составляют [9]:
– для железнодорожных путей общего сообщения – 1681 км;
– для автомобильных дорог – 11882 км;
– для трамвайных путей – 141,9 км;
– для троллейбусных линий – 93,9 км;
– для внутренних водных судоходных путей – 517 км.
С целью улучшения качества предоставляемых услуг по перевозке пассажиров департамент транспорта и связи Кемеровской области постоянно работает над развитием маршрутной сети и рациональным распределением автотранспортных средств по маршрутам.
Открытие движения по первой в Сибири высокоскоростной автотрассе Кемерово – Ленинск-Кузнецкий значительно улучшило качество предоставляемых транспортных услуг: не только сократилось время в пути, снизилась стоимость проезда, но и значительно повысилась безопасность пассажирских перевозок. На основании нормирования скоростей движения и обследования дорожных условий по новой трассе скорректированы расписания движения на междугородных маршрутах. Ежедневно по этому участку дороги проходит 180 автобусных рейсов.
В целях улучшения внешнего вида зданий, работы инженерных сетей и коммуникаций, а также повышения качества обслуживания пассажиров:
Информация о работе Региональная политика в сфере транспорта