Региональная политика в сфере транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение сущности транспортной системы, критериев и факторов, влияющих на сущность региональной политики в сфере транспорта;
2) рассмотрение отечественного и зарубежного опыта формирования и реализации региональной политики в сфере транспорта;
3) анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов региональной власти в сфере транспорта;
4) анализ состояния и тенденций функционирования и развития сферы транспорта в Кемеровской области;

Содержание работы

Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 7
1.1 Теоретическая оценка подходов в определении сущности основных понятий: «регион», «региональная политика», «транспорт» 7
1.2 Отечественный и зарубежный опыт формирования и реализации региональной политики в сфере транспорта 12
2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 19
2.1 Описание объекта и предмета исследования 19
2.2 Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов власти Кемеровской области в сфере транспорта 21
2.3 Анализ состояния и тенденций функционирования и развития транспорта в Кемеровской области 25
2.4 Функциональный анализ деятельности региональных органов власти в сфере транспорта 31
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 37
3.1 Концепции мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта в Кемеровской области 37
3.2 Мероприятия по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта в Кемеровской области 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

Курсовой_проект_123.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

В санатории  «Белокуриха» оздоровлено 50 работников пассажирских предприятий области на сумму более  1,5 млн. рублей. Для сравнения в 2010 году в санаториях «Белокуриха» и «Борисовский» было оздоровлено 100 работников пассажирских предприятий области на сумму более  2,2 млн. рублей.

Что касается наличия  транспортных средств, то количество грузового  транспорта имеет тенденцию к  постоянному увеличению; пассажирских транспортных средств также становится все больше. А вот трамваев, троллейбусов и специальных автомобилей становится все меньше (постепенное уменьшение количества).

Железнодорожный транспорт.

Кузбасский  регион Западно-Сибирской железной дороги - это мощная транспортная система, не имеющая себе равных в России по отправлению грузов. Она обеспечивает 85 процентов дорожной и 16 процентов общесетевой погрузки всей Российской Федерации. Находясь в самом центре страны, своей работой Кузбасские железнодорожники дают работу остальным 16 железным дорогам России.

В 2011 году в рамках выполнения ежегодного Соглашения о  взаимодействии и сотрудничестве Администрации Кемеровской области с ОАО «РЖД»:

- капитально  отремонтированы железнодорожные  вокзалы, расширены и благоустроены  привокзальные площади на станциях  Калтан и Малиновка; 

- установлен  в городе Калтан памятник-монумент  «Паровоз», с благоустройством прилегающей к памятнику территории;

- построены  и сданы в эксплуатацию шесть  двухквартирный жилых домов на  станциях Сарбала, Малиновка,  Алгаин,  Углерод и 25-квартирный  жилой дом на станции Ерунаково,  при этом 37 семей железнодорожников  на линейных станциях улучшили свои жилищные условия. 

Общий объем  перевозки народнохозяйственных грузов за 2011 год составил  212 млн. тонн, из которых 181 млн. тонн - каменный уголь. Для  этого каждые сутки со станций  Кузбасса отправляется по 7,3 тысячи вагонов с каменным углем. Общий грузооборот при этом составит порядка 44,5 млрд. тонно-километров.

В 2011 году  приобретены  локомотивы, спецтехника, реконструированы и отремонтированы железнодорожные  станции и пути, построены погрузочные  комплексы. Всего освоено 3,4 млрд. рублей инвестиционных средств, вложенных в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Воздушный транспорт.

На территории Кемеровской области действуют  три аэропорта [10]:

1. Международный  аэропорт Кемерово (ООО «Международный  аэропорт Кемерово») имеет статус международного с 1998 года и допущен к обслуживанию международных рейсов. В аэропорту действуют службы пограничного, таможенного, санитарно-карантинного и иммиграционного контроля. Регулярное сообщение организовано по направлению Кемерово – Москва – Кемерово тремя авиакомпаниями ОАО «Авиакомпания «Аэрофлот», ОАО «Авиакомпания «Сибирь» и ОАО «Авиакомпания «Трансаэро».

