Региональные особенности демографических процессов и их управление (на примере Свердловской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы - является анализ современных демографических процессов ПО Свердловской области.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие "демография", ее задачи, связь с другими науками;
- выявить факторы демографического развития;
- определить, влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию области;
- рассмотреть современные подходы совершенствование демографической ситуации в области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1. Теоретические аспекты демографических процессов в современных условиях 6
1.1. Понятие, предмет, задачи демографии, связь с другими науками, развитие демографических исследований 6
1.2. Факторы демографического развития 14
1.3. Влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию региона 20
глава 2. Анализ современных демографических процессов свердловской области………………………………………………………..27
2.1 Анализ населения по Свердловской области………………………..27
2.2 Анализ трудовых ресурсов по Свердловской области…………30
2.3 Анализ миграционной ситуации по Свердловской области……….33
глава 3. Современные подходы к стабилизации демографической ситуции 39
3.1. Конституционно-правовые основы и важнейшие направления демографической политики Российского государства 39
3.2. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, стимулирования рождаемости и укрепления семьи по Свердловской области………………………………………………………………………….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список использованной литературы……………………50

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.31 Кб (Скачать файл)

  Мигранты и особенно  их дети относятся к наиболее  уязвимым и социально незащищенным  группам населения. Социальный  статус мигрантов низок - они  слабо вовлечены в жизнь местного  социума, заняты преимущественно  на не престижных тяжелых работах.  Мигранты по-прежнему считаются  «дешевой рабочей силой». Их быт  характеризуется плохими жилищными  условиями. Мигранты находятся  в состоянии непрерывного стресса,  новые условия вызывают у подавляющего  большинства чувство неуверенности,  беспомощности. Отсутствие социального  опыта поведения в новых условиях  приводит к росту заболеваемости  среди данной категории населения,  к психическим расстройствам,  к увеличению риска развития  социально значимых болезней (алкоголизм, наркомания и др.), формированию  девиантного и суицидального  поведения.

      В данном  случае хранителем прежних отношений (в том числе и этнического  характера) и основой приспособления к новой среде является семья, которая выступает одной из самых  эффективных сил, влияющих на становление  личности мигранта и его поведение  в обществе, приобщение к общепринятым морально-культурным ценностям, воспитанию гражданской ответственности. Процесс адаптации семей вынужденных мигрантов к новым условиям осуществляется путем серьезных экономических, социокультурных, психологических изменений. Для многих этнических общин высокая рождаемость может выступать в качестве защитной реакции, т.е. способа сохранить социокультурную и религиозную идентичность.

    Перемещение семей имеет большее по сравнению  с индивидуальной миграцией влияние  на потенциальный рост численности населения, а также на его экономический и социальный состав. Именно семьи трудовых мигрантов, наряду с коренными жителями, должны выступать объектом социальной политики, воздействия со стороны государства, общества, различных социальных институтов. Семьи вынужденных мигрантов в их нестабильном состоянии требуют к себе особого внимания и нуждаются в разносторонней и многоплановой поддержке общества. Ведь все негативные явления, происходящие в семьях данной категории населения, отражаются не только на их членах, но и на детях, растущих в них. Разрушение нормального образа жизни, отсутствие безопасности, сопутствующие факторы жизни вынужденных мигрантов отрицательно сказываются на физическом,

      Для обеспечения  более успешного процесса адаптации  мигрантов необходимы такие меры, которые направлены, в первую  очередь, на создание соответствующих  условий для полноценной жизни  семей мигрантов. В частности,  политика укрепления здоровья  и увеличения продолжительности  жизни должна быть направлена  на занятых мигрантов, включая  систему медицинского страхования,  социальной защиты, особенно, имеющих  многодетные семьи и детей-инвалидов.  Помощь должна носить профилактический  и адресный характер. Профилактическая  работа может включать в себя  три основных компонента:

  1. поддержание  социально-психологической стабильности 

семьи работника-мигранта, духовного  и нравственного здоровья ее  членов в целях создания лучших условий для активизации ее репродукти-

вной самосохранительной функций;

2) предсказуемость  и определенность - обеспечение семье  работника-мигранта материального  благополучия, гарантированной и  оплачиваемой работы. Многие проблемы, которые возникают перед семьей  на новом месте, обусловлены  в первую очередь экономическими трудностями. Уверенность членов семьи в том, что всем необходимым для нормальной жизни они могут себя обеспечить является основой социально-психологического благополучия;

3) помощь  семьям работников   мигрантов    в   решении   проблем 

долгосрочного характера  и создание нормальных условий жизни (гарантированное жилье, образовательные  учреждения для детей, медицинское  обслуживание и страхование, социальная и правовая защищенность).

