Региональная политика в сфере транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение сущности транспортной системы, критериев и факторов, влияющих на сущность региональной политики в сфере транспорта;
2) рассмотрение отечественного и зарубежного опыта формирования и реализации региональной политики в сфере транспорта;
3) анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов региональной власти в сфере транспорта;
4) анализ состояния и тенденций функционирования и развития сферы транспорта в Кемеровской области;

Содержание работы

Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 7
1.1 Теоретическая оценка подходов в определении сущности основных понятий: «регион», «региональная политика», «транспорт» 7
1.2 Отечественный и зарубежный опыт формирования и реализации региональной политики в сфере транспорта 12
2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 19
2.1 Описание объекта и предмета исследования 19
2.2 Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов власти Кемеровской области в сфере транспорта 21
2.3 Анализ состояния и тенденций функционирования и развития транспорта в Кемеровской области 25
2.4 Функциональный анализ деятельности региональных органов власти в сфере транспорта 31
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 37
3.1 Концепции мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта в Кемеровской области 37
3.2 Мероприятия по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта в Кемеровской области 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

Курсовой_проект_123.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

В своей работе органы власти, реализующие политику в сфере транспорта руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставами или конституциями субъектов, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Можно выделить некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов  власти Кемеровской области  в сфере транспорта (таблица 5) [7, 8]

Таблица 5 - Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов власти Кемеровской области в сфере транспорта

Нормативно-правовые акты

Предмет регулирования

Механизм реализации

Принципы

1

2

3

4

1. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (№259-ФЗ от 08 ноября 2007 г.) 

 

Отношения, возникающие  при оказании услуг автомобильным  транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Устанавливает общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов, а также общие  условия предоставления услуг пассажирам,  грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, на объектах транспортных инфраструктур

Достоверности, законности, полноты отражения информации, эффективности

2. Федеральный  закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных  дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

Отношения, возникающие  в связи с использованием автомобильных  дорог, в том числе на платной  основе, и осуществлением дорожной деятельности

Определение основ функционирования автомобильных дорог; совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности; обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог

Достоверности, законности, полноты отражения информации, эффективности

3. Правила перевозок  пассажиров и багажа автомобильным  транспортом и городским наземным  электрическим транспортом (Постановление  правительства РФ №112 от 14 февраля  2009 г.) 

Различные виды перевозок пассажиров и багажа

Устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, требования к перевозчикам, и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок

Достоверности, законности, полноты отражения информации, эффективности


 


1

2

3

4

4. Приказ Ространснадзора от 01.02.2013 №АК-128фс

«Об утверждении  Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Кемеровской  области Федеральной службы по надзору  в сфере транспорта»

Контроль и  надзор в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства на территории Кемеровской области

Управление  осуществляет контрольные функции  в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта, дорожного хозяйства за соблюдением законодательства Российской Федерации, а также иные функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации

Достоверности, законности, полноты отражения информации, прозрачности,

эффективности

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. №848 об утверждении федеральной целевой программы «Развитие транспортный системы России (2010-2015)»

Транспортная  система субъектов Российской Федерации

Разработка  федеральных и региональных целевых  программ развития отдельных видов транспорта, направленных на решение отраслевых проблем; активное воздействие на ситуацию с помощью программно-целевого метода управления, предполагающего разработку единой Федеральной целевой программы, направленной на решение проблемы.

Законности, полноты  отражения информации,

объективности, эффективности, независимости и  гласности

6. Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 года

Объекты транспортной региональной инфраструктуры

Обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Законности, полноты  отражения информации,

объективности, эффективности, независимости и гласности


 

 

1

2

3

4

7. Постановление от 6 мая 2013 г. №192 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.12.2011 №544 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Оптимизация развития транспорта и связи в Кемеровской области» на 2012-2015 годы»

Транспорт Кемеровской  области

Реализация  долгосрочной целевой программы "Оптимизация  развития

транспорта  и связи в Кемеровской области"

на 2012 - 2015 годы

Законности, полноты  отражения информации,

объективности, эффективности

8. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.08.2012 №332 «О создании общественного совета в сфере транспорта и связи Кемеровской области»

Согласование  проблемных (спорных) вопросов в деятельности субъектов транспорта и связи Кемеровской области

Организация эффективного взаимодействия в деятельности территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления, общественных организаций, граждан, а также субъектов транспорта и связи при согласовании проблемных (спорных) вопросов в их деятельности.