2. Аэропорт Новокузнецк  (ООО «Аэрокузбасс) имеет статус  международного с 5 апреля 2012 года  и допущен к обслуживанию международных рейсов. Первый международный рейс был осуществлен 14 декабря в Королевство Тайланд. Регулярное сообщение организовано по направлению Новокузнецк – Москва – Новокузнецк двумя авиакомпаниями ОАО «Авиакомпания «Сибирь» и ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии». В скором времени будут налажены авиасообщения ОАО «Авиакомпанией «Аэрофлот».

ООО «Аэрокузбасс» - главный оператор аэропорта, представляет собой единственное в России комплексное  авиапредприятие, включающее в себя авиакомпанию, аэропорт, топливозаправочный комплекс, цех бортового питания, гостиницу, комбинат общественного питания, аэровокзал, автостоянку, амбулаторию, службу авиационной безопасности, аэропорт местных воздушных авиалиний в туристско-рекреационной зоне города Таштагол.

3. Аэропорт Таштагол (ООО «Аэрокузбасс) выполняет функции вертолетной площадки. В настоящее время на аэродроме базируется вертолет Ми-8, который выполняет полеты по государственным контрактам с целью перевозки жителей отдаленных горных поселений, оказанию скорой медицинской помощи, по поиску и спасению пострадавших, выполнению противопаводковых мероприятий, а также выполняет единичные заказные рейсы по доставке туристов на горнолыжный курорт.

В настоящее  время наблюдается тенденция  малого использования воздушного транспорта, а также его развития, особенно с учетом того, что аэропорты являются международными. Отсюда следует, что органы власти мало внимания уделяют развитию воздушного транспорта, необходимо принятие срочных мер по дальнейшему развитию функционирования воздушного транспорта в Кузбассе.

Таким образом, следует отметить следующие тенденции, складывающиеся в сфере транспорта по Кемеровской области:

  • увеличение объемов инвестиций в сферу транспорта;
  • постепенное увеличение доли обновленных транспортных средств;
  • значительное снижение объемов грузооборота и грузовых перевозок;
  • уменьшение объемов пассажирских перевозок;
  • увеличение прибыльности автотранспортных предприятий;
  • повышение уровня износа основных фондов транспортных предприятий;
  • низкий уровень развития и использования воздушного транспорта.

 

 

 

2.4 Функциональный  анализ деятельности региональных  органов власти в сфере транспорта

Закон Кемеровской  области от 28.06.2010 года №82-ОЗ «О разграничении  полномочий между органами государственной  власти Кемеровской области в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом» разграничивает полномочия   между органами  государственной   власти   Кемеровской области в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным  транспортом межмуниципального сообщения [11].

Полномочия  Совета народных депутатов Кемеровской  области в   области организации  транспортного обслуживания населения   автомобильным транспортом межмуниципального  сообщения включают следующие:

1) принятие законов и иных нормативно правовых актов  Кемеровской области  по  развитию  автомобильного   транспорта   межмуниципального сообщения;

2) принимает законы  Кемеровской   области   по   предоставлению перевозчикам пассажиров транспортом общего пользования налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) принимает законы  Кемеровской области о льготном   проезде отдельных категорий граждан транспортом общего пользования;

4) осуществляет иные  полномочия  в соответствии  с действующим законодательством.

Совет народных депутатов является единственным законодательным органом Кемеровской области. Процесс принятия закона начинается с законодательной инициативы, которая может исходить от Губернатора, депутатов Совета народных депутатов, представительных органов местного самоуправления, совета муниципальных образований, далее проект закона через Совет народных депутатов направляется в экспертно-правовое управление (проведение правовой, лингвистической и антикоррупционной экспертизы проектов законов). После этого заместитель председателя совета назначает комитет ответственный за подготовку проекта закона. Комитет выносит одно из следующих решений:

1) о внесении  проекта закона на рассмотрение  сессии Совета народных депутатов  Кемеровской области с предложением его принятии в первом чтении и продолжении работы над ним для рассмотрения его во втором чтении;

2) о внесении  проекта закона на рассмотрение  сессии Совета народных депутатов  Кемеровской области с предложением  его принятии в первом чтении и рассмотрении во втором окончательном чтении (без продолжения работы над ним в виде поправок);

3) о внесении  проекта закона Кемеровской области  на рассмотрении сессии Совета  народных депутатов Кемеровской  области с предложением о его  отклонении.