 Комплекс  интеграционных мер по ассимиляции  мигрантов и их семей в местное сообщество должен включать информационно-пропагандистскую работу, направленную на формирование толерантного социального климата в регионе. «При разработке механизмов привлечения иммигрантов, необходимо учитывать страны их происхождения, профессиональные, квалификационные и иные характеристики для отбора специалистов. Разработка механизмов управления расселением иммигрантов по территории области должна проходить с учетом комплексной оценки возможностей районов Свердловской области по приему и обустройству мигрантов».

Таблица 2. Динамика доли трудоспособных возрастных когорт (16-59 для мужчин, 16-54 для женщин) в общей численности населения в 1990-2009гг., % 

Год

1990

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

РФ

56,85

59,35

60,18

60,77

61,54

62,35

62,88

63,28

63,39

63,20

62,91

УрФО

57,67

60,93

61,80

62,44

63,24

64,11

64,63

64,96

64,96

64,68

64,26

Свердловская  область

56,87

59,92

60,85

61,47

62,21

63,03

63,49

63,78

63,72

63,39

62,95


ГЛАВА 3. Современные подходы к стабилизации демографической ситуции

3.1. Конституционно-правовые  основы и важнейшие направления  демографической политики Российского  государства

 

Атрибутом любого государства  является население, которое составляет его главнейший ресурс. Поэтому вполне объяснимо, что ключевые параметры  взаимоотношений между государством и его населением закреплены в  конституционном порядке.

Конституция Российской Федерации  принята 12 декабря 1993 г. многонациональным  народом России. Это первая конституционная  характеристика населения России - многонациональность. Далее Преамбула  Конституции РФ прибегает к таким  определениям, как человек, народы, предки, нынешние и будущие поколения, часть мирового сообщества. Все это  непосредственным образом связано  со статусом населения России, с  его этническими общностями и  воспроизводством. В самом тексте Конституции РФ используются и уже  приведенные характеристики населения, и вводят дополнительные, например, гражданин (ст.2), иностранный гражданин  и лицо без гражданства (ч.3 ст.62), народ (ч.2 ст.3), инвалиды, пожилые граждане (ч.2 ст.7), население (ч.2 ст.41), люди (ч. З ст.41), дети (ч.2 ст.38), родители (ч.3 ст.38), трудоспособные и нетрудоспособные (ч.3 ст.38), малоимущие (ч. З ст.40), коренные малочисленные народы (ст.69), национальные меньшинства (п. "в" ст.71, п. "б" ст.72), малочисленные этнические общности (п. "м" ст.72) и др.

Конституция России фиксирует  некоторые объективные основания  для структурирования населения  страны. Среди них пол, раса, национальность, возраст, социальная и религиозная  принадлежность, место жительства, имущественное положение и др. (ч.2 ст. 19). Следует особо отметить, что в конституционном порядке  прямо запрещаются любые формы  ограничения прав граждан по вышеназванным  признакам, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29).

Важной объективной характеристикой  любого государства является численность  населения. Данный показатель опосредован  продолжительностью жизни и воспроизводством населения, его миграцией. Государство  может влиять на названные параметры, проводя грамотную демографическую  политику.

Основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры  населения, его распределения по территории Российской Федерации в  сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным  уровнем является Всероссийская  перепись населения, которая представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся  на определенную дату на территории РФ, и проводится на всей территории РФ по единой государственной статистической методологии в целях получения  обобщенных демографических, экономических  и социальных сведений. Такое определение  формализовано Федеральным законом  от 25 января 2002 г. №8-ФЗ "О Всероссийской  переписи населения". (19) Все российская перепись населения проводится не реже чем один раз в десять лет. Организация  Всероссийской переписи населения  в 2002 г. определена Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2002 г. №231. (21)

Оценивая современную  демографическую ситуацию в России, Правительство РФ одобрило Концепцию  демографического развития РФ на период до 2015 г., разработанную Минтрудом  России, Минздравом России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. (4) Концепция  демографического развития РФ представляет собой систему взглядов, принципов  и приоритетов в сфере регулирования  демографических процессов. Она  разработана на основе Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24 "О Концепции  национальной безопасности Российской Федерации". (13)

Целями демографического развития России Концепцией названы  стабилизация численности населения  и формирование предпосылок к  последующему демографическому росту. Для достижения данных целей необходимо решить задачи в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой  продолжительности жизни; в области  стимулирования рождаемости и укрепления семьи; в области миграции и расселения.

3.2. Приоритеты  демографического развития в  области укрепления здоровья  и увеличения продолжительности  жизни населения, стимулирования  рождаемости и укрепления семьи  по Свердловской области

 

С целью обеспечения межведомственного  взаимодействия в вопросах демографической  политики, сохранения здоровья и активного  долголетия населения в Свердловской области реализуются Программа  демографического развития Свердловской области на период до 2025 года («Уральская семья»),

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности  жизни населения определены следующие  приоритеты:

-укрепление здоровья  детей и подростков, прежде всего  за счет совершенствования мероприятий,  направленных на профилактику  травматизма и отравлений, на  борьбу с курением, алкоголизмом  и наркоманией, а также путем  развития физической культуры  и спорта и организации досуга;

- улучшение репродуктивного  здоровья населения путем совершенствования  профилактической и лечебно-диагностической  помощи;

- улучшение здоровья населения  трудоспособного возраста в первую  очередь за счет профилактики  травматизма и отравлений, а также  за счет раннего выявления  и адекватного лечения болезней  системы кровообращения, новообразований  и инфекционных болезней;

- сохранение здоровья  пожилых людей, для которых  наиболее актуально предупреждение  сердечнососудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и  координация действий органов государственной  власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных  организаций по пропаганде здорового  образа жизни и возрождению системы  массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке прежде всего средств массовой информации. Благотворительные акции и инициативы в этой области могут стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом целесообразно сочетание  мер фискальной политики, административных ограничений и информационного  воздействий. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, неновую политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием. (4)

В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая  развитие сети телефонов доверия, совершенствование  деятельности врачей-психиатров, медицинских  психологов, психотерапевтов и социальных работников.

В области охраны и укрепления здоровья граждан предусматривается  совершенствование организации  и развитие государственных и  негосударственных форм оказания населению  специализированной медицинской помощи, включая использование высоких  медицинских технологий, в том  числе в рамках федеральных целевых  программ.

В целях своевременного выявления  заболеваний и эффективного их лечения  необходимо повысить роль первичной  медико-санитарной помощи, развивать  стационарозамещающие технологии, а  также провести структурно-экономические  преобразования в сети учреждений здравоохранения.

Органы управления здравоохранением и органы социальной защиты населения  Свердловской области реализуют  комплексные меры по дальнейшему  развитию психиатрической, наркологической  помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам.

Реализация областной  программы профилактики и раннего  выявления онкологических заболеваний  создаст реальные предпосылки для  снижения количества осложнений и смертности от злокачественных новообразований.

Особого внимания требуют  соответствующие программы обеспечения  ранней диагностики и качественного  лечения нарушений репродуктивного  здоровья населения, прежде всего подростков, развития новых подходов к их гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни.

Мероприятия, направленные на обеспечение охраны и улучшение  условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и  устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ  по охране труда, а также на внедрение  принципов экономической заинтересованности работодателей, предусматривающих  развитие страхования от производственного  травматизма, должны стать действенным  механизмом, обеспечивающим охрану и  укрепление здоровья населения. Законодательство области  должно предусматривать  ответственность работодателей  и других должностных лиц за сокрытие информации о риске для здоровья людей, работающих во вредных и тяжелых  условиях.

Информация о работе Региональные особенности демографических процессов и их управление (на примере Свердловской области)