Законности, полноты  отражения информации,

объективности, эффективности

9. Закон Кемеровской области от 11.07.2008 №72-ОЗ

"О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом"

Органы государственной  власти Кемеровской области

Утверждение полномочий для Совета народных депутатов Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области и исполнительного органа государственной власти Кемеровской области

Законности, полноты  отражения информации,

объективности, эффективности


 


1

2

3

4

10. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.10.2010 №431

"О размере  вреда, причиняемого транспортными  средствами, осуществляющими перевозки  тяжеловесных грузов, при движении  по автомобильным дорогам общего  пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области"

Транспортные  средства, осуществляющие перевозки  тяжеловесных грузов

Возмещение  вреда, причиняемого транспортными  средствами, осуществляющими перевозки  тяжеловесных грузов в соответствии с его масштабом

Законности, полноты  отражения информации,

объективности, эффективности

11. Постановление департамента цен и тарифов Кемеровской области от 19.09.2012 №66 "Об установлении ОАО "Краспригород" тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кемеровской области"

Тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным  транспортом в пригородном сообщении  на территории Кемеровской области

Тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении должны держаться на экономически обоснованном уровне

Законности, полноты  отражения информации,

объективности, эффективности


 

Из таблицы  можно сделать вывод, что существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов власти в сфере транспорта. Основной положительной чертой является то, что нормативная база постоянно совершенствуется и дополняется.

 

 

 

2.3 Анализ состояния и тенденций функционирования и развития транспорта в Кемеровской области

Пассажирский  транспорт.

Общий объем транспортной работы, выполняемый пассажирскими  транспортными предприятиями, в  полной мере удовлетворяет потребности  населения в пассажирских перевозках и остается практически неизменным  на протяжении последних лет [10].

В перевозке  пассажиров лидирует автомобильный  транспорт и, прежде всего, в форме  автобусного сообщения - 63% от всех пассажирских перевозок. Затем идут: трамвайный (22%), троллейбусный (12%), железнодорожный (2,7%), воздушный и водный транспорт (менее 1%).

За 2011 год предприятиями  автомобильного транспорта оказано  услуг по перевозке пассажиров на сумму 1900 млн. рублей, что на 236 млн. рублей  или на 14,2% больше чем в 2010 году. Количество перевезенных пассажиров составило  более 270 млн. человек, в том числе 125 млн. чел. (46,4%) имеющих право на льготный проезд.

Динамика основных показателей деятельности транспорта в Кемеровской области показаны в таблице 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Талица 6 – Динамика основных показателей

Год

2009

2010

2011

       
 

Показатель

В % к предыдущему году

Показатель

В % к предыдущему  году

Железнодорожный транспорт

Перевозка грузов, млн.т

212,6

211,7

99,6

219,5

103,7

Грузооборот, млн.т-км

42992

43422

101

45503

104,8

Пассажирооборот, млн.пасс.-км

1570

1398

89

1365

97,6

Автомобильный транспорт

Перевозка грузов, млн.т 

71,9

71,4

99,3

60,3

84,5

Грузооборот, млн.т-км 

860,6

946,6

101

1038,5

109,7

Перевозка пассажиров, млн.чел. 

411,8

395,3

96

390

98,7

Пассажирооборот, млн.пасс.-км 

4739

4645

98

4554

96,6

Расходы на обновление автопарка, млн. руб.

290,3

305

105

407,5

133,6


 

Из таблицы  видно, что в среднем объем  перевозок пассажиров снижается  и на автомобильном транспорте, и  на железнодорожном, а уровень грузоперевозок растет ежегодно на железнодорожном  транспорте и снижается на автомобильном. Также ежегодно увеличивается объем средств расходуемых на обновление автопарка.

Несмотря на то, что происходит ежегодное обновление транспортного парка, износ основных фондов организаций транспорта увеличивается  стремительными темпами в течении  ряда лет. Следовательно, уровень обновления является недостаточным. Степень износа основных фондов представлена в таблице 7 [9].

Таблица 7 – Степень износа основных фондов организаций транспорта в Кемеровской области

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Износ основных фондов транспортных предприятий, %

29,3

32,0

34,6

36,7

42,1

44,8


 

Что касается протяженности  путей сообщения в 2011 году, то они  составляют [9]:

– для железнодорожных  путей общего сообщения – 1681 км;

– для автомобильных  дорог – 11882 км;

– для трамвайных путей – 141,9 км;

– для троллейбусных  линий – 93,9 км;

– для внутренних водных судоходных путей – 517 км.

С целью улучшения  качества предоставляемых услуг  по перевозке пассажиров  департамент  транспорта и связи Кемеровской  области постоянно работает над развитием маршрутной сети и рациональным распределением автотранспортных средств по маршрутам.

Открытие движения по первой в Сибири высокоскоростной автотрассе Кемерово – Ленинск-Кузнецкий  значительно улучшило качество предоставляемых  транспортных услуг:  не только сократилось время в пути, снизилась стоимость проезда, но и значительно повысилась безопасность пассажирских перевозок. На основании нормирования скоростей движения и обследования дорожных условий по новой трассе скорректированы расписания движения на междугородных маршрутах. Ежедневно по этому участку дороги проходит 180 автобусных рейсов.

В целях улучшения  внешнего вида зданий, работы инженерных сетей и коммуникаций, а также  повышения качества обслуживания пассажиров:

  • введена в эксплуатацию новая автостанция в поселке Тисуль;
  • проведена реконструкция территории Кемеровского автовокзала;
  • капитально отремонтированы Яшкинская, Гурьевская автостанции;
  • установлено ограждение на Таштагольском и Мариинском автовокзалах.

Информация о работе Региональная политика в сфере транспорта