Региональные особенности демографических процессов и их управление (на примере Свердловской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы - является анализ современных демографических процессов ПО Свердловской области.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие "демография", ее задачи, связь с другими науками;
- выявить факторы демографического развития;
- определить, влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию области;
- рассмотреть современные подходы совершенствование демографической ситуации в области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1. Теоретические аспекты демографических процессов в современных условиях 6
1.1. Понятие, предмет, задачи демографии, связь с другими науками, развитие демографических исследований 6
1.2. Факторы демографического развития 14
1.3. Влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию региона 20
глава 2. Анализ современных демографических процессов свердловской области………………………………………………………..27
2.1 Анализ населения по Свердловской области………………………..27
2.2 Анализ трудовых ресурсов по Свердловской области…………30
2.3 Анализ миграционной ситуации по Свердловской области……….33
глава 3. Современные подходы к стабилизации демографической ситуции 39
3.1. Конституционно-правовые основы и важнейшие направления демографической политики Российского государства 39
3.2. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, стимулирования рождаемости и укрепления семьи по Свердловской области………………………………………………………………………….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список использованной литературы……………………50

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.31 Кб (Скачать файл)

Обеспечение доступности  среды жизнедеятельности для  лиц с ограниченными возможностями  требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования  потенциала инвалидов.

В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий  населения Свердловской области  необходимо развитие новых форм медико-социального  обслуживания, в том числе развитие сети домов ночного пребывания, в  которых предусматривается оказание социально-психологической, юридической  помощи гражданам, находящимся в  трудной жизненной ситуации, не имеющим  места жительства и работы.

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи  определены следующие приоритеты: (4)

- формирование системы  общественных и личностных ценностей,  ориентированных на семью с  двумя детьми и более; 

- повышение материального  благосостояния, уровня и качества  жизни семьи; 

- создание социально-экономических  условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких  детей, включая условия для  самореализации молодежи, в том  числе получение общего и профессионального  образования, работа с достойной  заработной платой, а также возможность  обеспечить семью соответствующими  жилищными условиями; 

- обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих  сочетанию трудовой деятельности, и выполнению семейных обязанностей;

- повышение воспитательного  потенциала семьи; 

- разработка и реализация  стратегии развития доступных  форм семейного обустройства  детей-сирот, в том числе детей-инвалидов. 

Обеспечение условий для  улучшения; материального положения  семей предполагает разработку и  принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение  уровня заработной платы.

В целях обеспечения благоприятных  условий для укрепления семьи  необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношений, а также совершенствование системы  выплаты пособий Гражданам, имеющим  детей, в том числе повышение  размеров, пособий и обеспечение  их адресности. При этом размеры  пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и  ее социального положения.

Поддержка молодых семей  в Свердловской области предполагает улучшение их жилищных условий в  случае рождения ребенка, выделение  безвозмездных субсидий и использование  механизма льготного кредитования.

Также целесообразно в  этой сфере пересмотреть расчет потребительской  корзины беременной женщины. Для  беременной женщины необходимо предусмотреть  дополнительные расходы на увеличения калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы.

Незамедлительно должны быть приняты все возможные меры по изменению информационной, образовательной  политики в части формирования нравственной основы для создания условий укрепления семьи, повышение рождаемости (воспитание уважительного отношения к семейным традициям, семьям, имеющим детей, любви  к детям, ценности человеческой жизни  и т.д.).

О необходимости развития в  Свердловской области ипотечного кредитования жилищного строительства  не приходится говорить. Это позволит не только частично решать очень большую  проблему жилья, в том числе и  для молодых семей, но и может  явиться дополнительным источником рабочих мест, как в строительстве, так и смежных с ним производствах, толчком к их развитию. Необходимо предоставлять дополнительные льготы в оплате нового жилья для семей, предусматривать выделение безвозмездных  субсидий и кредитование молодых  семей с понижающейся кредитной  ставкой в зависимости от числа  детей в семье.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Демографическая ситуация в  стране или регионе характеризуется  несколькими процессами, соотношение  которых определяет численность  населения. На нее влияет общий процент, который складывается из суммы показателей  естественного и механического (миграционного) прироста.

