Региональная политика в сфере транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение сущности транспортной системы, критериев и факторов, влияющих на сущность региональной политики в сфере транспорта;
2) рассмотрение отечественного и зарубежного опыта формирования и реализации региональной политики в сфере транспорта;
3) анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов региональной власти в сфере транспорта;
4) анализ состояния и тенденций функционирования и развития сферы транспорта в Кемеровской области;

Содержание работы

Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 7
1.1 Теоретическая оценка подходов в определении сущности основных понятий: «регион», «региональная политика», «транспорт» 7
1.2 Отечественный и зарубежный опыт формирования и реализации региональной политики в сфере транспорта 12
2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 19
2.1 Описание объекта и предмета исследования 19
2.2 Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов власти Кемеровской области в сфере транспорта 21
2.3 Анализ состояния и тенденций функционирования и развития транспорта в Кемеровской области 25
2.4 Функциональный анализ деятельности региональных органов власти в сфере транспорта 31
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 37
3.1 Концепции мероприятий по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта в Кемеровской области 37
3.2 Мероприятия по совершенствованию региональной политики в сфере транспорта в Кемеровской области 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

Курсовой_проект_123.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

1.2 Отечественный  и зарубежный опыт формирования  и реализации региональной политики  в сфере транспорта

Исторически сложившаяся  неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование транспортной системы и обусловливает необходимость более полного учета интересов и особенностей отдельных регионов. [3]

Чрезмерные  различия в условиях жизни населения  центра и периферии, различных регионов страны обуславливают необходимость проведения транспортной политики в каждом отдельном регионе. [6]

Существует  тесная взаимосвязь между развитием  транспортной системы и пространственным распределением экономической активности, при этом надежная устойчиво развивающаяся  транспортная система является инструментом, который способен внести существенный вклад в исправление экономического и социального неравенства в развитии регионов.

Реализация региональной транспортной политики должна учитывать принципиальные различия условий транспортной обеспеченности и структуры транспортных балансов различных регионов страны.

Правильный  учет этих различий - обязательное условие  повышения конкурентоспособности  экономики и обеспечения национальной безопасности.

В связи с  этим можно выделить несколько типов  регионов, каждому из которых будет соответствовать своя модель региональной политики.[5]

Для регионов с  развитым потенциалом обрабатывающей промышленности и высокой плотностью населения прогнозируются черты постиндустриальной экономики с ускоренными темпами развития высокотехнологичных производств, сферы обслуживания. В области транспортной инфраструктуры требуется скоординированное развитие конкурирующих коммуникаций различных видов транспорта, повышение пропускной способности существующей дорожной сети, сооружение автодорожных обходов крупнейших городов, в первую очередь - в полосе международных транспортных коридоров, создание сети мультимодальных транспортных терминалов.

Регионы преимущественно  сырьевой направленности и с низкой плотностью населения, особенно северные территории, будут характеризоваться крупными концентрированными потоками энергетических, рудных, лесных и химических грузов, перевозимых на большие расстояния - 4-5 тыс. км, в том числе в значительных объемах на экспорт. В этих регионах актуально решение задачи завершения создания опорной транспортной сети и обеспечения круглогодичного выхода на нее большинства населенных пунктов путем строительства подъездных дорог. Безальтернативность внутреннего водного транспорта и местной авиации в таких районах предполагает принятие специальных мер по их поддержке.

В районах с  развитым агропромышленным комплексом предъявляются повышенные требования к формированию местной автодорожной сети в целях решения задачи по созданию автодорожных подъездов с твердым покрытием ко всем населенным пунктам.

Таким образом, можно сказать, что основой для  формирования транспортной политики в  регионе является его экономико-географическое положение.

Основными средствами реализации транспортной политики являются:

  • прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развития;
  • адресное регулирование (осуществление инвестирования проектов, имеющих большое значение, например, железная дорога, автомагистрали и т.д.).;
  • организация информационной поддержки региона;
  • региональные программы;
  • совершенствование нормативно-правовой базы.