Далее происходит рассмотрение проекта на сессии (первое и второе чтение), после этого председатель совета направляет законы на подписание Губернатору Кемеровской области. Он подписывает или возвращает при наличии замечаний. После подписания – официальное опубликование.

Полномочия  Коллегии Администрации Кемеровской  области в   соответствии   с   действующим   законодательством   в  сфере  организации  транспортного  обслуживания  населения  автомобильным  транспортом  межмуниципального  сообщения  включают:

1) принимает  нормативные  правовые  акты  в  сфере   организации транспортного   обслуживания   населения   автомобильным   транспортом межмуниципального сообщения;

2) устанавливает  порядок возмещения расходов  в связи с  принятием законов  Кемеровской области о  льготном  проезде отдельных категорий граждан в транспорте  общего   пользования   в   пределах   средств, предусмотренных на  эти цели  законом об   областном   бюджете   на соответствующий финансовый год;

3) определяет  уполномоченный орган государственной власти Кемеровской   области  специальной компетенции, проводящий  политику государственного  регулирования тарифов на перевозку пассажиров  и багажа  автомобильным  транспортом по междугородным внутриобластным и межобластным маршрутам, а также на перевозку пассажиров и багажа всеми видами  общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, за   исключением тарифов на перевозку пассажиров и багажа, осуществляемую    предприятиями,  находящимися  в  муниципальной собственности;

4) определяет   уполномоченный   орган   государственной   власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящий государственную политику в сфере автомобильного транспорта на  территории  Кемеровской области;

5) осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с  действующим законодательством.

В состав Коллегии Администрации Кемеровской области  входит заместитель Губернатора  по промышленности, транспорту и связи. В его полномочия входит:

- осуществление  государственной политики в области транспорта;

- координация деятельности департамента транспорта и связи;

- курирование  деятельности предприятий автомобильного, городского электрического, железнодорожного, воздушного, речного транспорта;

- организация разработки проектов долгосрочных целевых программ, внесение в установленном порядке предложений по их финансированию, привлечение средств федерального бюджета для софинансирования долгосрочных целевых программ.

Региональную  политику в сфере транспорта проводит также Департамент цен и тарифов  Кемеровской области, который осуществляет государственное регулирование [7]:

1) тарифов на  услуги по перевозке пассажиров  и багажа:

- всеми видами  общественного транспорта в городском  и пригородном сообщении (кроме  железнодорожного транспорта);

- автомобильным  транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси;

- речным транспортом  в местном сообщении и на  переправах;

2) тарифов на  перевозки пассажиров и багажа  железнодорожным транспортом в  пригородном сообщении по согласованию  с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;

3) тарифов на  транспортные услуги, оказываемые  на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта;

4) тарифов на  услуги, оказываемые в транспортных терминалах, портах, аэропортах субъектов естественных монополий.

При формировании тарифов учитываются различные  показатели (нормативы экплуатационных  затрат, тарифные коэффициенты в зависимости от класса подвижного состава, заработная плата работников сферы и т.д.).

Предельные  размеры тарифов на расчетный  период для расчета с населением определяются путем применения повышающего (понижающего) коэффициента к предельным размерам тарифов базового периода, утвержденных в соответствии с действующим законодательством. Расчет повышающего коэффициента к действующим тарифам производится путем деления доходной ставки расчетного периода на доходную ставку предшествующего периода. Необходимые доходы за счет сбора выручки с пассажиров в расчетном периоде определяются как разница между общей величиной затрат с учетом рентабельности не более 5 процентов и прогнозной величиной бюджетных средств на компенсацию расходов, связанных с государственным регулированием тарифов.

Исходя из постановления  Коллегии Администрации Кемеровской области от 08 июля 2012 №332 «О создании общественного совета в сфере транспорта и связи Кемеровской области», в целях оптимизации работы предприятий транспорта и связи, обеспечения наиболее высокого качества перевозок и безопасности пассажиров на территории Кемеровской области принято решение о создании общественного совета в сфере транспорта и связи Кемеровской области [11].

Информация о работе Региональная политика в сфере транспорта