Необходимость учета демографического фактора особенно возрастает в регионах. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, несмотря на определенную тенденцию  сближения демографических процессов  по регионам различия в их показателях  остаются довольно значительными. Это  предполагает осуществление дифференцированной политики не только в экономике и  социальной сфере, но и в области  народонаселения. Во-вторых, регионы  получили большую экономическую  самостоятельность. Если при прежней  системе основные решения экономического и социального характера диктовались  из Центра, то в современных условиях они принимаются региональными  органами власти. Это означает, что  региональные органы власти не только обрели экономические полномочия, но и увеличили ответственность  за социальное и экономическое развитие своего населения. В-третьих, в сфере  народонаселения, особенно в последние  годы, наблюдаются негативные явления, которые нашли свое отражение  во всех составляющих воспроизводства  населения.

Как выяснилось 2012 года впервые  отмечен естественный прирост населения  Свердловской области – 594 человека, а также в области на протяжении ряда лет сокращается естественная убыль населения умерло 40,2 тыс. человек, что на 1,5% ниже уровня аналогичного периода 2011 года.

Спад в экономике повлиял  на экономическую активность населения  Свердловской области. Численность  занятых в экономике с начала 2009 года снизилась на 16,8 тыс. человек  и составила 2076,2 тыс. человек.

Сложившаяся экономическая  ситуация привела к росту напряженности  на рынке труда Свердловской области.

В целом касаясь экономики  области  к концу 2012 года область  должна выйти на среднегодовой  уровень  регистрируемой безработицы – 3,3 процента, довести численность официальных  безработных к концу года до 60 тысяч человек.

   Миграция   в Свердловской области наряду с рождаемостью выступает  источником формирования населения, оказывающим  влияние на ход демографических процессов путем изменения численности и соотношения различных групп населения, преимущественно возрастных когорт с высокой репродуктивной активностью. В 2012 году миграционный прирост составил 6,6-7,3 тыс. человек соответственно.

      Одной из  серьезных проблем в области  миграции для Свердловской области является концентрация мигрантов в крупных городах, где имеются более благоприятные условия для трудовой деятельности и относительно высокий социально-экономический уровень развития.

Сегодня от разрозненных мер, направленных на отдельные социально-демографические  группы, необходимо перейти к комплексной  демографической политике, рассчитанной на длительный период. Это вытекает из того, что демографические процессы тесно переплетаются с экономическими, социальными процессами. Только комплексное  решение проблем может, ускорить успешную реализацию экономических  реформ.

Основными направлениями  демографической политики могут  быть следующие:

- оптимизация рождаемости,  социальная защита материнства  и 

детства;

- укрепления здоровья  населения и увеличения продолжительности 

его жизни;

- повышение устойчивости  брака; 

- социальная поддержка  инвалидов и пенсионеров и  других 

социально уязвимых групп;

- рационализация миграционных  процессов; 

 

Список использованной литературы

 

1. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст.1227.

2. Постановление Правительства  РФ от 21 июня 2002 г. № 453 "О  правительственной комиссии по  миграционной политике" // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст.2596; Постановление Правительства  РФ от 3 июля 1998 г. № 690 "О неотложных  мерах государственной поддержки  переселения адыгов (черкесов) из Автономного края Косово в Республику Адыгея" // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст.3204; Распоряжение Правительства РФ от 9 ноября 2002. № 1549-р о миграционной карте // СЗ РФ. 2002. № 45. Ст.4530.

3. Приказ МВД РФ от 31 мая 2002 г. № 522 "О полномочиях  МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской  Федерации в области миграции" // РГ.11.06. 2002.

4. Распоряжение Правительства  РФ от 24 сентября 2001 г. №1270-Р. О  концепции демографического развития  РФ на период до 2015 года. СЗ  РФ. 2001. № 40. Ст.3873.

5. Собрание законодательства  РФ. 1995. № 27. Ст.2503

6. Собрание законодательства  РФ 1996. №1. Ст.16; 1997. № 46. Ст.5243; 1998. №  26. Ст.3014; 2000 №2. Ст.153

7. Собрание законодательства  РФ 1996. №15. Ст.1627.

8. Собрание законодательства  РФ 1996. №21. Ст.2470.

9. Собрание законодательства  РФ 1996. №25. Ст.3010.

10. Собрание законодательства  РФ 1997. №26. Ст.2956; 1998. №30. Ст.3613; 2000. №33. Ст.3348; №46. Ст.4537.

11. Собрание законодательства  РФ 1998. №31. Ст.3802.

12. Собрание законодательства  РФ 1999. №18. Ст.2202.