Теперь проанализируем опыт транспортной политики в других государствах. Анализ подходов к разработке транспортной политики стран Европейского сообщества, отдельных индустриально-развитых стран, а также государств Восточной Европы, развивающих в настоящее время рыночные отношения, позволяет сформулировать следующие основные выводы [5].

Правительства большинства развитых стран стремятся  к разработке и реализации единой национальной политики в области транспорта. Цели и принципы реализации транспортной политики различных государств неразрывно связаны с задачами общеэкономического развития, внутри- и внешнеполитическим положением данной страны. Однако, как правило, они формулируются в виде самостоятельного документа программно-политического характера. Во многих странах этот документ одобряется или утверждается высшим законодательным органом, становясь, таким образом, общим ориентиром в вопросах развития транспортной системы для всех органов власти и управления.

Развитые страны Западной Европы, благодаря быстрому развитию процессов политической и  экономической интеграции, при формировании национальной транспортной политики ориентируются, прежде всего, на положения и нормы, сформулированные компетентными международными органами Европейских сообществ. Наиболее существенное влияние на формирование национальной транспортной политики этих стран оказывают следующие общие тенденции Европейской интеграции в области транспорта:

– гармонизация законодательных норм, регламентирующих транспортную деятельность. Переход от системы двухсторонних соглашений в организации перевозок между отдельными государствами к единой нормативно-правовой системе;

– опережающее развитие основных коммуникаций и объектов инфраструктуры транспорта, обеспечивающих трансконтинентальные сообщения;

– обеспечение выполнения единых европейских технических стандартов на автомобильных и железнодорожных магистралях, которые должны войти в общеевропейские транспортные системы;

– перенос центра тяжести на развитие видов транспорта, наиболее благоприятных для окружающей среды (железнодорожный транспорт, водный транспорт, смешанные перевозки с участием этих видов). Ужесточение стандартов в области экологического воздействия транспорта;

– экономическое дерегулирование. Постепенный отказ от системы квот, а также от тарифных и других ограничений, налагаемых на коммерческую деятельность предприятий различных видов транспорта;

– четкое законодательное или договорное закрепление обязательств, принимаемых на себя транспортными предприятиями, имеющими статус общественных перевозчиков.

Программные документы  в области развития национальной транспортной системы, разработанные  в странах со стабильной экономикой, имеющих длительный опыт планирования развития транспортных систем в условиях рынка (США, Германия, Голландия, Канада), характеризуются следующими важными особенностями:

– ярко выраженный комплексный подход к развитию транспортной системы. В последние годы эта особенность связана, прежде всего, со стремлением к развитию перевозок в смешанном сообщении и к целенаправленному переключению за счет экономических стимулов грузо- и пассажиропотоков на те виды транспорта, которые должны иметь приоритетное развитие;

– четкое определение сферы воздействия государства на транспортную систему и его ответственности (развитие ключевых инфраструктурных объектов, развитие общественного транспорта, повышение безопасности и экологической чистоты транспортного комплекса);

– программно-целевой характер мероприятий, намечаемых для реализации основных направлений транспортной политики;

– достаточно подробная оценка отдельных проектов и программ, включаемых в государственные транспортные планы. В частности, достаточно детально оцениваются необходимые для реализации проекта затраты, прямая финансовая отдача, экологический риск реализации проекта, его соответствие приоритетным направлениям транспортной политики;

– обязательная увязка предполагаемого финансирования проектов и программ с гарантированными бюджетными возможностями. Определенная осторожность в оценке результатов проектов и программ, которые должны финансироваться, в основном, из внебюджетных источников;

– законодательное закрепление механизмов государственной поддержки общественного транспорта;

– широкое применение системы дифференцированных налогов и сборов как основного средства стимулирования или ограничения развития тех или иных видов транспортной деятельности.

