Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа
Целью работы - является анализ современных демографических процессов ПО Свердловской области.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие "демография", ее задачи, связь с другими науками;
- выявить факторы демографического развития;
- определить, влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию области;
- рассмотреть современные подходы совершенствование демографической ситуации в области.
ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1. Теоретические аспекты демографических процессов в современных условиях 6
1.1. Понятие, предмет, задачи демографии, связь с другими науками, развитие демографических исследований 6
1.2. Факторы демографического развития 14
1.3. Влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию региона 20
глава 2. Анализ современных демографических процессов свердловской области………………………………………………………..27
2.1 Анализ населения по Свердловской области………………………..27
2.2 Анализ трудовых ресурсов по Свердловской области…………30
2.3 Анализ миграционной ситуации по Свердловской области……….33
глава 3. Современные подходы к стабилизации демографической ситуции 39
3.1. Конституционно-правовые основы и важнейшие направления демографической политики Российского государства 39
3.2. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, стимулирования рождаемости и укрепления семьи по Свердловской области………………………………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список использованной литературы……………………50
Мигранты и особенно
их дети относятся к наиболее
уязвимым и социально
В данном
случае хранителем прежних
Перемещение семей имеет
Для обеспечения
более успешного процесса
семьи работника-мигранта, духовного
и нравственного здоровья ее членов в целях создания
вной самосохранительной функций;
2) предсказуемость и определенность
- обеспечение семье работника-мигранта
3) помощь семьям работников мигрантов в решении проблем
долгосрочного характера и создание нормальных условий жизни (гарантированное жилье, образовательные учреждения для детей, медицинское обслуживание и страхование, социальная и правовая защищенность).
Комплекс интеграционных мер по ассимиляции мигрантов и их семей в местное сообщество должен включать информационно-пропагандистскую работу, направленную на формирование толерантного социального климата в регионе. «При разработке механизмов привлечения иммигрантов, необходимо учитывать страны их происхождения, профессиональные, квалификационные и иные характеристики для отбора специалистов. Разработка механизмов управления расселением иммигрантов по территории области должна проходить с учетом комплексной оценки возможностей районов Свердловской области по приему и обустройству мигрантов».
Таблица 2. Динамика доли трудоспособных возрастных когорт (16-59 для мужчин, 16-54 для женщин) в общей численности населения в 1990-2009гг., %
Год |
1990 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
РФ |
56,85 |
59,35 |
60,18 |
60,77 |
61,54 |
62,35 |
62,88 |
63,28 |
63,39 |
63,20 |
62,91 |
УрФО |
57,67 |
60,93 |
61,80 |
62,44 |
63,24 |
64,11 |
64,63 |
64,96 |
64,96 |
64,68 |
64,26 |
Свердловская область |
56,87 |
59,92 |
60,85 |
61,47 |
62,21 |
63,03 |
63,49 |
63,78 |
63,72 |
63,39 |
62,95 |
Атрибутом любого государства
является население, которое составляет
его главнейший ресурс. Поэтому вполне
объяснимо, что ключевые параметры
взаимоотношений между
Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. многонациональным народом России. Это первая конституционная характеристика населения России - многонациональность. Далее Преамбула Конституции РФ прибегает к таким определениям, как человек, народы, предки, нынешние и будущие поколения, часть мирового сообщества. Все это непосредственным образом связано со статусом населения России, с его этническими общностями и воспроизводством. В самом тексте Конституции РФ используются и уже приведенные характеристики населения, и вводят дополнительные, например, гражданин (ст.2), иностранный гражданин и лицо без гражданства (ч.3 ст.62), народ (ч.2 ст.3), инвалиды, пожилые граждане (ч.2 ст.7), население (ч.2 ст.41), люди (ч. З ст.41), дети (ч.2 ст.38), родители (ч.3 ст.38), трудоспособные и нетрудоспособные (ч.3 ст.38), малоимущие (ч. З ст.40), коренные малочисленные народы (ст.69), национальные меньшинства (п. "в" ст.71, п. "б" ст.72), малочисленные этнические общности (п. "м" ст.72) и др.
Конституция России фиксирует
некоторые объективные
Важной объективной
Основным источником формирования
федеральных информационных ресурсов,
касающихся численности и структуры
населения, его распределения по
территории Российской Федерации в
сочетании с социально-
Оценивая современную
демографическую ситуацию в России,
Правительство РФ одобрило Концепцию
демографического развития РФ на период
до 2015 г., разработанную Минтрудом
России, Минздравом России с участием
других федеральных органов
Целями демографического развития России Концепцией названы стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Для достижения данных целей необходимо решить задачи в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни; в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи; в области миграции и расселения.
С целью обеспечения
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:
-укрепление здоровья
детей и подростков, прежде всего
за счет совершенствования
- улучшение репродуктивного
здоровья населения путем
- улучшение здоровья населения
трудоспособного возраста в
- сохранение здоровья
пожилых людей, для которых
наиболее актуально
Для эффективной профилактической
работы необходимы объединение и
координация действий органов государственной
власти всех уровней, общественных объединений,
религиозных и
Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом целесообразно сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействий. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, неновую политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием. (4)
В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников.
В области охраны и укрепления здоровья граждан предусматривается совершенствование организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных целевых программ.
В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения необходимо повысить роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарозамещающие технологии, а также провести структурно-экономические преобразования в сети учреждений здравоохранения.
Органы управления здравоохранением и органы социальной защиты населения Свердловской области реализуют комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам.
Реализация областной
программы профилактики и раннего
выявления онкологических заболеваний
создаст реальные предпосылки для
снижения количества осложнений и смертности
от злокачественных
Особого внимания требуют
соответствующие программы
Мероприятия, направленные
на обеспечение охраны и улучшение
условий труда, проведение аттестации
рабочих мест для выявления и
устранения воздействия на здоровье
работников неблагоприятных факторов,
осуществление сертификационных работ
по охране труда, а также на внедрение
принципов экономической