13. Собрание законодательства  РФ 2000. №2. Ст.170.

14. Собрание законодательства  РФ 2000. №37. Ст.3712.

15. Собрание законодательства  РФ 2001. №2. Ст.172.

16. Собрание законодательства  РФ 2001. №28. Ст.2943.

17. Собрание законодательства  РФ 2001. №51. Ст.4831; 2002. №30. Ст.3033.

18. Собрание законодательства  РФ 2001. №52 (ч.1). Ст.3033; 2003. №1. Ст.13.

19. Собрание законодательства  РФ 2002. №4. Ст.256.

20. Собрание законодательства  РФ 2002. №6. Ст.578.

21. Собрание законодательства  РФ 2002. №16. Ст.1565

22. Собрание законодательства  РФ 2002. №45. Ст.4530

23. Указ Президента РФ  от 23 февраля 2002 г. № 232 "О  совершенствовании государственного  управления в области миграционной  политике" // СЗ РФ. 2002. № 8. Ст.813; Распоряжение Президента РФ от 10 июля 2002 г. № 328-рп "О продлении  срока деятельности межведомственной  рабочей группы по подготовке  предложений по совершенствованию  миграционного законодательства  Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст.2859.

24. Федеральный закон Российской  Федерации "О внесении изменений  и дополнений в Закон Российской  Федерации "О вынужденных переселенцах" № 202-ФЗ от 28.12.95 Федеральный закон  Российской Федерации "О внесении  и дополнении в Закон РФ. "О  беженцах" РГ.03.07. 1997.

25. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве  Российской Федерации" // Собрание  законодательства РФ (СЗ РФ). 2002. №  22. Ст. 2031.

26. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом  положении иностранных граждан  в Российской Федерации" // СЗ  РФ. 2002. № 30. Ст.3032.

27. Федеральная миграционная  программа на 1998-2000 г. г. Постановление  Правительства РФ от 10.10.97. № 1414. РГ.

28. Борисов В.А. Демография: Учебник для вузов. М., 1999. –  272 с. 

29. Бутов В.И. Демография: Учебник для вузов. Москва. - Ростов-Н/Д, 2003. – 592 с.

30. Валентий Д.И., Кваша  А.Я. Основы демографии. М., "Мысль". 1989. – 286 с.

31. Витновский Г.С., Кочарян  А.В. Вынужденные миграции как  социальная проблема. /Миграция населения.  – М.: институт Социально-экономических  проблем народонаселения, 1992. – 156с. 

32. Владимиров Ф.П. Будем  рожать!: Демография // Российская газета. – 2001. – 3 августа. – С 5.

33. Воробьева О.Д. Миграция  населения. Вып.6: Миграционная политика // Приложение к журналу "Миграция  в России" - М., 2001. – С 8

34. Вынужденная миграция: Научная серия "Международная  миграция населения и России  и современный мир" / Гл. ред.  В.А. Ионцев. _ М.: МАКС Пресс, 2001 Вып.6.

35. Галицин Р.А. Роль  демографического фактора в управлении  социально-экономического региона. // Социально-гуманитарные знания. 2002. - №2. С 70-77.

36. Гундаров И.С. Духовное  неблагополучие и демографическая  катастрофа. // Общественные науки  и современность. – 2001. - №5. –  С.58-65.

37. Демографический еженедельник  России: Cтат. Сб. / Госкомстат России. – М.: 1998.

38. Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2002. – 303 с.

39. Народонаселение: Энциклопедический  словарь. / Гл. ред.Г. Г. Меликьян. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994

40. Обухова О.В. Демографические  факторы и политика // Социально-гуманитарные  знания. 2001. - № 4. С 303-311.

41. Рыбаковский Л.С. Демографическая  безопасность // Безопасность Евразии. - 2003 №3 (13). – С.143-154.

42. Рыбаковский Л.Л. Миграция  населения: прогнозы, факторы, политика. – М.: Наука, 1987. – 187с. 

43. Российский статистический  ежегодник6 стат. Сб. / Госкомстат России. – М., 2000. – 1116 с.

44. Хореев Б.С., Чапек В.Н.  Проблемы изучения миграции населения. - М.: "Мысль", 19978 – 293 с.

45. Численность и миграция  населения Российской Федерации  в 2001 году. - М.: Госкомстат РФ, 2002. – 86с. 

 

 

 

 


Информация о работе Региональные особенности демографических процессов и их управление (на примере Свердловской области)