Для программных  документов в области транспортной политики, вырабатываемой в странах  Восточной Европы, недавно начавших формирование рыночной экономики, характерны следующие особенности:

– стремление к сохранению потенциала транспортной системы в условиях общего спада производства и нехватки финансовых ресурсов;

– намерение обеспечить скорейшую интеграцию национальных транспортных систем в европейскую. Стремление максимально использовать для этого, в первую очередь, выгоды географического положения имеющихся в той или иной стране коммуникаций или объектов транспортной инфраструктуры;

– определение задач формирования рынка транспортных услуг и выработки соответствующего транспортного законодательства как приоритетных при проведении экономической реформы на транспорте.

В таблице 4 представлена сравнительная характеристика моделей транспортной политики в группах стран различных регионов [5].

 

 

 

Таблица 4 – Сравнительная характеристика моделей транспортной политики в группах стран различных регионов

№ п/п

Характеристика  модели

Преимущества

Недостатки

1.

Транспортная  политика развитых стран Западной Европы характеризуется ориентацией на положения и нормы, сформулированные компетентными международными органами Европейских сообществ.

1. Гармонизация  законодательных норм, регламентирующих  транспортную деятельность.

2. Переход от  системы двухсторонних соглашений  в организации перевозок между отдельными государствами к единой нормативно-правовой системе.

2.

Транспортная  политика в странах со стабильной экономикой, имеющих длительный опыт планирования развития транспортных систем в условиях рынка (США, Германия, Голландия, Канада), характеризуется ярко выраженным комплексным подходом к развитию транспортной системы.

1. Четкое определение сферы воздействия государства на транспортную систему и его ответственности.

2. Детальная  оценка необходимых для реализации  включаемых в государственные транспортные планы проектов, затрат, прямой финансовой отдачи, экологического риска реализации проекта, его соответствия приоритетным направлениям транспортной политики.

1. Определенная  осторожность в оценке результатов  проектов и программ, которые  должны финансироваться, в основном, из внебюджетных источников.

3.

Транспортная  политика, вырабатываемая в странах  Восточной Европы, недавно начавших формирование основ рыночной экономики, характеризуется намерением обеспечить скорейшую интеграцию национальных транспортных систем в европейскую.

1. Определение  задач формирования рынка транспортных  услуг и выработки соответствующего  транспортного законодательства  как приоритетных при проведении  экономической реформы на транспорте.

1. Общий спад  производства и нехватка финансовых ресурсов.


Из таблицы  можно увидеть, что указанные особенности чрезвычайно положительно сказываются на экономическом развитии указанных регионов, способствует интеграции и либерализации политического пространства. Большинство из вышеописанных аспектов должны учитываться при формировании основных положений и принципов реализации транспортной политики Российской Федерации в современных условиях.

Таким образом, можно сделать вывод о том,  опыт зарубежных государств довольно обширен. В большинстве западных государств уже сформировались основные принципы транспортной политики, и этот «готовый» опыт с успехом перенимают другие менее развитые государства.

Подводя итог по первой главе, можно сделать вывод  о том, что региональная политика в сфере транспорта является одной из важнейших задач регионального развития, так как она тесно связывает элементы экономики и социальной сферы. Региональная политика в сфере транспорта должна обеспечивать стабильное функционирование транспорта на территории региона для осуществления транспортных услуг в полном объеме и качестве, а также обеспечивать постоянное его развитие и регулирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

2.1 Описание  объекта и предмета исследования

Объектом исследования является сфера транспорта региона (рисунок 1)




 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 –  Сфера транспорта

В сферу транспорта входит множество взаимосвязанных транспортных предприятий и органов власти, вся транспортная инфраструктура, включая, дороги, железнодорожные пути, каналы, транспортные пути, терминалы и т.д., а также сами транспортные средства.

Предметом исследования в данной работе является региональная политика в сфере транспорта. Для  исполнения региональной политики в  сфере транспорта органы власти выполняют целый ряд функций (рисунок 2).

 

 

 

 

 

 

 

 








 

 

 

 

 

Рисунок 2 –  Региональная политика в сфере транспорта

Региональные  органы власти имеют целый комплекс мер и методов для реализации региональной политики.

2.2 Анализ  нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов власти Кемеровской области в сфере транспорта

Информация о работе Региональная политика в сфере транспорта